Церковный календарь
Новости


2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 47. — Май 1955 года.

Святитель Ермогенъ, патріархъ Московскій.

12-го мая Святая Церковь празднуетъ память святителя Ермогена, патріарха Московскаго [житіе; служба; акаѳистъ]. Въ тропарѣ святителю говорится:

«Россійскія земли первоперестольниче и неусыпный о ней къ Богу молитвениче! За вѣру Христову и паству твою душу свою положивъ, державу царей нашихъ утвердилъ еси и страну нашу отъ нечестія избавилъ еси. Тѣмже вопіемъ ти: спасай насъ молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче нашъ».

Невозможно лучше и кратче выразить подвигъ Святѣйшаго Патріарха и его заслуги передъ Россіей: «державу царей нашихъ утвердилъ и страну отъ нечестія избавилъ».

Подвигъ Патріарха Ермогена дѣйствительно служитъ примѣромъ на времена настоящія и будущія. Святитель Ермогенъ былъ и великимъ страдальцемъ за землю Русскую и онъ же былъ ея спасителемъ.

Это отлично понималъ и Государь Императоръ Николай Александровичъ, въ благочестивѣйшее царствованіе котораго было сдѣлано прославленіе Святителя, при торжествахъ приславшій телеграмму слѣд. содержанія: «благодарю собравшихся въ стѣнахъ Кремля на молитвенное поминовеніе Патріарха Ермогена, примѣръ коего да свѣтитъ въ настоящія и будущія времена».

Мало извѣстно изъ исторіи о происхожденіи и личности Святителя. Какъ говорятъ принадлежалъ онъ къ роду князей Голициныхъ. Извѣстно, что былъ онъ священникомъ при гостинно-дворской церкви во имя святителя Николая въ Казани и въ томъ же городѣ принялъ иноческій санъ. Первоначально былъ онъ настоятелемъ Спасо-Преображенскаго монастыря и епископскій санъ получилъ 13 мая 1589 года. Былъ онъ первымъ митрополитомъ Казанскимъ и 3 іюня 1606 года былъ избранъ Всероссійскимъ Патріархомъ.

Въ тяжелые годы лихолѣтія, когда опустѣлъ тронъ царскій, а въ силу этого народъ потерялъ единство, или, говоря современнымъ языкомъ, разбился на партіи, страна была опустошена и по ней бродили шайки разбойниковъ и воровъ. Появились самозванцы и, наконецъ, Москва была занята иноземными войсками. Въ это тяжелое время, которое въ исторіи извѣстно подъ именемъ «смутнаго», Патріархъ сталъ, по выраженію современниковъ, начальнымъ человѣкомъ Россійскаго Государства и призвалъ народъ на защиту Дома Пресвятыя Богородицы и на борьбу за возстановленіе Православнаго Царства.

Патріархъ боролся за Россію и устно и письменно. Онъ призывалъ народъ быть вѣрными православной вѣрѣ и просилъ у Бога даровать намъ Царя Православнаго. Еще въ августѣ 1610 года, на боярскомъ соборѣ, Патріархъ настаивалъ на избраніи на царство Филаретова сына, отрока Михаила Ѳеодоровича Романова, но бояре не послушались и избрали царемъ польскаго королевича Владислава. На Рождество 1610 года Святитель разослалъ по городамъ свои первыя грамоты, призывая народъ русскій на защиту Вѣры и Царства, противъ Сигизмунда.

Ни угрозы поляковъ, ни проклятія измѣнниковъ, вродѣ Салтыкова, не могли устрашить Патріарха, который сказалъ твердо:

«Боюсь единаго Бога, живущаго на небесахъ. Вы мнѣ сулите злую смерть, а я надѣюсь получить вѣнецъ небесный и давно желаю пострадать за правду». Послѣ этого Патріархъ былъ брошенъ въ подземелье Чудова монастыря и обреченъ на муки и лишенія: «въ храминѣ пуста, яко во гробѣ затвориша», но и оттуда послалъ свою послѣднюю и предсмертную грамоту.

Патріархъ скончался отъ мукъ и лишеній 17 февраля 1612 года, но его голосъ былъ услышанъ и грамоты его спасли Россію.

