Церковный календарь
Новости


2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 6-я (1874)
2017-04-23 / russportal
«Слѣдованная Псалтирь». Каѳисма 5-я (1874)
2017-04-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Пять поученій въ недѣлю Ѳомину (1894)
2017-04-23 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Восемь поученій въ недѣлю Антипасхи (1900)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 16-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 15-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 14-е)
2017-04-22 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. «Праздн. отдыхъ». Недѣля св. Пасхи (Сл. 13-е)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 69-е, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (1910)
2017-04-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 68-е, въ недѣлю новую Антипасхи (1910)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 2-й седмицы по Пасхѣ (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Владимірскій Вѣстникъ» (1951-1968 гг.)

«Владимірскій Вѣстникъ» — православно-монархическій журналъ, ежемѣсячное изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ-Пауло (Бразилія). Издавался на русскомъ языкѣ съ 1951 по 1968 годъ. Основанъ въ 1951 г., эмигрантомъ изъ Россіи Владиміромъ Даниловичемъ Мержеевскимъ, съ благословенія епископа Санъ-Паульскаго и Бразильскаго Ѳеодосія (РПЦЗ). Журналъ проводилъ твердую національную линію, постоянно поднималъ вопросъ о масонствѣ и еврейскомъ засильѣ въ Россіи. Содержаніе номеровъ составляли публицистическія статьи, написанныя съ православно-монархическихъ позицій, посвященныя современному положенію русской эмиграціи, революціи 1917 г. и Гражданской войны въ Россіи, памятнымъ датамъ Дома Романовыхъ, исторіи императорской Россіи, текущимъ событіямъ въ РПЦЗ и православнымъ праздникамъ. На страницахъ журнала печатались поминальныя объявленія о смерти русскихъ эмигрантовъ, а также объявленія о выпущенныхъ русскихъ книгахъ, журналахъ. Среди авторовъ, помимо главнаго редактора В. Д. Мержеевскаго, можно отмѣтить извѣстнаго русскаго изслѣдователя масонства Н. Ѳ. Степанова («Свиткова»), писателя и публициста Бориса Башилова, публициста П. Н. Шабельскаго-Боркъ («Стараго Кирибѣя»), писателя Ю. А. Слезкина и др. Многіе авторы журнала состояли въ Православномъ Свято-Владимірскомъ Обществѣ.

«Владимірскій Вѣстникъ»

«ВЛАДИМІРСКІЙ ВѢСТНИКЪ».
Ежемѣсячное Изданіе Общества Святаго Князя Владиміра въ Санъ Пауло (Бразилія).

№ 48. — Іюнь 1955 года.

Взятіе Нарвы.

Вспоминая эту славную побѣду, возобновимъ въ своей памяти и исторію этого стариннго города, столь тѣсно связаннаго издавна съ судьбами нащего Отечества.

Нарва основанная датчанами въ 1233 г., на землѣ «наровкой чуди» граничила вплотную съ русскими владѣніями и была свидѣтельницей соперничества постепенно возраставшей Руси съ датчанами, меченосцами, Ливонскимъ орденомъ и наконецъ со шведами. Искони интересы Русскаго государства, за обладаніе Балтійскимъ побережіемъ, сталкивались съ вышеупомянутыми государствами у самой Нарвы.

Въ 1345 г. Данія была вынуждена уступить Нарву Ливонскому ордену и нѣсколько спустя совсѣмъ уйти изъ Эстоніи.

Ливонцы за два вѣка своего владычества превратили Нарву въ укрѣпленную крѣпость.

Іоаннъ 3-ій давно учелъ значеніе Нарвы и недаромъ онъ соорудилъ, на противоположной сторонѣ р. Наровы, Ивангородъ. Эта русская крѣпость, какъ нѣкій нѣмой стражъ выросла напротивъ Нарвы на эстонской же землѣ. По сохранившейся легендѣ, Великій Князь выпросилъ у эстоновъ немного земли, но перехитрилъ ихъ при сдѣлкѣ.

