Церковный календарь
Новости


2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Золотая рыбка (1921)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Журавль и цапля (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Письмо къ Аркадію Осиповичу Россети (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница (1921)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 3-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 2-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей.

№ 6 и 7. – 1 (14) - 15 (28) іюня 1922 года.

[Посланіе православнымъ русскимъ владыкамъ, священнослужителямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ по поводу ареста Святѣйшаго Патріарха Тихона.]

ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНІЕ РУССКАГО ВЫСШАГО ЦЕРКОВНАГО УПРАВЛЕНІЯ ЗАГРАНИЦЕЙ
Православнымъ русскимъ владыкамъ, священнослужителямъ, инокамъ, инокинямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ и христіанкамъ.

Благодать вамъ и миръ да умножится.

Въ грустномъ нашемъ бѣженствѣ и въ скорбныхъ мысляхъ о несчастной Родинѣ нашей, терзаемой злодѣями, умерщвляемой неслыханнымъ донынѣ голодомъ, понудившимъ многихъ родителей, забывъ естественную жалость, пожирать собственныхъ дѣтей въ голодномъ безуміи, всѣ благоразумные русскіе, т. е. мы, изгнанные изъ Россіи, и оставшіеся тамъ страдальцы, утѣшались до послѣднихъ дней мыслью о неприкосновенности нашей церковной славы, о живомъ вѣнцѣ ей — святѣйшемъ патріархѣ, котораго мы, а также отцы и дѣды наши двѣсти лѣтъ ждали, молясь о возстановленіи богоучрежденнаго церковнаго чина, согласно 34-му правилу Св. Апостолъ, гласящему, что епископамъ каждаго народа подобаетъ знать перваго изъ нихъ и почитать его, яко главу, «ибо онъ имѣетъ попеченіе о всей странѣ» (прав. Ант. соб. 9). Лишившись всего земного съ революціей, мы находили нѣкоторое утѣшеніе въ томъ, что въ эти грустныя годины мы пріобрѣли общаго всей Церкви Россійской отца и предстателя передъ Богомъ, живой образъ Христа, какъ читается въ молитвѣ: «Господи, понеже невозможно есть человѣческому естеству Твоего понести Божества подобострастные намъ служители поставилъ еси, Твой содержащіе престолъ».

Злодѣи арестовали святѣйшаго патріарха, какъ главную опору вѣры православной въ народѣ, которую они рѣшили истребить; а свое насиліе по обычаю извиняютъ ложью и пустили нелѣпый слухъ, будто патріархъ самъ отрекся отъ своей должности, даже отъ своего сана. Но это нелѣпая и безсовѣстная ложь, ибо изъ письменнаго заявленія патріарха видно, что онъ, какъ лишенный свободы, поручилъ пока временное исполненіе своихъ обязанностей Петроградскому митрополиту.

Все было разрушено въ Россіи кромѣ священноначалія, и Святая Церковь Христова стояла непоколебимо на стражѣ истины Божіей. Но вотъ богоборная рука враговъ Христовыхъ, завоевавшихъ и поработившихъ народъ русскій, опустилась и на эту послѣднюю опору русской православной жизни. Плѣняютъ святѣйшаго патріарха, чернятъ клеветой его непорочный обликъ, грозять передать управленіе церковью десятку недостойныхъ клириковъ и одному полупомѣшанному епископу, давно прославившемуся своей безнравственной жизнью и безвѣріемъ. Конечно, управлять Церковью эти подражатели беззаконныхъ Корея, Даѳана и Авирона не будутъ, ибо никто не будетъ принимать ихъ распоряженій, но участь они унаслѣдуютъ тѣхъ ветхозавѣтныхъ злодѣевъ, которыхъ живыми поглотила земля.

Впрочемъ, не только въ Ветхомъ Завѣтѣ, но и среди 12 ближайшихъ друзей Христовыхъ оказался предатель, когда земная сила возстала противъ правды; не мудрено, что среди 40 тыс. русскихъ священниковъ нашелся десятокъ подражателей Іуды, подобно ему прикрывшихся любовью къ бѣднымъ, а на самомъ дѣлѣ жаждущихъ власти и роскоши, какъ написано въ службѣ Великаго Четверга: «днесь Іуда нищелюбія сокрываетъ лицо и лихоимства открываетъ зракъ».