Въ дни общаго унынія и упадка, по призыву Святѣйшаго Патріарха, православное духовенство подняло свой голосъ и громко стало звать русскихъ людей на борьбу за Православное Царство. Москва была освобождена силою всероссійскаго ополченія, но не нужно забывать, что эта рать никогда бы не собралась, если бы не подвигъ Патріарха Ермогена и призывы всего россійскаго духовенства, которое дало духовную силу ратнымъ людямъ. По молитвамъ Святителя Богъ далъ имъ побѣду и вскорѣ вся земля Русская была освобождена отъ поляковъ, воровъ и разбойниковъ.

21 февраля 1613 года, въ недѣлю Православія, Всероссійскій Земскій и Священный Соборъ, собравшійся въ Москвѣ, призвалъ на царство отрока Михаила Ѳеодоровича Романова, признаннаго наиболѣе близкимъ по крови къ пресѣкшейся династіи Рюриковичей. Въ тотъ день «была радость велія на Москвѣ и пріидоша въ Соборную и Апостольскую Церковь Пресвятыя Богородицы и пѣша молебны».

Смута окончилась съ возстановленіемъ Царства. Начался трехсотлѣтній періодъ все растущаго процвѣтанія Россіи подъ скипетромъ Царей изъ Дома Романовыхъ. Это — наиболѣе славныя, наиболѣе красивыя и наиболѣе значительныя страницы русской исторіи. Такъ было вплоть до 3 марта 1917, когда въ результатѣ измѣны и крамолы былъ поверженъ тронъ царскій и вслѣдствіи этого земля Россійская подпала подъ власть ей чуждую и инородную.

Въ новые годы лихолѣтія, изъ тьмы временъ, возстаетъ передъ нами свѣтлый образъ Патріарха Ермогена. Возникаетъ вопросъ: какъ могло случиться, что въ смутное время народъ русскій преодолѣлъ посланныя ему Господомъ испытанія и освободилъ свое отечество отъ нашествія иноземцевъ и отъ своихъ крамольниковъ и разрушителей Царства, а въ наше время онъ до сей поры этого сдѣлать не можетъ? Отвѣтъ на это, въ свѣтѣ христіанскаго пониманія смысла происходящихъ событій, не труденъ.

Въ смутное время, русскіе люди, по призыву Патріарха Ермогена, укрѣпились въ вѣрѣ, они начали съ покаянія и тогда Господь помогъ имъ въ защитѣ Дома Пресвятыя Богородицы. Печально было тогда положеніе Русской земли и казалось, что она совсѣмъ погибла. «Было тогда, — говоритъ современникъ, — такое лютое время Божія гнѣва, что люди и не чаяли впереди спасенія себѣ». Но земля Русская не погибла. Въ народѣ началось движеніе покаянія, во всѣхъ городахъ люди приговаривали поститься, «отъ пищи и питья воздержаться на три дня, даже съ грудными младенцами», и постились. Повсемѣстно разсылались и читались грамоты дабы всѣмъ стать на защиту Пресвятыя Богородицы Дома и «стоятъ крѣпко на томъ, до тѣхъ поръ пока Господь дастъ на Московское Царство Государя».

Въ то время знали за что боролись. Цѣли были ясны и опредѣленны. Боролись не только ПРОТИВЪ поляковъ, но и ЗА возстановленіе Царства. Ничего подобнаго въ наши дни не произошло.

Мы были свидѣтелями величайшей измѣны, когда благороднѣйшій изъ монарховъ, Государь Императоръ Николай Александровичъ, былъ свергнутъ съ престола въ результатѣ предательства тѣхъ, которыхъ поставилъ во главѣ своего войска. Царь и Россія суть понятія нераздѣлимыя. Свергнувъ Царя, обрекли его на муки, униженія и смерть, но тѣмъ самымъ обречена была на гибель и Россія. Скоро увидѣли эти лица, что сдѣлали, но не имѣли мужества покаяться и стать открыто на борьбу за то, что своими руками разрушили.

