Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Государство Россійское

О манифестахъ

Манифестъ (отъ позднелат. manifestum — призывъ) — въ Россіи XVIII – нач. XX в. одна изъ формъ правовыхъ актовъ. Издавались только Императоромъ и за Его подписью и были обращены ко всему населенію и всѣмъ учрежденіямъ. По законамъ Россійской Имперіи форма манифеста была обязательна только для возвѣщенія о восшествіи на престолъ новаго Государя (Осн. Зак., ст. 32), о рожденіи, бракѣ и кончинѣ Великихъ Князей, Княгинь и Княженъ (Учрежд. Имп. фам., ст. 95 и 153) и о другихъ выдающихся событіяхъ въ жизни Императорскаго Дома (напр. Манифестъ отъ 23 октября 1888 г. о чудесномъ сохраненіи жизни Царской Семьи при Боркахъ; Манифестъ отъ 13 апрѣля 1891 г. о воспріятіи Вел. Кн. Елисаветой Ѳедоровной православной вѣры), крупныхъ политическихъ событій и акцій, напр. началѣ войны, подписаніи мира и т. д. Особымъ видомъ Манифеста являются Всемилостивѣйшіе Манифесты (напр. Манифестъ отъ 19 февраля 1861 г. объ отмѣнѣ крѣпостного права). Избраніе манифеста какъ формы провозглашенія правовыхъ нормъ указывало на личную связь и отвѣтственность Россійскаго Императора за принятое рѣшеніе.

Высочайшіе и Всемилостивѣйшіе Манифесты

Высочайшій Манифестъ объ учрежденіи Министерствъ (1802 г., Сентября 8).

[БОЖІЕЮ МИЛОСТІЮ
МЫ, АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ,
и прочая, и прочая, и прочая.]

Благоденствіе народовъ, премудрымъ промысломъ Скипетру НАШЕМУ ввѣренныхъ, есть священная и главнѣйшая цѣль, которую МЫ поставили Себѣ, пріявъ бремя Царствованія надъ обширною Имперіею Россійскою, — надъ Имперіею, которая столь-же разнообразна климатами, мѣстными выгодами и естественными произведеніями, какъ и обитатели ея религіею, нравами, языками и образомъ жизни. Воспламененные ревностнымъ желаніемъ изыскать и употребить всѣ удобные способы къ скорѣйшему и благопоспѣшнѣйшему достиженію сего, толь драгоцѣннаго сердцу НАШЕМУ предмета, устрѣмили МЫ вниманіе свое на всѣ причины и обстоятельства, содѣйствующія или препятствующія оному; и по строгомъ испытаніи и сравненіи ихъ между собою, твердо увѣрились, что благоденствіе народа незыблемо и ненарушимо утверждено быть можетъ тогда единственно, когда Правительство будетъ имѣть спасительныя средства не только исправлять всякое явное пагубными слѣдствіями обнаруживаемое зло; но въ особенности искоренять самое начало онаго, отвращать всѣ причины, могущія подать поводъ къ нарушенію общаго и частнаго спокойствія, открывать нужды народа, предупреждать ихъ, и благоразумно, ревностно и дѣятельно способствовать соблюденію и утвержденію необходимаго во всемъ порядка, и умноженію богатства природныхъ и искуственныхъ произведеній, основаніемъ силѣ и могуществу Имперіи служащихъ.