Они, какъ большевистскіе начальники, стараются оклеветать патріарха въ безучастіи къ голодающимъ, но сами закрыли основанный имъ благотворительный комитетъ борьбы съ голодомъ и лишили насъ возможности переслать черезъ него собранный для нихъ, голодающихъ, милліонъ динаровъ. Патріархъ же самъ далъ циркулярное разрѣшеніе пожертвовать церковныя украшенія, но непремѣнно освященными руками іереевъ и діаконовъ, ибо міряне не могутъ прикасаться къ священнымъ сосудамъ.

Клеветникамъ давно хотѣлось лишить патріарха свободы и они надѣялись, что запуганный ими и заморенный голодомъ русскій народъ не посмѣетъ заступиться за неповиннаго страдальца. Надѣемся, что они ошибутся въ этой надеждѣ, но мы то, заграничные, за правду заступиться обязаны. И вотъ іерархи и уполномоченные Заграничнымъ Православнымъ Соборомъ іереи и міряне обращаются съ мольбой о заступничествѣ за исповѣдника Церкви патріарха Тихона ко всѣмъ представителямъ православныхъ Церквей, а свою благочестивую паству призываютъ къ молитвѣ на богослужебныхъ ектеніяхъ объ избавленіи во узахъ держимаго патріарха. Да пребудетъ онъ нерушимо на своей духовной стражѣ, да содержитъ /с. 9/ онъ непоколебимо Христовъ престолъ и да свѣтитъ своею самоотверженною жизнью чадамъ церковнымъ на многія лѣта, какъ Моисей, охранявшій своею молитвою и подвигомъ добродѣтели народъ еврейскій и проведшій его черезъ пустыню земного житія въ землю обѣтованную.

А тѣхъ, именующихъ себя священнослужителями и даже епископами, которые пошли противъ своего пастыря, вымоленнаго Церковью у Бога, мы лишаемъ всякаго церковнаго общенія и заявляемъ, что они самоосуждены. Окончательный судъ надъ ними произнесетъ Св. Патріархъ и его Синодъ, а до того времени православнымъ христіанамъ заграницей, находящимся, подъ нашимъ духовнымъ попеченіемъ, мы воспрещаемъ съ ними молиться, принимать ихъ благословеніе, которое отнынѣ уже не благословеніе, а суесловіе (Лаодик. Соб. прав. 32), и объявляемъ всѣмъ, что они уже не суть ни епископы, ни священники, ибо такъ гласитъ Духъ Святый устами Вселенскихъ Соборовъ: «Аще который пресвитеръ или діаконъ, по нѣкоторымъ обвиненіямъ зазрѣвъ своего епископа, прежде собораго изслѣдованія и разсмотрѣнія и совершеннаго осужденія его, дерзнетъ отступить отъ общенія съ нимъ и не будетъ возносить имя его въ священныхъ молитвахъ на литургіи, по церковному преданію, таковой да подвергнется изверженію и да лишится всякой священнической чести» (14 пр. Дв. С.). Что опредѣлено о епископахъ и митрополитахъ, то самое и наипаче, приличествуетъ патріархамъ. Посему, аще который пресвитеръ или епископъ, или митрополитъ дерзнетъ отступиться отъ общенія со своимъ патріархомъ и не будетъ возносить имя его по опредѣленному и установленному чину въ божественномъ тайнодѣйствіи, но прежде соборнаго оглашенія и совершеннаго осужденія его учинитъ расколъ, такому святый Соборъ опредѣлитъ быть совершенно чужду всякаго священства, аще только обличенъ будетъ въ семъ беззаконіи (15 прав.).

Упомянутые въ революціонномъ воззваніи епископъ Антонинъ, протоіереи, священники и клирики: Введенскій, Сергѣй Калиновскій, Красницкій, Введенскій, Бѣлковъ, Стадникъ, Русановъ, Ледовскій, Борисовъ, Быковъ и Филевскій (а не Филипскій) сами себя обличили въ такомъ преступленіи, напечатавъ свое посланіе о низложеніи ими патріарха, а потому они уже не священники, а раскольники міряне. Молитва ихъ будетъ въ грѣхъ (Карѳаг. Соб. прав. 68) и таинства не таинства; совершенная ими евхаристія — не тѣло и кровь Христа, но пища демоновъ, какъ поясняетъ Ѳеодоръ Студитъ; крещенные ими или вѣнчанные или исповѣданные остаются не крещенными, не вѣнчанными и не исповѣданными и должны все это исполнить у законныхъ священниковъ, а кто послѣдуетъ симъ раскольникамъ, «аще суть нѣкіе отъ священныхъ такожде да лишены будутъ своея чести; аще же монахи или міряне — да отлучатся вовсе отъ Церкви доколѣ не отвергнутъ общенія съ раскольниками и не обратятся къ своему епископу (прав. 14). Слова 15 правила: «Быти совершенно чужду всякаго священства» означаютъ по церковному толкованію (толкователь патріархъ Ѳеодоръ Вальсамонъ 12 вѣка), что ихъ нельзя даже и послѣ раскаянія возстановить въ священномъ санѣ (ср. 34 прав. VI собора).

