Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей.

№ 18 и 19. – 1 (14) - 15 (28) декабря 1922 года.

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ
Высокопреосвященнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго,
Предсѣдательствующаго Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей.

Смиренный АНТОНІЙ, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, своей богодарованной паствѣ русскихъ бѣженцевъ, пребывающихъ въ Королевствѣ Юго-Славіи, радоватися о Господѣ желаетъ, а въ лицѣ ея привѣтствуетъ Христовымъ цѣлованіемъ и всѣхъ прочихъ бѣженцевъ русскихъ, разсѣянныхъ Божіимъ попущеніемъ по всему міру.

Открылось новое лѣто благости Божіей и всѣ мы приблизились на одну ступень ко днямъ возвращенія нашего на родину. Какую? Двѣ у насъ родины, возлюбленные: одна — земля Россійская, православная и боголюбивая, а другая та, о которой сказано всѣмъ людямъ черезъ Соломона: «и возвратится персть въ землю, еже бѣ, а духъ возвратится къ Богу, Иже даде его» (Еккл. 12, 7).

Почти всѣ мы желаемъ возвратиться на Русскую родину, а въ обще-человѣческую желаемъ-ли? Вѣдь неизвѣстно достовѣрно вернемся ли мы въ Россію, а въ землю перстную тѣломъ, душою же къ Богу возвратимся непремѣнно всѣ, и вѣрующіе и невѣрующіе въ Бога. Въ Россію вернемся не всѣ, ибо не мало среди бѣженцевъ такихъ, которымъ суждено умереть на чужбинѣ до возвращенія, а многіе и не пожелаютъ идти въ Россію; въ могилу же пойдутъ и желающіе, которыхъ очень мало, и не желающіе, которыхъ огромное большинство. Почему-же мы, любящіе думать столь часто о возвращеніи на родину, избѣгаемъ думать о томъ, чтобы уготовать себѣ мѣсто въ мірѣ загробномъ? Многіе говорятъ: «я боюсь не смерти, а предсмертныхъ страданій». Не отъ разума они такъ говорятъ: пусть бы больше боялись страданій посмертныхъ. Впрочемъ, развѣ будетъ свободно отъ страданій наше переселеніе на родину Россійскую? Развѣ не голодъ и нищета на нѣкоторое время будетъ удѣломъ почти каждаго изъ насъ? а страхъ отъ возвращенія къ власти злодѣевъ? а ожидающія насъ новыя сообщенія о потерѣ близкихъ? а созерцаніе разграбленныхъ храмовъ Божіихъ и разоренныхъ домовъ и имѣній вашихъ и великія затрудненія, предстоящія вамъ при возвращеніи хотя-бы части своего имущества, сопряженныя съ борьбою противъ грабителей и опасностью мести со стороны послѣднихъ? Едва-ли эти скорби и страхъ будутъ слабѣе страданій умирающаго и навѣрно будутъ продолжительнѣе ихъ.

Что-же? хочу ли я убѣждать васъ отказаться отъ мыслей о дорогой родинѣ и /с. 2/ сосредоточить ваши умы и сердца на подготовленіи себя только къ христіанской кончинѣ живота нашего и доброму отвѣту на страшномъ судищѣ Христовомъ, о чемъ, увы, люди такъ мало думаютъ? — Въ обычныхъ условіяхъ жизни людямъ постоянно предстоитъ выборъ между этими двумя заботами — о вѣчномъ спасеній и временномъ благоустройствѣ, но въ настоящемъ посланіи я не выборъ вамъ предлагаю, а хочу разъяснить, что для насъ, русскихъ бѣженцевъ, приготовленія къ тому и другому возвращенію почти совпадаютъ: если будемъ правильно уготовлять себя и свою душу къ скорѣйшему возвращенію въ Россію, то приблизите ее и къ достойному наслѣдію въ небесныхъ обителяхъ; а если русскіе бѣженцы будутъ учиться побѣждать въ себѣ страхъ смертный и не завидовать никому и не желать богатства и покоя, то и день возвращенія ихъ настанетъ скорѣе, а главное — устройство ихъ на родинѣ пойдетъ несравненно успѣшнѣе и болѣе мирно.

