Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православная Русь»

«Православная Русь». — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Выходитъ съ 1928 года два раза въ мѣсяцъ, 1-го и 15-го числа по ст. ст. Первоначальное наименованіе — «Православная Карпатская Русь». Цѣлью этого изданія была борьба за возстановленіе Православія среди завлеченнаго въ унію съ Римомъ населенія Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» начинаетъ разсылаться по всему русскому разсѣянію. У истоковъ ея изданія стоялъ архим. Виталій (Максименко), который еще до смутныхъ временъ 1917 г. былъ извѣстенъ своей издательской дѣятельностью въ Почаевской Успенской Лаврѣ. Первымъ редакторомъ газеты короткое время являлся прот. Всеволодъ Коломацкій, его смѣнилъ іеромонахъ Серафимъ (Ивановъ). Съ 7 января 1935 г. газета стала издаваться подъ наименованіемъ «Православная Русь». Въ іюлѣ 1944 г. выходитъ его послѣдній «европейскій номеръ». Слѣдующій номеръ датированъ 18/31 января 1947 г., адресъ и администрація редакціи значится въ "Russian Holy Trinity Monastery, N. Y.". — Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ: 1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ; 2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей; 3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти; 4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ».

«Православная Русь»

«ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»,
Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей.

№ 15 (1347). — 1 (14) Августа 1987 года.

О храмѣ и о литургіи.
(Изъ твореній святителя Симеона, митрополита Солунскаго) [1].

И не только Самъ совершилъ сіе священнодѣйствіе, но и заповѣдалъ совершать его до скончанія вѣка, потому что сказалъ: «сіе творите въ Мое воспоминаніе». И дѣйствительно, Онъ Самъ вполнѣ пріобщился плоти и крови и явился, подобно намъ, человѣкомъ, будучи неизмѣннымъ Божествомъ; а чтобы насъ сдѣлать причастниками Своей Божественности, Онъ Божественнымъ образомъ совершилъ то, что, будучи вездѣсущимъ по Своему всемогуществу, Божественною Своею силою присутствуя въ хлѣбѣ, который мы вкушаемъ, и въ винѣ, которое пьемъ, претворяетъ хлѣбъ въ Свое Тѣло и вино въ Свою Кровь. Чрезъ это Онъ соединяется съ нами и, какъ Солнце правды, сообщаетъ намъ свѣтъ соотвѣтственно степени чистоты нашихъ душъ. Но дѣйствуетъ не просто, какъ солнце, которое только бросаетъ лучи; нѣтъ. Онъ очищаетъ въ насъ все нечистое и дѣлаетъ насъ способными къ принятію Божественнаго свѣта.

Поскольку такъ велико таинство священнодѣйствія и такова цѣль воплощенія Спасителя, — чрезъ которое мы дѣлаемся причастными Божеству и сами богами по благодати, то Церковь и прилагаетъ объ этомъ самое тщательное и благочестивое попеченіе. Она совершаетъ въ литургіи то, что установлено съ самаго ея начала, и посредствомъ символовъ внушаетъ истины, превышающія всѣ усилія ума человѣческаго.

Эти видимые образцы Богослуженія изумляютъ всякаго, но не всякій самъ собою можетъ постигать смыслъ ихъ. Многіе находятся въ недоумѣніи то касательно того, то другого предмета и желаютъ знать ихъ причины. Дѣйствительно, совершаемое въ литургіи выше всякаго понятія; не только человѣческій, но и ангельскій умъ не въ состояніи постигнуть и объяснить, какъ Богъ воплощается, какъ мы входимъ съ Нимъ въ общеніе и, вообще, какъ происходитъ то, что Церковь проповѣдуетъ и совершаетъ. Однако же Богъ не совершенно оставилъ насъ безъ разумѣнія Его дѣйствій, но далъ намъ средства столько, сколько намъ возможно изслѣдовать, узнавать, понимать ихъ, потому что они совершились для насъ. Такимъ образомъ, и я, малѣйшій по духу и смиренный, вамъ, которые имѣете о мнѣ хорошее мнѣніе, передаю съ любовію то, что почерпнулъ у св. отцовъ. Потому что у насъ ничего нѣтъ новаго, но мы какъ «Символъ вѣры» сохранили все въ томъ видѣ, въ какомъ оно дошло до насъ отъ первобытныхъ временъ. Мы совершаемъ священнодѣйствіе точь-въ-точь такъ, какъ заповѣдалъ Самъ Спаситель, какъ установили апостолы и отцы Церкви.

