Церковный календарь
Новости
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-23 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972) 2019-02-22 / russportal Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988) 2019-02-22 / russportal Нормальный Приходскій Уставъ (1971) 2019-02-21 / russportal Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828) 2019-02-21 / russportal Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828) 2019-02-21 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903) 2019-02-21 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899) 2019-02-20 / russportal Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
Духовные журналы Русскаго Зарубежья
«Православная Русь»Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей.
Въ предисловіи къ третьему изданію его сборника стиховъ «Ладонка» А. Павловъ написалъ о немъ: «Иванъ Саволайненъ, финнъ по рожденію» — это правильно, но не совсѣмъ. Дѣдъ Ивана Савина — финскій морякъ Іоханъ Саволайненъ былъ женатъ на русской гречанкѣ, а его сынъ, Иванъ Ивановичъ, отецъ поэта, былъ женатъ на Аннѣ Михайловнѣ Воликъ, по отцу — молдаванкѣ. У Анны Михайловны было пятеро дѣтей отъ перваго брака и трое отъ второго: Иванъ, Николай и Надежда. Въ бояхъ съ большевиками и въ годы краснаго террора погибла вся семья, кромѣ Ивана Ивановича и Ивана. Старшіе братья Михаилъ и Павелъ были разстрѣляны красными. Иванъ узналъ объ этомъ въ плѣну. Юрій Терапіано въ своемъ очеркѣ о Савинѣ пишетъ: «Часовой ЧК’а, чувствовавшій симпатію къ Савину, показалъ ему какъ-то два бумажника, взятыхъ имъ съ разстрѣлянныхъ офицеровъ, съ бумагами и фотографіями. Это были бумажники двухъ его братьевъ, артиллеристовъ, и Савину стоило нечеловѣческихъ усилій воли, чтобы не выдать себя». Братьямъ Иванъ Савинъ посвятилъ стихотвореніе, которое и сейчасъ, 70 лѣтъ спустя, нельзя читать безъ глубокаго волненія. Ты кровь ихъ соберешь по каплѣ, мама,
Какъ пулеметъ на камнѣ ждалъ угрюмо,
Въ 20-30-хъ годахъ бѣлая эмиграція была хорошо знакома съ поэзіей Ивана Савина по сборнику его стиховъ «Ладонка», но проза Ивана Савина, которая печаталась въ разныхъ газетахъ и журналахъ, была менѣе извѣстна широкимъ кругамъ. Жуткая по своему содержанію повѣсть «Правда о 7000 разстрѣлянныхъ», тоже посвященная братьямъ Михаилу и Павлу, будетъ вскорѣ опубликована въ сборникѣ поэзіи и прозы «Только одна жизнь», который готовитъ къ выпуску въ связи съ 60-лѣтіемъ со дня смерти Ивана Савина его вдова Л. В. Сулимовская. Другое стихотвореніе посвящено сестрамъ Нинѣ и Надеждѣ: Одна догорѣла въ Каирѣ,
(Сдѣлаю маленькое поясненіе. Сестра Нина была эвакуирована въ началѣ 1920 года англичанами въ Египетъ. Туда брали въ первую очередь больныхъ и раненыхъ. Все мы (я тоже былъ съ мамой и бабушкой въ Египтѣ) считались «гостями англійскаго короля»). Братья Борисъ и Николай погибли въ бояхъ. Младшему, синему кирасиру, было всего 15 лѣтъ, когда его сразила шальная пуля. Самъ Иванъ Савинъ, заболѣвъ тифомъ, попалъ въ плѣнъ къ краснымъ. Отъ разстрѣла его спасъ попавшій вмѣстѣ съ нимъ въ плѣнъ рядовой уланъ, сказавшій, что они оба были мобилизованы бѣлыми. Въ повѣсти «Плѣнъ» Иванъ Савинъ съ исключительной объективностью пишетъ о красныхъ, и хорошихъ, и плохихъ. Эта повѣсть тоже войдетъ въ юбилейный сборникъ. Оказавшись на свободѣ, Иванъ Савинъ нашелъ своего отца, и оба они, благодаря своему финскому происхожденію, вырвались изъ Россіи. Иванъ Савинъ беззавѣтно любилъ Россію. Въ одномъ стихотвореніи онъ назвалъ себя «Иваномъ, не помнящимъ родства». Ничего плохого онъ въ этомъ не видѣлъ, наоборотъ, онъ считалъ себя русскимъ въ широкомъ смыслѣ этого слова, несмотря на всѣ примѣси крови другихъ народовъ. Свою любовь къ Россіи онъ выразилъ въ томъ же стихотвореніи словами: Ты-ли, Русь,
Выраженія «Иванъ, не помнящій родства» и «сгинуть въ чужеземномъ морѣ» навсегда вошли въ лексиконъ бѣлой эмиграціи. Вся поэзія Ивана Савина о томъ, что волновало эмигрантовъ. Иванъ Савинъ былъ въ плѣну у красныхъ, когда русская армія генерала Врангеля проходила черезъ лагеря Галлиполи, Лемноса, лагерь смерти Чилингиръ и другіе. Для галлиполійцевъ Иванъ Савинъ былъ своимъ. Его поэзія была имъ такъ близка, что они дважды издали его сборникъ «Ладонка» (первое и третье изданіе). Второе изданіе было тайно напечатано мною на ротаторѣ въ лагерѣ «Ди-Пи» Менхегофъ въ 1947 году. Иванъ Савинъ былъ моимъ любимымъ поэтомъ, какъ и моихъ сверстниковъ, родившихся въ Россіи въ годы гражданской войны или даже за границей. Онъ сказалъ когда-то: Я походныя пѣсни, какъ свѣчи,
Послѣ этого наши пѣсни у развѣдческихъ костровъ и въ походахъ получили иной, болѣе глубокій смыслъ. Для насъ, 15-17-лѣтнихъ ребятъ, развѣдчество перестало быть развлеченіемъ, а стало осмысленнымъ служеніемъ Россіи. Свое первое стихотвореніе Иванъ Савинъ написалъ, когда ему было 11 лѣтъ. Его первую статью напечатала губернская газета, когда ему было 15 лѣтъ. Тамъ же публиковались и другіе его разсказы и стихи. Вырвавшись изъ плѣна, еще будучи въ Петроградѣ, Иванъ Савинъ продолжалъ писать стихи, конечно, для себя, а не для совѣтскихъ газетъ. Въ 1922 году Иванъ Савинъ съ отцомъ оказались въ Хельсинки (тогда Гельсингфорсъ), гдѣ получили работу на сахарномъ заводѣ. Иванъ Савинъ сколачивалъ тамъ ящики. Вдова Ивана Савина Людмила Владиміровна Сулимовская такъ описываетъ его появленіе въ Хельсинки: «Придя немного въ себя послѣ всѣхъ мытарствъ, Савинъ сталъ членомъ русской колоніи, предсѣдателемъ кружка молодежи. На очередной вечеринкѣ мы встрѣтились. Высокій брюнетъ, небольшіе мягкіе глаза подъ густыми бровями. Во всей его фигурѣ была необычайная элегантность». 21 ноября 1924 года они поженились. Три послѣднихъ года жизни Ивана Савина, были цѣликомъ посвящены литературному труду. Юрій Терапіано пишетъ: «Иванъ Савинъ хорошо рисовалъ, былъ очень музыкаленъ и прекрасно игралъ на роялѣ. Но главнымъ своимъ дѣломъ онъ считалъ поэзію. Его стихи полны мысли о Россіи, о ея настоящемъ призваніи — быть оплотомъ духовности и правды въ мірѣ, и негодованія по поводу временной побѣды злыхъ силъ, олицетворявшихся въ коммунизмѣ». Иванъ Савинъ прожилъ короткую, но яркую жизнь, оставивъ глубокій слѣдъ въ русской поэзіи. Р. Полчаниновъ.
Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №14 (1346). — 15 (28) Іюля 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 14.
|