Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 47. — Май 1955 года.

Критика и библіографія.

Морякъ – моряку.

Если исключить столь отвратительно звучащія для каждаго Русскаго имена «Карлъ Либкнехтъ» и «Кировъ», а въ особенности для моряка, который никогда не зналъ кораблей съ именами предателей и бандитовъ, то подвигъ командира этого миноносца блестяще доказываетъ, что моряки краснаго флота, по духу остались тѣми-же, кѣмъ они были въ теченіе всей русской военно-морской исторіи: Сакенами, Казарскими, героями «Стерегущаго». Да и какъ оно могло бы быть иначе? Военный человѣкъ, будь онъ на флотѣ, въ арміи или авіаціи, прежде всего остается РУССКИМЪ и это прекрасно показываетъ интереснѣйшая книга новаго эмигранта, старшаго лейтенанта В. К. Федонюка «Военно-Морской Флотъ СССР» изданная «Нашей Страною» въ Буэносъ Айресѣ въ 1955 г.

Разсказъ о подвигѣ дополняется слѣдующими словами: «Слѣдуетъ сказать, героическій поступокъ командира миноносца не является результатомъ его преданности и любви къ совѣтскому правительству. Русскій народъ далъ исторіи много героевъ сложившихъ головы за Родину; современная Россія, которую защищали мы, была для насъ истерзанной, замученной, истекающей кровью и потомъ РОДИНОЙ, она была для насъ какъ часть собственнаго тѣла, мы выстрадали вмѣстѣ съ ней цѣлую эпоху, насъ связывали и древняя наша исторія и современное рабство. Во имя Россіи мы совершали героическіе поступки и гибли, стараясь дороже продать свои жизни».

Золотыя слова!

По содержанію книгу можно раздѣлить на двѣ части: чисто спеціальную, въ которой авторъ даетъ данныя о составѣ флота и его судостроительныхъ заводахъ во всѣхъ четырехъ моряхъ и приводитъ свои соображенія о возможныхъ боевыхъ дѣйствіяхъ на разныхъ театрахъ войны и на вторую о личномъ составѣ флота, его подготовкѣ и политическихъ настроеніяхъ.

По поводу первой части, обращаясь къ читателямъ «Владимірскаго Вѣстника», по большей части не морякамъ, скажу, что заглавіе моей статьи выражаетъ радость, что наша смѣна, даже въ ненормальныхъ условіяхъ, при которыхъ «діаматъ» считается важнѣе «каземата», любитъ морское дѣло, интересуется имъ и понимаетъ его.

Вся техническая часть книги ясно показываетъ, что авторъ серьезно задумывался надъ вопросами которыхъ касается. Быть можетъ не со всѣми взглядами можно вполнѣ согласиться, но это зависитъ отъ точекъ зрѣнія. Такъ напр., врядъ ли правильна мысль о сѣверномъ флотѣ. Природныя условія нашего сѣвера не таковы, чтобы имѣло смыслъ держать тамъ большой флотъ, а не только легкія, гл. обр., подводныя и миноносныя силы. Наоборотъ, точка зрѣнія подчеркивающая важнѣйшее значеніе Тихаго Океана, какъ будущаго главнаго театра войны, совершенно правильна. Только я бы переставилъ тамошнія базы флота въ порядкѣ ихъ дѣйствительнаго значенія. На основаніи моихъ пятилѣтнихъ плаваній на Дальнемъ Востокѣ, отъ Залива Посьета до мыса Сердце Камень въ Ледовитомъ Океанѣ, я глубоко убѣжденъ, что важнѣйшей базой флота, особенно теперь, когда туда проведена желѣзная дорога, слѣдуетъ считать не Владивостокъ, а Петропавловскъ на Камчаткѣ. Одинъ лишь этотъ портъ имѣетъ свободный выходъ непосредственно въ океанъ и блокада его, вслѣдствіе отдаленности отъ базъ любыхъ противниковъ, болѣе чѣмъ затруднительна. Что касается Императорской гавани (у автора — Совѣтской Гавани), то она слишкомъ близка къ японскимъ базамъ о-ва Хоккайдо и свобода плаванія тамъ ограничена тѣмъ, что къ сѣверу отъ нея — мелководный Татарскій Проливъ.