Господь священнодѣйствовалъ съ учениками, преломивъ хлѣбъ и подавъ имъ чашу. Такъ и теперь Церковь совершаетъ священнодѣйствіе: архіерей или іерей подаютъ хлѣбъ и чашу другимъ священнодѣйствующимъ съ ними. О семъ самомъ свидѣтельствуетъ и преемникъ апостоловъ святой Діонисій Ареопагитъ, уча совершать Божественную литургію, какъ и мы нынѣ священнодѣйствуемъ, и богоглаголивые учители св. Великій Василій и св. Іоаннъ Златоустъ, изложивъ пространнѣйшій чинъ священнодѣйствія, не иначе установили совершать службу, но такъ, какъ наша Церковь всегда содержитъ. Это ясно доказываютъ ихъ молитвы, произносимыя при совершеніи Евхаристіи, которыми означаются входъ первый и второй и прочія части Божественной службы.

По опредѣленію отцовъ Церкви, въ храмъ, и особенно въ алтарь, изъ благоговѣнія къ нимъ, не должны входить всѣ. Оглашенныхъ они, очевидно, повелѣвали высылать изъ храма. А святой Амвросій не только изъ алтаря, но и изъ храма удалилъ императора Ѳеодосія. Святой Григорій Двоесловъ утверждаетъ, что не только литургію надъ хлѣбомъ кваснымъ должно совершать, но и святые храмы повелѣваетъ въ особенномъ имѣть почтеніи, такъ что строго запрещаетъ погребать въ нихъ тѣла усопшихъ.

Исидоръ Пелусіотъ, древнѣйшій изъ святыхъ отцовъ, учитель Церкви, во многихъ своихъ посланіяхъ такъ же точно объясняетъ чинъ нашей литургіи. Согласно съ ними, премудрый въ Божественныхъ умозрѣніяхъ Максимъ Исповѣдникъ подробно излагаетъ каждое таинственное дѣйстівіе литургіи, которую Вселенская Церковь совершаетъ, и каждому дѣйствію, бываемому въ чиноположеніи ея, показываетъ причины. Изъ этихъ и другихъ богомудрыхъ отцовъ, прежде насъ тщательно занимавшихся изъясненіемъ Таинствъ Церкви, своими изысканіями избравъ все, что можетъ быть въ писаніяхъ ихъ полезно для нашей цѣли, я пишу для васъ, надѣясь на помощь благодати Божіей.

Во-первыхъ, начнемъ говорить о храмѣ, ибо онъ есть орудіе священнодѣйствія, равно какъ и священникъ; іерей священнодѣйствуетъ, а храмъ заключаеть въ себѣ алтарь. Посему объ обоихъ и говорить надобно.

Хотя храмъ устраивается изъ вещества, но его осѣняетъ высшая благодать. Онъ освящается таинственными молитвами архіерея, помазуется мѵромъ Божественнымъ и весь дѣлается селеніемъ верховнаго Существа. Посему не всѣмъ позволено входить во всѣ части его, но иныя мѣста опредѣлены священнымъ лицамъ, а иныя мірянамъ. Двойственное сіе раздѣленіе храма на входный и невходный прообразуетъ: 1) Христа, въ двухъ существахъ, какъ Бога и какъ человѣка; изъ нихъ первое, то-есть Божество, невидимо, второе, то-есть человѣчество, видимо; 2) прообразуетъ человѣка, состоящаго изъ души и тѣла; 3) живописуетъ таинство Святой Троицы, Которая, будучи неприступна по существу, открывается въ Промыслѣ и силахъ природы; 4) Прообразуетъ міръ видимый и невидимый; 5) или лучше сказать, только міръ видимый. Алтарь есть образъ неба; храмъ же — божественный символъ земли.

