Церковный календарь
Новости


2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 39-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 38-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 37-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 36-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 10-я (1914)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 9-я (1914)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинный постъ есть "злыхъ отчуждечіе" (1975)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы готовиться къ Вел. посту? (1975)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 17-я (1925)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 16-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 35-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 34-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 12-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 11-я (1925)
2018-06-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 33-я (1922)
2018-06-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 32-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей.

№ 16 и 17. – 1 (14) - 15 (28) ноября 1922 года.

ПРИБАВЛЕНІЯ КЪ ОФФИЦІАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЖУРНАЛА «ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ».

О ПРАВАХЪ ЕПИСКОПОВЪ, ЛИШИВШИХСЯ КАѲЕДРЪ БЕЗЪ СВОЕЙ ВИНЫ.
— Каноническая норма. —
(Продолженіе)
(*).

Безусловно запрещая имѣющимъ свои епархіи епископамъ оставлять их навсегда съ цѣлью полученія другой епархіи и ограничивая право ихъ даже временно покидать свои епархіи, каноны совершенно иначе относятся къ тѣмъ епископамъ, которые не могутъ занять своихъ каѳедръ или лишились ихъ «не по своей винѣ» (ou dia tin eavtou aitian) [*] [1].

То же самое 36 Апостольское правило, которое налагаетъ отлученіе на епископа, не пожелавшаго принять служеніе и попеченіе о «народѣ, ему порученномъ», предусматриваетъ и другой случай: «Аще же не пойдетъ туда, т. е. въ свою епархію, продолжаетъ правило, и не будетъ принятъ не по своей волѣ, но по злобѣ народа: онъ да пребываетъ епископъ, клиръ же града того, да будетъ отлученъ за то, что таковаго непокориваго народа не учили».

36 Апостольское правило устанавливаетъ лишь то общее руководящее начало, что епископъ, живущій внѣ своей епархіи не по своей волй, сохраняетъ за собой епископское достоинство. Позднѣйшія правила опредѣляютъ положеніе такого епископа болѣе подробно. 18 Анкирское правило указываетъ, что, съ одной стороны, такой епископъ, подъ опасеніемъ отлученія и лишенія сана, не долженъ дѣлать попытокъ къ вытѣсненію другихъ епископовъ изъ ихъ епархій, а съ другой, что онъ можетъ, если захочетъ, возвратиться въ ту епархію, гдѣ онъ былъ прежде пресвитеромъ, и тамъ «съ пресвитерами сидѣти», при чемъ подъ этимъ правомъ, по объясненію Вальсамона [2], не разумѣется приравненіе его по чести къ пресвитерамъ, а лишь указывается, что онъ можетъ сидѣть съ пресвитерами вслѣдствіе отсутствія другого высшаго мѣста.