Примѣры древнихъ и новѣйшихъ временъ удостовѣряютъ каждаго, что чѣмъ удобнѣе были средства къ сему употребляемы, и правила Государственнаго Правленія тому соотвѣтственнѣе; тѣмъ стройнѣе, тверже и вершеннѣе было все политическое тѣло, тѣмъ довольнѣе и щастливѣе каждый членъ ему принадлежащій. Слѣдуя сему правилу и внушеніямъ сердца НАШЕГО, слѣдуя великому духу Преобразителя Россіи Петра Перваго, оставившаго НАМЪ слѣды Своихъ мудрыхъ намѣреній, по коимъ старались шествовать достойныя Его преемники, МЫ заблагоразсудили раздѣлить Государственныя дѣла на разныя части, сообразно естественной ихъ связи между собою, и для благоуспѣшнѣйшаго теченія поручить оныя вѣденію избранныхъ НАМИ Министровъ, постановивъ имъ главныя правила, коими они имѣютъ руководствоваться въ исполненіи всего того, чего будетъ требовать отъ нихъ должность, и чего МЫ ожидаемъ отъ ихъ вѣрности, дѣятельности и усердія ко благу общему. — На Правительствующій же Сенатъ, коего обязанности и первоначальную степень власти МЫ указомъ НАШИМЪ въ сей день даннымъ утвердили, возлагаемъ важнѣйшую и сему верховному мѣсту наипаче свойственную должность разсматривать дѣянія Министровъ по всѣмъ частямъ ихъ управленію ввѣреннымъ, и по надлежащемъ сравненіи и соображеніи оныхъ съ Государственными постановленіями и съ донесеніями прямо отъ мѣстъ до Сената дошедшими, дѣлать свои заключенія и представлять НАМЪ докладомъ. Учреждая Министерство на таковыхъ правилахъ, МЫ имѣемъ лестную надежду, что оно споспѣшествовать НАМЪ будетъ къ утвержденію народнаго спокойствія, сего истиннаго и ненарушимаго оплота Царей и Царствъ; къ сохраненію и возвышенію общаго всѣхъ благосостоянія, и къ воздаянію каждому должнаго отъ лица правосудія; къ оживленію трудолюбія промышленности и торговли; къ распространенію наукъ и художествъ, столь необходимыхъ для благоденствія народовъ: словомъ, къ приведенію всѣхъ частей Государственнаго управленія въ прочное и намѣренію НАШЕМУ соотвѣтственное устройство.

/с. 2/ По сему въ слѣдующихъ статьяхъ означаются всѣ сіи части въ естественной ихъ связи между собою, всѣ предметы къ нимъ принадлежащіе, равно какъ и главныя обязанности Министровъ, коихъ вѣденію оныя препоручаемъ.

I. Управленіе Государственныхъ дѣлъ раздѣляется на 8 отдѣленій, изъ коихъ каждое заключая въ себѣ всѣ части, по существу своему къ нему принадлежащія, составляетъ особое Министерство и находится подъ непосредственнымъ управленіемъ Министра, коего МЫ назначаемъ нынѣ, или впредъ назначить заблагоразсудимъ.

Отдѣленія сіи суть слѣдующія: 1) Военныхъ Сухопутныхъ; 2) Морскихъ Силъ; 3) Иностранныхъ Дѣлъ, по которымъ дѣла производятся въ первыхъ Государственныхъ Коллегіяхъ; 4) отдѣленіе Юстиціи; 5) Внутреннихъ Дѣлъ; 6) Финансовъ; 7) Коммерціи, и 8) Народнаго Просвѣщенія.

II. Три первыя Государственныя Коллегіи, Военная, Адмиралтействъ и Иностранныхъ Дѣлъ, состоятъ каждая въ вѣдомствѣ своего Министра, который также управляетъ и всѣми мѣстами и дѣлами, отъ нее зависящими; къ послѣдней изъ нихъ присоединяются и дѣла Церемоніймейстерскія.

III. Какъ должность Министра Юстиціи особенно опредѣлена быть имѣетъ при изданіи сочиняемаго уложенія законовъ; то и повелѣваемъ до того времени оставаться оной на основаніи Инструкціи Генералъ-Прокурора.

