Церковный календарь
Новости


2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 36. — Іюнь 1954 года.

Выносъ «Коренной».

Пусто на сердцѣ. — Всѣ ушли въ міръ иной, унеся съ собой ласку, любовь и доброту свою, и тянутся за ними въ другое прошлое и душа и мысли мои. Мнѣ хочется разсказать про этотъ день, когда онъ былъ полонъ радости и свѣта въ родномъ моемъ Курскѣ. Теперь и городъ уже не тотъ, что былъ. Нѣтъ Собора, въ которомъ пребывала наша святыня, колокольня разрушена, зданіе Собора обращено въ синема.

А какъ прекрасенъ онъ былъ раньше, какъ царилъ надъ городомъ своимъ серебряннымъ куполомъ на фонѣ зелени и ярко голубого неба.

Будто въ душу лились звуки его мощнаго колокола.

Сонъ-ли это былъ. Или сейчасъ только кошмаръ долгихъ, страшныхъ лѣтъ. И достаточно открыть глаза, чтобы передъ окнами моего дома опять встали вдали на горѣ его ажурныя колокольни.

Построенъ былъ Соборъ графиней Орловой-Чесменской въ память ея отца, а закладка была сдѣлана Митрополитомъ Фотіемъ. Построенъ былъ Соборъ въ строгомъ стилѣ ампиръ. Отдѣлка и барельефы были привезены изъ Италіи. Все было черной бронзы, также, какъ и Царскія Врата. При окончаніи Собора они были вызолочены подъ старинное золото. Но, когда провозили изъ Таганрога въ Петербургъ тѣло Императора Александра Павловича, позолоты еще не было; работы не были окончены и впечатлѣніе, по разсказамъ очевидцевъ, огромнаго Собора — бѣлаго съ черной отдѣлкой, было необыкновенно величественно. И, какъ-бы соотвѣтствовало моменту. Большія иконы на иконостасѣ рядомъ съ Царскими Вратами принадлежали кисти знаменитаго Брюлова. Сплавъ колокола содержалъ огромное количество серебра и потому звукъ былъ поразительнымъ и по мощи и по красотѣ. Утварь также отличалась большимъ богатствомъ. Очень красива и замѣчательна по игрѣ камней была панагія изъ аметисовъ, въ срединѣ которой, на цѣльномъ камнѣ была выгравирована Св. Икона Знаменія Коренной. Эта панагія — даръ графини Орловой-Чесменской, какъ вкладъ Курско-Знаменскому Монастырю, и надѣвалась нашими Владыками только въ самыхъ высоко-торжественныхъ случаяхъ. Св. Икона пребывала въ Соборѣ въ спеціальной нишѣ съ сѣнью на лѣвой сторонѣ.

Въ 9-ю Пятницу послѣ Пасхи Св. Икону выносили по древнему обычаю въ Коренную Пустынь; поэтому время этого праздника зависѣло отъ ранняго или поздняго праздненства Св. Пасхи, а 13-го сентября, также крестнымъ ходомъ Св. Икона возвращалась въ Курскъ. Въ 9-ю Пятницу крестный ходъ, съ поконъ вѣковъ, былъ особенно торжественъ и многолюденъ. Старики разсказывали, что бывало въ Коренную съѣзжались и располагались со своими палатками, людьми и домочадцами почти всѣ помѣщики окрестныхъ губерній. Конечно, въ мое время было уже не такъ, но все-же простого народу были — тысячи. Хочется мнѣ въ мысляхъ своихъ воскресить этотъ день и то, что ему предшествовало.

Курскъ оживлялся. Отовсюду стекались богомольцы изъ близкихъ и дальнихъ губерній и уѣздовъ.

Еще за мѣсяцъ до выноса Св. Иконы день и ночь Святой Образъ возили по городу. Самый бѣдный до самаго богатаго горожанина считалъ своимъ долгомъ принять у себя Св. Икону. Въ Соборъ привозили только на часъ во время службъ и ночью въ полунощницу, для смѣны сопровождающихъ Св. Икону монаховъ.

Около Собора, всегда въ томъ же порядкѣ стояли «фонари», (нѣкоторые еще временъ Царя Алексѣя Михайловича) т. е. большіе кіоты разныхъ формъ и величинъ, поставленные на насилки. Во время крестнаго хода мужики несли ихъ въ два ряда «по усердію» по 10-12 человѣкъ съ каждой стороны; каждый цехъ имѣлъ свой фонарь. Два изъ нихъ были особенно красивы въ видѣ старинныхъ церквей съ серебрянными главами. Внутри находилась икона Святого покровителя цеха и лампадка. Самый большой фонарь служилъ для переноса Чудотворной Иконы, когда, послѣ послѣдняго молебна, Ее туда полагали, чтобы нести 35 верстъ до Коренной.

До выноса, недѣли за двѣ, фонари стояли на площади у Собора и паломники на нихъ вѣшали свои дары: куски домотканнаго полотна, платки и ручники. Тутъ же сидѣлъ съ мѣшочкомъ и колокольчикомъ монахъ и «доброхоты» клали ему на церковь.

Наканунѣ выноса Св. Иконы — въ Четвергъ вечеромъ, ввиду невозможности нашему огромному Собору вмѣстить всѣхъ молящихся, служилась еще всенощная во дворѣ Знаменскаго Монастыря; начиналась она въ 8 ч. вечера, кончалась около 12-ти ч. ночи, и была необыкновенно торжественна. Соборъ находился на горѣ и далеко по городу слышалось пѣніе чуднаго архіерейскаго хора. Мощно гудѣлъ, призывая къ службѣ нашъ дивный колоколъ, а кругомъ въ садахъ цвѣла липа и заливались соловьи.