Но если таковой епископъ только можетъ, а не долженъ вернуться въ предѣлы своей епархіи, то тѣмъ самымъ ему дается право на постоянное проживаніе и въ предѣлахъ другихъ епархій. И правила приглашаютъ мѣстныхъ епископовъ быть особенно внимательными и заботливыми въ отношеніи такихъ несчастныхъ изгнанниковъ. «Аще который епископъ, гласитъ 17 правило Сардикійскаго собора, претерпѣвъ насиліе, неправедно изверженъ будетъ или за свое познанія [3] или за исповѣданіе Каѳолическія Церкви или за то, что, защищая истину и избѣгая опасности, будучи невинно присужденъ къ наказанію [4], придетъ во иный градъ, то заблагоразсуждено, да не возбраняется ему пребывати тамо, доколѣ не возвратится, или возможетъ обрѣсти избавленіе отъ нанесенныя ему обиды. Ибо жестоко и весьма тяжко было-бы не пріимати намъ претерпѣвшаго неправедное изгнаніе: напротивъ того съ особеннымъ благорасположеніемъ и дружелюбіемъ должно пріимати таковыхъ». Но такой епископъ долженъ быть не только гостемъ мѣстнаго епископа, а и сохраняетъ за собой часть епископскихъ правъ и въ чужой епархіи. «Аще кто поставленный во епископа, гласитъ 18 правило Антіохійскаго собора, не пойдетъ въ тотъ предѣлъ, въ который онъ поставленъ, не по своей винѣ, но или по непринятію его народомъ или по другой причинѣ, отъ него независящей, таковый да участвуетъ и въ чести, и въ служеніи епископскомъ, токмо ни мало не вмѣшиваяся въ дѣла церкви, гдѣ пребываетъ». Другими словами, лишившійся не по своей винѣ каѳедры епископъ сохраняетъ и въ чужой епархіи власть священнодѣйствія (роtеstаs оrdіnаtіоnіs) [*], а власти управленія (роtеstаs jurіsdісtіоnіs) [*] не имѣетъ лишь постольку, поскольку она несовмѣстима съ полнотой и исключительностью юрисдикціи мѣстнаго епископа. Подробнѣе выясняетъ это 37 правило Трулльскаго собора. Такъ какъ тогда много византійскихъ епархій было захвачено невѣрными и многіе епископы не могли занять своихъ каѳедръ, то соборъ, 1) «соблюдая священству честь и уваженіе», 2) «не допуская, чтобы епископскія права были умалены вслѣдствіе современныхъ затрудненій» и 3) «желая, чтобы порабощеніе отъ язычниковъ отнюдь не дѣйствовало ко вреду церковныхъ правъ», постановилъ, чтобы такіе епископы пользовались всѣми епископскими правами: «и рукоположенія въ разныя степени клира, по правиламъ [5], да совершаютъ, и преимуществомъ предсѣданія, сообразно своему предѣлу [6], да /с. 7/ пользуются, и всякое происходящее отъ нихъ начальственное дѣйствіе [7] да будетъ признаваемо твердымъ и законнымъ». Говоря короче, словами Вальсамона, ихъ просто нужно разсматривать, какъ будто они отправились въ свои епархіи и заняли свои каѳедры и такимъ образомъ такіе епископы, сохраняя въ чужой епархіи литургическія права, сохраняютъ въ ней и права управленія по отношенію къ покинутой, но незамѣщенной епархіи, а вмѣстѣ съ тѣмъ — и то мѣсто среди прочихъ епископовъ, которое занимала его каѳедра среди прочихъ епископскихъ каѳедръ. И это правило постоянно и широко примѣнялось въ Константинопольской Церкви на практикѣ, въ особенности, когда мусульманское нашествіе уничтожило три патріархата. Александрійскій, Антіохійскій и Іерусалимскій патріархи обычно жили въ Константинополѣ и оттуда управляли своими патріархатами и метохами. «Обрати вниманіе на настоящее (37 Трулльское) правило, совѣтуетъ Вальсамонъ, такъ какъ есть люди, которые говорятъ, что патріархи Антіохійскій, Іерусалимскій и другіе, которые не успѣли прибыть въ свои Церкви и занять каѳедры, не могутъ ни участвовать въ синодальныхъ разсужденіяхъ о церковныхъ дѣлахъ, ни рукополагать, ни совершать какое-либо другое архіерейское дѣйствіе, такъ какъ это правило закрываетъ имъ уста. Поэтому, продолжаетъ онъ, Иконійскій митрополитъ и другіе восточные митрополиты, неимѣющіе Церквей, такъ какъ они захвачены варварами, справедливо рукополагаютъ епископовъ и совершаютъ всѣ епископскія дѣйствія, хотя они и не успѣли попасть въ назначенныя для нихъ Церкви и утвердиться въ своихъ каѳедрахъ». Далѣе Вальсамонъ приводитъ гуманную новеллу императора Алексія Комнена, разрѣшающую вопросъ объ источникахъ содержанія такихъ епископовъ. А именно императоръ постановляетъ, чтобы епископы, назначенные въ епархіи, захваченныя варварами, и не имѣющіе возможности содержаться отъ своихъ епархій, получали содержаніе по той должности, которую они занимали непосредственно передъ избраніемъ въ епископы, напримѣръ, по должности эконома, игумена [8] и т. д. «Замѣть, говоритъ онъ въ толкованіи на 17 Сардикійское правило, что изъ царствующаго града не изгоняются восточные епископы, не имѣющіе своихъ каѳедръ, такъ какъ ихъ Церкви находятся во власти язычниковъ, точно также и (епископы) преслѣдуемые отъ несправедливыхъ сборщиковъ податей за то, что они говорятъ въ защиту обижаемыхъ» [9].