IV. Должность Министра Внутреннихъ Дѣлъ обязываетъ его пещись о повсемѣстномъ благосостояніи народа, спокойствіи, тишинѣ и благоустройствѣ всей Имперіи. Въ управленіи своемъ имѣетъ онъ всѣ части Государственной промышленности, кромѣ части Горной; въ вѣденіи его находится также построеніе и содержаніе всѣхъ публичныхъ зданій въ Государствѣ. Сверхъ того возлагается на него долгъ стараться всѣми мѣрами объ отвращеніи недостатка въ жизненныхъ припасахъ и во всемъ, что принадлежитъ къ необходимымъ надобностямъ въ общежитіи. А дабы доставить случай и способы къ достиженію той цѣли, какую МЫ при учрежденіи сего Министерства себѣ предполагаемъ; то повелѣваемъ съ объявленія сего Манифеста НАШЕГО: 1) всѣмъ Военнымъ, по Гражданской и Полицейской части, равно и Гражданскимъ Губернаторамъ, какъ по личнымъ должностямъ своимъ, въ числѣ коихъ находится и должность ихъ по Приказу Общественнаго Призрѣнія, такъ и вообще по всѣмъ дѣламъ до Губернскаго Правленія касающимся, и особеному разсмотрѣнію или разрѣшенію НАШЕМУ подлежащимъ, относиться къ сему Министру НАШЕМУ, равнымъ образомъ чрезъ него доставлять НАМЪ рапорты какъ обыкновенные, такъ и о чрезвычайныхъ произшествіяхъ; 2) Казеннымъ Палатамъ относиться къ нему чрезъ Начальниковъ Губерній обо всемъ касающемся до публичныхъ зданій и содержанія ихъ, и при томъ доставлять ему чрезъ нихъ же вѣдомости о числѣ народа и ревизскія сказки; 3) Губернскимъ Предводителямъ, когда уполномочены будутъ Дворянствомъ и вообще владѣльцами своей Губерніи представлять о нуждахъ и пользахъ общественныхъ не токмо Губернаторамъ (какъ сказано въ 47 статьѣ Дворянской грамоты) но и непосредственно ему Министру НАШЕМУ. Сверхъ того 4) препоручаемъ въ непосредственное вѣденіе его 1) Мануфактуръ-Коллегію кромѣ Экспедиціи о заготовленіи и храненіи вексельной и гербовой бумаги; 2) Медицинскую Коллегію; 3) Главную Соляную Контору со всѣми зависящими отъ нея мѣстами; 4) Главное Почтовое Правленіе, и 5) Экспедицію Государственнаго Хозяйства, Опекунства Иностранныхъ и Сельскаго Домоводства, кромѣ той части ея, которая вѣдаетъ дѣла по Камеральному столу, и печатанію векселей и заемныхъ писемъ.

V. Должность Министра Финансовъ имѣетъ два главные предмета: управленіе казенными и Государственными частями, кои доставляютъ Правительству нужные на содержаніе его доходы; и генеральное всѣхъ доходовъ разсигнованіе по разнымъ частямъ Государственныхъ расходовъ.

Управленіе частями доставляющими Правительству доходы должно быть основано на такихъ правилахъ, чтобы удаляя всякое отягощеніе народа, было столь же выгодно для казны, какъ и вообще удобно къ умноженію богатства въ Имперіи НАШЕЙ, и чтобы источники Государственныхъ доходовъ не токмо не истощались, но сколь возможно дѣлались обильнѣе; разсигнованіе же сихъ доходовъ должно быть сообразно съ самымъ точнымъ, яснымъ и хозяйственному распоряженію соотвѣтственнымъ порядкомъ.

Для достиженія сихъ предметовъ признали МЫ за нужное ввѣрить собственному его вѣденію и распоряженію всѣ нижеслѣдующія мѣста: 1) Бергъ-Коллегію со всѣми ей подчиненными мѣстами; 2) Монетной Департаментъ со всѣми зависящими отъ него дѣлами; 3) Мануфактуръ-Коллегіи Экспедицію о заготовленіи и храненіи вексельной бумаги, отпуска и продажи оной въ разныя мѣста, и вступленія за оную денежной казны: равно и часть Экспедиціи Государственнаго Хозяйства, имѣющую въ /с. 3/ вѣденіи своемъ дѣла по Камеральному столу и печатанію векселей и заемныхъ писемъ, которыя обѣ, смотря по удобности, онъ можетъ присоединить къ другимъ мѣстамъ въ вѣдомствѣ его находящимся; 4) Лѣсной Департаментъ; 5) оброчныя статьи, отдачу ихъ въ содержаніе, приведеніе въ лучшее состояніе и умноженіе съ нихъ дохода; 6) хозяйственное управленіе казенныхъ земель, деревень, гаковъ, староствъ, арендъ и манталовъ, вмѣстѣ съ дѣлами до раздачи оныхъ касающимися; 7) Государственные Банки съ принадлежащими къ нимъ Правленіями и съ Экспедиціею заготовленія листовъ для ассигнаціонаго; 8) Придворныхъ Банкировъ и Коммиссіонеровъ, также и Контролера для свидѣтельствованія Банкирской кассы опредѣленнаго, которые до сего времени состояли въ вѣдомствѣ Государственнаго Казначея; 9) всѣ Казенныя Палаты по виннымъ подрядамъ и откупамъ, по всѣмъ расчетамъ и жалобамъ, кои встрѣчаются по симъ двумъ предметамъ и по взысканію недоимокъ по онымъ, по ассигнованію суммъ на построеніе и починку винныхъ магазиновъ и питейныхъ домовъ; по учрежденію и отдачѣ въ содержаніе герберговъ; словомъ, по всѣмъ дѣламъ, до умноженія Государственныхъ доходовъ и разсигнованія суммъ касающимся.

