Церковный календарь
Новости


2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей.

№ 4. — 1 (14) Мая 1922 года.

Грамота Его Святѣйшества, Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи, Высокопреосвященнѣйшему Николаю, Митрополиту Кессарійскому, Мѣстоблюстителю престола Вселенскаго Патріарха.

Высокопреосвященнѣшій Владыко, Возлюбленный о Христѣ Братъ!

Въ то время, какъ, съ перемѣною въ 1917 г. государственнаго строя въ Россіи, вѣрные чада Россійской Церкви готовились къ предстоявшему Всероссійскому Церковному Собору, имѣвшему разсмотрѣть и разрѣшить давніе вопросы о преобразованіяхъ въ церковномъ управленіи, обнаружилось въ Юго-Западной Россіи, вмѣстѣ съ стремленіемъ къ національно-политическому обособленію ея подъ именемъ Украины, теченіе къ самочинному устроенію мѣстной церковной жизни на началахъ національнаго же обособленія отъ Всероссійской Церкви. Движеніе началось въ Кіевѣ, тамъ главнымъ образомъ и сосредоточилось. Проявилось также въ г. Каменцѣ-Подольскѣ, во время пребыванія тамъ правительства (Директорія) Украинской Республики. Небольшая группа людей, никогда не жившихъ церковною жизнію и никогда не дорожившихъ преданіями и завѣтами Св. Церкви, выступила съ мятежными призывами къ возстановленію попранныхъ якобы правъ украинскаго православнаго народа въ церковныхъ дѣлахъ. Указывалось, прежде всего, на необходимость проповѣди церковной и богослуженія на украинскомъ языкѣ; сводились же домогательства къ установленію церковной автокефаліи на Украинѣ.

Тѣмъ, подъ вліяніемъ кого начинался этотъ церковный раздоръ, нужно было посѣять вражду между Великороссами и Малороссами, внушить послѣднимъ, что Москва — исконный ихъ врагъ и привести ихъ къ разрыву всякой церковно-религіозной связи, чтобы облегчить пути инославной пропаганды въ Украину.

Всегда преданный православной вѣрѣ простой народъ не только не сочувствовалъ этимъ домогательствамъ, но съ рѣшительностью заявлялъ о своемъ нежеланіи порывать единенія съ Всероссійскою Церковію и со своею іерархіею; выражалъ открыто свое недовольство, когда допускалась въ храмахъ проповѣдь на украинскомъ языкѣ. Дважды, на происходившихъ въ Кіевѣ Всеукраинскихъ Соборахъ въ 1918, православное населеніе Украины, въ лицѣ правильно избранныхъ и законно уполномоченныхъ представителей своихъ рѣшительно отвергало предложенія объ установленіи церковной автокефаліи и выражало единодушное желаніе видѣть церковь на Украинѣ автономною, пребывающею въ духовномъ единеніи съ Всероссійскою Церковію и въ канонической связи съ ея Патріархомъ. Принятое въ этомъ смыслѣ Всеукраинскимъ Соборомъ 9 Іюля 1918 г. положеніе о Высшемъ Управленіи Украинской Церкви было утверждено и Всероссійскимъ Соборомъ 7 (20) Сентября того же года. По опредѣленію сего Собора, «Православныя епархіи на Украинѣ, оставаясь неразрывною частью единой Православной Россійской Церкви, образуютъ церковную область ея съ особыми преимуществами на началахъ автономіи» (ст. I) и т. д.