Увлеченіе автора этой базой (съ морской точки зрѣнія несомненно удобной), заставляетъ его высказать мысль о возможности осуществить высадку на о-вѣ Хоккайдо. Невольно задаешь себѣ вопросъ: для чего? Хоккайдо — наименѣе заселенный изъ всѣхъ японскихъ острововъ — не имѣетъ стратегическнхъ цѣлей, заслуживающихъ большой затраты силъ и средствъ, а съ малыми силами больше булавочныхъ уколовъ ничего сдѣлать нельзя.

Эти замѣчанія я пишу больше къ слову: хотѣлось бы, чтобы авторъ, которому отъ души желаю дождаться радостнаго дня, когда онъ смогъ бы вернуться на родной флотъ (конечно подъ Андреевскимъ Флагомъ), серьезно поработалъ бы надъ этими проблемами, принявъ во вниманіе возможныхъ на Тихомъ Океанѣ противниковъ. Это дастъ ему очень большіе горизонты.

Очень цѣнная та часть книги, которая вскрываетъ истинныя силы и величину мощи совѣтскаго флота. Изъ нея мы видимъ, что хотя кое-что и выстроено, но въ минувшую войну СССР потерялъ большое число своихъ новыхъ кораблей, одновременно самъ разрушивъ передъ наступающимъ противникомъ судостроительные заводы въ Николаевѣ и потому весьма далекъ отъ того, чтобы его можно было считать первоклассной морской державой. Больше того: авторъ подчеркиваетъ крайній бюрократизмъ совѣтской системы, изъ за котораго постройка кораблей идетъ изъ рукъ вонъ медленно. Какъ примѣръ онъ приводитъ постройку крейсеровъ типа «Кировъ». «Эти корабли строились столь медленно и долго, что когда они были закончены, то оказались устарѣвшими, несмотря на то, что при закладкѣ ихъ типъ былъ ультра-модернымъ».

Очень Правильно заключеніе В. К. Федонюка, гдѣ онъ возражаетъ людямъ полагающимъ будто время флота прошло. Это старый споръ. Каждой новое изобрѣтеніе встрѣчало восторженныхъ поклонниковъ, настолько увлекавшихся имъ, что они начинали воображать будто все старое уже отжило. Такъ было при появленіи миноносцевъ, такъ было съ подводными лодками, такъ было съ авіаціей, такъ нѣкоторые думаютъ теперь въ связи съ появленіемъ ракетныхъ управляемыхъ снарядовъ, атомныхъ бомбъ и пр. Но жизнь всегда опровергала эти увлеченія и на поляхъ сраженій главнымъ оружіемъ всегда оставалась пѣхота, а на морѣ — надводный флотъ въ лицѣ своихъ сильныхъ представителей — броненосцевъ.

Вторая часть книги, касающаяся настроеній въ офицерской и матросской средѣ, для не моряка м. б. еще болѣе интересна. Очень характерно указаніе о призывѣ во флотъ. Молодыхъ людей призывающихся во флотъ изъ мѣстностей близкихъ къ базамъ флота отправляютъ обычно на службу въ противоположные концы страны съ тѣмъ, чтобы удалить ихъ отъ вліянія семьи и среды въ которой призывникъ выросъ и воспитался. Это типично для коммунизма, но, конечно, здравый смыслъ подсказываетъ, что люди привыкшіе къ морю гораздо охотнѣе будутъ служить тамъ, гдѣ все имъ знакомо и слѣдовательно принесутъ больше пользы. Это вовсе не значитъ будто люди изъ центральныхъ губерній не являются подходящими для морской службы. Наша исторія блестяще доказала прямо противоположное. Русскій человѣкъ вездѣ умѣетъ приспособиться и оказаться, какъ говорятъ англичане «вѣрнымъ человѣкомъ на вѣрномъ мѣстѣ».