Сверхъ того возлагается на него обязанность при концѣ каждаго года дѣлать для наступающаго подробный штатъ общихъ Государственныхъ расходовъ. Сей штатъ долженъ заключать въ себѣ, какъ суммы, кои по смѣтамъ Министровъ окажутся необходимо нужными для годичнаго содержанія въ должномъ порядкѣ ввѣренныхъ имъ частей, такъ и Государственные доходы на то ассигнованные; и для сего каждый Министръ по своей части обязанъ доставлять ему ежегодно въ началѣ Октабря мѣсяца ясный и подробный планъ или табель тѣхъ расходовъ, на кои употребляемы будутъ требуемыя имъ для будущаго года суммы. Министръ Финансовъ долженъ окончить таковый штатъ въ Ноябрѣ мѣсяцѣ и вмѣстѣ съ генеральною вѣдомостію о доходахъ слѣдующаго года, представить на разсмотрѣніе и утвержденіе НАШЕ. Послѣ чего Министръ сей отсылаетъ его къ Государственному Казначею для надлежащаго по немъ исполненія.

Должность сего послѣдняго, равно какъ и присутствующихъ въ Экспедиціяхъ о Государственныхъ доходахъ, которая по сіе время не имѣетъ еще точнаго постановленія, МЫ оставляемъ на основаніи указа 1780 года Октября 24-го, впредь до воспослѣдованія отъ НАСЪ полнаго по сей части Устава, съ такою разностію, что 1) вѣдомству Государственнаго Казначея подлежатъ Казенныя Палаты только по части казенныхъ сборовъ, законами установленныхъ, доставленія оныхъ въ надлежащія мѣста и храненія денежной казны; слѣдственно всѣ Губернскіе и Уѣздные Казначеи со всѣми должностямъ ихъ принадлежащими дѣлами; Счетная Экспедиція Казенныхъ Палатъ, равно какъ и Статное и Остаточное Казначейство; 2) что Государственный Казначей безъ воли НАШЕЙ, чрезъ Министра Финансовъ ему объявляемой, ни какихъ расходовъ и ни какихъ ассигнацій чинить не можетъ; и что наконецъ 3) онъ долженъ быть въ сношеніи съ Министромъ Финансовъ по всѣмъ доставляемымъ ему вѣдомостямъ о доходахъ, какъ-то: сколько собрано, чего недостаетъ, сколько изъ собранныхъ доходовъ употреблено въ разходъ, по какимъ частямъ, сколько за кѣмъ въ остаткѣ состоитъ, и гдѣ оные остатки находятся.

VI. Должность Министра Коммерціи, управляющаго Коммерцъ-Коллегіею и имѣющаго главное начальство надъ всѣми Таможенными чиновниками, остается на основаніи прежде изданныхъ узаконеній.

VII. Министръ Народнаго Просвѣщенія, воспитанія юношества и распространенія наукъ имѣетъ въ непосредственномъ вѣденіи своемъ Главное Училищное Правленіе со всѣми принадлежащими ему частями, Академію Наукъ, Россійскую Академію, Университеты и всѣ другія училища, кромѣ предоставленныхъ особенному попеченію Любезнѣйшей Родительницы НАШЕЙ Императрицы Маріи Ѳеодоровны, и находящимся по особенному повелѣнію НАШЕМУ въ управленіи другихъ особъ или мѣстъ, Типографіи частныя и казенныя, изключая изъ сихъ послѣднихъ состоящія также подъ непосредственнымъ чьимъ-либо вѣдомствомъ Цензуру, изданіе вѣдомостей и всякихъ періодическихъ сочиненій, народныя Библіотеки, собранія рѣдкостей, натуральные кабинеты, музеи и всякія учрежденія, какія впредь для распространенія наукъ заведены быть могутъ.