Утромъ на другой день Курскъ принималъ особенно праздничный видъ. Все пространство до выхода изъ города и смежныя улицы были чисто выметены и политы водою; во всю длину слѣдованія крестнаго хода стояли солдаты Курскаго гарнизона и держали канаты, а тротуары были запружены народомъ.

Видится мнѣ величественная внутренность нашего Собора. Слѣва сѣнь, гдѣ пребывала всегда Св. Икона и гдѣ было произведено на Нее покушеніе 8-го марта 1898 года — была подложена адская машина съ часовымъ механизмомъ, долженствовавшимъ взорваться во время всенощной. Взрывъ чудомъ произошелъ только ночью. Сѣнь пострадала и все кругомъ было разрушено. Полутора-аршинная стѣна дала трещину сверху до низу; и до послѣдняго времени ее было видно. Икона въ своемъ кіотѣ осталась невредимой и висѣла на стѣнѣ, среди хаоса и осколковъ.

Въ день 9-й Пятницы Св. Икона во время Литургіи всегда лежала посреди Собора на аналоѣ, справа находился коверъ, гдѣ стояли власти и горожане. Мне кажется, что изъ всѣхъ, кто тогда былъ въ Соборѣ, въ живыхъ осталась я... одна.

Чинно, истово служилъ Владыко архіепископъ Тихонъ: сослужили ему 2 викарныхъ архіерея и сонмъ духовенства Курскихъ церквей.

Кончилась литургія и молебенъ. Владыко Архіепископъ, поддерживаемый двумя протодьяконами и, держа высоко надъ головою Св. Икону, выходитъ изъ храма, сопутствуемый духовенствомъ и властями и вноситъ Ее на помостъ, крытый краснымъ сукномъ, выстроенный для этого спеціально на площади.

При пѣніи: «Яко необоримую стѣну и источникъ чудесъ...», окруженный духовенствомъ, Владыко на 4 стороны благословляетъ городъ чудотворной Иконой.

Когда теперь я хочу вспомнить далекое прошлое и Курскъ — всегда предо мною встаетъ та-же картина: колѣнопреклоненная, замершая въ глубокомъ безмолвіи тысячная толпа. Блестящія ризы и горящія огнями митры духовенства, яркое солнце на фонѣ голубого неба, будто въ воздухѣ паритъ, благословляющая всѣхъ, наша Курская Святыня — Источникъ чудесъ; сколько ихъ было на протяженіи вѣковъ, сколько слезъ и горя, сколько страданія людского видѣла и утѣшала Она. Да, развѣ, не чудо, что Она ушла съ нами въ изгнаніе, чтобы принести облегченіе нашимъ скорбямъ и горестямъ.

Крестный ходъ, несмотря на жару, шелъ всегда такъ быстро, что, выходя изъ Курска въ 2 часа, уже къ 6 съ половиной час. — ко всенощной приходилъ въ Коренную. Владыки слѣдовали въ каретѣ, но часть дороги шли пѣшкомъ.

Пусто и грустно становилось въ Курскѣ, будто душа его покинула городъ.

Возвращалась Св. Икона 13 сентября, также крестнымъ ходомъ, только изъ Коренной сопровождалъ викарный архіерей, съ духовенствомъ и власти встрѣчали на площади передъ Соборомъ. Такъ было споконъ вѣковъ въ полномъ и строгомъ порядкѣ. Только люди мѣнялись. Въ послѣдній разъ я уѣзжала изъ Курска въ Ноябрѣ 1919 года. Выпалъ снѣгъ. Красные были близко. Кутеповъ готовился отступать. Надо было уходить, чтобы на югѣ не потерять своихъ близкихъ. Въ городъ я попала только на два дня и, къ моему горю, не могла приложиться ко Св. Иконѣ. Ее увозили въ уѣздъ. Время не терпѣло. Я наняла себѣ дровни въ одну лошадь, чтобы доѣхать до Бѣлгорода, гдѣ легче было попасть на проходящій воинскій поѣздъ. Мы выѣхали на вечерней зарѣ. Въ заходящихъ лучахъ солнца блестѣлъ вдали серебрянный куполъ и Крестъ Собора. Горько и грустно мнѣ было. И, вдругъ раздался торжественный трезвонъ соборныхъ колоколовъ и, вторя имъ — перезвонъ всѣхъ Курскихъ Церквей. «Владычица вернулась», сказалъ крестясь мой возникъ. Мы спускались съ горы, городъ былъ уже далеко позади. Все тише вдали замиралъ трезвонъ. Слезы застилали глаза. Еще разъ на поворотѣ блеснулъ Крестъ Собора и навѣки для меня замолкли родные Курскіе колокола. Счастливое прошлое кануло въ лету, замѣняясь трудомъ, лишеніями, потерей близкихъ, дорогихъ людей... Но и въ испытаніяхъ свершилось чудо. Родная Святыня ушла съ нами, оставаясь утѣшеніемъ, поддержкою, надеждою всѣмъ обездоленнымъ русскимъ людямъ, въ разсѣяніи сущимъ.

«Яко необоримую стѣну и источникъ чудесъ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивныхъ ополченія низлагаемъ. Тѣмже молимъ Тя: миръ граду Твоему даруй и душамъ нашимъ велію милость...»

И глубоко гдѣ-то въ сердцѣ теплится надежда, что совершится Ея заступленіемъ еще одно великое чудо и вернется Она со славою въ замиренный градъ Свой.

А. В.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 36. Іюнь 1954. — São Paulo: Tipografia Venitimin V. Sapelkin, 1954. — С. 6-10.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.