Церковный календарь
Новости


2017-05-29 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 9-я (1925)
2017-05-29 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 8-я (1925)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 36. — Іюнь 1954 года.

Клятва предковъ.

Намъ смерть не можетъ быть страшна,
Мы клятвы предковъ не забудемъ,
Россія будетъ спасена,
И мы Царю престолъ добудемъ.
                          П. Н. Шабельскій-Боркъ.

Никто не станетъ спорить противъ того, что «гнаться за природно чуждыми намъ и наглядно гнилыми западными политическими системами едва ли разумно и достойно похвалы». — Святая истина! Золотыя слова! — «И лучше всего намъ вернуться, — по совѣту М. М. Спасовскаго, — къ своему собственному способу и историческому состоянію въ его наиболѣе свѣтлыхъ и славныхъ страницахъ».

Посмотримъ въ такомъ случаѣ, чтó говоритъ намъ нашъ собственный историческій опытъ. Такъ вотъ, элементарное знаніе исторіи, даже въ объемѣ средней школы, говоритъ намъ о томъ, что Земскіе Соборы собирались въ Россіи повелѣніемъ Царей, Цари собирали лучшихъ земскихъ, духовныхъ и военныхъ людей, въ качествѣ свѣдущихъ мужей для того, чтобы они вызсказали свои мнѣнія по извѣстнымъ вопросамъ. Окончательное рѣшеніе принималось Царемъ, по собственному убежденію, въ сознаніи отвѣтственности передъ Богомъ. Такимъ образомъ, Земскіе Соборы не являлись учрежденіями, ограничивающими самодержавную власть, но совѣщательными органами при монархѣ.

Вотъ въ этомъ-то и заключается главное отличіе Земскихъ Соборовъ отъ парламентовъ и учредительныхъ собраній на Западѣ. М. М. Спасовскій главное различіе усматриваетъ въ томъ, что учредительныя собранія имѣютъ партійный характеръ, а земскіе соборы ихъ не имѣли. Это не совсѣмъ вѣрно. Первое въ исторіи французское учредительное собраніе было выбрано не по партійнымъ спискамъ. Если, въ широкомъ смыслѣ, подъ партіей понимать группировки, то они бывали и на земскихъ соборахъ. Существенное же различіе, о которомъ Спасовскій не упомянулъ, это то, что учредительное собраніе суверенно, оно мыслитъ себя изъявленіемъ воли народа, верховнаго носителя власти. Это — доктрина французской революціи, въ силу которой народъ устанавливаетъ любой государственный порядокъ. Въ противоположность этому, наше православное ученіе о государственной власти ничего общаго съ такой раціоналистической идеей не имѣетъ.

Нашъ русскій монархическій образъ правленія назывался Самодержавнымъ, по той причинѣ, что всѣ функціи государственнаго управленія въ немъ были подчинены волѣ Монарха, который царствовалъ милостью Божіей, но не волею народа. Это — существенная особенность, означающая то, что воля монарха не можетъ быть ограничена никакой волей человѣческой, имѣя для себя закономъ и судьей свою христіанскую совѣсть и самого Бога.

Присягу приносили не Государству, а клятвенно обѣщали служить Его Императорскому Величеству вѣрой и правдой. Служить правдой это означало то, что необходимо было нести эту службу въ соотвѣтствіи съ тѣми правилами, которыя даетъ намъ святая Вѣра наша, которая говоритъ намъ, что Государь есть Помазанникъ Божій, поставленный волею Божіей устроять счастье и благополучіе своихъ поданныхъ.

Всѣ наши учители Церкви, святые и подвижники, о Царской Власти и ея сущности, учили согласно. Великій святитель Земли Русской отецъ Іоаннъ Кронштадскій объ этомъ сказалъ такъ:

«Русскій Царь, какъ получившій свою власть отъ Бога, можетъ и долженъ быть только Самодержавнымъ».