VIII. Министры Внутренихъ и Иностранныхъ Дѣлъ, Министръ Юстиціи или Генералъ-Прокуроръ, Министръ Финансовъ и Манистръ Народнаго Просвѣщенія, имѣютъ каждый своего помощника съ званіемъ товарища Министра.

IX. Всякій Министръ долженъ имѣть непрерывное сношеніе со всѣми мѣстами подъ управленіемъ его состоящими, и быть свѣдущъ о всѣхъ дѣлахъ, которыя въ нихъ производятся. По сему каждое мѣсто обязано посылать къ своему Министру еженедѣльныя /с. 4/ меморіи о всѣхъ текущихъ дѣлахъ, о дѣлахъ же затруднительныхъ, или скораго рѣшенія требующихъ особенныя представленія. Министръ, сообразивъ всякое дѣло съ пользою и выгодами всѣхъ частей ему ввѣренныхъ, если найдетъ за нужное, дѣлаетъ свои замѣчаніи, а на представленія даетъ рѣшительные отвѣты, и какъ сіи послѣдніе, такъ и первые сообщаетъ предложеніями. Если мѣста сія не согласны будутъ съ замѣчаніями Министра на ихъ меморіи, то представляютъ ему о томъ свои разсужденія. Но когда не взирая на вторичное ихъ представленіе, Министръ настоять будетъ, чтобъ исполнено было по его замѣчаніямъ; тогда записывается мнѣніе присутствующихъ въ журналѣ, и чинится исполненіе.

X. Если въ какомъ нибудь дѣлѣ власть Министра, которой предѣлы ясно означены будутъ въ тѣхъ инструкціяхъ, коими не оставимъ МЫ снабдить каждаго изъ нихъ, не позволяетъ ему разрѣшить сомнѣнія мѣстъ или чиновниковъ, въ вѣдомствѣ его состоящихъ, или отвратить какія-нибудь по ввѣренной ему части могущія встрѣтиться неудобства, влекущія за собою потерю времени, излишнія издержки, безпорядокъ въ производствѣ, или какія послѣдствія, кои преграждаютъ путь къ приведенію чего-либо въ лучшее состояніе; въ такихъ случаяхъ Министръ придумавъ удобное средство къ преодолѣнію таковыхъ затрудненій входитъ къ НАМЪ докладомъ, изъ котораго бы ясно можно было видѣть, въ чемъ состоитъ предлагаемый имъ способъ, причину заставившую его предложить оный, и наконецъ пользу отъ того произойти долженствующую. По изслѣдованіи жъ сего доклада, ежели МЫ признаемъ предлагаемыя имъ средства за полезныя, и увидимъ, что они не требуютъ ни отмѣны существующихъ законовъ, ни введенія или учрежденія новыхъ: то МЫ утвердивъ собственноручно сей докладъ Министра НАШЕГО, возвращаемъ къ нему для учиненія по ономъ исполненія и объявленія Правительствующему Сенату для вѣденія; къ чему онъ и приступаетъ немедленно. Если жъ представленный имъ въ докладѣ способъ окажется сопряженнымъ съ отмѣною существующихъ законовъ, или будетъ требовать новыхъ узаконеній, то МЫ повелимъ Министру представившему НАМЪ сей докладъ, написать указъ, который за подписаніемъ НАШИМЪ и контросигнированіемъ сего Министра НАШЕГО, и будетъ объявленъ учрежденнымъ на то порядкомъ Правительствующему Сенату.

XI. Каждый Министръ прежде поднесенія НАМЪ таковаго доклада, долженъ предварительно его предложить прочимъ Министрамъ для надлежащаго сображенія со всѣми Государственными частями, въ вѣденіи ихъ находящимися; въ случаѣ же нарушенія сего узаконяемаго НАМИ порядка, всякой Министръ имѣетъ право сдѣлать НАМЪ о томъ свое представленіе.

XII. Каждый изъ Министровъ въ концѣ года долженъ подавать НАМЪ чрезъ Правительствующій Сенатъ письменный отчетъ въ управленіи всѣхъ ввѣренныхъ ему частей, изключая изъ нихъ дѣла особенной тайнѣ подлежащія. Отчетъ сей долженъ изображенъ быть такъ, чтобы можно было въ немъ видѣтъ, какое употребленіе сдѣлано изъ денегъ, отпущенныхъ на годичное сихъ частей содержаніе, какіе успѣхи каждая изъ нихъ имѣла, въ какомъ положеніи всѣ онѣ находятся и чего въ будущія времена отъ нихъ ожидать можно.

