Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Государство Россійское

О манифестахъ

Манифестъ (отъ позднелат. manifestum — призывъ) — въ Россіи XVIII – нач. XX в. одна изъ формъ правовыхъ актовъ. Издавались только Императоромъ и за Его подписью и были обращены ко всему населенію и всѣмъ учрежденіямъ. По законамъ Россійской Имперіи форма манифеста была обязательна только для возвѣщенія о восшествіи на престолъ новаго Государя (Осн. Зак., ст. 32), о рожденіи, бракѣ и кончинѣ Великихъ Князей, Княгинь и Княженъ (Учрежд. Имп. фам., ст. 95 и 153) и о другихъ выдающихся событіяхъ въ жизни Императорскаго Дома (напр. Манифестъ отъ 23 октября 1888 г. о чудесномъ сохраненіи жизни Царской Семьи при Боркахъ; Манифестъ отъ 13 апрѣля 1891 г. о воспріятіи Вел. Кн. Елисаветой Ѳедоровной православной вѣры), крупныхъ политическихъ событій и акцій, напр. началѣ войны, подписаніи мира и т. д. Особымъ видомъ Манифеста являются Всемилостивѣйшіе Манифесты (напр. Манифестъ отъ 19 февраля 1861 г. объ отмѣнѣ крѣпостного права). Избраніе манифеста какъ формы провозглашенія правовыхъ нормъ указывало на личную связь и отвѣтственность Россійскаго Императора за принятое рѣшеніе.

Высочайшіе и Всемилостивѣйшіе Манифесты

Высочайшій Манифестъ о принесеніи Господу Богу благодаренія за освобожденіе Россіи отъ нашествія непріятельскаго (1825 г., Декабря 25).

БОЖІЕЮ МИЛОСТІЮ
МЫ, АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ,
и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляемъ всенародно:

