Церковный календарь
Новости


2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 18-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 17-я (1921)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 4-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Свщмч. Ѳеодоръ (Поздѣевскій). «Смыслъ христіан. подвига». Часть 3-я (1911)
2017-03-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ пятокъ 4-й недѣли (1894)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православный Путь»

«Православный Путь» — церковно-богословско-философскій сборникъ РПЦЗ. Ежегодное приложеніе къ журналу «Православная Русь». Первоначально издавался въ 1939-1940 гг. братствомъ преп. Іова Почаевскаго въ Ладомірово на Карпатской Руси какъ «органъ строго-православной, богословской и церковно-общественной мысли» (изъ Опред. Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 1/14 февраля 1939 г.). Принять участіе въ новомъ изданіи изъявили желаніе нѣсколько архипастырей РПЦЗ: еп. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Серафимъ (Соболевъ), еп. Серафимъ (Ляде), еп. Димитрій (Вознесенскій), а также архим. Іустинъ (Поповичъ), графъ Ю. П. Граббе, и нѣсколько извѣстныхъ профессоровъ-эмигрантовъ. Послѣ 1940 г. послѣдовалъ перерывъ, вызванный II-й Міровой войной и переѣздомъ братства въ США, гдѣ въ 1950 г. и было возобновлено изданіе «Православнаго пути», уже какъ ежегоднаго церковно-богословско-философскаго приложенія къ журналу «Православная Русь». Здѣсь среди авторовъ сборника необходимо упомянуть архіеп. Аверкія (Таушева), протопр. Михаила Помазанскаго, проф. И. М. Андреевскаго (Андреева), историка Н. Д. Тальберга и архим. Константина (Зайцева) — многолѣтняго редактора «Православнаго пути» джорданвилльскаго періода. Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «дать болѣе углубленное понятіе о томъ, что есть Православіе; изъяснить Истину, открываемую Православной Церковью; истолковать основныя проблемы, ставимыя современностью; раскрыть лживость соблазновъ, отводящихъ насъ отъ Истины; укрѣпить богословскую культуру церковно-мыслящаго Русскаго Зарубежья — вообще все то, что способно помочь не сбиваться съ Православнаго Пути, а все больше утверждаться на немъ».

«Православный Путь»

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ»,
Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ.

Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1989 годъ.

В. Вященко.
Богатырь и святой Илья Муромецъ.

Въ этихъ же народныхъ былинахъ сохранился дышащій правдою характеръ каждаго богатыря: добрый, но скорый на расправу Добрыня Никитичъ. Онъ не щадитъ врага, его мечь не имѣетъ усталости. Смѣлъ, дерзокъ и ловокъ, отличается буйнымъ духомъ и Алеша Поповичъ. Но врага онъ побѣждаетъ не такъ силой, какъ хитростью. Отъ нихъ отличается предводитель богатырей Илья Муромецъ. Онъ кротокъ и миренъ. Никому не наноситъ обиды напрасно, милостивъ къ врагу и не проливаетъ напрасно кровь. Онъ только защитникъ родины.

Такъ различно и само происхожденіе богатырей: Добрыня Никитичъ знатнаго славянскаго рода. Онъ дядя или племянникъ самого великаго князя Владиміра. Алеша Поповичъ — сынъ ростовскаго протоіерея. Только Илья Муромецъ простого крестьянскаго рода, онъ — сынъ земли и въ землѣ черпаетъ свою силу.

Насколько извѣстны былины и прочія сказанія народнаго эпоса, настолько мало извѣстно, что всѣ эти богатыри существовали реально, даже одинъ изъ нихъ причисленъ къ лику святыхъ Православной Церковью. Его мощи сохранились и по сей день, какъ его гробъ огромная дубовая колода, которую показываютъ экскурсантамъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ.

И въ именно этомъ году 19 декабря 1989 года исполняется 800 лѣтъ со дня кончины преподобнаго Ильи Муромца, какъ его именуетъ Церковь. Посему хочется этими скромными словами отмѣтить юбилей.