XIII. Правительствующій Сенатъ изслѣдовавъ сей отчетъ въ присутствіи самаго Мининистра, требуетъ отъ него, когда нужда въ томъ настоять будетъ объясненій, сравниваетъ его показанія съ рапортами, прямо отъ мѣстъ Правительствующему Сенату въ теченіе того года доставленными, разсматриваетъ всѣ указы, по части его отдѣленія въ томъ году НАМИ изданные, равно и доклады НАМИ конфирмованные, и симъ Министромъ Правительствующему Сенату объявленные; и наконецъ по учиненіи всѣхъ сихъ соображеній, входитъ къ НАМЪ докладомъ и представляетъ означенный отчетъ Министра вмѣстѣ со мнѣніемъ своимъ о управленіи и состояніи дѣлъ ему порученныхъ.

XIV. Ежели Сенатъ и прежде окончанія года усмотритъ изъ получаемыхъ имъ рапортовъ, или изъ доношеній Губернскихъ Прокуроровъ, что въ какую-нибудь часть вкрались злоупотребленія, и что дѣла до нее касающіяся, производятся безпорядочно и противозаконно: въ такомъ случаѣ Сенатъ долженъ, не отлагая до другаго времени, тотчасъ требовать объясненія отъ Министра той части, и ежели отвѣтъ его не будетъ признанъ удовлетворительнымъ, то представить НАМЪ о томъ докладъ.

XV. Всѣ Министры суть Члены Совѣта и присутствуютъ въ Сенатѣ. Совѣтъ не наче приступаетъ къ разсмотрѣнію дѣлъ, какъ въ присутствіи по меньшой мѣрѣ 5 Министровъ, въ числѣ которыхъ долженъ находиться и Министръ, по части коего дѣло будетъ трактовано. Дѣла обыкновенныя трактуются въ Комитетѣ, составленомъ единственно изъ нихъ; для другихъ же особенную важность въ себѣ содержащихъ, прочіе Члены Совѣта будутъ собираться одинъ разъ въ недѣлю.

XVI. Това/с. 5/рищъ, какъ помощникъ Министра, употребляется имъ по всѣмъ дѣламъ ввѣренныхъ ему частей, и вездѣ заступаетъ его мѣсто, гдѣ по какимъ-либо причинамъ онъ самъ присутствовать не можетъ; но отвѣчаетъ только за тѣ дѣла, кои имъ самимъ подписаны будутъ.

XVII. Каждому Министру будутъ назначены дни въ недѣлѣ, въ которые бы могли всѣ имѣющіе до него надобность по его Министерству, безпрепятственно его видѣть и представлять ему о своихъ нуждахъ въ положенные на то часы. Дни сіи не прежде могутъ быть перемѣнены, какъ по предварительномъ увѣдомленіи о томъ въ вѣдомостяхъ.

XVIII. Министры должны немедленно заняться образованіемъ своихъ Канцелярій, постановленіемъ порядка производству имѣющихъ вступить къ нимъ дѣлъ, и сочиненіемъ для нихъ штатовъ; и кончивъ все сіе въ теченіи 3-хъ мѣсяцевъ, представить НАМЪ на утвержденіе.

XIX. Но дабы ничто не препятствовало министрамъ немедленно вступить въ ихъ должности, то повелѣваемъ каждому изъ нихъ составить для себя временную Канцелярію изъ чиновниковъ тѣхъ мѣстъ, кои состоятъ у него въ непосредственномъ вѣденіи. Существованіе таковыхъ Канцелярій должно простираться не далѣе вышеозначеннаго срока.

[Данъ въ Санктпетербургѣ, Сентября 8-го дня, 1802 года.

Подлинный подписанъ Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

АЛЕКСАНДРЪ.]       

Источникъ: Журналы Комитета Министровъ. Царствованіе Императора Александра I. 1802-1826 гг. Т. I. 1802-1810 гг. — СПб: Типографія В. Безобразова и К°, 1888. — С. 1-5. [5-я паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.