Церковный календарь
Новости


2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 45. — Мартъ 1955 года.

Мертвые повелѣваютъ.
(Окончаніе. См. №№ 36-44).

X.

Дорогой мой, въ этомъ году вся Зарубежная Русь празднуетъ девятьсотъ пятьдесятъ лѣтъ со дня крещенія Руси. Святители Церкви даже благословили Владимірскій годъ. Въ этомъ именно году и слѣдуетъ особо помянуть славный полкъ Россійской Императорской Арміи, по древнему стольному граду носившій имя святого Владиміра...

Мнѣ представляется возрожденіе грядущей Россіи, именно въ духѣ святого князя Владиміра, въ возвратѣ ея къ очищеннымъ истокамъ родной древней жизни, внѣ чужестранныхъ вѣяній, внѣ иноземныхъ налетовъ...

И мнится мнѣ возрожденный въ своей сѣдой славѣ и старыхъ обычаяхъ славный Владимірскій полкъ...

Темный зимній вечеръ, родные русскіе снѣга. Казармы Владимірскаго полка. Вечерняя повѣрка. Въ строю — всѣ роты полка.

На стѣнахъ — картины съ изображеніемъ подвига маіора Горталова, но также и новые изображенія — боевъ полка въ міровую войну. Съ развѣвающейся сѣдой бородой ведетъ въ атаку Горталовскій батальонъ прямой преемникъ горталовской славы — полковникъ Гарматъ-Курекъ, — какъ въ свою очередь они, всѣ Владимірцы — прямые наслѣдники славы Гарматъ-Курека...

Въ первой ротѣ старый фельдфебель, быть можетъ, чудомъ уцѣлѣвшій, очевидецъ и участникъ блестящихъ дѣлъ и подвиговъ Владимірскаго полка, Горталовскаго батальона въ міровую войну, стоитъ предъ фронтомъ, со спискомъ ротнаго состава...

Рота выравнена, какъ по ниточкѣ. Это не Ваньки и Фильки послѣднихъ пополненій въ міровую войну, а подтянутые, лихіе Владимірцы, живое отраженіе всей полковой исторіи!...

Давнымъ давно лежитъ благородный прахъ стараго Императорскаго солдата, вѣрнаго и храбрѣйшаго изъ храбрыхъ «льва въ бою» полковника Гарматъ-Курека въ могилѣ, на скромномъ деревенскомъ погостѣ Курковщины, въ Царствѣ Польскомъ, но безсмертный духъ мертваго льва незримо витаетъ надъ казармами, надъ рядами Владимірскаго полка. Каждый Владимірецъ, каждый Горталовецъ, каждый новобранецъ даже — знаетъ, чтó значитъ для полка имя полковника Гарматъ-Курека!

И теперь еще, двадцать одинъ годъ спустя, въ ушахъ моихъ слышатся послѣднія слова Гарматъ-Курека, его послѣдній завѣтъ:

Гдѣ только можно, будите вѣрность Его Императорскому Величеству!

Былъ конецъ іюля, когда въ одной изъ заброшенныхъ шахтъ подъ Екатеринбургомъ, были найдены вещи, принадлежавшія Государю Императору и Царской Семьѣ. Какъ знаешь, по службѣ мнѣ пришлось имѣть отношеніе къ Царскому Дѣлу, какъ оно тогда называлось въ Екатеринбургѣ.

Среди другихъ найденныхъ вещей, были два зеленыхъ мальтійскихъ крестика, замѣчательно художественной работы, изъ чуднаго малахита.

Одинъ изъ нихъ былъ сильно поврежденъ, малахитъ былъ разбитъ и часть его выпала изъ оправы.

Для точнаго опознанія вещей былъ приглашенъ долгое время состоявшій камердинеромъ при Его Императорскомъ Величествѣ старикъ Чемодуровъ. Въ концѣ іюля 1918 года онъ заболѣлъ и былъ изъ Ипатьевскаго дома переведенъ въ больницу, гдѣ и пролежалъ около мѣсяца, и теперь оказался единственнымъ лицомъ, которое могло точно установить, дѣйствительно ли вещи эти принадлежатъ Царской Семье...

На старика Чемодурова очень сильно подѣйствовала находка этих вещей, слезы показались у него на глазахъ, ему не хватало воздуха. Я поспѣшилъ принести ему стаканъ воды.

Старикъ протянулъ руку къ столу, взялъ поврежденный зеленый крестикъ и сталъ его разсматривать.

Былъ чудный августовскій день. Лучъ солнца, упавшій на острый край разбитаго камня, преломился и засверкалъ такъ ярко, такъ чудесно красиво, что мнѣ невольно вспомнилось солдатское сказаніе о голубомъ кругѣ и драгоцѣнномъ зеленомъ камнѣ...

Скажите, — спросилъ я, — часто ли изволилъ вспоминать Его Императорское Величество объ офицерахъ, оставшихся вѣрными Ихъ Императорскимъ Величествамъ?