Въ лѣтописяхъ и вообще въ документахъ первыхъ столѣтій по крещеніи Руси объ Ильѣ Муромцѣ ничего нѣтъ. Единственнымъ источникомъ для его біографіи являются былины. Къ сожалѣнію былины принято считать даже въ кругахъ близкихъ къ наукѣ, какъ своего рода сказки — смѣсь историческихъ событій и вымысла отдѣльныхъ лицъ. На дѣлѣ это не такъ. Болѣе ста лѣтъ былины тщательно изучаются учеными. Наукѣ извѣстно, что русскіе богатыри вполнѣ реальныя историческія личности. Академикъ Рыбаковъ въ своей книгѣ «Древняя Русь», получившей премію, расшифровалъ болѣе 30 былинныхъ персонажей. Былины являются необычайно цѣнными историческими документами. Такъ, напримѣръ, ученый Д. С. Лихачевъ пишетъ: «Древне русская литература не знала вымышленныхъ героевъ. Въ древнихъ повѣстяхъ всегда дѣйствовали историческія лица, описывались историческія событія, даже если авторъ вносилъ въ свое повѣствованіе чудесное, фантастическое. Это не былъ сознательный вымыселъ, потому что самъ писатель и читатели вѣрили въ правдивость написаннаго».

Однако, нѣсколько словъ о самомъ Ильѣ Муромцѣ.

Преподобный Илья Муромецъ родился въ селѣ Карачаровѣ недалеко отъ древняго города Мурома. Многіе считаютъ, что отъ этого города и пошло названіе Ильи Муромца. Это не такъ, скорѣе что Илья Муромецъ далъ названіе этому городу. Учеными установлено, что эпитетъ Ильи означаетъ не мѣсто откуда онъ родомъ, а его профессію. Муръ въ русскомъ языкѣ означаетъ «земля», или «камень», или «стѣна». Муровлянинъ означаетъ умѣющій дѣлать камни-изразцы. Отсюда пошло и названіе городу-крѣпости на Окѣ.

Народное преданіе сохранило не только мѣсто рожденія Ильи Муромца, но и имя его отца Ивана Тимоѳеевича. Онъ единственный изо всѣхъ богатырей крестьянскаго происхожденія, посему и дана ему сила земли самая большая духовная и тѣлесная.

Особенно интересно что до 30 лѣтъ преп. Илья былъ боленъ и не могъ ходить. «Въ славномъ городѣ во Муромѣ, въ селѣ было Карачаровѣ, сиднемъ сидѣлъ Илья Муромецъ, крестьянскій сынъ. Сиднемъ сидѣлъ цѣло тридцать лѣтъ», читаемъ мы въ былинахъ. Эти тридцать лѣтъ безъ движенія воспитали въ немъ великое терпѣніе, смиреніе и кротость, покорность Богу. Надо полагать, что избранность преп. Ильи была опредѣлена свыше. Такъ оттуда послано было и исцѣленіе. Былины разсказываютъ, что къ его дому подошли въ одинъ день двѣ «калѣки перехожія». По современной терминологіи это были странники, нищіи. Но по тѣмъ временамъ это были благочестивые странники, надѣленные силой исцѣлять больныхъ.

Они повелѣли Ильѣ встать и открыть имъ двери:

                        «Ай же ты Илья Муромецъ крестьянскій сынъ
                        Отворяй каликамъ ворота широкія
                        Пусти-ка каликъ къ себѣ въ домъ»

Илья объясняетъ, что не можетъ встать уже 30 лѣтъ и въ отвѣтъ на это пришельцы повелѣваютъ ему опять встать. Только по глубокой вѣрѣ могъ послушаться повелѣнія калѣкъ Илья — всталъ. Калѣки велятъ ему выпить «питія медвянаго», но передъ этимъ они «крестъ кладутъ по писанному, поклонъ ведутъ по чтенному». Понялъ Илья что это не обыкновенные калѣки, особенно когда почувствовалъ въ себѣ «силушку великую». Калѣки предсказали и будущее:

                        «Будешь ты великій богатырь
                        И смерть тебѣ на бою не писана.
                        Бейся, ратися со всякимъ богатыремъ
                        И со всею поленницею удалою»

Калѣки повелѣваютъ купить коня и ѣхать въ міръ. Силу и здоровье получилъ Илья такимъ образомъ уже въ зрѣломъ возрастѣ. Но онъ не возгордился этимъ: разсказавъ о чудесномъ исцѣленіи родителямъ онъ сталъ собираться въ дорогу на подвигъ.

