Церковный календарь
Новости


2017-05-29 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 9-я (1925)
2017-05-29 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 8-я (1925)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей.

№ 17-18. — 1 (14) – 15 (28) Сентября 1927 года.
Прибавленія къ оффиціальной части журнала.

Отповѣдь на посланіе Московскаго Сѵнода.

Однако, и къ этой безспорной мысли надо сдѣлать дополненіе: «мечтатели или обманщики, ни во что не вѣрующіе, а желающіе свести церковную жизнь на полное уничтоженіе, и подъ предлогомъ аполитичности, ведущіе республиканскую еврейскую политику»; такъ было въ 1905 году въ Россіи, а теперь по всей Европѣ, особенно же въ Парижѣ.

Тамъ были мечтатели или обманщики, но къ числу послѣднихъ, конечно, нельзя отнести благороднаго мечтателя митрополита Сергія, который еще въ 1917 году задался мечтой совмѣстить православную церковную жизнь съ подчиненіемъ русской земли совѣтской власти, — хотя послѣдняя продолжаетъ срывать кресты съ наиболѣе дорогихъ православному сердцу храмовъ, умерщвлять десятками ни въ чемъ неповинныхъ архіереевъ, а священниковъ и монаховъ — тысячами; хотя она убила отравой Патріарха Тихона два года тому назадъ, а теперь держитъ въ тюрьмахъ и въ ссылкѣ сто пятьдесять архіереевъ только за то, что они архіереи.

Не довольствуясь этимъ, она учредила изъ подонковъ духовенства и всякихъ проходимцевъ два обновлекческихъ Сѵнода: одинъ — въ Москвѣ, а другой — въ Харьковѣ; она закрыла и запечатала величайшую народную и церковную святыню — Московскій Успенскій соборъ, Соловецкій монастырь, Оптину и Саровскую Пустыни и многія другія, а святыя Лавры Московскую и Кіево-Печерскую отдала въ руки обновленцевъ и большинство храмовъ въ нихъ обратила въ музеи; она разрушила всѣ наши духовныя школы, начиная съ академій, и сожгла склады духовныхъ книгъ въ магазинахъ.

Такое-то, съ позволенія сказать, правительство насъ приглашаютъ признать какъ законную власть и въ добавокъ ссылаются на слова апостола Павла о подчиненіи власти не токмо за страхъ, но и за совѣсть, какъ будто не зная, что тѣ слова относятся къ почитанію власти царской и начальниковъ отъ нея посылаемыхъ (Рим. 13, 1-7; 1 Петр. 2, 13-14), а не къ разбойникамъ, открыто глумящимся надъ всякой вѣрой въ Бога и поработившимъ русскій народъ евреямъ.

Неронъ, Декій, Діоклитіанъ и Юліанъ Отступникъ были менѣе враждебны Христовой Церкви, чѣмъ эти звѣри, эти діаволы во образѣ человѣческомъ.

Въ посланіи Сѵнода, неизвѣстно откуда появившагося, говорится: «Мы не съ врагами нашего совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ».

Русскій народъ съ этимъ «правительствомъ» ничего общаго не имѣетъ: народъ — христіанинъ, а правительство — враги Христовы; народъ умираетъ за святую вѣру, а правительство убиваетъ вѣрующихъ; «безумныя интриги» затѣваютъ не враги правительства, а руководители послѣдняго — евреи, которые кромѣ интригъ и уголовныхъ преступленій ничѣмъ не занимаются. И вотъ къ послушанію такому правительству насъ призываетъ Московскій Сѵнодъ.

А какъ относились къ врагамъ Христовымъ святые Отцы?

Укажемъ на одного изъ послѣднихъ между ними, на святителя Патріарха Ермогена. Онъ изъ темницы, умирая съ голоду, ободрялъ своими грамотами возставшій противъ засѣвшаго въ Кремлѣ правительства русскій народъ, а правителямъ-насильникамъ посылалъ проклятія.

Обратимся ли къ глубокой древности и тамъ увидимъ св. Василія Великаго, пламенно молящагося предъ иконой Божіей Матери и св. Великомученика Меркурія о погубленіи Юліана Отступника. На мгновеніе съ иконы исчезло изображеніе св. Меркурія, а затѣмъ оно появилось вновь, но уже съ окровавленнымъ копіемъ.

Въ это время въ далекой Персіи на полѣ брани противъ Юліана появился таинственный всадникъ и бросилъ въ него копіе; умирая, Юліанъ воскликнулъ: «Ты побѣдилъ меня, Галилеянинъ!».

Не только храбрые мужи, но и преданныя Богу женщины и словомъ, и дѣломъ боролись противъ безбожныхъ носителей власти.

Такъ поступила праведная Соломонія, убѣдивъ своихъ семерыхъ сыновей не отступать отъ вѣры, но поругаться мучителю язычнику, а великомученица Параскева плюнула въ лицо императору, похулившему Христа. Такъ поступалъ и цѣлый сонмъ мучениковъ и преподобныхъ, а нашь русскій угодникъ Божій св. Іосифъ Волоколамскій въ своей книгѣ «Просвѣтитель» пишетъ приблизительно такъ: «Повиноваться подобаетъ царемъ вѣрнымъ, а не врагомъ Христовымъ, ихъ же Господь не нарицаетъ цари, глаголя сице: «идите и рцыте лису тому (Ироду), убо нѣсть той беззаконникъ царь, но лисъ».