Еще храмъ раздѣляется на три части: на алтарь, церковь и притворъ. Сіи три части прообразуютъ: 1) Святую Троицу, 2) чиноначалія горнихъ силъ, на три іерархіи раздѣляющихся, и 3) самый народъ благочестивый, на три разряда раздѣляющійся, а именно: священниковъ, вѣрныхъ и оглашенныхъ. Сей образъ Божественнаго храма представляетъ намъ собою еще и то, что на землѣ, что на небесахъ и что превыше небесъ. Притворъ соотвѣтствуетъ землѣ, церковь — небу, а святѣйшій алтарь — тому, что выше неба.

Божественный храмъ посредствомъ страшнаго жертвенника, то-есть святого престола, прообразуетъ Самого Бога. Поэтому престолъ и называется Святая святыхъ, сѣдалищемъ Божіимъ, мѣстомъ Его успокоенія, очистилищемъ грѣховъ всего міра, алтаремъ высочайшаго жертвоприношенія, гробомъ Христовымъ и селеніемъ Его славы. Подъ именемъ завѣсы вокругъ престола находящейся, разумѣется небесная скинія подлѣ престола Божія, гдѣ обитаютъ лики ангеловъ и покоятся праведники. Преградами же означается различіе между чувственными и духовными предметами.

На четырехъ углахъ трапезы, или престола, лежитъ четырьмя концами священная ткань; этимъ знаменуется, что Церковь составилась изъ племенъ всѣхъ концовъ міра. На четырехъ углахъ написаны имена четырехъ евангелистовъ, потому что чрезъ нихъ образовался составъ Церкви и Евангеліе распространилось по всему міру.

Кромѣ сего, трапеза имѣетъ на себѣ еще нижнюю одежду, называемую срачица, сверхъ же нея верхнее благолѣпное одѣяніе, ибо Трапеза есть и гробъ, и престолъ Іисуса Христа. Поэтому подъ срачицей разумѣется Плащаница, которою обвито было Тѣло Его, а подъ верхнимъ облаченіемъ — ризы присносущной Его славы; это явствуетъ и изъ псалма, при облаченіи престола во время освященія храма возглашаемаго: «Господь воцарися, въ лѣпоту облечеся».

Священная Трапеза дѣлается изъ камня, ибо знаменуетъ Христа, Который во Священномъ Писаніи нарицается Камнемъ, какъ основаніе наше и главная опора, Камень краеугольный, Котораго прообразованіемъ былъ древній камень, источившій Израилю воду въ пустыни, но намъ, новоизбранному Израилю, нынѣ точитъ Этотъ Камень не воду естественную, но рѣки жизни вѣчной, животворящую Кровь Слова. Горнее мѣсто прообразуетъ воплощенное Слово, сидящее одесную Отца на небесахъ. Прочія же сѣдалища, по обѣимъ его сторонамъ нисходящія, означаютъ чины достоинства священныхъ лицъ и безплотныхъ силъ. Священникъ служитъ образомъ Самого Іисуса Христа, Котораго прообразуетъ и священное Евангеліе среди Божественнаго престола. Крестъ же, лежащій близъ св. Евангелія, означаетъ смерть Его.