Вотъ почему, если собрать даже какое-то собраніе, выбранное не по партійному признаку, но если надѣлить его суверенными правами, то есть правомъ установленія государственнаго строя, то какъ бы оно не называлось все же оно будетъ учредилкой, а не земскомъ соборомъ. Отъ перемѣны вывѣски нечего не измѣнится. Вспомнимъ Козьму Пруткова:

«Если увидишь клѣтку со львомъ и на ней надпись «буйволъ», — не вѣрь глазамъ своимъ».

Революція порвала съ установленнымъ Богомъ порядкомъ. Собирая Учредительное Собраніе мы только продолжимъ революцію, которой можетъ быть конецъ возвращеніемъ народа, въ цѣломъ, къ божественнымъ установленіямъ. Это возвращеніе должно, и можетъ быть сдѣлано, не черезъ посредство голосованія, а исключительно путемъ покаянія въ грѣхѣ отступничества отъ царя.

Мы помнимъ о многомъ, а о самомъ главномъ, что утеряли, непрестанно забываемъ. Предварительнымъ условіемъ всякого Земскаго Собора, чтобы онъ былъ дѣйствительно Соборомъ, необходимо возвращеніе къ законному порядку, черезъ возстановленіе Царской Власти. Только Царь сможетъ собрать Земскій Соборъ и совершенно очевидно, что въ первые годы послѣ окончанія смуты этого нельзя будетъ сдѣлать.

Необходимо вспомнить, что на эту статью можетъ послѣдовать возраженіе въ томъ смыслѣ, что соборъ 1613 года, призвавшій на Царство отрока Михаила Ѳеодоровича Романова, собрался въ періодъ междуцарствія. Это вѣрно, но не нужно забывать, что именно собрался онъ въ виду прекращенія царствовавшей династіи. Пресѣкся родъ царскій и необходимо было рѣшить кто именно является ближайшимъ по крови къ угасшему дому Рюриковичей. Такимъ былъ признанъ бояринъ Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ, а въ силу этого призванъ, а не избранъ на Царство.

Утвержденная Грамота Великаго Московскаго Церковнаго и Земскаго Собора 1613 года о призваніи на Царство Михаила Ѳеодоровича Романова:

«Послалъ Господь Свой Святый Праведный Духъ въ сердца всѣхъ православныхь христіанъ, яко едиными усты вопіяху, что быти на Владимірскомъ и Московскомъ и на всѣхъ государствахъ Россійскаго Царства Государемъ и Царемъ и Великимъ Княземъ всея Россіи Самодержцемъ, Тебѣ Великому Государю Михаилу Ѳеодоровичу — цѣловали всѣ Животворный Крестъ и обѣтъ дали, что за Великаго Государя, Богомъ почтеннаго, Богомъ избраннаго и Богомъ возлюбленнаго Царя и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича Всея Россіи Самодержца, и за благовѣрную Царицу и Великую Княгиню, и за Царскія Дѣти, Которыхъ имъ Государямъ Господь впредь дастъ, души своя и головы положити и служити Имъ Государямъ нашимъ, вѣрою и правдою, всѣми душами своими и головами.

Прочтоша сію Утвержденную Грамоту на Вселенскомъ Соборѣ и выслушавъ на большее во вѣки укрѣпленіе — быти такъ во всемъ и по тому, какъ въ сей утвержденной грамотѣ писано. А кто убо не похощетъ послушати и сего Соборнаго Уложенія, его же Богъ благослови, и начнетъ глаголати ино и молву въ людяхъ чинити и таковый, аще отъ священныхъ чину и бояръ Царскихъ синклитъ, и воинскихъ, или инъ кто отъ простыхъ людей, и къ какому чину не буди, по священнымъ правиламъ Св. Апостолъ и Вселенскихъ седьми Соборовъ Св. Отецъ и помѣстныхъ и по соборному уложенію сего Священнаго Собора, — чину своего изверженъ будетъ и отъ Церкви Божіей отлученъ и Св. Христовыхъ Тайнъ пріобщенія, яко раскольникъ Церкви Божіей и всего Православнаго Христіанства мятежникъ и разоритель Закона Божія; а по Царскимъ Законамъ месть восприметъ, и нашего смиренія и всего священнаго Собора не будетъ на немъ благословенія отнынѣ и до вѣка.