Богъ и весь свѣтъ тому свидѣтель, съ какими желаніями и силами непріятель вступилъ въ любезное НАШЕ Отечество. Ничто не могло отвратить злыхъ и упорныхъ его намѣреній. Твердо надѣющійся на свои собственныя и собранныя имъ противъ НАСЪ почти со всѣхъ Европейскихъ Державъ страшныя силы, и подвизаемый алчностію завоеванія и жаждою крови, спѣшилъ онъ ворваться въ самую грудь Великой НАШЕЙ Имперіи, дабы излить на нее всѣ ужасы и бѣдствія не случайно порожденной, но издавна уготованной имъ, всеопустошительной войны. Предузнавая по извѣсному изъ опытовъ безпредѣльному властолюбію и наглости предпріятій его, приготовляемую отъ него НАМЪ горькую чашу золъ, и видя уже его съ неукротимою яростію вступившаго въ НАШИ предѣлы, принуждены МЫ были съ болѣзненнымъ и сокрушеннымъ сердцемъ, призвавъ на помощъ Бога, обнажить мечь СВОЙ, и обѣщать Царству НАШЕМУ, что МЫ не упустимъ оной во влагалище, доколѣ хотя единъ изъ непріятелей оставаться будетъ вооруженъ въ землѣ НАШЕЙ. МЫ сіе обѣщаніе положили твердо въ сердцѣ СВОЕМЪ, надѣясь на крѣпкую доблѣсть Богомъ ввѣреннаго НАМЪ народа, въ чемъ и не обманулись. Какой примѣръ храбрости, мужества, благочестія, терпѣнія и твердости показала Россія! Вломившійся въ грудь ея врагъ всѣми неслыханными средствами лютостей и неистовствъ не могъ достигнуть до того, чтобъ она хотя единожды о нанесенныхъ ей отъ него глубокихъ ранахъ вздохнула. Казалось съ пролитіемъ крови ея умножался въ ней духъ мужества, съ пожарами градовъ ея воспалялась любовъ къ Отечеству, съ разрушеніемъ и поруганіемъ храмовъ Божіихъ утверждалась въ ней вѣра и возникало непримиримое мщеніе. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народъ, словомъ, всѣ Государственные чины и состоянія, не щадя ни имуществъ своихъ, ни жизни, составили единую душу, душу вмѣстѣ мужественную и благочестивую, толикоже пылающую любовь къ Отечеству, колико любовію къ Богу. Отъ сего всеобщаго согласія и усердія вскорѣ произошли слѣдствія, едва ли имовѣрныя, едва ли когда слыханныя. Да представятъ себѣ собранныя съ двадцати царствъ и народовъ, подъ едино знамя соединенныя, ужасныя силы, съ какими властолюбивый, надменный побѣдами, свирѣпый непріятель вошелъ въ НАШУ землю. Полмилліона пѣшихъ и конныхъ воиновъ и около полуторы тысячи пушекъ слѣдовало за нимъ. Съ симъ толико огромнымъ ополченіемъ проницаетъ онъ въ самую средину Россіи, распространяется, и начинаетъ повсюду разливать огонь и опустошеніе. Но едва проходитъ шесть мѣсяцовъ отъ вступленія его въ НАШИ предѣлы и гдѣ онъ? Здѣсь прилично сказать слова священнаго Пѣснопѣвца: «Видѣхъ нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанскія. И мимо идохъ, и се не бѣ, и взыскахъ его, и не обрѣтеся мѣсто его». По истинѣ сіе высокое изреченіе совершилося во всей силѣ смысла своего надъ гордымъ и нечестивымъ НАШИМЪ непріятелемъ. Гдѣ войски его, подобныя тучѣ нагнанныхъ вѣтрами черныхъ облаковъ? Разсыпались, какъ дождь. Великая часть ихъ, напоивъ кровію землю, лежитъ, покрывая пространство Московскихъ, Калужскихъ, Смоленскихъ, Бѣлорускихъ и Литовскихъ полей. Другая великая часть въ разныхъ и частыхъ битвахъ взята со многими Военачальниками и Подководцами въ плѣнъ, и такимъ образомъ, что послѣ многократныхъ и сильныхъ пораженій, напослѣдокъ цѣлые полки ихъ, прибѣгая къ великодушію побѣдителей, оружіе свое предъ ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, въ стрѣмительномъ бѣгствѣ своемъ гонимая побѣдоносными НАШИМИ войсками, и встрѣчаемая мразами и гладомъ, устлала путь отъ самой Москвы до предѣловъ Россіи, трупами, пушками, обозами, снарядами, такъ что оставшаяся отъ всей ихъ многочисленной силы самомалѣйшая, ничтожная часть изнуренныхъ и безоружныхъ воиновъ, едва ли полумертвая можетъ придти въ страну свою, дабы къ вѣчному ужасу и трепету единоземцевъ своихъ возвѣстить имъ, коль страшная казнь постигаетъ дерзающихъ съ бранными намѣреніями вступать въ нѣдра могущественной Россіи. Нынѣ съ сердечною радостію и горячею къ Богу благодарностію объявляемъ МЫ любезнымъ НАШИМЪ вѣрноподданнымъ, что событіе превзошло даже и самую надежду НАШУ, и что объявленное НАМИ, при открытіи войны сей, выше мѣры исполнилось: уже нѣтъ ни единаго врага на лицѣ земли НАШЕЙ; или лучше сказать, всѣ они здѣсь остались, но какъ? мертвые, раненые и плѣнные. Самъ гордый повелитель и предводитель ихъ едва съ главнѣйшими чиновниками своими отселѣ ускакать могъ, растерявъ все свое воинство и всѣ привезенныя съ собою пушки, которыхъ болѣе тысячи, не считая зарытыхъ и потопленныхъ имъ, отбиты у него, и находятся въ рукахъ НАШИХЪ. Зрѣлище погибели войскъ его невѣроятно! Едва можно собственнымъ глазамъ своимъ повѣрить. Кто могъ сіе сдѣлать? Не отнимая достойной славы ни у Главноначальствующаго надъ войсками НАШИМИ знаменитаго Полководца, принесшаго безмертныя Отечеству заслуги; ни у другихъ искусныхъ и мужественныхъ вождей и военачальниковъ, ознаменовавшихъ себя рвеніемъ и усердіемъ; ни вообще у сего храбраго НАШЕГО воинства, можемъ сказать, что содѣянное ими есть превыше силъ человѣческихъ. И такъ да познаемъ въ великомъ дѣлѣ семъ промыслъ Божій. Повергнемся предъ Святымъ его Престоломъ, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестіе, вмѣсто тщеславія и киченія о побѣдахъ нашихъ, научимся изъ сего великаго и страшнаго примѣра быть кроткими и смиренными законовъ и воли Его исполнителями, не похожими на сихъ отпадшихъ отъ вѣры осквернителей храмовъ Божіихъ, враговъ нашихъ, которыхъ тѣла въ несмѣтномъ количествѣ валяются пищею псамъ и вранамъ! Великъ Господь нашъ Богъ въ милостяхъ и во гнѣвѣ Своемъ! Пойдемъ благостію дѣлъ и чистотою чувствъ и помышленій нашихъ, единственнымъ ведущимъ къ Нему путемъ, въ храмъ святости Его, и тамо, увѣнчанныя отъ руки Его славою, возблагодаримъ за изліянныя на насъ щедроты, и припадемъ къ Нему съ теплыми молитвами, да продлить милость Свою надъ нами, и прекратя брани и битвы, низпошлетъ къ намъ, побѣдъ побѣду, желанный миръ и тишину.

Данъ въ Вильнѣ въ 25-й день Декабря въ лѣто отъ Рождества Христова 1812-е, Царствованія НАШЕГО во второе надесять.

На подлинномъ подписано Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

АЛЕКСАНДРЪ.       

Печатанъ въ Санктпетербургѣ при Сенатѣ Декабря 31 дня 1812 года.

Источникъ: [Высочайшій Манифестъ о принесеніи Господу Богу благодаренія за освобожденіе Россіи отъ нашествія непріятельскаго.] — СПб.: Печатанъ при Сенатѣ, 1812. — 2 c.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.