Старикъ насторожился, и, съ какой-то задумчивостью, медленно произнесъ:

Видите ли... Первое время объ этомъ шелъ частый разговоръ, чуть ли не каждый день. Но замѣчая, какъ грустили и убивались Ихъ Величества, горюя за офицеровъ, мы всѣ, сообща, сговорились потомъ, чтобъ избѣгать о томъ разговора. Помнится, нѣсколько разъ было, даже слезы показывались на глазахъ Его Императорскаго Величества. Вѣдь въ Тобольскѣ и въ Екатеринбургѣ веселаго было мало у насъ.

И думаю я, еслибъ дѣйствительно еще въ томъ же восемнадцатомъ году Россія обратилась за помощью, съ мольбой о спасеніи къ Его Императорскому Величеству, быть можетъ, и не было-бъ тѣхъ долгихъ, страшныхъ лѣтъ, что ей приходится еще переживать за свое клятвопреступленіе!...

Если бы Іуда Искаріотскій, раскаявшись в томъ, что онъ согрѣшилъ, предавъ кровь неповинную іудейскому синедріону, не впалъ въ отчаяніе, а воззвалъ бы къ Спасителю рода человѣческаго, Сынъ Божій указалъ бы ему прямой и вѣрный путь къ искупленію и полному прощенію — какъ Онъ простилъ на Крестѣ разбойника благоразумнаго: «...Днесь со Мною будуши въ раю...».

— «...Ибо нету такого моленія,
Нѣтъ такого страданья и зла,
Для которыхъ бы кровь искупленія
Изъ Іисусовыхъ ранъ не текла...».

Подобно Сыну Божію, и Государь Императоръ Николай Александровичъ простилъ бы одержимую, разбойную, но обрѣтшую благоразуміе Россію и съ поспѣшествующей Божіей милостью превратилъ бы ее опять въ Святую Русь, Домъ Пресвятыя Богородицы...

Такъ было бы, но этого не случилось — Россія не облагоразумилась. Вѣрнѣе не допустили ее облагоразумиться, предавшіе кровь неповинную и въ томъ не раскаявшіеся, всякіе Іуды-предатели, не позволили обманутому ими темному народу пойти по этому спасительному пути, не дали притечь съ раскаяніемъ, какъ блудному сыну, къ своему Вѣнценосному Отцу...

Господь помогъ мнѣ простить всѣхъ моихъ враговъ — однажды молвилъ Государь Императоръ Николай Александровичъ. Но я никогда не забуду, что мой генералъ-адъютантъ Рузскій, требуя отреченія, возвысилъ на меня голосъ и стучалъ кулакомъ по столу. Вѣрю, что Богъ поможетъ мнѣ простить его также...

— «Въ темномъ сознаніи мужиковъ, Царь представляется чѣмъ-то въ родѣ русскаго Іисуса Христа» — тонко подмѣтилъ свѣтлую особенность простого народа Бакунинъ, его дѣтскую любовь и дѣтскую вѣру въ Мѵропомазанника Божія...

Ты побѣдилъ, галилеянинъ!» — восклицаетъ Герценъ слова Юліана Отступника, обращаясь къ Императору Александру Второму, по поводу Его Манифеста объ освобожденіи крестьянъ. Это уже не темное сознаніе мужиковъ, а крикъ отчаянія побѣжденной темной силы...

Молва, сказаніе такое въ народѣ идетъ... Изъ края въ край Русской Земли ходитъ въ солдатской шинели Чудесный Странникъ. Не переставая, внемлетъ Онъ грѣхи народа Своего, и когда на Державныя рамена падетъ послѣдній чужой грѣхъ, въ черномъ году содѣянный — наступитъ тогда Воскресеніе Свято-Русское! Лучи пресвѣтлыхъ очей Его сушатъ слезы вдовъ и сиротъ, но сжигаютъ, палятъ измѣну змѣиную. Лишь вѣрнымъ, избраннымъ является Чудесный Странникъ; дѣлится хлѣбомъ Своимъ по пути въ Соловки, тундры сибирскія, каналы бѣломорскіе. Въ застѣнкахъ іудо-совѣтскихъ слуху тонкому и чуткому русскихъ мучениковъ слышится молитва Его къ Отцу Небесному. Прочіе же, страха ради іудейска, пріявшіе печать антихристову, Лика Чудеснаго Странника узрѣть недостойны. И вѣрятъ люди подъяремные: не оставилъ, не оставляетъ и не оставитъ Земли Русской Чудесный Странникъ, сей Царь мира и любви!...


Въ своей родной Курковщинѣ, въ Царствѣ Польскомъ, доживалъ свой вѣрный вѣкъ, свои николаевскіе солдатскіе дни, полковникъ службы Его Императорскаго Величества — Гарматъ-Курекъ...

Съ каждымъ днемъ близился конецъ, надломились силы стараго богатыря духа, послѣдняго Горталовца...

Старый Кирибѣй.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 45. Мартъ 1955. — São Paulo, 1955. — С. 14-18.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.