Церковный календарь
Новости


2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 45. — Мартъ 1955 года.

Дѣло Солоневича.

Необходимымъ является кратко повторить исторію этого процесса. Во время нѣмецкой оккупаціи Бельгіи Борисъ Солоневичъ былъ арестованъ нѣмцами и его освободили пришедшіе союзники. Но не долго ему пришлось быть на свободѣ: бельгійцы имѣли еще и другихъ союзниковъ помимо англичанъ и американцевъ. По требованію большевиковъ Солоневичъ былъ преданъ суду въ 1946 году за изданіе романовъ о жизни подсовѣтской молодежи «Тайна Соловковъ» и «Рука адмирала», направленныхъ противъ «союзника». Эти дѣянія, съ большой натяжкой», были истолкованы, какъ служащія интересамъ врага то есть Германіи и въ результатѣ Солоневичъ былъ осужденъ на 1 годъ тюрьмы съ послѣдовавшимъ пораженіемъ въ гражданскихъ правахъ.

Дѣятельность Бориса Солоневича послѣ отбытія имъ наказанія за свое «тяжкое преступленіе» хорошо извѣстна русской эмиграціи. Тѣ книги, за которыя онъ былъ осужденъ, были изданы на разныхъ языкахъ въ томъ числѣ и на французскомъ въ Бельгіи. Самъ же Солоневичъ сталъ издавать направленный противъ большевизма, національно-устремленный журналъ «Родина». Естественно, что изданіе такого журнала было неодобрительно встрѣчено тѣми, у которыхъ «сердце съ лѣвой стороны». На Солоневича вскорѣ поступили доносы властямъ и онъ былъ вынужденъ передать изданіе другимъ лицамъ, но полностью не отстранился отъ того дѣла, котораго онъ былъ создателемъ.

Въ результатѣ послѣдній судъ въ январѣ сего года и новое осужденіе. Въ силу пораженія въ гражданскихъ правахъ Солоневичъ не имѣлъ права заниматься журнальной дѣятельностью на територіи Бельгіи. Формально бельгійскій коронный судъ совершенно правъ, ибо нарушеніе законовъ страны состоялось, но насъ русскихъ эмигрантовъ въ дѣлѣ Солоневича интересуетъ не юридическая сторона. Судебная машина, будучи пущена въ ходъ, не могла быть остановлена, но приведена въ дѣйствіе она была руками русскихъ политическихъ эмигрантовъ, ставшихъ доносчиками на своего соотечественника и борца за освобожденіе своей родины.

Въ распоряженіи редакціи «Владимірскаго Вѣстника» имѣется копія доноса судебнымъ властямъ на Солоневича, сдѣланнаго В. Орѣховымъ, Н. Чебышевымъ и Н. Тарановымъ, сообщавшимъ, что Солоневичъ, несмотря на пораженіе въ правахъ, издаетъ журналъ «Родина» и просившимъ прекратить его «вредную дѣятельность».

Копія этого документа на французскомъ языкѣ прислана намъ и завѣрена капитаномъ II ранга М. Четверухинымъ, который отъ себя пишетъ:

«Самъ бывшій офицеромъ Императорскаго Флота, я не могу себѣ представить, чтобы честный офицеръ (г. Орѣховъ — бывшій капитанъ) могъ себѣ позволить въ чужой странѣ доносить на своего соотечественника».

Всѣ трое подписавшихъ этотъ печальный документъ являются бывшими русскими офицерами. Въ настоящее время военныя объединенія, навѣрное, уже вызсказались и исключили изъ своей среды недостойныхъ членовъ. В. Орѣховъ не дожидаясь исключенія подалъ заявленіе о выходѣ изъ Обще-Воинскаго Союза. Но дѣло осложняется еще и тѣмъ, что почетнымъ предсѣдателемъ Россійскаго Національнаго Объединенія (организація Орѣхова, въ составѣ которой состоятъ всѣ три доносчика) состоитъ ген. Архангельскій, морально обязанный сложить съ себя такое «почетное» званіе.