Въ то время Нарва была обнесена каменными стѣнами съ башнями и бойницами. Одна изъ такихъ башенъ сохранилась до нашихъ дней и носила названіе — Германовой башни. По своей архитектурѣ она восходитъ къ XIV вѣку и съ ней связана интересная легенда, порожденіе эпохи, съ налетомъ романтизма. Приводимъ ее въ краткомъ изложеніи.

Когда русскіе неожиданно ворвавшись въ городъ окружили замокъ, то они застигли врасплохъ рыцаря Бернгаута и его семью. Рыцарь самъ убилъ свою жену, чтобы она не досталась на поруганіе врагу, но при начавшемся въ замкѣ пожарѣ, сынъ его былъ захваченъ и уведенъ въ плѣнъ русскими войсками. Бернгаутъ въ отчаяніи поклялся отомстить врагу, съ этой цѣлью онъ рѣшилъ проложить подземный ходъ подъ рѣкой Наровой и также хитро и неожиданно напасть на Ивангородъ. Понимая тяжесть своей задачи онъ спустился со своими слугами подъ землю при панихидномъ пѣніи. У входа въ подземелье былъ повѣшенъ колоколъ съ тѣмъ, чтобы просить помощи въ случаѣ неудачи. Пищу и воду опускали регулярно въ отверстіе у колокола. Только черезъ 30 лѣтъ позвонилъ рыцарь въ колоколъ и изъ тунеля, по сигналу подняли площадку на которой стоялъ одинъ сѣдой старикъ. Это и былъ единственный оставшійся въ живыхъ рыцарь Бернгаутъ, всѣ слуги его умерли поочереди, но зато подземелье было вырыто.

Передъ тѣмъ какъ начать войну, Бернгаутъ рѣшилъ проникнуть въ Ивангородъ, попытаться розыскать тамъ сына и увести его оттуда. Несмотря на всю трудность своего положенія и рискъ быть узнаннымъ, рыцарь проникъ къ русскимъ, нашелъ своего сына, открылся ему и умолялъ его слѣдовать за собой. Но Бернгаутъ не расчиталъ того, что сынъ его за этотъ долгій срокъ обрусѣлъ, что онъ сдѣлался православнымъ, а главное онъ собирался жениться на русской боярышнѣ. Однимъ словомъ сынъ отказался послушаться отца и вернуться въ Нарву. Рыцарь проклялъ своего сына и поспѣшилъ скрыться. Онъ понималъ, что отнынѣ его секретъ о тунелѣ попалъ въ руки врага. Вернувшись въ замокъ немедленно начинаетъ онъ свое выступленіе. Во главѣ своего отряда, Бернгаутъ во второй разъ торжественно спускается въ подземелье при свѣтѣ факеловъ. Только шумъ шаговъ и бряцаніе оружія нарушали ужасную тишину, ночь, окутавшая ихъ, напоминала каждому о страшномъ проклятіи, которое руководило ихъ вождемъ. Пройдя половину пути имъ показалось, что странные звуки послышались съ противуположной стороны. Еще нѣсколько минутъ и воины убѣдились, что предатель предалъ своего отца и свой народъ. Все ближе и ближе приближались шаги, слабо сверкали факелы и вотъ показался противникъ. Какъ будто два похороныхъ шествія двигались они на встрѣчу другъ къ другу, недоставало только покойника. Но вотъ сынъ Бернгаута, шедшій впереди, схватился со старымъ отцомъ предводительствовавшимъ своимъ отрядомъ. Моментально одолѣлъ онъ и убилъ несчастнаго. Природа возмущенная этимъ отцеубійствомъ отомстила безумцу — воды Наровы, подмывшіе ихъ подземелье, съ шумомъ ворвались въ тунель и потопили оба отряда.

Эта легенда, вѣроятно, создалась послѣ 1558 года, когда Нарва была взята войсками Іоанна Грознаго.

Другое преданье разсказываетъ намъ какъ Грозный въ знакъ объявленія войны послалъ ливонцамъ кнутъ.