Еще худшаго отношенія заслуживаетъ отъ Церкви и отъ христіанъ совѣтское правительство, ибо прежніе гонители вѣры хоть въ своихъ-то боговъ вѣрили, а эти открыто объявляютъ себя врагами небесъ; поэтому приходится краснѣть за Московскій Сѵнодъ, читая его призывъ «выразить всенародно нашу благодарность совѣтскому правительству за такое вниманіе къ нуждамъ православнаго населенія».

Какое вниманіе? Легализація Сѵнода? Но вѣдь въ этомъ оно отказывало Преосвященному Сергію по его ходатайству въ прошломъ году и до послѣдняго времени, пока Братья Русской Правды не стали систематически истреблять его представителей какъ бѣшеныхъ собакъ, и пока, увы, Преосвящ. Сергій не началъ подкрѣплять своего прежняго ходатайства призывами паствы къ вѣрности этимъ разбойникамъ.

Мы не теряемъ увѣренности въ томъ, что Владыка Сергій находится въ добросовѣстномъ заблужденіи, какъ въ этомъ общемъ, такъ и въ другомъ, частномъ, своемъ заявленіи, которое онъ теперь повторилъ снова. Разумѣемъ его вторичное неправильное заявленіе о томъ, будто «Святѣйшій Патріархъ Тихонъ 22-го апрѣля 1922 года упразднилъ Заграничный Сѵнодъ, но Сѵнодъ и до сихъ поръ продолжаетъ существовать» и т. д.

Отвѣтимъ. 22 апрѣля 1922 года Заграничнаго Сѵнода вовсе не было, а было Высшее Церковное Управленіе, которое и было немедленно закрыто нами, согласно распоряженію Патріарха. Оно состояло изъ выборныхъ епископовъ, клириковъ и мірянъ; по своемъ упраздненіи, оно было замѣнено — постановленіемъ Архіерейскаго Собора — Архіерейскимъ Сѵнодомъ состоявшимъ только изъ 4-6 архіереевъ, подчиненнымъ Собору, подъ покровительствомъ Сербскаго Патріарха, которому представляются протоколы Соборныхъ засѣданій, открываемыхъ каждый разъ съ его же Святительскаго разрѣшенія. Кратко говоря, тутъ была проявлена высшая степень послушанія двумъ Патріархамъ, хотя помянутый указъ Патріарха Тихона обнаруживалъ полную неосвѣдомленность своихъ составителей въ положеніи дѣла, если не намѣренное затуманиваніе послѣдняго. Именно тамъ значится, что съ назначеніемъ Митрополита Евлогія (согласно представленію того-же Высшаго Церковнаго Управленія) Управляющимъ Западно-Европейскими церквами «самому Высшему Заграничному Церковному Управленію не остается никакой сферы дѣятельности», — тогда, какъ оно получило отъ Собора Архіереевъ въ свое управленіе церкви не только Западной, но и Восточной Европы, а также на Дальнемъ Востокѣ, въ Китаѣ, Японіи, въ обѣихъ Америкахъ, въ Африкѣ и Палестинѣ.

Посланіе говоритъ, что русскіе клирики, которые не дадутъ письменнаго обязательства повиноваться совѣтскому правительству, будутъ исключены изъ состава Московскаго Патріаршаго клира (а досужіе Ракитины въ Западной Европѣ подмѣнили это выраженіе такъ: будутъ отлучены отъ Церкви).

Тщетная угроза! Мы сами постановили еще въ засѣданіи Собора 1924 года не исполнять распоряженій Московскаго Сѵнода, идущихъ во вредъ Церкви, каковое постановленіе подписано и Митрополитами Платономъ и Евлогіемъ. А въ прошломъ году, по полученіи посланія Митроп. Сергія, отъ 28 мая / 10 іюня, каковымъ посланіемъ онъ отгораживается отъ управленія Заграничной Церковью, Архіерейскій Сѵнодъ рѣшилъ твердо держаться на позиціи этого посланія, не принимая могущихъ быть измѣненій.

Мы желаемъ подражать великому учителю Церкви Максиму Исповѣднику, который на приглашеніе возстановить общеніе съ моноѳелитами, какъ это сдѣлали три Патріарха, причастившіеся вмѣстѣ съ послѣдними, отвѣчалъ: «аще и вся вселенная съ ними причастится, азъ единъ не причащуся».

Да сподобитъ Господь и насъ всѣхъ такого мужества и да откроетъ глаза нашимъ поколебавшимся Московскимъ собратіямъ на ихъ заблужденіе.

Митрополитъ Антоній.       

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви заграницей. № 17-18. — 1 (14) – 15 (28) Сентября 1927 года. — Сремски Карловци: Типографія «Натошевичъ», Новый Садъ, 1928. — С. 6-7.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.