Церковный календарь
Новости


2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ инокамъ (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Серапіону (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 18-е, въ похвалу отцу и въ утѣшеніе матери (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 17-е, встревоженнымъ жителямъ Назіанза (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 17-е (1855)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 16-е (1855)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 38-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 37-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) гр. Ю. П. Граббе (1939)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-01-18 / russportal
Блаж. Ѳеодоритъ, еп. Кирскій. О вѣрѣ (1845)
2018-01-18 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Жизнь и дѣянія св. матери нашей Синклитикіи (1824)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 4-я, о благодареніи (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 3-я, на слова: "внемли себѣ" (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 16-е, на память св. муч. Маккавеевъ (1843)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 15-е, говоренное въ присутствіи отца (1843)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 января 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Церковныя Вѣдомости» (1922-1930 гг.)

«Церковныя Вѣдомости» — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1922-1930 гг. Возникъ въ 1922 г. въ Сербіи, какъ продолженіе одноименнаго церковнаго журнала, издававшагося въ 1888-1918 гг. при Всероссійскомъ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Какъ было заявлено въ первомъ номерѣ заграничнаго изданія: «Возстанавливаемый журналъ» долженъ былъ «знакомить съ распоряженіями и опредѣленіями Высшей Церковной Власти въ Россіи и за границей, имѣющими принципіальное и широкое значеніе для церковной жизни и пастырской дѣятельности въ цѣляхъ установленія церковнаго единства, разстроенной смутой, и по условіямъ переживаемаго момента, требующаго особаго попеченія и направленія». «Церковныя Вѣдомости» вначалѣ издавались при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи Заграницей, затѣмъ при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей, а съ 1 іюня 1923 г., при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. Съ 15 марта 1922 г., когда появился первый номеръ журнала, и до 1 сентября 1930 г., «Церковныя Вѣдомости» выходили подъ редакціей управляющаго канцеляріей Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ — Е. И. Махароблидзе. Журналъ содержитъ цѣннѣйшій матеріалъ по исторіи РПЦЗ въ первые годы ея становленія.

«Церковныя Вѣдомости»

«ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ»,
Издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей.

№ 18 и 19. – 1 (14) - 15 (28) декабря 1922 года.

ПРИБАВЛЕНІЯ КЪ ОФФИЦІАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЖУРНАЛА «ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ».

О ПРАВАХЪ ЕПИСКОПОВЪ, ЛИШИВШИХСЯ КАѲЕДРЪ БЕЗЪ СВОЕЙ ВИНЫ.
— Каноническая норма. —
(Окончаніе)
(*).

Предусматриваютъ, наконецъ, каноны и такой исключительный случай, какъ переселеніе епископа въ предѣлы другой церкви не единолично, а вмѣстѣ со своей паствой.

Такой случай имѣлъ мѣсто незадолго до Трулльскаго собора, когда архіепископъ автокефальной Кипрской церкви Іоаннъ «купно съ своимъ народомъ, по причинѣ варварскаго нашествія и дабы освободиться отъ языческаго рабства и вѣрно покорствовати скипетру христіаннѣйшія державы», переселился въ Геллеспонтскую область [1] входившую тогда въ составъ Константинопольскаго патріархата, какъ одна изъ его митрополій, главный городъ которой былъ Кизикъ. Цѣня патріотизмъ архіепископа и «желая, чтобы порабощеніе отъ язычниковъ отнюдь не дѣйствовало ко вреду церковныхъ правъ», Трулльскій соборъ устроилъ такъ, что Кипрская церковь была какъ бы временно перенесена на новую территорію. А именно, каѳедрой Кипрскаго архіепископа былъ сдѣланъ вновь основанный близъ Кизика городъ Юстиніанополь и этой каѳедрѣ были переданы права Константинополя [2], другими словами, Геллеспонтская область вмѣстѣ со своимъ митрополитомъ и всѣми епископами была изъята изъ-подъ власти Константинопольскаго патріарха и подчинена архіепископу Кипра. Таковую автокефалію Геллеспонтская область должна была сохранить и впредь, почему соборъ указалъ, чтобы преемники Іоанна рукополагались своими же епископами, такъ какъ архіепископы Кипра, пользовавшіеся по древнему обычаю, утвержденному 8 правиломъ Ефесскаго собора, правами автокефаліи, рукополагались своими епископами. Такой порядокъ посвященія Кипрскаго архіепископа только разъ былъ примѣненъ на практикѣ надъ преемникомъ Іоанна, такъ какъ этотъ преемникъ, благодаря освобожденію Кипра, получилъ возможность возвратиться на родной островъ (около 747 г.), и Геллеспонтская митрополія возвратилась подъ власть Константинопольскаго патріарха, о чемъ упоминаетъ Аристинъ въ толкованіи на это правило [3].