Мѣстная лѣтопись и князь Курбскій въ своемъ сочиненіи о Лифляндскомъ разореніи, повѣствуютъ о томъ, почему произошелъ громадный пожаръ, уничтожившій бóльшую часть города.

«Одинъ "чудинъ" (нѣмецъ) бросилъ въ огонь двѣ православныя иконы, забытыя русскими купцами. Послѣ этого пламя изъ печки вдругъ вырвалось съ такой силой наружу, что пожаръ распространился съ необычайной быстротой по всему городу. Послѣ окончанія пожара, обѣ эти иконы были найдены, въ грудахъ пепла, неповрежденными.

Первая икона — Божіей Матери Одигитріи, хранилась впослѣдствіи въ Успенскомъ соборѣ Ивангорода. Вторая же, Свят. Николая Чудотворца, въ Спасо-Преображенскомъ соборѣ г. Нарвы».

Въ связи съ народными бѣдствіями и разорительной войной, мѣстная городская лѣтопись упоминаетъ о нѣкоторыхъ пророчествахъ и предзнаменованіяхъ, возвѣщавшихъ грядущую бѣду.

Изъ неизвѣстныхъ странъ пришелъ пророкъ Юргенъ. Въ страшные морозы онъ ходилъ босой и въ рубищѣ призывая всѣхъ къ покаянію, онъ грозилъ ужасной карой, если люди не прекратятъ явно грѣшить.

Записано также о появленіи на небѣ кометы въ видѣ метлы.

Всѣ эти явленія совпали съ побѣдой, одержанной Грознымъ надъ Нарвой.

Торговый ростъ Нарвы и ея сношенія съ Ганзейскимъ союзомъ привлекли на себя завистливое око Швеціи, которая штурмомъ взяла Нарву.

Столѣтнее владычество шведовъ оставило на этомъ городѣ свой отпечатокъ. Его внѣшній видъ сохранилъ шведский обликъ въ своей архитектурѣ. Городское управленіе было также устроено на шведскій манеръ и во всей жизни города господствовали шведскіе обычаи.

Шведами заложены также крѣпостные бастіоны вокругъ Нарвы.

Зданіе магистрата и биржи особенно ярко отражаютъ эпоху власти Швеціи.

Русскихъ памятниковъ старины почти что нѣтъ въ Нарвѣ; если не считать Спасо-Преображенскаго собора, постройки XIV вѣка, передѣланнаго изъ инославной церкви.

Не прекращавшіеся въ Нарвѣ войны, создали цѣлый рядъ легендъ, въ которыхъ личныя чувства всегда отступаютъ на второй планъ, а воинская честь или чувство долга имѣютъ перевѣсъ. Если всѣ эти легенды и кажутся намъ вымысломъ, тѣмъ не менѣе онѣ точно отражаютъ нравы того времени.

Одно изъ подобныхъ сказаній, это исторія о юной красавицѣ, дочери богатѣйшаго человѣка въ Нарвѣ.

Вся страна только и толковала о красотѣ этой дѣвушки, но она упорно отказывала всѣмъ женихамъ, т. к. полюбила одного бѣдняка.

Одинъ заморскій король, прослышавъ объ этой необычайной красавицѣ, снарядилъ корабли съ богатыми подарками и послалъ своего сына-королевича въ Нарву.

Счелъ ли купецъ это предложеніе за великое счастье, или просто испугался короля, но несмотря на слезы и протесты дочери онъ далъ свое согласіе на бракъ.

Бѣдную невѣсту облачили въ пышныя одѣянія, посадили на корабль и отправили на чужбину.

Красавица, оторванная отъ избранника своего сердца, не вынеся разлуки, бросилась въ море въ своемъ подвѣнечномъ платьѣ, повторяя имя любимаго человѣка.

Люди увѣряли, что въ дни непогоды и до сей поры слышны стонъ и вопли несчастной самоубійцы. Но горе тому моряку, который въ морской пѣнѣ, увидитъ протянутыя къ нему бѣлыя руки русалки, такой человѣкъ уже не увидитъ земли и скоро ляжетъ на днѣ морскомъ.