Русская національная печать съ достаточной определенностью вынесла свое моральное осужденіе доносчикамъ и достаточно привести то, что писала по этому поводу газета «Наша Страна» (№ 266):

«Наша Страна» полагаетъ, что доносъ иностраннымъ властямъ на русскаго антикоммуниста, ведущаго активную политическую борьбу противъ коммунизма, сдѣланный въ личныхъ интересахъ и съ цѣлью пресѣченія этой политической борьбы, навсегда лишаетъ авторовъ этого доноса права именоваться порядочными людьми и, тѣмъ болѣе, заниматься общественной дѣятельностью».

Къ этому нечего добавить: г.г. Орѣховъ, Чебышевъ и Тарановъ сами себѣ вынесли осужденіе, но ихъ дѣяніе является только единичнымъ проявленіемъ борьбы противъ русскихъ націоналистовъ, которая давно уже ведется въ эмиграціи.

На собраніи, посвященномъ памяти Царя-Мученика въ Лосъ Анжелосѣ 6 / XII п. г. выступилъ генералъ М. Ф. Скородумовъ, основатель Русскаго Корпуса въ Югославіи, сказавшій незаурядную рѣчь, полный текстъ которой можно прочесть въ журналѣ «Знамя Россіи» № 121. Почтенный генералъ, также какъ и Солоневичъ, за свою борьбу противъ коммунизма, получившій годъ и два мѣсяца тюрьмы, между прочимъ сказалъ слѣдующее:

«Вожди русской эмиграціи и эмигрантскія газеты 37 лѣтъ обманываютъ русскую эмиграцію, или по глупости, или за получаемыя субсидіи отъ иностранныхъ контръ-развѣдокъ. Эти господа 37 лѣтъ кричатъ, что, происходитъ на свѣтѣ борьба съ коммунизмомъ. Я утверждаю, что все это ложь: никакой борьбы съ коммунизмомъ никогда не было, нѣтъ и никогда не будетъ, а уже больше 37 лѣтъ ведется борьба не съ коммунистами, а съ патріотами и націоналистами».

Надъ словами Скородумова полезно призадуматься. О политической продажности намъ приходилось уже говорить на страницахъ «Владимірскаго Вѣстниика» (см. № 35 «Идейно продались») и, комментируя статью изъ журнала «Наши задачи» — «Какіе выборы нужны Россіи», мы писали:

«Достойно вниманія, что по мнѣнію заслуженнаго профессора должны быть поражены въ избирательныхъ правахъ лица, служившія въ иностранныхъ контръ-развѣдкахъ срокомъ на 20 лѣтъ. Лица этой категоріи приравнены къ палачамъ, рядовымъ коммунистамъ и изобличеннымъ политическимъ доносчикамъ. Правда, контръ-развѣдчики поражаются въ правахъ на срокъ меньшій чѣмъ профессіональные разбойники, конокрады и скупщики краденнаго и содержатели публичныхъ домовъ, но на бóльшій чѣмъ урки, которые лишаются правъ на 10 лѣтъ».

Мы не можемъ утверждать, что Орѣховъ принадлежитъ къ категоріи служащихъ въ иностранныхъ контръ-развѣдкахъ, но подъ категорію политическаго доносчика онъ безусловно подпадаетъ, будучи въ этомъ изобличенъ.