Видимо и самъ Илья и его родители были глубоко вѣрующими людьми. Они безприкословно отпустили его въ дорогу, дали благословеніе и завѣтъ не проливать крови христіанской. И, дѣйствительно, мы видимъ что во всѣхъ бояхъ и дѣйствіяхъ цѣлью Ильи была защита отечества и возстановленіе справедливости, а не мірская слава.

Илья отправляется на подвигъ. То были неспокойныя времена: было не мало враговъ внѣшнихъ и враговъ внутреннихъ. Печенѣги, половцы хотящіе пограбить Кіевскую Русь. Внутренніе разбойники, остатки язычества и вольницы. Илья ѣдетъ въ Кіевъ въ столицу гдѣ сидитъ князь, вокругъ котораго объединяются земли и который только можетъ возглавить борьбу съ врагами отечества.

Первое испытаніе для Ильи начинается въ дорогѣ: дорога преграждается разбойниками. Илья показываетъ имъ силу разщепивъ стрѣлой дубъ и они съ поклономъ пропускаютъ его. Другую преграду — Соловья-разбойника уже подъ Кіевомъ Илья беретъ въ плѣнъ и привозитъ князю.

Князь каждому пріѣхавшему къ нему богатырю предлагаетъ садиться, гдѣ онъ хочетъ, не по сословному признаку. Илья молится на образъ, кланяется князю и княгинѣ и всѣмъ на четыре стороны, равный какъ равному. Почетъ получилъ Илья не за сословіе, а за его дѣла, т. к. стало извѣстно, что онъ плѣнилъ разбойника и очистилъ дорогу въ Кіевъ.

Въ былинахъ въ этомъ мѣстѣ существуютъ нѣкоторыя разногласія. По части былинъ пріѣзжаетъ Илья къ великому князю Владиміру Красному солнышку. Этимъ самымъ былины смѣшали двухъ князей: просвѣтителя Руси Владиміра и его потомка Владиміра Мономаха. Общее у этихъ двухъ князей не только имя Владиміръ, что означаетъ владыка примиренія, но ихъ дѣла. Оба были собирателями Руси, оба несли просвѣщеніе народу, оба показали образъ христіанскаго государства, оба хранили страну отъ набѣговъ враговъ.

Илья пріѣзжаетъ не къ равноапостольному князю Владиміру, а къ Владиміру Мономаху жившему съ 1053 по 1125 годъ.

Это видно изъ того, что въ тѣ времена уже въ Ростовѣ былъ соборъ, гдѣ служилъ отецъ Алеши Поповича, видно изъ того, что отпуская на путь къ князю родители Ильи Муромца дали ему благословеніе по христіански — видно изъ того, что за столомъ у великаго князя Илья Муромецъ нашелъ уже владыку Черниговскаго. Все это могло быть только при Владимірѣ Мономахѣ, а не Владимірѣ святомъ когда только начиналась христіанизація Руси. За столомъ у князя Владиміра были представлены, какъ пишутъ былины, земли Великій Галичъ, Ростовъ, Рязань, Муромъ, Кіевъ — все это могло быть только при Владимірѣ Мономахѣ.

