Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православный Путь»

«Православный Путь» — церковно-богословско-философскій сборникъ РПЦЗ. Ежегодное приложеніе къ журналу «Православная Русь». Первоначально издавался въ 1939-1940 гг. братствомъ преп. Іова Почаевскаго въ Ладомірово на Карпатской Руси какъ «органъ строго-православной, богословской и церковно-общественной мысли» (изъ Опред. Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 1/14 февраля 1939 г.). Принять участіе въ новомъ изданіи изъявили желаніе нѣсколько архипастырей РПЦЗ: еп. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Серафимъ (Соболевъ), еп. Серафимъ (Ляде), еп. Димитрій (Вознесенскій), а также архим. Іустинъ (Поповичъ), графъ Ю. П. Граббе, и нѣсколько извѣстныхъ профессоровъ-эмигрантовъ. Послѣ 1940 г. послѣдовалъ перерывъ, вызванный II-й Міровой войной и переѣздомъ братства въ США, гдѣ въ 1950 г. и было возобновлено изданіе «Православнаго пути», уже какъ ежегоднаго церковно-богословско-философскаго приложенія къ журналу «Православная Русь». Здѣсь среди авторовъ сборника необходимо упомянуть архіеп. Аверкія (Таушева), протопр. Михаила Помазанскаго, проф. И. М. Андреевскаго (Андреева), историка Н. Д. Тальберга и архим. Константина (Зайцева) — многолѣтняго редактора «Православнаго пути» джорданвилльскаго періода. Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «дать болѣе углубленное понятіе о томъ, что есть Православіе; изъяснить Истину, открываемую Православной Церковью; истолковать основныя проблемы, ставимыя современностью; раскрыть лживость соблазновъ, отводящихъ насъ отъ Истины; укрѣпить богословскую культуру церковно-мыслящаго Русскаго Зарубежья — вообще все то, что способно помочь не сбиваться съ Православнаго Пути, а все больше утверждаться на немъ».

«Православный Путь»

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ»,
Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ.

Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1955 годъ.

Лактанцій. О послѣднихъ временахъ [1].

Такъ какъ установленныя и предуказанныя отъ Бога времена начали исполняться, то становится необходимымъ разрушеніе и истребленіе всего, для того, чтобы міръ могъ быть обновленъ Богомъ. И это время очень близко, насколько это можно почерпнуть изъ числа лѣтъ и изъ знамений, прореченныхъ пророками. Но такъ какъ то, что было сказано касательно конца міра, является безчисленнымъ, надлежитъ изложить только самую сущность, безъ прикрасъ, ибо приводить всѣ свидѣтельства было бы дѣломъ, не имѣющимъ конца. Если кто того желаетъ, или не вполнѣ намъ довѣ/с. 164/ряетъ, пусть самъ приблизится къ глубинѣ писаній и, будучи вразумленъ ихъ достовѣрностію, убѣдится въ томъ, какъ заблуждались философы, которые учили, будто міръ или вѣченъ, или онъ существовалъ безчисленное число тысячелѣтій отъ сотворенія его.

Ибо не прошло еще и шести тысячъ лѣтъ, а когда это число лѣтъ исполнится, тогда, наконецъ, все зло будетъ удалено, чтобы воцарилась одна справедливость.

Что это время должно наступить скоро, было о томъ предсказано пророками, но гадательно. Когда приблизится послѣдній конецъ для міра, тогда зло возрастетъ, всѣ виды пороковъ и злодѣяній участятся, справедливость исчезнетъ, вѣра, милосердіе, миръ, скромность и истина перестанутъ существовать. Насиліе и дерзость будутъ изобиловать. Никто не будетъ обладать ничѣмъ, самымъ малымъ, если только оно не будетъ защищаемо (собственными) руками. Если гдѣ и найдется хорошій человѣкъ, то онъ будетъ лишь предметомъ использованія и посмѣянія. Никто не будетъ проявлять сыновнихъ чувствъ къ родителямъ. Никто не пожалѣетъ ребенка или старика. Алчность и похоть испортятъ все. Будутъ убійства и кровопролитія. Будутъ войны, войны не только между чужими и пограничными государствами, но и междуусобныя. Государства будутъ вести войны между собою; какого бы кто ни былъ пола и возраста, всѣ возьмутъ оружіе. Достоинство власти не будетъ уважаться, равно какъ и военная дисциплина; все будетъ имѣть сходство съ разбоемъ, будутъ расхищенія и опустошенія. Царства умножатся и десять мужей захватятъ міръ, дѣля его на части и пожирая. Потомъ востанетъ одинъ на многихъ, болѣе могущественный и нечестивый, который, уничтоживъ трехъ, захватитъ Азію (иногда читается «aliam», но Минь справедливо недоумѣваетъ, къ кому бы это слово относилось) и, подчинивъ остальныхъ своей власти, будетъ терзать землю. Онъ установитъ новые законы и отмѣнитъ старые, создастъ свое государство, именованіе и мѣстонахожденіе власти измѣнитъ. Тогда наступитъ время ужасное и отвратительное, въ которомъ никто не хотѣлъ бы жить. Коротко сказать, такія настанутъ условія жизни, что живущихъ будутъ провожать слезами, а умирающихъ привѣтствовать. Города будутъ уничтожаемы — иногда огнемъ, иногда мечемъ, иногда частыми землетрясеніями, иногда наводненіями, иногда эпидеміей и голодомъ. Земля ничего не будетъ раждать, оголенная или крайнимъ холодомъ, или чрезмѣрной жарой. Воды частично будутъ обращены въ кровь, а частично будутъ отравлены горечью, такъ что не будутъ ни полезны для употребленія въ пищу, ни годны для питья. Къ этому злу присоединятся еще знаменія съ небесъ, такъ что не будетъ недостатка ни въ чемъ, что бы могло устрашить человѣка. Часто будутъ являться кометы. /с. 165/ Солнце помрачится постоянной блѣдностью свѣта, луна окрасится въ кровь, и былая ея сила (свѣта) къ ней не возвратится. Всѣ звѣзды спадутъ, времена года не будутъ соблюдаться, ибо зима и лѣто тогда смѣшаются, и годъ, и мѣсяцъ, и день уменьшатся. И Трисмегистъ утверждаетъ, что это будетъ означать старость міра, приближающагося къ концу. И когда все такъ случится, то надо будетъ знать, что крайне близко время, когда Господь придетъ для того, чтобы измѣнить міръ. Посреди же этихъ временъ востанетъ безбожный царь, который будетъ врагомъ не только людямъ, но и Богу. Онъ будетъ топтать, распинать и мучить тѣхъ, кто были пощажены предыдущими тиранами.