Цѣль моего посланія не въ томъ, конечно, заключается, чтобы охлаждать въ читателяхъ и слушателяхъ любовь къ родной Россіи и стремленіе возвратиться въ нее, но въ томъ, чтобы, какъ можно крѣпче, соединять эту любовь и это стремленіе съ приготовленіемъ себя къ тому, что составляетъ неизбѣжный исходъ жизни всѣхъ насъ. Тогда и земное наше стремленіе къ русскому отечеству будетъ имѣть свойства духовныя; тогда мы будемъ освобождаться отъ нетерпѣнія и грѣховнаго ропота, пріобрѣтемъ покорное Богу и мирное настроеніе души, и явимся въ наше земное отечество къ нашимъ ближнимъ, несравненно болѣе насъ страдавшимъ, съ миромъ и всепрощеніемъ, съ такою настроенностью спокойствія и доброжелательства, что и сами терпѣливо перенесемъ неизбѣжныя при переселеніи нужды и огорченія, а туда — къ нашимъ роднымъ и ко всѣмъ ближнимъ внесемъ духъ мира, а именно: для однихъ, которые среди страданій своего іудейскаго плѣна молились о возвращеніи къ нимъ православнаго Царя и христіанскихъ порядковъ, мы принесемъ восторженную радость и подвигнемъ ихъ на умиленное благодареніе Богу, а другимъ, уже развратившимся душою подъ игомъ безбожниковъ, покажемъ собою возможность иной жизни, воздержной и безкорыстной, что послужитъ къ ихъ раскаянію и исправленію лучше, нежели карающій законъ и казни многихъ. Возможно, возлюбленные, что исполненіе сихъ упованій начнется и даже совершится въ настоящемъ 1923 году, но если еще не исполнилась мѣра возмездія за грѣхи наши и если смерти нашихъ мучениковъ за вѣру, Царя и отечество еще не искуплены страданіями нашимъ и всего русскаго народа, доведеннаго голодомъ до людоѣдства, то все же предлагаемое вамъ въ этихъ строкахъ приготовленіе себя къ двумъ переселеніямъ, намъ предстоящимъ, не останется безъ пользы. Уже не говорю о пользѣ душевной, ибо еще задолго до Христа учители благочестія высказали очевидную истину: «поминай послѣдняя твоя и не согрѣшишь во вѣки». Но и самое ускореніе земного нашего возвращенія на родину зависитъ отъ того, чтобы тѣ, кто держитъ власть въ предѣлахъ нашего бѣженства, приняли участіе въ нашемъ стремленіи домой. Вспомните плѣнъ іудейскій: не благочестіемъ-ли и вѣрою возвысились Даніилъ и блаженные юноши въ глазахъ Вавилонскаго царя? не тѣми ли же свойствами пріобрѣли себѣ высокое довѣріе властителей и любовь чужого народа Зоровавель, Ездра и Неемія и не это-ли довѣріе къ нимъ побудило Кира и Артаксеркса разрѣшить іудейскому племени возвращеніе въ Святую Землю, со снабженіемъ ихъ всѣмъ необходимымъ и съ защитой ихъ отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ? Если-же вы читали книги Маккавейскія во Св. Библіи, то знаете, что эти праведные герои именно своими добродѣтелями стяжали поддержку для своего народа сильныхъ міра сего и свергли съ народа иго тяжкаго рабства. Говорить-ли еще о томъ, что именно святые нравы древнихъ христіанъ, ихъ честность, вѣрность и благочестіе побудили Константина-царя еще задолго до принятія имъ Христовой вѣры повелѣть о прекращеніи на ея послѣдователей гоненій и затѣмъ измѣнить всѣ враждебные имъ государственные законы на наиболѣе благопріятные для поклонниковъ Христа, хотя въ то время ихъ было въ девять разъ меньше, чѣмъ враждебныхъ Христу язычниковъ.

Никогда не вѣрьте, возлюбленные, тѣмъ вреднымъ писателямъ, которые противопоставляютъ служеніе Богу и личной добродѣтели служенію общественной пользѣ и политическому успѣху. Послѣднее вытекаетъ изъ перваго, какъ рѣка изъ источника. Только самые неразумные изъ европейскихъ иностранцевъ говорятъ вамъ, что будто Россія погибла отъ того, что болѣе молилась Богу и строила церкви, чѣмъ заботилась о политической борьбѣ. Нѣтъ, пока Россія много молилась и усердно созидала домы Божіи, пока постилась и благотворила, въ то время она процвѣтала и ширилась, заняла шестую часть вселенной и явилась сильнѣшимъ государствомъ въ мірѣ. Но лишь только главари ея, ея вельможи, де/с. 3/путаты, профессоры и газетчики, измѣнивъ вѣрѣ и правдѣ, пустились разными способами развращать народъ Божій и осмѣивать Апостольскую вѣру нашу, такъ она разслабѣла духомъ воинскимъ и гражданскимъ, и отдала себя почти безъ борьбы въ рабство своимъ внутреннимъ врагамъ — безбожникамъ и нехристямъ, и постепенно дошла до настоящего своего паденія, потерявъ въ два-три года всемеро больше людей, чѣмъ во времена страшной войны противъ насъ многихъ народовъ въ Европѣ и Азіи. Это всѣмъ извѣстно и не подлежитъ оспариванію.

Но, еслибъ было обратное и совершенно невозможное, — еслибъ государственное благополучіе достигалось не благочестіемъ, а нечестіемъ, то и тогда для насъ вѣчность была бы дороже временнаго и небесное царство болѣе вождѣленнымъ, чѣмъ царства земное, или какъ говоритъ пророкъ Аввакумъ: «хотя бы не расцвѣла смоковница, и не было бы плода на виноградныхъ лозахъ, и маслина измѣнила, и нива не дала пищи; хотя бы не стало овецъ въ загонѣ и рогатаго скота въ стойлахъ, то и тогда я буду радоваться о Господѣ и веселиться о Богѣ спасенія моего» (3, 17. 18).

Въ нашемъ положеніи, слава Богу, должно не выборъ дѣлать между двумя желаніями — родиной и Богомъ, но одно соединить съ другимъ, и я окончу свое посланіе дальнѣйшими, заключительными словами той же пророческой книги: «Господь Богъ сила моя, Онъ сдѣлаетъ ноги мои какъ у оленя и на высоты возведетъ меня» (ст. 19). Аминь.

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 18 и 19. — 1 (14) - 15 (28) декабря 1922 года. — Бѣлградъ: Типографія Андре Петровичъ, 1922. — С. 1-3.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.