Подъ святою Трапезою полагаются святыя мощи мучениковъ, потому что онѣ сопутствуютъ Христу, великому Свидѣтелю небеснаго Отца. Алтарю Церкви онѣ служатъ основаніемъ, ибо Церковь основана Кровію Христа и мучениковъ. Мѵромъ Божественнымъ помазуется Трапеза, потому что исполнена чудныхъ силъ Духа и имѣетъ мѵро живое, на себѣ священнодѣйствуемое. Покровами сверху облекается и украшается Трапеза, потому что не всѣмъ видимо и понятно совершаемое на ней. Она дѣлается возвышенною и украшается, потому что есть престолъ Бога живого. Чины, имѣющіе власть входить въ алтарь, это премірныя силы; куреніе ѳиміама, начинающееся отъ святаго престола, значитъ нисходящую и благоухающую благодать Духа Святого. Зажигаемые свѣтильники — никогда неоскудѣвающее въ святыхъ просвѣщеніе Духа. Все это прообразуется алтаремъ.

Всею же церковію означается: 1) сей дольній обитаемый міръ или 2) нами зримое небо, ибо, когда возсылаемъ молитвы, стоя предъ церковію, почитаемъ ее небомъ и вмѣстѣ Раемъ Эдемскимъ; потому въ нѣкоторыхъ святыхъ обителяхъ во время совершенія молебныхъ пѣній внѣ церкви отдѣляютъ храмъ завѣсами, и снимаютъ ихъ при вступленіи во внутренность церкви. Этимъ означается, что Сынъ Божій благоволилъ сойти къ намъ и, средостѣніе преграды разрушивъ и умиротворивъ насъ, возвелъ на небо. По этой же причинѣ не имѣютъ дерзновенія вступать въ него впавшіе въ тяжкія преступленія. И самый торжественный чинъ освященія храма представляетъ намъ его таинственнымъ небомъ и Церковью первородныхъ; когда же внутри церкви мы совершаемъ страшное болѣе всѣхъ таинствъ священнодѣйствіе литургіи, тогда алтарь бываетъ намъ небомъ, церковь же означаетъ землю: въ нее всѣ стекаются и составляютъ молитвенное славословіе.

Предъ алтаремъ противъ царскихъ вратъ находящійся амвонъ знаменуетъ камень, отваленный отъ Гроба Христова, съ котораго священники и діаконы, по образу ангела, благовѣстившаго Воскресеніе Спасителя, проповѣдуютъ Божественное Евангеліе, діаконы во время литургіи, а іерей на утрени вмѣстѣ съ прочими утренними молитвословіями. Красота церкви означаетъ красоту созданія; горящія на возвышенномъ, среди церковнаго свода висящемъ паникадилѣ свѣчи — лучезарныя звѣзды, а куполъ его — небесную твердь. Чрезъ елей изображаемъ милость Бога нашего на насъ, обильно изливаемую; чрезъ воскъ, составленный изъ многочисленныхъ цвѣтовъ, наше всецѣлое и всеобщее приношеніе Богу; чрезъ ѳиміамъ, или ладанъ, — Божественную любовь, которая на всѣхъ простирается, означаемъ же чрезъ него благоуханіе Духа Святого.

Священники, начинающіе божественныя пѣснопѣнія внутри алтаря, прообразуютъ первыя чиноначалія духовныхъ силъ, вокругъ престола славы Божіей стоящихъ; діаконы, чтецы и лики, божественные псалмы и священныя писанія по чиноположенію возглашающіе, знаменуютъ средніе лики небесныхъ чиновъ. Народъ же, весь утвержденный въ правовѣріи, усердно внимающій пѣснопѣвцамъ, ожидающій себѣ отъ Бога милости, представляетъ нижній чинъ горнихъ силъ. Поэтому съ ними не должны стоять преступники или люди неправославные, потому что нѣтъ ничего общаго между свѣтомъ и тьмою. Но если кто обратился къ Свѣту, то можетъ быть безпрепятственно принятъ вообще къ сынамъ Свѣта. Эти то Таинства прообразуются божественнымъ храмомъ, но могутъ быть еще и другія многія значенія открыты тѣми, кто получаютъ отъ Бога силу разумѣнія.