Наконецъ, такой епископъ имѣетъ право занять и другую епархію, но, конечно, не самочинно, а по приглашенію мѣстной церковной власти, напримѣръ, въ древней Церкви — по приглашенію собора епископовъ митрополіи во главѣ съ митрополитомъ («совершеннаго» собора). Это слѣдуетъ изъ 16 правила Антіохійскаго собора, которое запрещаетъ неимѣющему своей епархіи епископу занимать каѳедру другой епархіи только «безъ соизволенія совершеннаго собора». Поэтому Зонара совершенно правильно замѣчаетъ въ толкованіи на это правило: «А если совершенный соборъ въ согласіи постановитъ дать праздную епархію неимѣющему епархіи епископу, въ такомъ случаѣ это возможно» [10]. Такой же положительный смыслъ правилу придаетъ и Аристинъ: «Празднаго убо епископа, не имущаго епископіи, въ праздную церковь, не имущую епископа, поставляти отъ совершеннаго собора, ту сущу и митрополиту тоя области, се правило повелѣваетъ» [11]. Въ томъ же смыслѣ понимаетъ правило и Вальсамонъ. «Обрати вниманіе, что настоящее правило, говоритъ онъ, предоставляетъ праздному епископу право священнодѣйствовать въ праздной церкви и занимать самую каѳедру съ разрѣшенія собора, такъ какъ я нѣсколько разъ слышалъ, что для этого нужно и императорскій указъ [12]. Во второмъ толкованіи онъ выясняетъ понятія «праздная церковь» и «праздный епископъ». «Много разъ, пишетъ онъ, предлагался въ Синодѣ вопросъ: какой епископъ является празднымъ и какая церковь является праздной? и относительно церкви не было никакого сомнѣнія, такъ какъ праздною церковью всѣ признавали церковь, лишенную епископа. А относительно празднаго епископа возникало много недоумѣній и всѣми принято, что праздный епископъ есть тотъ, который не можетъ отправиться въ ту церковь, въ которую онъ опредѣленъ, такъ какъ она занята безбожными язычниками или еретиками, а быть можетъ и осквернена и епископы не имѣютъ возможности утвердиться въ ней, каковыми въ настоящее время являютгя Іерусалимская, Антіохійская, Тарская и другія, такъ какъ Іерусалимъ оскверненъ безбожными агарянами, Антіохійскимъ престоломъ владѣетъ латинскій патріархъ, а Тарсомъ — армяне. Но остальныя церкви Іерусалимскаго и Антіохійскаго патріархата и нѣкоторыя восточныя церкви Константинопольскаго патріархата не считаются праздными, такъ какъ султанъ, латиняне и другіе агаряне дозволяютъ епископамъ управлять церквами въ качествѣ епископовъ и имѣть попеченіе о живущихъ тамъ христіанахъ. Поэтому епископы этихъ церквей, если ихъ пригласятъ, должны отправиться въ свои церкви. А гдѣ нѣкоторымъ не празднымъ, но удрученнымъ бѣдностью епископамъ даютъ вдовствующія церкви — это дѣлается по снисхожденію, правило же, въ которомъ говорится: «праздному епископу пусть будетъ дана праздная церковь», — здѣсь не имѣетъ мѣста. Вслѣдствіе этого тѣ въ Си/с. 8/нодѣ [13], которые разрѣшаютъ занимать каѳедру въ Церкви тѣмъ, кому онѣ даны по снисхожденію, дѣлаютъ нѣчто неразрѣшаемое канонами и непростительное, такъ какъ каѳедру нужно давать празднымъ, а не тѣмъ, которые уже имѣютъ епископскую каѳедру. Таковой именно епископъ, получая праздную Церковь, именуется уже не епископомъ той Церкви, въ которую онъ ранѣе былъ опредѣленъ, а епископомъ данной ему, какъ праздной. Такъ великій Григорій Богословъ назывался не Назіанзенскимъ, а Константинопольскимъ и недавно рукоположенный въ Амасію и перемѣщенный въ Керасунтъ назывался уже не Амасійскимъ, а Керасунтскимъ» [14]. Такимъ образомъ не всякій лишенный безъ своей вины каѳедры или праздный епископъ имѣетъ право занять другую каѳедру, а только тотъ, кто дѣйствительно лишенъ возможности водвориться въ своей епархіи. А такой епископъ можетъ стать полноправнымъ епископомъ праздной епархіи, занимать въ ней каѳедру и носить титулъ уже не прежней, къ которой онъ былъ первоначально рукоположенъ, а новой епархіи, при чемъ онъ, конечно, теряетъ епископскія права въ отношеніи къ прежней епархіи.

[Проф. С. В. Троицкій.]       

(Окончаніе слѣдуетъ).

Примѣчанія:
(*) См. № 14 и 15 Церк. Вѣд. 1922 г.
[1] 18 Антіох.
[2] Аѳ. Синт. III, 59.
[3] Т. е., какъ объясняютъ Вальсамонъ и Зонара, — за точное знаніе и защиту догматовъ вѣры. Аѳ. Синт. III, 273, 274.
[4] Исправляемъ невразумительный синодальный переводъ, слѣдуя толкованію Зонары. См. Аѳ. Синт. III, 274.
[5] Т. е. въ свои епархіи, а съ разрѣшенія мѣстныхъ епископовъ, — и въ чужія.
[6] Т. е., по объясненію Зонары, сообразно мѣсту, занимаемому его каѳедрой въ ряду прочихъ.
[7] Dio kisin [*], т. е. власть управленія.
[8] Аѳ. Синт. II, 389.
[9] Аѳ. Синт. III, 275.
[10] Аѳ. Синт. III, 154.
[11] Кормчая, л. 48; Аѳ. Синт. III, 157.
[12] Аѳ. Синт. III, 156.
[13] Разумѣется synodos endymousa [*] — постоянный Синодъ при патріархѣ.
[14] Аѳ. Синт. III, 156-157.
[*] [Греческіе термины, за неимѣніемъ въ типографіи греческаго шрифта, набраны латинскимъ и подобныя мѣста въ дальнйшемъ будутъ отмѣчаться *. Ред.]

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 16 и 17. — 1 (14) - 15 (28) ноября 1922 года. — Бѣлградъ: Типографія Андре Петровичъ, 1922. — С. 6-8.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.