Но такое каноническое разрѣшеніе дѣла церковнаго не удовлетворило крайнихъ украинскихъ, духовныхъ и свѣтскихъ дѣятелей, какъ ни мало они находили сочувствія своимъ домогательствамъ среди простого вѣрующаго народа. Подъ водительствомъ возникшей въ началѣ 1918 года Всеукраинской Церковной Рады (Совѣта) они продолжаютъ выступать съ требованіями автокефаліи для Украинской Церкви; прерываютъ свою и прежде едва замѣтную связь съ православной іерархіей; по мѣстамъ увлеченные украинцами священнослужители выходятъ изъ подчиненія епархіальной власти. Маленькая кучка церковныхъ отщепенцевъ, сманившая къ себѣ сначала шесть священниковъ, а потомъ еще двухъ-трехъ, образовываетъ три-четыре украинскихъ прихода въ Кіевщинѣ и одинъ въ Подоліи, но, опираясь на поддержку Украинского правительства, стремится господствовать надъ всѣмъ православнымъ населеніемъ Украины, забрать въ свое вѣдѣніе всѣ храмы и распоряжаться всѣми православно-церковными дѣлами. Декретомъ Директоріи Украинской Народной Республики 19 Декабря 1918 г. — 2 Января 1919 г. Украинская Церковь объявляется автокефальною. Украинизированные приходы отказываются подчиняться наличнымъ православнымъ русскимъ епископамъ. Эти приходы принимаетъ въ свое непосредственное управленіе Всеукраинская Церковная Рада. Послѣ разрыва Всеукраинской Церковной Рады съ православно-русскимъ епископатомъ, Епископы какъ въ Кіевѣ, такъ и въ Каменцѣ были замѣнены Губернскими Церковными Радами (Совѣтами). Изъ всего епископата въ смыслѣ крайнихъ вожделѣній украинцевъ высказался только одинъ пребывавшій на покоѣ архіепископъ бывшій Владимірскій Алексій (Дородницинъ). Но и этотъ Преосвященный вскорѣ, умирая, примирился съ Церковію. Не имѣя на своей сторонѣ епископовъ, сообщество украинствующихъ отщепенцевъ не имѣло видимости Церкви и не чувствовало за собою прочности. Вслѣдствіе этого Всеукраинская Церковная Рада пыталась всячески привлечь на свою сторону кого-либо изъ епископовъ и даже, по слухамъ, собиралась обратиться для рукоположенія епископа въ Грузію, самочинно также отложившуюся отъ единства съ Россійскою Церковію. Преосвященные изъ южно-русскихъ или украинскихъ уроженцевъ, къ коимъ обращалась Рада, остались вѣрны своей Архіерейской клятвѣ и долгу каноническаго подчиненія Патріарху Московскому, сохраняя единеніе съ Всероссійскою Церковью. Пребывающій нынѣ въ Кіевѣ, въ качествѣ назначеннаго нами Экзарха Украины и замѣстителя отсутствующаго Митрополита Кіевскаго Антонія, Высокопреосвященнѣйшій Михаилъ, Митрополитъ Гродненскій и Брестскій, на домогательство автокефалистовъ получить отъ него особыхъ для себя Архіереевъ, указывалъ, что они, если примирятся съ Церковью, найдуть въ ней необходимыхъ имъ епископовъ. Тогда смутьяны рѣшили, чтобы упрочить отторженіе украинцевъ отъ Россійской Церкви и углубить разъединеніе исторически связанныхъ въ православіи братскихъ народовъ, создать для украинцевъ собственную іерархію, хотя-бы и ложную, дѣйствуя самочинно, съ дерзновеннымъ попраніемъ при этомъ освященныхъ вѣками древнихъ апостольскихъ правилъ, отвергая преемственность не оскудѣвающей въ Святой Церкви Божественной благодати и глумясь надъ вѣрою православныхъ людей и святостыо церковныхъ установленій.

10 (23) Октября 1921 года, въ Кіево-Софійскомъ Соборѣ, захваченномъ еще ранѣе сего украинцами-автокефалистами, лишенный по суду церковному, за преступленія церковныя, священнаго сана, бывшій протоіерей Несторъ Шараевскій, съ участіемъ другихъ такихъ же пресвитеровъ и нѣкотораго числа мірянъ, въ томъ числѣ и женщинъ, поставилъ, черезъ возложеніе ихъ рукъ, во Епископа такъ же, какъ и онъ самъ лишеннаго сана бывшаго протоіерея Василія Липковскаго и возвелъ его въ званіе Всеукраинскаго Архіепископа и Кіевскаго Митрополита. На другой день уже Липковскій поставилъ Шараевскаго во Епископа. Такимъ образомъ, извергнутые изъ священнаго чина люди сдѣлали видъ поставленія другъ друга, при участіи народа, во Епископа, затѣмъ стали ставить съ поспѣшностью и другихъ лжеепископовъ, коихъ имѣется уже свыше 15-ти, а также лжеіереевъ и лжедіаконовъ. И Липковскій и др. изъ Лжеепископовъ — лица и доселѣ женатые. Лжеепископы отправляются въ епархіальные города и по другимъ мѣстамъ Украины, гдѣ вступаютъ въ борьбу съ законною православною іерархіею, отнимаютъ отъ нея насильственно храмы и всячески стараются совращать на свою сторону народъ. Тяжелое время смуты и внутреннихъ раздѣленій переживаетъ вновь многострадальная Православная Церковь на Украинѣ. Глубокою скорбью и болью объяты сердца вѣрныхъ православныхъ украинцевъ, видящихъ поруганіе своей вѣры и нежелающихъ измѣнять историческому своему единенію съ Россійскою Церковью. Мы получаемъ отъ духовныхъ чадъ нашихъ съ Украины завѣренія, что они сохранятъ свою святую вѣру въ чистотѣ и неприкосновенности, не пойдутъ за новыми лжеапостолами и лжеепископами, сѣющими расколъ и раздоры, не будутъ входить въ общеніе съ растлителями вѣры православной. Намъ заявляютъ, что народъ православный на Украинѣ умѣлъ не только жить исторически въ святомъ православіи, но и мученически умирать за святую, единую, апостольскую православную вѣру отцовъ и дѣдовъ своихъ.