Священникъ во Священномъ Писаніи называется ангеломъ Господа Вседержителя, 1) какъ проповѣдникъ Божественныхъ Его повелѣній и 2) какъ ревностный исполнитель Его воли. Прообразуетъ и Самого Іисуса Христа, ибо чрезъ рукоположеніе воспріялъ онъ власть Его и силу, но выше него есть архіерей, который сидитъ на сѣдалищѣ Христовомъ и полную власть имѣетъ, по Писанію, вязать и рѣшить, ибо онъ преемникъ апостоловъ. Потому, нося на себѣ образъ Христа, когда предпріемлетъ совершить Божественное священнодѣйствіе литургіи, облекается одеждами, имѣющими смыслъ духовный и таинственныя значенія содержащими. О семъ будемъ теперь, по возможности нашей, говорить, но начнемъ нѣсколько выше.

Лица, въ алтарѣ рукополагаемыя, раздѣляются на три степени: на епископовъ, пресвитеровъ и діаконовъ. Первые изъ нихъ, то-есть епископы, именуются просвѣтителями, какъ имѣющіе власть раздавать Божественный свѣтъ. Ибо всѣ отъ рукъ ихъ пріемлютъ печать рукоположенія: священники, діаконы и клирики. Они совершаютъ освященіе храмовъ, крещеніе, мѵропомазаніе. Отъ изобилія ихъ благодатныхъ даровъ, какъ отъ источника Свѣта, истекаетъ на весь народъ оставленіе грѣховъ, общеніе Таинствъ. Вторые, то-есть пресвитеры, называются совершителями, какъ только получившіе совершенную благодать къ совершенію Божественныхъ Таинствъ. Хотя іерей креститъ и священнодѣйствуетъ, но не рукополагаетъ и не можетъ произвести іереевъ или въ другія должности. Діаконы же называются служителями, такъ какъ проходятъ должность служителей. Они безъ священника ничего не могутъ дѣлать, что означаетъ послѣдній ангельскій чинъ.

Изъ сихъ священныхъ лицъ каждый облекается въ одежды, сану своему приличествующія. Діаконь въ такія, которыя означаютъ ангельскій чинъ, пресвитеръ же какъ въ эти, потому что былъ предварительно запечатлѣнъ благодатію діаконства, такъ и въ тѣ, которыми знаменуется благодать, данная ему къ совершенію Таинствъ; къ числу такихъ принадлежитъ епитрахиль. Но архіереи облекаются во всѣ эти одежды и сверхъ этого еще надѣваютъ на себя омофоръ, при помощи котораго прообразуетъ онъ воплощеннаго Сына Божія.

Епископъ облекается, во-первыхъ, въ стихарь, который знаменуетъ свѣтоносную ангельскую ризу. Безплотныя существа многократно являлись въ свѣтлыхъ одеждахъ. Такъ, напримѣръ, ангелъ явился на гробѣ Спасителя въ свѣтлой одеждѣ. Кромѣ того, стихарь знаменуетъ еще чистоту и напорочность священнаго сана, почему духовныя лица удостоиваются такой благодати, — это каждый изъ священнослужителей явно выражаетъ. И облекаясь въ эту одежду, говоритъ: «да возрадуется душа моя о Господѣ! Облече бо мя въ ризу спасенія».

