Церковный календарь
Новости


2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Понять — непростить (1925)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Личный опытъ (1925)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово на день преп. Онуфрія Великаго (1908)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Серафимъ (Соболевъ). Прот. С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Свящ. Писанія (1936)
2017-06-24 / russportal
Манифестъ о кончинѣ Наслѣдника Престола Вел. Кн. Георгія Александровича (1899)
2017-06-24 / russportal
Высочайшій Манифестъ о рожденіи Великой Княжны Маріи Николаевны (1899)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ нами Богъ! (1975)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Постимся постомъ пріятнымъ..." (1975)
2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 20-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 19-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 26-я (1921)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 25-я (1921)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Сила вѣры, смиренія и неотступности въ молитвѣ (1975)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Пасхальное привѣтствіе св. Владимірской молодежи (1975)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Елены Владиміровны съ Греч. Корол. Николаемъ (1902)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Георгія Михаиловича съ Греч. Корол. Маріею (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православная Русь»

«Православная Русь». — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Выходитъ съ 1928 года два раза въ мѣсяцъ, 1-го и 15-го числа по ст. ст. Первоначальное наименованіе — «Православная Карпатская Русь». Цѣлью этого изданія была борьба за возстановленіе Православія среди завлеченнаго въ унію съ Римомъ населенія Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» начинаетъ разсылаться по всему русскому разсѣянію. У истоковъ ея изданія стоялъ архим. Виталій (Максименко), который еще до смутныхъ временъ 1917 г. былъ извѣстенъ своей издательской дѣятельностью въ Почаевской Успенской Лаврѣ. Первымъ редакторомъ газеты короткое время являлся прот. Всеволодъ Коломацкій, его смѣнилъ іеромонахъ Серафимъ (Ивановъ). Съ 7 января 1935 г. газета стала издаваться подъ наименованіемъ «Православная Русь». Въ іюлѣ 1944 г. выходитъ его послѣдній «европейскій номеръ». Слѣдующій номеръ датированъ 18/31 января 1947 г., адресъ и администрація редакціи значится въ "Russian Holy Trinity Monastery, N. Y.". — Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ: 1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ; 2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей; 3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти; 4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ».

«Православная Русь»

«ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»,
Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей.

№ 15 (1347). — 1 (14) Августа 1987 года.

Мысли о Царствіи Божіемъ, или о Церкви.

«Для меня нѣтъ большей радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ» (3 Іоан. 1, 4).

Разумъ — способность познавать, думать, созерцать и создавать — есть цѣннѣйшее свойство, которымъ Творецъ надѣлилъ человѣка. Давъ разумъ человѣку, Богъ этимъ возвысилъ его надъ всѣми безсловесными животными и сдѣлалъ подобнымъ Себѣ. Познаніе истины — пріобрѣтеніе правильнаго представленія о какомъ-либо предметѣ — есть главнѣйшее стремленіе разума. Безъ знанія истины разумъ пустъ, и невозможенъ для человѣка никакой прогрессъ ни въ физической, ни въ духовной области. Поэтому, разумъ безъ истины все равно, что свѣча безъ огня или рѣка безъ воды.

Къ духовнымъ истинамъ относятся: правильное понятіе о Богѣ и о Его свойствахъ, понятіе о причинѣ и цѣли возникновенія міра и человѣка, о причинѣ зла среди людей, о природѣ и назначеніи человѣка, о духовномъ мірѣ, о цѣли временной человѣческой жизни, о Спасителѣ и о спасеніи человѣка, о томъ, что добро и что зло, о смерти и воскресеніи, о судѣ и о вѣчной жизни, о томъ, какъ преодолѣвать соблазны и преуспѣвать въ добродѣтели, какъ достигать совершенства и т. д.

Богъ, надѣлившій человѣка жаждой познать истину, помогаетъ ему въ осуществленіи этого желанія. Такъ, въ ветхозавѣтное патріархальное время Богъ открывалъ Своимъ избранникамъ самыя элементарныя познанія о Себѣ, о томъ, что правильно и что неправильно. Потомъ, черезъ Моисея и другихъ пророковъ, болѣе подробно раскрылъ людямъ нравственный законъ и какъ имѣющій прійти Мессія спасетъ людей отъ грѣха и смерти. Наконецъ, въ новозавѣтное время Богъ открылъ черезъ Своего Сына истины духовнаго міра въ самомъ полномъ и совершенномъ видѣ. «Законъ данъ чрезъ Моисея, благодать же и истина произошли черезъ Іисуса Христа» — пишетъ евангелистъ Іоаннъ (Іоан. 1, 17). Въ настоящемъ своемъ физическомъ состояніи человѣкъ не способенъ постичь истину глубже, чѣмъ она дана апостоламъ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Это не исключаетъ возможности того, что въ будущей жизни, когда расширится духовный горизонтъ человѣка, онъ сдѣлается способнымъ еще глубже и полнѣе познать истину. Такъ объясняетъ это св. апостолъ Павелъ: «Теперь мы видимъ какъ бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицомъ къ лицу. Теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно, какъ я познанъ (Богомъ)» (1 Кор. 13, 12).