Почерпая всѣмъ утѣшеніе и увѣренность, что козни враговъ православія встрѣтятъ со стороны вѣрныхъ чадъ Церкви подобающій отпоръ, мы не можемъ, однако, не предвидѣть со всею скорбію угрожающихъ миру и единству церковному смутъ и сопряженныхъ съ ними испытаній православному народу. За открыто дерзновенными дѣйствіями украинскихъ автокефалистовъ чувствуются сокровенныя покушенія болѣе искусныхъ и болѣе грозныхъ враговъ православія, давно упражняющихся въ сѣяніи и политической и церковной смуты на Югѣ Россіи. Украинскій расколъ и въ своемъ зарожденіи, и въ главныхъ моментахъ своего развитія оказывается, по всей видимости, въ непосредстенной связи съ тѣми политическими переживаніями Украины, которыя въ послѣднее время ставили ее въ ближайшее соприкосновеніе съ Уніатскою Галичиною и открывали въ Украину притокъ Украинствующихъ и уніатскихъ дѣятелей изъ Галичины.

Уповаемъ, что наши скорби и опасенія будутъ раздѣлены сочувствіемъ Великой Константинопольской Церкви, въ коей Россійская Церковь всегда чтила и чтитъ свою древнюю, по духу, матерь и руководительницу къ совершенству церковнаго благоустроенія. Всегда сорадовавшись утѣшеніемъ и соболѣзновавъ скорбямъ Великой Церкви-Матери, Россійская Церковь нынѣ, претерпѣвая сама, по Божію попущенію, многія скорби, обращаетъ естественно взоръ свой туда, откуда, въ силу духовнаго родства, чаетъ имѣть и молитвенную помощь и утѣшеніе.

Возсылая неустанныя молитвы Господу Богу о вразумленіи заблуждающихся изъ Украинскаго народа и о возвращеніи ихъ въ лоно Православной Церкви, усредно просимъ Ваше Высокопреосвященство съ Архипастырями и пастырями Великой Константинопольской Церкви подкрѣпить наши моленія Вашими Святыми молитвами кь единому Небесному нашему Пастыреначальнику о мирѣ и единеніи чадъ Святой Церкви.

Затрудняясь по обстоятельствамъ настоящаго нашего положенія, сноситься съ прочими Патріархами Восточными, смиренно просимъ Ваше Высокопреосвященство освѣдомить относительно церковныхъ нестроеній въ Украинѣ Блаженнѣйшихъ Патріарховъ Александрійскаго Фотія, Антіохійскаго Григорія и Іерусалимскаго Даміана и да изрекутъ они вмѣстѣ съ Вами слово осужденія новому раскольническому движенію на Украинѣ и кощунственной іерархіи ея.

Съ нашей стороны всегда вознося моленія къ Господу Богу о благостояніи Великой Константинопольской Церкви и о спасеніи Предстоятеля ея, мысленно цѣлуемъ Ваше Высокопреосвященство братскимъ лобзаніемъ и пребываемъ

Вашего Высокопреосвященства, возлюбленнѣйшаго о Христѣ Брата и Сослужителя преданный богомолецъ и послушникъ

Тихонъ, Патріархъ Московскій и Всея Россіи.       

Марта 12 (25) дня 1922 г. Москва. № 340.

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 4. — 1 (14) Мая 1922 года. — Сремски Карловци: Сербская Монастырская Типографія въ Срем. Карловци, 1922. — С. 1-3.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.