Изъ находящихся въ Кормчей памятниковъ Византійскаго законодательства всего подробнѣе обсуждаетъ вопросъ о положеніи лишенныхъ епархій /с. 9/ епископовъ знаменитый «Томъ единенія» 921 года, закончившій церковно-гражданскую распрю изъ-за вопроса о четвертомъ бракѣ: «Томъ» сурово порицаетъ епископовъ, переходящихъ изъ епархіи въ епархію по своекорыстнымъ побужденіямъ. «Иже ли не самого того ради божественнаго желанія и спасенія ради и пользы многихъ душъ и исполненія ради божественныхъ заповѣдей, но покоя ради и сребролюбивыя ихъ ради воли отъ престола на престолъ преходяще сами о себѣ, кромѣ совершеннаго собора, или по мздѣ восходяще, или продающе, таковіи въ жребій окаянному Іудѣ, предавшему Господа, отлучени суть» [4].

Затѣмъ «Томъ» переходитъ къ вопросу объ епископахъ, лишившихся своихъ каѳедръ. «Сице убо и о праздныхъ епископѣхъ смотрити лѣпо есть. Аще убо кто таковыхъ свою церковь оставитъ нищеты ради или писаніемъ отреклся или обидъ ради нѣкихъ прилучающихся отъ злодѣйствующихъ и буихъ властителей страны тоя или поставленнымъ бывшимъ и потомъ раскаявшимся тамо ити, таковыхъ не токмо не помиловати, но аще не послушаютъ тамо ити, идѣже поставлени быша, и извергати повелѣваемъ, и отъ общенія отлучати» [5]. Такимъ образомъ «Томъ» строго относится и къ тѣмъ епископамъ, которые покинули свои епархіи безъ достаточныхъ основаній. Но вмѣстѣ съ тѣмъ «Томъ» указываетъ и рядъ случаевъ, когда оставленіе епископомъ своей каѳедры является необходимымъ, а самъ онъ не только не заслуживающимъ какого-либо церковнаго наказанія, но наоборотъ имѣющимъ право на поддержку и особую честь въ церкви. «Но иже поставленъ бывъ и посланъ дважды или трижды съ прещеніемъ и не пріятъ людми страны тоя или отъ еретикъ изгнанъ бысть, или варварскаго ради нахожденія или царства иного преятія, таковыхъ возводити на престолъ вдовствующія церкви повелѣваемъ. Аще ли отъ тѣхъ обрящутся нѣціи, томленіе и мученіе подъемше, вязанія и темницы и по всемъ томъ страданіи цѣло исповѣданіе свое будутъ сохранше,... таковыхъ на большій и лучшій степень возводити повелѣваемъ, благодаренія же и чести подати имъ» [6].

Таково опредѣленіе этого авторитетнѣйшаго памятника, внесеннаго полностію или частью почти во всѣ каноническіе сборники Православной Церкви [7].

Приведенныя каконическія справки даютъ основаніе такъ формулировать каноническую норму, опредѣляющую права «празднаго» (scholazon) [*], т. е. не имѣющаго возможности занять свою каѳедру не по своей винѣ, епископа.

1. Оставаясь епископомъ по сану (Ап. 36), онъ имѣетъ право жить во всякой другой епархіи неограниченное время, до возвращенія въ свою епархію, причемъ мѣстный епископъ долженъ быть особенно предупредителенъ къ нему (Сардик. 17), но здѣсь онъ, т. е. праздный епископъ, сохраняетъ за собой лишь права священнодѣйствія, но не управленія (Антіох. 18).