Въ 1700 г. Петръ Великій въ первый разъ неудачно осадилъ Нарву.

Карлъ XII высмѣялъ преждевременно это пораженіе, достигнувъ самъ побѣды неожиданнымъ для себя образомъ. Карлъ велѣлъ по случаю своей побѣды выбить медаль, гдѣ царь былъ изображенъ бѣгущимъ, надъ головой его блистаетъ молнія и онъ теряетъ свою шляпу. Надпись на медали гласила: «Исшедъ вонъ плакася горько».

Король Швеціи Оскаръ II къ исторіи Карла XII надписалъ слѣдующую цитату:

«Я знаю нѣчто безсмертное — это судъ надъ минувшимъ».

Дальше Оскаръ II подчеркиваетъ, что слишкомъ легкая побѣда Карла XII въ 1700 г. надъ Россіей, породила преждевременно въ шведахъ презрѣніе къ врагу...

«Великій царь понялъ своего противника онъ сумѣлъ извлечь выгоду отъ своихъ побѣдителей».

Петръ Великій, вспоминая свою побѣду надъ Нарвой въ 1704 г., любилъ говорить: «долго нарывало и наконецъ прорвало».

Побѣда Петра Великаго дала этому городу, обреченному на вѣчныя войны, продолжительное успокоеніе.

Передъ занятіемъ Нарвы, по преданію, Петръ Великій проникъ въ городъ переодѣвшись въ шведское платье. Онъ желалъ лично высмотрѣть все, что могло пригодиться при военныхъ дѣйствіяхъ. Однако у людей явилось вдругъ подозрѣніе и начались облавы по домамъ и у воротъ города. Гдовско-Ямбургскій листокъ, въ свое время, напечатавшій это преданіе, разсказываетъ, что царю пришлось спрятаться на дно телѣги, которую преданный Петру житель Нарвы одолжилъ ему, покрывъ царя досками, забросавъ мусоромъ и этотъ человѣкъ провезъ Петра, такимъ образомъ черезъ городскія ворота, самъ рискуя жизнью.

Вольтеръ въ своемъ сочиненіи о Петрѣ I, упоминаетъ о его перевоспитаніи русскихъ солдатъ, коихъ Петръ преслѣдовалъ за мародерство въ Нарвѣ и позже въ Митавѣ, русскіе солдаты проявили себя вполнѣ достойно, хотя въ то время не только шведы, но и всѣ другіе иностранныя войска всегда грабили.

При взятіи же Нарвы царь сумѣлъ особо расположить къ себѣ жителей города, т. к. по преданію онъ лично убилъ русскаго солдата, пойманного имъ въ грабежѣ и это должно было остановить остальныхъ солдатъ.

Городъ Нарва имѣлъ въ своемъ гербѣ 2 рыбы, окруженныя мечами и ядрами. Этотъ гербъ послѣ побѣды царя былъ поднесенъ ему на утвержденіе. Петръ указалъ бургомистру на рыбъ и сказалъ:

— «Ну смотрите, будьте какъ рыбы и молчите».

Такъ былъ Петромъ Великимъ утвержденъ гербъ Нарвы.

Въ Нарвѣ до послѣдняго времени сохранялся домъ, гдѣ проживалъ царь, въ немъ хранились какъ память о немъ, многія цѣнныя вещи, а также и одна изъ знаменитыхъ петровскихъ дубинокъ. Домъ этотъ назывался дворцомъ Петра Великаго.

Къ 200 лѣтію со дня рожденія Петра Великаго жители Нарвы соорудили на площади противъ ратуши памятникъ царю, въ видѣ обелиска.

Въ Нарвѣ также находились два памятника въ память русскихъ воиновъ павшихъ подъ Нарвой въ 1700 и 1704 годахъ.

В. Кононова.       

Источникъ: «Владимірскій Вѣстникъ». Ежемѣсячное Изданіе Общества Святого Князя Владиміра въ Санъ Пауло подъ редакціей В. Д. Мержеевскаго. № 48. Іюнь 1955. — São Paulo, 1955. — С. 19-23.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.