Тогда возникнетъ непрестанный плачь, непрестанный вопль и скорбь, и безполезны будутъ къ Богу молитвы, тогда не будетъ ни отдыха для слезъ, ни сна для передышки. День ото дня будетъ увеличиваться опасность, ночь отъ ночи — тревога. Такъ, кругъ земной будетъ превращенъ почти въ пустыню съ рѣдкими лишь людьми. И тогда нечестивый этотъ человѣкъ воздвигнетъ гоненіе на праведныхъ и посвятившихъ себя Богу. Онъ издастъ приказъ, чтобы его самого почитали, какъ Бога. Ибо онъ объявитъ, что онъ Христосъ, тогда какъ на самомъ дѣлѣ онъ будетъ Его противникомъ. Для того, чтобы ему повѣрили, дана ему будетъ власть совершать чудеса — такъ что онъ будетъ сводить пламя съ неба на землю, измѣнитъ курсъ солнца, а установленное собственное его изображеніе заговоритъ. И чрезъ эти чудеса онъ многихъ соблазнитъ на то, чтобы его боготворили, получивъ его знакъ, какъ на рукѣ, такъ и на челѣ. А кто не будетъ его боготворить и не получитъ знака, тотъ умретъ въ изощренныхъ мученіяхъ. Такъ онъ уничтожитъ двѣ части міра, третья же часть убѣжитъ въ пустыню, но онъ, въ неистовствѣ и бѣшенствѣ неумолимаго гнѣва, поведетъ войско въ пустыню и осадитъ гору, куда убѣгутъ праведные. И когда они узрятъ себя осажденными, они взмолятся о Божіей помощи громкимъ голосомъ, и Богъ услышитъ ихъ и пошлетъ имъ Освободителя.

Сообщено іеромонахомъ Амвросіемъ.       

Примѣчаніе:
[1] Переводъ изъ книги Лактанція «Эпитомы 70 и 71» (Съ латинскаго — Epitome capp. LXX et LXXI ad lib. VII. De divinibus institutionibus, переведено съ изданія Миня (Migne) — Patrologia Latina V. VI. col. 1088-89-90.
     Христіанскій писатель Лактанцій почти совершенно неизвѣстенъ нашей церковной публикѣ, мало на него ссылались и изучали его и наши и другихъ вѣроисповѣданій богословы, и на всемъ его творчествѣ, дѣйствительно, легъ «прахъ забвенія» — болѣе чѣмъ на другихъ сочиненіяхъ Древней Церкви. Никогда Лактанцій серьезно не переводился у насъ, что, конечно, является ущербомъ, ибо у Лактанція есть нѣсколько прекрасныхъ сочиненій, которыя и теперь могутъ быть полезны для насъ. Въ его время онъ пользовался большимъ уваженіемъ (250-317?), и назывался «Христіанскимъ Цицерономъ» — онъ былъ ученикомъ Арновіа и уроженцемъ Африки, христіаниномъ онъ сталъ въ зрѣлыхъ годахъ, и всѣ свои силы отдалъ на служеніе Церкви; онъ былъ назначенъ Діоклитіаномъ профессоромъ риторики, но гоненіе на христіанъ положило конецъ его профессорской дѣятельности; будучи уже въ глубокой старости — онъ былъ назначенъ преподавателемъ царевича Криспа въ Галліи. Сочиненія его написаны прекраснымъ языкомъ, и позже отъ Западныхъ Отцовъ мы находимъ большую похвалу его учености и пріятности и изящности стиля. Главное его сочиненіе, конечно, — De divinibus institutionibus, являющееся въ одно и то же время и апологетикой и догматикой (въ главныхъ ея чертахъ) Христіанства. De Opificio Dei главнымъ образомъ разсуждаетъ о природѣ человѣка, являясь нѣкоего рода христіанской антропологіей. De Ira Dei подробно и тонко разсуждаетъ о томъ, какъ гнѣвъ Божій и Его благость совершенно совмѣстимы. Epitome, написанныя послѣ 314 г., являются дополненіемъ къ De divinibus institutionibus. Исторически важное сочиненіе приписывается Лактанцію: De mortibus persecutorum, гдѣ онъ говоритъ о смерти — Божіемъ наказаніи, постигавшемъ императоровъ — гонителей христіанъ. Особенно подробно онъ разсказываетъ о послѣднемъ гоненіи на христіанъ при Діоклитіанѣ. Поэмы De ave Phoenice и Pascha приписываются Лактанцію, но вопросъ ихъ авторства остается открытымъ.
     Въ нашемъ извлеченіи изъ Эпитомъ мы приводимъ только то, что Лактанцій писалъ о послѣднихъ временахъ, ибо въ настоящій моментъ это особо интересно.

Источникъ: «Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1955 годъ. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1955. — С. 163-165.

Назадъ / Къ оглавленію журнала


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.