2. И во время проживанія своего въ предѣлахъ чужой епархіи праздный епископъ сохраняетъ за собой титулъ своей епархіи, а вмѣстѣ съ тѣмъ и всѣ права, отсюда вытекающія, какъ въ отношеніи къ своей епархіи, такъ и въ отношеніи къ другимъ епископамъ (Трулльск. 37), а вмѣстѣ съ тѣмъ и подчиненность своей прежней церковной власти (Трулльск. 39).

3. Тогда какъ ни одинъ правящій епископъ въ силу канонической нормы (21 Антіох.; Сардик. 1 и 2; Карѳ. 48) не можетъ быть перемѣщенъ на другую епархію, праздный епископъ имѣетъ право занять другую праздную епархію по опредѣленію мѣстной высшей церковной власти, причемъ онъ принимаетъ титулъ этой праздной епархіи и вмѣстѣ съ тѣмъ теряетъ всѣ права въ отношеніи епархіи прежней (16 Антіох.).

4. Въ случаѣ вынужденнаго перехода въ предѣлы другой автокефальной Церкви вмѣстѣ съ народомъ, епископъ сохраняетъ за собой и на новой территоріи всѣ тѣ права какъ во внутреннемъ управленіи, такъ и въ междуцерковныхъ отношеніяхъ, какія онъ имѣлъ на территоріи прежней, и возглавляетъ собою независимую отъ мѣстной церковной власти Церковь автокефальную, если онъ былъ автокефальнымъ на прежней территоріи, и подчиненную, высшей церковной власти на прежней территоріи, если онъ таковымъ на прежней территоріи не былъ (Трулльск. 39).

Мы намѣренно ограничили рамки статьи канонами и ихъ авторитетными толкователями, не задаваясь цѣлью разслѣдованія историческихъ фактовъ.

Бури и скалы житейскаго моря могутъ заставлять корабль церковный иногда уклоняться съ прямого пути, но и тогда плаваніе его будетъ благополучно, если на немъ есть правильный компасъ и держащіе въ рукахъ кормило съ этимъ компасомъ сообразуются. А таковымъ компасомъ и является каноническая норма.

Проф. С. Троицкій.       

Примѣчанія:
(*) См. №№ 16 и 17 Церк. Вѣд. 1922 г.
[1] Избраніе Геллеспонта для переселенія, быть можетъ, объясняется тѣмъ, что въ этой области было два митрополита. Кормчая, гл. 44, листъ 34.
[2] Нѣтъ нужды, слѣдуя Беверегію (Synodicon p. 154), читать вмѣсто «Константинополя» — «Констанція» (столица Кипра), такъ какъ соборъ передаетъ Юстиніанополю не права Константинополя вообще, а только въ границахъ одной митрополіи.
[3] Ср. И. И. Соколовъ. Кипрская Православная Церковь. Прав.-Богосл. Энциклоп. Х, 79-80.
[4] Кормчая, гл. 52, листъ 172 об.
[5] Кормчая, л. 173.
[6] Кормчая, л. 173.
[7] Синтагма Властаря Г., 4; Шестокнижіе Арменопула IV, 9, 32; Кормчая Іосифовская, гл. 53; Никоновская, гл. 52; Аѳинская Синтагма V, 4-10. Вальсамонъ свидѣтельствуетъ, что «Томъ» ежегодно въ іулѣ мѣсяцѣ читался съ амвона (Толкованіе на 4 прав. Василія Великаго. Аѳ. Синт. IV, 103).
[*] [Греческіе термины, за неимѣніемъ въ типографіи греческаго шрифта, набраны латинскимъ и подобныя мѣста въ дальнйшемъ будутъ отмѣчаться *. Ред.]

Источникъ: «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 18 и 19. — 1 (14) - 15 (28) декабря 1922 года. — Бѣлградъ: Типографія Андре Петровичъ, 1922. — С. 8-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.