Политика отступничества отъ святого святыхъ всего національнаго бытія продолжается и теперь. Эмигрантскіе вожди заговорили о необходимости объединенія, но, какъ это не странно, это объединеніе пытаются построить на основахъ отреченія отъ прошлаго. Въ его основу кладутся начала ложныя, что будущій строй Россіи будетъ установленъ на будущемъ Всенародномъ Собраніи. Такимъ образомъ, доктрина французской революціи — «всенародное волеизъявленіе» — уже торжествуетъ побѣду надъ основами русскаго національнаго сознанія, которое вѣрило въ царское служеніе боговѣнчанныхъ Царей. Благодать Святого Духа нисходила на нихъ при таинствѣ священнаго мѵропомазанія и передъ Богомъ, а не передъ людьми они несли отвѣтствѣнность за свои поступки.

Этотъ коренной изъянъ зараннѣе обрекаетъ попытки всеэмигрантскаго объединенія на неудачу. Если бы формально такое объединеніе и состоялось, то все же, до той поры пока оно отрекается отъ основъ русскаго національнаго сознанія, оно всенароднымъ русскимъ быть не можетъ. Истина не можетъ зависѣть отъ подсчета голосовъ. Въ меньшинствѣ, или въ большинствѣ она всегда — истина. Если бы вся Россія по большенству голосовъ перешла въ баптизмъ, или латинство, то все же правда была бы съ тѣми, кто и въ меньшинствѣ остались вѣрными Святой Православной, Апостольской, Соборской, Каѳолической Церкви. А наше ученіе о самодержавной власти есть церковное ученіе и Святая Церковь это утвердила и въ недѣлю Православія торжественно извергаетъ всѣхъ помышляющихъ на бунтъ и измѣну противъ Православныхъ Государей.

Мы не на шагъ не придвинемся къ спасенію «Россіи, пока будемъ упорствовать и идти противъ воли Божіей. Царская власть имѣетъ Божественное установленіе и грѣхъ цареотступничества лежитъ на всемъ русскомъ народѣ. Всенародное покаяніе необходимо и если въ нашу революцію, Православная Церковь и не явила намъ Ермогена, то все же обязанностью пастырей ея является призывать къ этому всеобщему покаянію.

Покаяніе должно быть первымъ шагомъ къ спасенію Россіи и въ Смутное Время русскіе люди начали съ покаянія. А въ наши дни руководители эмигрантскихъ организацій продолжаютъ публично проводить политику отреченія отъ прошлаго, думая что возможно служить Россіи, измѣнивъ и отрекшись отъ Царя. Но это невозможно.

Эту мысль прекрасно выразилъ военный историкъ А. А. Керсновскій, который въ введеніи къ своей «Исторіи Русской Армій» сказалъ:

«Понятіе "Россія", неосмысленное понятіемъ предварительно "Вѣра", неоплодотворенное понятіемъ "Царь" является для него (народа) чуждымъ, абстрактнымъ, лишенымъ внутренняго содержанія и смысла».

Въ наши дни особенно полезно вдуматься въ историческій и церковный подвигъ святителя Ермогена, о крторомъ въ кондакѣ Ему сказано:

«Темницей и гладомъ изнуряемь, даже до смерти вѣренъ пребылъ еси, блаженне Ермогене, малодушіе отъ людей твоихъ изгоняя и на общій подвигъ вся призывая. Тѣмже и нечестивыхъ мятежъ низложилъ еси и скиптры царства утвердилъ еси, да вси зовемъ ти: радуйся, заступниче Россійскія земли».

Въ день памяти святителя Ермогена, заступника земли Россійской, подобаетъ всѣмъ русскимъ людямъ молитвенно прибѣгнуть къ нему, повторивъ за нимъ: Боже, даруй намъ Царя Православнаго!

Тогда опредѣленными явятся и цѣли объединенія, которое должно быть не только ПРОТИВЪ большевиковъ, но и ЗА возстановленіе Православнаго Царства.

По молитвамъ Святителя смогутъ русскіе люди надѣяться и на помощь Божію, «дабы Царей нашихъ утвердить и страну отъ нечестія избавить».

В. Мержеевскій.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 47. Май 1955. — São Paulo, 1955. — С. 1-5.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.