Діаконъ, прообразуя (какъ выше сказано) чинъ ангела, кромѣ упомянутаго облаченія, носитъ еще на лѣвомъ плечѣ повѣшенный орарь, который, будучи распростертъ какъ крыло, изображаетъ невещественное и духовное ангельскихъ силъ существо. И потому, подражая херувимамъ, предъ величіемъ славы Господней лица свои закрывающимъ во время Божественной литургіи, когда хочетъ приступить ко Святому Причащенію, препоясывается ораремъ крестообразно. На орарѣ начертаны слова: «Святъ, Святъ, Святъ». Эти слова указывають на служебный чинъ ангельскихъ духовъ. Въ архіерейскомъ стихарѣ есть такъ называемыя рѣки или источники. Они означаютъ въ немъ высшій даръ — давать поученія. И ангелы не всѣ равны, но между ними преимущественнѣйшіе и ближайшіе къ престолу Божіей славы суть учители нижнихъ чиновъ; источниками же называются, по слову Самого Спасителя во св. Евангеліи говорящаго: «Иже вѣруетъ въ Мя, рѣки истекутъ изъ чрева его воды живы»; то же самое означаютъ и на архіерейской мантіи находящіеся источники. Скрижали, сверхъ источниковъ на ней возлежащія, суть образъ ветхой и новой благодати; онѣ показываютъ, что учитель Церкви долженъ заимствовать и почерпать свое ученіе изъ обоихъ завѣтовъ. Всѣ эти таинства означаетъ и стихарь.

Епитрахиль означаетъ благодать Духа Святого, ниспосылаемую свыше, потому, какъ самъ епископъ, такъ и іерей, возлагая ее на главу, говоритъ: «Благословенъ Богъ, изливаяй благодать Свою на священниковъ Своихъ». Посему каждый пресвитеръ, приступая къ совершенію какого-либо священнодѣйствія, долженъ возлагать ее на свою шею.

Поясъ означаетъ служеніе Спасителя нашего, которое совершилъ Онъ во плоти Своей и которое еще обѣтовалъ оказать намъ и въ будущемъ вѣкѣ, ибо въ Евангеліи говоритъ, что «препояшется Онъ и возлещи ихъ сотворитъ и приступивъ, послужитъ имъ». Кромѣ сего таинства, поясъ — прообразуетъ еще крѣпость и державу Божественной силы, укрѣпляющей священнослужителей въ прохожденіи и непорочномъ исполненіи ихъ служенія. «Благословенъ Богъ, — возглашаетъ іерей, — препоясуяй мя силою». На поясѣ архіерей носитъ набедренникъ, который прообразуетъ собою 1) побѣду, данную намъ надъ смертью, 2) нетлѣніе нашего естества, и 3) какъ величіе Божественнаго ополченія, такъ и свирѣпость лукаваго духа, потому и имѣетъ видъ меча, и привѣшивается на бедрѣ при чреслахъ, въ которыхъ, какъ говорятъ, заключается вся человѣческая крѣпость. Это подтверждаютъ и изреченія, при возложеніи его возглашаемыя: «препояши мечъ твой по бедрѣ твоей, сильне!»

Пóручи означаютъ 1) всемогущество силы Христовой, 2) то, что Онъ на Тайной Вечери собственными руками принесъ въ жертву Богу Отцу Свое Тѣло и Кровь. Такой смыслъ заключается и въ словахъ, при возложеніи ихъ произносимыхъ: «Десница Твоя, Господи, прославися въ крѣпости», и: «руцѣ Твои сотвористѣ мя и создастѣ мя», и 3) Нѣкоторые толкователи поручамъ даютъ знаменованіе узъ Спасителя нашего, которыми связаны были пречистыя Его руки, когда Его вели со двора архіереева къ Пилату въ преторъ.

Священный фелонь прообразуетъ собою свыше подаваемую силу Святого Духа, а еще болье ту хламиду, въ которую былъ облеченъ Спаситель, преданный поруганію, потому и имѣетъ видъ вретища и безъ рукавовъ, но яснѣе сей образъ хламиды представляетъ саккосъ, который носятъ первенствующіе архіереи. Это же изображаетъ и фелонь, испещренный весь крестами и называемый многокрестникомъ, въ который облачаются прочіе архіереи, для изображенія Страстей Спасителя. Онъ же знаменуетъ и Того, Который крестомъ и страданіями исполнилъ вѣчную правду и, сокрушивъ мучителя міродержца, даровалъ намъ истинную свободу. Потому при возложеніи фелони говорится: «священницы Твои, Господи, облекутся въ правду, и преподобніи Твои радостію возрадуются». И дѣйствительно, правда черезъ крестъ даровала намъ радость.