Такимъ образомъ служба Ильи Муромца это была служба при Владимірѣ Мономахѣ. Вокругъ этого князя собираются богатыри, желающіе постоять за свою землю. Ихъ предводителемъ-атаманомъ становится Илья Муромецъ. Это понятно. Богатыри были молоды, а Илья по тому времени уже въ зрѣломъ возрастѣ. Всѣ былины называютъ его старымъ казакомъ. Кромѣ того уже передъ пріѣздомъ къ князю Владиміру онъ выявилъ себя борцомъ противъ разбойниковъ. Собираются вокругъ Ильи не только богатыри, но и ратная дружина, т. е. народное, ополченіе. Благодаря Ильѣ и его ратнымъ людямъ, борьба съ половцами была перенесена далеко за границы кіевскаго государства. Лѣтописи сообщаютъ, напримѣръ, какъ дружины князя Владиміра загнали войско хана Шарукановича за «желѣзныя врата» на Кавказѣ, какъ пили воду изъ Дона, доходили до Азовскаго моря и даже загнали половцевъ за Волгу. Въ этомъ и заслуги Ильи Муромца никогда не знавшаго пораженія, какъ ему предсказали въ свое время «калѣки перехожія».

Несмотря на такіе военные успѣхи Илья Муромецъ остался по прежнему крестьянскимъ сыномъ. Успѣхи не вскружили ему голову. Онъ остался и далѣе простымъ милостивымъ воиномъ.

Причиной этому былъ не только самъ Илья, но и его князь Владиміръ Мономахъ. Это былъ благородный, милостивый и справедливый князь, которому Божіимъ Промысломъ былъ посланъ богатырь Илья Муромецъ. Съ княземъ у послѣдняго очевидно были добрыя и теплыя отношенія. Илья Муромецъ называетъ всегда его «Ласковый князь». Это и понятно если прочесть оставшіеся документы отъ Владиміра Мономаха, особенно его поученіе къ дѣтямъ.

«Я худой, дѣдомъ своимъ Ярославомъ, нареченный въ крещеніи Василіемъ русскимъ именемъ Владиміръ, отцомъ возлюбленнымъ и матерью своею изъ рода Мономаховъ соблюдалъ людей своихъ отъ всѣхъ бѣдъ. Прежде всего имѣйте въ душѣ своей Бога и страхъ Божій въ сердцѣ своемъ и милостыню подавайте неоскудную — это начало всякаго добра».

Мономахъ завѣщаетъ своимъ дѣтямъ усердно трудиться и не давать сильнымъ губить слабаго человѣка, ни праваго, ни виноватаго не убивать, больныхъ навѣстить, покойника проводить, не пропустить человѣка не сказавъ ему добраго слова.

При такомъ князѣ Илья Муромецъ былъ на мѣстѣ. Въ «Разсказахъ о своей жизни» Мономахъ перечисляетъ свои походы: «Всего походовъ было 80 и три великихъ, а мелкихъ не запомню», пишетъ Мономахъ. И во всѣхъ этихъ походахъ, очевидно, были богатыри и Илья Муромецъ ихъ «старый казакъ-атаманъ».

Для полной картины облика Ильи Муромца необходимо привести хотя бы два примѣра довольно необычайные для того кроваваго и жестокаго времени. Когда Калина-царь, очевидно половецкій, подошелъ къ Кіеву и угрожалъ взять его, Илья Муромецъ долго уговаривалъ его и просилъ уйти добровольно и не проливать человѣческой крови. И когда этотъ Калинъ-царь потерпѣлъ пораженіе и былъ приведенъ къ князю Владиміру, то послѣдній также не погубилъ его.

                        «И говорилъ ему Калинъ царь да таки слова:
                        Ай же ты Владиміръ князь да стольно Кіевскій,
                        Не сруби мнѣ да буйной головы.
                        Мы напишемъ помежъ нами записи великія
                        Буду тебѣ платить дани вѣкъ и по вѣку».

Вторично «Збутъ королевичъ» родственникъ «того короля Задонскаго» встрѣтился съ Ильей Муромцемъ на полѣ битвы и пустилъ ему въ грудь стрѣлу. Стрѣла не принесла вреда. И когда королевичъ попалъ въ руки Ильи послѣдній не убилъ его, какъ тогда было принято, а отпустилъ его съ миромъ.