Да будетъ твердо и неразрушимо въ предыдущія лѣта въ роды и роды, и не прейдетъ ни едина черта отъ написаннаго въ ней...»

Подписано Митрополитами, Архіепископами, Епископами и прочими чинами духовными и гражданскими.

Теперь спросимъ: имѣемъ ли мы право отмѣнить рѣшеніе этого Священнаго Собора? Является ли обязательнымъ оно для насъ? и отвѣтимъ: да, является!

«Торжественная и вмѣстѣ страшная грамота, — говоритъ о ней Аѳонскій подвижникъ Ѳеодосій, — ею клятвенно связаны съ Царями изъ Дома Романова не только сами предки, составители ея, но и всѣ мы, потомки ихъ до окончанія Царской Династіи... Соблюденіе сего обѣта, даннаго за насъ клятвенно нашими предками, — залогъ нашего благополучія, какъ временнаго на землѣ, такъ и вѣчнаго на небесахъ — по слову Божію; и наоборотъ несоблюденіе его есть великій грѣхъ передъ Богомъ, влекущій за собой наказаніе, какъ и показала революція».

Анаѳема лежитъ безусловно на всѣхъ участникахъ революціи, явныхъ и тайныхъ, на всѣхъ кто выражалъ сочувствіе крамолѣ и бунту, на всѣхъ измѣнникахъ и предателяхъ, на всѣхъ коммунистахъ, соціалистахъ и участникахъ сверженія самодержавнаго строя, она лежитъ на нихъ въ силу постановленія Священнаго Собора 1613 года.

Всѣ они являются «разорителями закона Божія» и много такихъ враговъ еще и теперь. Эти люди не хотятъ народнаго покаянія, имъ нужно и послѣ сверженія большевиковъ продолженіе революціи, во первыхъ, чтобы избѣжать отвѣственности за участіе въ ней, и во вторыхъ, что мечтаютъ они ее немножечко продолжить.

Либеральныя мечты о русскомъ парламентѣ, онѣ еще живутъ. Въ разгаръ такихъ мечтаній, въ періодъ Земскаго Съѣзда въ Москвѣ въ 1905 году, нашъ отечественный поэтъ, покойный В. Мятлевъ написалъ шутливое стихотвореніе:

         Безъ диссонансовъ нѣтъ аккордовъ
         Въ оркестрѣ земцевъ нашихъ дней!
         Подайте намъ палату лордовъ,
         Кричитъ, который поважнѣй!..
Но то народъ пустой, бездѣльный
Пора бы знать ему и честь;
И дворянинъ малоземельный
Въ палату общинъ хочетъ сѣсть.
         А я бъ за маленькую плату,
         Любовью къ родинѣ горя,
         Имъ предоставилъ по халату,
         И сумасшедшую палату
         На мѣстѣ Русскаго Царя.

Совершенно очевидно, что аккорда нѣтъ и сейчасъ. Русскіе люди продолжаютъ бродить и блудить въ трехъ соснахъ революции.

Если мы освободимся отъ революціонныхъ увлеченій, — то все станетъ просто. Признаемъ, что Царскій Строй въ Россіи палъ въ результатѣ измѣны и предательства. Если это усвоимъ, то и выходъ изъ революціи напрашивается самъ собой — въ возстановленіи Самодержавной Царской Власти, въ лицѣ ея Законнаго носителя. Только при этомъ революціи будетъ положенъ конецъ и Россія возстанетъ въ славѣ и благоденствіи. Тогда и учредительное собраніе, при возвращеніи къ законному порядку, оказывается ненужнымъ, а Земскій Соборъ, для разрѣшенія текущихъ вопросовъ, Государь самъ созоветъ, созоветъ тогда, когда въ немъ надобность будетъ.

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 36. Іюнь 1954. — São Paulo: Tipografia Venitimin V. Sapelkin, 1954. — С. 1-6.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.