Конечно, Господь Іисусъ Христосъ принесъ истину не для Своихъ современниковъ только, но и для людей всѣхъ временъ. По Его волѣ, истина содержится въ Церкви Духомъ Святымъ до настоящаго времени во всей ея апостольской чистотѣ. Прощаясь со Своими учениками, Христосъ утѣшаетъ ихъ тѣмъ, что на нихъ вскорѣ сойдетъ Духъ Святой, Который еще крѣпче ихъ утвердитъ въ истинѣ. «И Я умолю Отца, и дастъ вамъ другого Утѣшителя, да пребудетъ съ вами во-вѣкъ, — Духъ истины, Котораго міръ не можетъ принять... (Онъ) научитъ васъ всему и напомнитъ вамъ все, что Я говорилъ вамъ... Когда же придетъ Онъ, Духъ истины, то наставитъ васъ на всякую истину» (Іоан. 14, 16. 26; 15, 26). Замѣчательно то, что Христосъ Духа Святого именуетъ «Духомъ истины», давая намъ понять, что истина есть неотъемлемое свойство Третьяго Лица Пресвятой Троицы. Въ противоположность Духу истины, лукавый духъ именуется духомъ или отцомъ лжи потому, что его цѣлью является сѣять ложь и заблужденія среди людей.

Инославные христіане ограничиваютъ религіозную истину содержаніемъ Священнаго Писанія и отрицаютъ истину внѣ Писанія. Такое ограниченіе источника истины неправильно по двумъ причинамъ. Во-первыхъ, апостолы, составляя разныя посланія, не ставили себѣ цѣлью послѣдовательно и полно изложить христіанское ученіе. Въ своихъ посланіяхъ они главнымъ образомъ откликались на возникавшія среди христіанъ недоумѣнія и вопросы или закладывали начатки ученія Христова. «Я питалъ васъ молокомъ, а не твердой пищей, ибо вы были еще не въ силахъ, да и теперь еще не въ силахъ, потому что вы еще плотскіе», писалъ апостолъ Павелъ коринѳянамъ (1 Кор. 3, 2). Вообще же Апостолы предпочитали учить устно. «Многое имѣлъ я писать, но не хочу писать къ тебѣ чернилами и тростью, а надѣюсь скоро увидѣть тебя и поговорить устами къ устамъ» (3 Іоан. 13). Такъ, разговоръ ап. Іоанна Богослова, какъ и большинство апостольскихъ бесѣдъ и наставленій, остались не записанными. Но своимъ преемникамъ, епископамъ, апостолы излагали христіанское ученіе во всей полнотѣ и подробности. Такъ апостолъ Павелъ наставляетъ своего ученика Тимоѳея: «Держись образа здраваго ученія, которое ты слышалъ отъ меня, съ вѣрою и любовію во Христѣ Іисусѣ... И что слышалъ отъ меня при многихъ свидѣтеляхъ, то передай вѣрнымъ людямъ, которые были бы способны и другихъ научить» (2 Тим. 1, 13; 2, 2). Апостольское ученіе въ болѣе полномъ видѣ сохранилось въ преданіи Церкви. Поэтому, содержаніе истины болѣе полно въ Церкви, чѣмъ въ Писаніи. Во-вторыхъ, Священное Писаніе содержитъ въ себѣ словеса Духа Святого. Люди, чуждающіеся благодати Святого Духа, пребывающей въ Церкви, не понимаютъ словъ Его. Они вырываютъ изъ контекста Писанія тѣ мѣста Писанія, которыя подходятъ къ ихъ предвзятымъ идеямъ и игнорируютъ тѣ, которыя противорѣчатъ ихъ заблужденіямъ. Поэтому и получается, что у инославныхъ существуетъ столько ученій, сколько учителей.