                        «Поѣзжай, — говоритъ Илья Муромецъ, — поѣзжай
                        Поѣзжай Збутъ королевичъ младъ ты
                        Ко своей государынѣ матушкѣ
                        Кабы ты попалъ на русскихъ богатырей
                        Не отпустили бы они тебя живого съ Кіева».

Какъ и въ первомъ, такъ и во второмъ случаѣ Илья — человѣкъ милостивый, не проливаетъ напрасно крови даже и вражеской.

Это одинаковыя черты характера Ильи и его князя Владиміра. Дожилъ Илья Муромецъ до глубокой старости. Было бы логично думать что человѣкъ, которому князь Владиміръ довѣрилъ возглавлять свою дружину былъ бы отмѣченъ въ лѣтописи. Но въ лѣтописи имени Ильи Муромца нѣтъ. Очевидно его скромность и не желаніе славы способствовали этому. Извѣстно только что въ концѣ своей жизни, пошелъ Илья Муромецъ въ монастырь и принялъ монашескій постригъ. Намъ совершенно не извѣстна его жизнь и подвиги въ монастырѣ, равно какъ его монашеское имя. Извѣстно только, что черезъ столѣтія были обрѣтены его нетлѣнныя останки — мощи, что очевидно является доказательствомъ его святой праведной жизни и его подвиговъ.

Но въ историческихъ документахъ уже послѣ смерти имя Ильи Муромца нашлось. Найденнаго въ прошломъ вѣкѣ, въ запискахъ Эриха Ласоты. На рубежѣ XVI-XVII столѣтія онъ былъ посланъ германскимъ императоромъ съ дипломатическимъ порученіемъ къ запорожцамъ и по дорогѣ заѣзжалъ въ Кіевъ. Въ кіевскомъ соборѣ святой Софіи видѣлъ онъ особый богатырскій предѣлъ съ гробницей Ильи Муромца. Особый богатырскій предѣлъ, это была честь для боярина неслыханная. Однако въ запискахъ Ласоты Илья былъ названъ не Муромцемъ, а Муровлинымъ. Это очевидно потому, что для укрѣпленія кіевскаго государства на его границахъ были построены во времена Ильи Муромца каменныя крѣпости, возможно что послѣдній принималъ участіе въ ихъ строительствѣ отсюда и названіе, какъ указывали мы выше, отъ стариннаго русскаго слова камень-крѣпость — муръ.

Сохранилось въ запискахъ и другое свидѣтельство. Московскій священникъ Іоаннъ Лукьяновъ въ своемъ «Путешествіи во Святую Землю» въ XVII-мъ вѣкѣ пишетъ: «Пріидохомъ въ Антоніеву пещеру (въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ) и ту видѣхомъ храбраго воина Илью Муромца въ нетлѣніи, подъ покровомъ златымъ, ростомъ яко нынѣшнихъ крупныхъ людей, рука у него лѣвая пробита копіемъ, язва на ней знать, а правая рука изображаетъ крестное знаменіе». Не случайно лѣвая рука осталась символомъ воина бывшаго въ сраженіяхъ, правая же о подвигѣ монаха.

Правая рука преподобнаго Ильи Муромца, вошла глубоко въ церковную исторію. Правая рука въ святыхъ мощахъ, изображаетъ собою трехперстное крестное знаменіе. Она была однимъ изъ рѣшающихъ аргументовъ Русской Православной Церкви въ борьбѣ противъ старообрядцевъ, доказывающихъ, что крестное знаменіе испоконъ вѣковъ было двухперстнымъ.

Какъ мы уже указывали, скончался преп. Илья 19 декабря по старому стилю 1189 года, т. е. восемь вѣковъ назадъ. Однако, его свѣтлый нравственный образъ, отраженный въ былинахъ, и до сихъ поръ близокъ сердцу каждаго православнаго человѣка. Да только-ли православнаго! Его милосердіе, справедливость, мирный нравъ и другія христіанскія качества, и до сихъ поръ близки каждому человѣку, и будутъ очевидно близкими и нашему потомству.

Источникъ: «Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1989 годъ. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1990. — С. 63-70.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.