Понятно, что такая же кара Божественная падетъ и на тѣхъ недостойныхъ бывшихъ пресвитеровъ, которые, забывъ Бога и часъ смертный, въ октябрѣ 1921 г. въ Софійскомъ соборѣ въ Кіевѣ устроили кощунственное посвященіе другъ друга въ архіерейскій чинъ безъ участія какого-бы то ни было епископа и притомъ будучи уже сами лишены священнаго сана судомъ Св. Патріарха и Синода, учинили расколъ, расплодивъ цѣлое множество лжеархіереевъ, лжеіереевъ и лжедіаконовъ.

Итакъ, отцы, братіе и сестры, ограждайте себя отъ всякаго общенія церковнаго съ этими врагами Божіими, какъ и выражаются древне-церковные толкователи каноническихъ правилъ Гангрскаго собора о таковыхъ: «суть бо врази Божіи и бѣсомъ друзи».

Да не будетъ враговъ Божіихъ среди тебя, наша нынѣшняя возлюбленная паства, въ бѣгствѣ пребывающая со своими пастырями, какъ въ древности паства Неокессарійская со св. Григоріемъ Чудотворцемъ. Да не будетъ того и съ вами, «живущіе и оставшіеся» въ Россіи вѣрные чада Церкви. Тѣ и другіе крѣпко держитесь богопоставленнаго нашего отца и архипастыря святѣйшаго патріарха Тихона, а возстающихъ противъ него и противъ Христа да постигнетъ праведный гнѣвъ Божій, какъ онъ постигъ Симона Волхва и Арія. А лучше: да вразумитъ ихъ Господъ и да приведетъ къ покаянію передъ его святителемъ — патріархомъ.

Однако, этимъ пожеланіемъ мы не должны ограничиться. Пусть всякій православный христіанинъ спроситъ себя: чѣмъ онъ можетъ пособить возстановленію богоучрежденнаго порядка въ родной намъ русской православной Церкви? Нѣкоторыя общества заграницей уже печатно заявили свое негодованіе противъ беззаконнаго плѣненія патріарха и противъ новыхъ раскольниковъ духовнаго сана. Сіе должно быть устроено повсемѣстно и должно всѣмъ имѣющимъ голосъ — просить о томъ же иностранныхъ православнныхъ іерарховъ, синоды, начальственныя и выборныя организаціи, а главное — молить Господне милосердіе, чтобы Онъ сжалился надъ русскимъ народомъ и сохранилъ для него то послѣднее достояніе, которое еще не отнято, т.-е. святую Вѣру и Церковь православную и богоблагодатную главу помѣстной Церкви нашей — св. патріарха, и св. храмы, и чудотворныя мощи святыхъ, оскверненныя безбожниками, и чтобы собралъ паки насъ всѣхъ къ подножію родныхъ святынь подъ крыло духовнаго отца нашего и чтобы покрылъ прощеніемъ тяжкіе наши грѣхи, за которые постигли насъ всѣ сіи бѣдствія, какъ живыхъ, такъ и убіен/с. 10/ныхъ и умершихъ, согласно словамъ молитвы въ день Пятидесятницы; ею окончимъ свое посланіе.

«И отшедшимъ убо свободу и ослабу даруй, насъ же здѣ сущихъ благослови, конецъ благій и мирный даруя намъ же и всѣмъ людемъ Твоимъ». Аминь.

П. п. Предсѣдатель Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницею

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 6 и 7. — 1 (14) - 15 (28) іюня 1922 года. — [Бѣлградъ: Типографія Андре Петровичъ], 1922. — С. 8-10.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.