Произвольное обращеніе сектантами съ словомъ Божіимъ привело къ тому, что многіе люди нашего времени стали скептически относиться къ самому понятію истины. Умонастроеніе такихъ скептиковъ первый выразилъ Понтійскій Пилатъ, который, услышавъ отъ Христа объ истинѣ, съ ироніей спросилъ: «Что есть истина?», и перевелъ разговоръ на другую тему, не дожидаясь отвѣта. Но мы вѣримъ въ существованіе истины въ Церкви потому, что въ ней дѣйствуетъ Тотъ же Духъ истины, Который училъ апостоловъ истинѣ.

Какъ исторія показала, ни отдѣльные епископы, ни даже соборы, ни, конечно, народъ не обладаютъ непогрѣшимостью въ вопросахъ вѣры. Непогрѣшимость въ вопросахъ вѣры и морали дана Церкви въ ея цѣломъ, въ ея соборной гармоніи епископовъ, духовенства и всѣхъ православныхъ вѣрующихъ. Церковь въ своей совокупности составляетъ тѣло Христово, а Господь Іисусъ Христосъ — ея Глава. О безупречной чистотѣ ученія Церкви свидѣтельствуетъ апостолъ Павелъ: «Мужья, любите своихъ женъ, какъ и Христосъ возлюбилъ Церковь и предалъ Себя за нее, чтобы представить ее Себѣ славною Церковью, не имѣющей пятна, или порока, или чего-либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5, 25-27). Поэтому Церковь и именуется «столпомъ и утвержденіемъ истины» (1 Тим. 3, 15).

Иногда и инославные проповѣдники говорятъ кое-что правильно. Въ данномъ случаѣ, они сѣятъ крупицы духовнаго свѣта, позаимствованныя ими у Церкви. Какъ свѣтъ, освѣщающій землю имѣетъ одинъ источникъ — солнце, такъ и всякая отдѣльная истина, независимо отъ того, кто ее говоритъ, есть частица того же духовнаго свѣта, исходящаго отъ ученія Церкви. Печальнымъ является то, что неправославные къ частицамъ свѣта Христова, примѣшиваютъ частицы собственной человѣческой (а иногда и діавольской) тьмы.

Истина пребываетъ въ Церкви не какъ отъ древности унаслѣдованный мертвый кладъ, но какъ вѣчно животворящая сила. Разныя эпохи, культуры и жизненныя условія выдвигали передъ людьми свои специфическія проблемы. Церковь, водимая Духомъ истины, откликается на эти новыя проблемы и даетъ своимъ чадамъ правильное духовное руководство. Подобно тому, какъ большое дерево во время своего роста, мѣняя свой внѣшній видъ, сохраняетъ свою сущность, такъ и ученіе Церкви: оно всегда ново и свѣже въ своей внѣшней словесной формѣ, но въ своей сущности одно.

Познаніе истины во всей ея полнотѣ не есть единичный волевой актъ, но процессъ, который совершается одновременно съ умственнымъ и духовнымъ развитіемъ самого человѣка. Евангельская истина возвѣщена не только для просвѣщенія ума, но преимущественно съ цѣлью помочь человѣку стать лучше. Когда истина, усвоенная умомъ, руководитъ волей человѣка, тогда она именуется правдой, праведностью: «Блаженны алчущіе и жаждущіе правды». «Ищите же прежде всего Царствія Божія и правды Его», повелѣваетъ намъ Спаситель (Матѳ. 6, 33).

Ученіе Христово чрезвычайно богато въ своемъ содержаніи. Оно руководитъ мыслями и волей человѣка на всѣхъ степеняхъ его соціальнаго положенія и духовнаго развитія. Оно примѣнимо и къ рабамъ и свободнымъ, къ монахамъ и къ людямъ семейнымъ, къ ученымъ и простецамъ, къ рабочимъ и царямъ. Грѣшникамъ оно показываетъ путь къ покаянію и исправленію; труждающимся и обремененнымъ заботами даетъ правильное направленіе и укрѣпленіе силъ; стремящимся къ совершенству — духовную мудрость и освящающую благодать. О цѣли усвоенія истины Господь говоритъ такъ: «Если пребудете въ словѣ Моемъ, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными» (Іоан. 8, 32). Свобода отъ мрака заблужденія и рабства страстямъ — вотъ подлинная свобода, которая дается всѣмъ возлюбившимъ истину.

Прот. Александръ Милеантъ.       

Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №15 (1347). — 1 (14) Августа 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 8-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.