Эволюція капитана Орѣхова достойна вниманія, она характерна для тѣхъ кто отказывается отъ русскихъ національныхъ идеаловъ и замѣняетъ ихъ сурогатами и псевдо-лозунгами. Основанный имъ журналъ «Часовой», въ свое время, былъ дѣйствительно органомъ связи русскаго зарубежнаго воинства. Прошло время и на страницахъ своего журнала Орѣховъ, капитанъ Россійской Императорской Арміи, заявилъ, что въ силу деклараціи Великаго Князя Михаила Александровича, онъ считаетъ себя свободнымъ отъ присяги (Часовой № 286 — «Политика или романтизмъ»). Переставъ быть романтикомъ онъ быстро покатился по наклонной плоскости. Какъ говорилось въ гражданскомъ судѣ, возбужденномъ имъ противъ Солоневича, онъ бывалъ гостемъ въ совѣтскомъ посольствѣ, печаталъ на страницахъ своего «Часового» статьи совѣтскаго генерала, лениниста, Токаева, и, наконецъ, опубликовалъ нашумѣвшую бесѣду съ совѣтскимъ сановникомъ. Направленіе его журнала стало «демократическимъ».

Орѣховъ освободилъ себя также и отъ всѣхъ тѣхъ обязательствъ, которыя налагаетъ званіе офицера Россійской Императорской Арміи, а отсюда и все послѣдующее: гражданскій искъ къ иностраннымъ властямъ въ отношеніи своего соотечественника и, наконецъ, доносъ военному прокурору.

Дѣло Орѣхова — не единичный фактъ. И въ другихъ мѣстахъ русскаго разсѣянія мы видимъ, какъ безотвѣтственные элементы, крича о необходимости объединенія, — творятъ усиленно разъединеніе; говоря о своей ненависти къ большевикамъ, — удары направляютъ на національныхъ дѣятелей; будучи, по ихъ словамъ, правыми, — катятся по лѣвымъ рельсамъ и не направо, а налѣво.

Въ Санъ Пауло, напремѣръ, «неизвѣстными» лицами былъ сдѣланъ доносъ въ политическую полицію на священнослужителя, въ результатѣ котораго послѣдній былъ арестованъ и послѣ дознанія освобожденъ. Возглавители двухъ «общественныхъ» организацій представили доносы въ Архіерейскій Сѵнодъ на своего епархіальнаго архіерея, обвиняя его въ нежеланіи содѣйствовать ихъ «антикоммунистической» работѣ. Нѣкіе офицеры пожаловались въ Сѵнодъ на редактора «Владимірскаго Вѣстника» и просили сдѣлать распоряженіе о закрытіи журнала, направленіе котораго имъ не нравится. Это не анекдотъ, а фактъ, о которомъ они же сами разсказали на страницахъ журнала «Перекличка». Возможно, что были жалобы и по другой линіи, но о нихъ намъ оффиціально неизвѣстно. Всѣ эти факты свидѣтельствуютъ о великомъ нравственномъ паденіи, они говорятъ о томъ, что люди, поступающіе такъ, забыли и порядочность, и честь, утративъ нравственное мѣрило, скатились къ духовному большевизму.

Къ несчастью такого рода лица въ послѣднее время особенно выползаютъ на поверхность общественной жизни, являясь язвами на тѣлѣ національльной эмиграціи. На неизвѣстныя деньги они открываютъ бюро, оплачиваютъ своихъ агентовъ, устраивваютъ конфликты, вносятъ смуту въ общественную жизнь, издаютъ дифаммаціонную литературу и всякій мелкій инцидентъ раздуваютъ въ крупный скандалъ. Таково ихъ заданіе.

Съ ними трудно бороться, потому что и деньги у нихъ есть, и школа и опытъ для организаціи смуты у нихъ особенныя. Отъ дѣятельности такихъ лицъ страдаютъ всѣ центры русской эмиграціи, укажемъ для примѣра: Буэносъ-Айресъ, Санъ-Франциско, Брюссель, Санъ-Пауло, Парижъ. Такъ какъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ всѣ эти смутьяны выступаютъ единымъ фронтомъ, то возникаетъ вопросъ и объ общности ихъ цѣлей и объ единствѣ организаціи. Многіе думаютъ, что это возрожденная Внутренняя Линія.

В. Окуневъ.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 45. Мартъ 1955. — São Paulo, 1955. — С. 5-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.