Очень интересно указаніе на то, что флотъ СССР (какъ впрочемъ и Императорскій да и всякій другой), имѣетъ спеціальныя школы для подготовки артиллеристовъ, минеровъ, электриковъ и т. п. Но, въ то время какъ Царскія школы выпускали отличныхъ спеціалистовъ, совѣтскіе оказываются во много разъ хуже чѣмъ тѣ, кто подготовился домашнимъ способомъ, на корабляхъ. Авторъ объясняетъ это тѣмъ, что въ этихъ школахъ преподаютъ гораздо больше политическихъ наукъ и потому вмѣсто «радистовъ» онѣ выпускаютъ «марксистовъ».

Для офицерскаго состава имѣются три училища: въ Севастополѣ, Ленинградѣ и Владивостокѣ. Бываютъ случаи, говоритъ авторъ, когда выпускникамъ присваиваютъ политическія званія и ихъ, какъ онъ интересно указываетъ, получаютъ несчастные, кто особенно усердно былъ въ изученіи классиковъ марксизма-ленинизма.

Дисциплина въ сов. флотѣ жестокая и порою безсмысленная. Требовательность и методы, которыми она осуществляется, не направлены на созданіе сознательной дисциплины, которая зиждется на уваженіи младшихъ къ старшимъ, на пониманіи долга службы отечеству. Совѣтская дисциплина пресѣкаетъ возможность возникновенія между начальникомъ и подчиненнымъ отношеній основанныхъ на взаимопониманіи и взаимоуваженіи.

Несмотря на жестокость дисциплины, автору приходилось наблюдать факты нарушенія дисциплины, онъ интересовался причинами этого и у него сложилось убѣжденіе, что русская молодежь нарушаетъ дисциплину не изъ за какой-либо молодой удали и не потому, что она молодежь хулиганствующая, а въ большинствѣ поступковъ заключено именно недовольство властью.

«Совѣтскіе моряки — часть народа Россіи и кто вѣритъ въ то, что народъ нашей страны противится коммунизму, тотъ долженъ увѣровать и въ то, что моряки будутъ первыми борцами съ этимъ зломъ».

Не буду останавливаться на рядѣ примѣровъ, которыми авторъ подтверждаетъ справедливость этихъ словъ, т. к. пришлось бы лишить читателей удовольствія самимъ прочесть эту книжку. Не могу удержаться, чтобы не подчеркнуть, особенно для молодежи, слѣпо и наивно идущей на поводу у солидаристовъ, что «съ полной увѣренностью можно сказать, что какъ въ любомъ слоѣ населенія Россіи, такъ и среди моряковъ, невозможны какія-либо антисовѣтскія организаціи. Поэтому недовольство совѣтскимъ режимомъ, которое безусловно велико въ Россіи, создалось не искусственно подъ вліяніемъ агитаціи, а родилось естественно: въ этомъ его цѣнность и сила».

Горячо рекомендую читателямъ «Владимірскаго Вѣстника» эту хорошую книгу, а ея автору, Старшему Лейтенанту В. К. Федонюку скажу слѣдующее: всѣмъ сердцемъ вѣрю, что Вы и оставшіеся въ живыхъ Ваши боевые друзья, о которыхъ съ такой теплотой Вы вспомнили на страницѣ 47-й, будутъ достойной смѣной намъ — уходящимъ уже въ могилу морякамъ Императорскаго флота и съ этой вѣрой крѣпко и дружественно жметъ Вашу руку.

Капитанъ 2-го ранга Россійскаго Императорскаго Флота

Евгеній фонъ Шильдкнехтъ.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 47. Май 1955. — São Paulo, 1955. — С. 29-32.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.