Такими одеждами облекается священникъ (исключая одинъ только набедренникъ) и діаконъ, и таковы, по нашему разумѣнію, таинственныя ихъ значенія. Но іерархъ возлагаетъ на себя и набедренникъ, и прочія одежды, и чрезъ то имѣетъ бóльшую предъ всѣми священнослужителями благодать. Болѣе же всего святительскій характеръ архіерея отличается отъ всѣхъ прочихъ возлагаемымъ омофоромъ священнымъ, истканнымъ изъ вóлны, которымъ онъ облекается и спереди, и сзади по раменамъ. Этимъ означается отъ Дѣвы вочеловѣченіе Слова Божія. Потому онъ дѣлается изъ вóлны, что прообразуетъ 1) заблудшее овча, которое подъялъ Спаситель на рамо Свое, а это овча есть наше естество; 2) Самъ Онъ былъ нареченъ Агнцемъ, за насъ закланнымъ; такое значеніе подтверждается и самыми возгласами при возложеніи его на плечи. Это нужно понимать о священной одеждѣ. «На рамо, Христе, заблудшее взявъ естество, вознесшійся къ Богу Отцу привелъ еси».

Восточные архіереи и іереи съ открытою головою совершаютъ Божественную литургію, исключая одного только Александрійскаго Патріарха. Это дѣлаютъ они не по недостатку уваженія, но потому, что съ этимъ соединяется высшій Божественный смыслъ. Апостолъ Павелъ называетъ Іисуса Христа — Главою, а насъ членами, и потому повелѣваетъ намъ, изъ уваженія къ Главѣ, молиться съ открытыми головами. Къ тому же, какъ священникъ принимаетъ рукоположеніе съ открытою головою, то такъ же съ открытою головою долженъ и молиться, и священнодѣйствовать, архіерей же, тѣмъ болѣе, потому что при рукоположеніи его на голову ему кладется Евангеліе, слова, данныя намъ Богомъ.

Примѣчаніе:
[1] Митрополитъ Ѳессалонитскій Симеонъ родился и воспитывался въ городѣ Солуни, или Ѳессалоникахъ. По окончаніи ученія, еще въ молодыхъ лѣтахъ, поступилъ въ монашество. Необыкновеннымъ умомъ и добродѣтельною жизнью своею онъ заслужилъ общее уваженіе между своими соотечественниками и въ 1406 году, по единодушному желанію гражданъ, былъ возведенъ въ санъ Солунскаго Митрополита. Кромѣ того, что онъ своимъ мудрымъ управленіемъ и подвигами благочестія имѣлъ благотворное вліяніе на свою паству, Греція обязана ему его патріотическому мужеству. Когда турецкій султанъ Амуратъ осаждалъ Солунь, святитель Симеонъ, несмотря ни на какія угрозы его, не совѣтовалъ сдаваться. Жители города послушались своего архипастыря, и непріятель долженъ былъ отступить. Въ 1428 году ревностный и смѣлый защитникъ своего отечества скончался. Амуратъ снова приступилъ къ городу. Не подкрѣпляемые болѣе ни примѣромъ, ни воодушевленными рѣчами Симеона, слабодушные жители сдались и городъ былъ разграбленъ и разрушенъ. — Церковь празднуетъ память святителя Симеона въ недѣлю Православія. — Онъ написалъ много сочиненій, среди нихъ и «Книгу о храмѣ и объясненіе литургіи». Это твореніе онъ составилъ изъ разныхъ мѣстъ св. отцовъ для благочестивыхъ жителей Кипра.

Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №15 (1347). — 1 (14) Августа 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 13-16.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.