Церковный календарь
Новости


2017-06-26 / russportal
Осн. Положенія о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Манифестъ о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Сост. религ. образованія народа (1959)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Императ. Палестинское общество (1959)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Понять — непростить (1925)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Личный опытъ (1925)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово на день преп. Онуфрія Великаго (1908)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Серафимъ (Соболевъ). Прот. С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Свящ. Писанія (1936)
2017-06-24 / russportal
Манифестъ о кончинѣ Наслѣдника Престола Вел. Кн. Георгія Александровича (1899)
2017-06-24 / russportal
Высочайшій Манифестъ о рожденіи Великой Княжны Маріи Николаевны (1899)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ нами Богъ! (1975)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Постимся постомъ пріятнымъ..." (1975)
2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 20-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 19-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 26-я (1921)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 25-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Государство Россійское

Награды Россійской имперіи

Награда — знакъ мужества и отваги, признаніе заслугъ человѣка, его дѣятельности на пользу «Вѣры, Царя и Отечества», достойная и заслуженная оцѣнка его благородныхъ поступковъ. Награды Россіи — особые и выразительные памятники нашей исторіи, напоминающіе о славныхъ страницахъ борьбы съ врагами Отечества, о великихъ преобразованіяхъ и трудахъ во благо Россіи... Наградная система Россійской Имперіи включала въ себя восемь Орденовъ: 1) Св. Андрея Первозваннаго (1698 г., одна степень); 2) Св. Велмучц. Екатерины, или Освобожденія (1714 г., двѣ степени, только для женщинъ); 3) Св. Александра Невскаго (1725 г., одна степень); 4) Св. Анны (1735 г., включенъ въ россійскую наградную систему въ 1797 г.; четыре степени; 5) Св. Велмуч. и Побѣдоносца Георгія (1769 г., четыре степени); 6) Св. Равноап. Кн. Владиміра (1782 г., четыре степени; 7) Бѣлаго Орла (1325 г., польскій, причисленъ къ россійскимъ орденамъ въ 1831 г.; одна степень); 8) Св. Станислава (1765 г.; польскій, причисленъ къ россійскимъ орденамъ въ 1815 г.; три степени). Кромѣ того, съ 1797 по 1817 гг. въ Россіи еще признавался Мальтійскій Орденъ Св. Іоанна Іерусалимскаго. Къ серединѣ XIX в. сложилась слѣдующая іерархія Орденовъ въ порядкѣ убыванія ихъ старшинства: 1) Св. Андрея Первозваннаго; 2) Св. Георгія 1-й ст.; 3) Св. Владиміра 1-й ст.; 4) Св. Александра Невскаго; 5) Бѣлаго Орла; 6) Св. Георгія 2-й ст.; 7) Св. Владиміра 2-й ст.; 8) Св. Анны 1-й ст.; 9) Св. Станислава 1-й ст.; 10) Св. Георгія 3-й ст.; 11) Св. Владиміра 3-й ст.; 12) Св. Анны 2-й ст.; 13) Св. Станислава 2-й ст.; 14) Св. Георгія 4-й ст.; 15) Св. Владиміра 4-й ст.; 16) Св. Анны 3-й ст.; 17) Св. Станислава 3-й ст.; 18) Св. Анны 4-й ст. Кромѣ Орденовъ въ Россійской Имперіи существовали еще десятки медалей и цѣлый комплексъ коллективныхъ наградъ, которыми награждались воинскія подраздѣленія за особыя отличія, проявленныя на полѣ брани.

Ордена и знаки отличія Россійской Имперіи

Проектъ устава ордена Св. Апостола Андрея Первозваннаго, Государемъ Петромъ I учрежденнаго.

Божіею споспѣшествующею милостію, МЫ ПРЕСВѢТЛѢЙШІЙ И ДЕРЖАВНѢЙШІЙ ВЕЛИКІЙ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКІЙ КНЯЗЬ ПЕТРЬ АЛЕКСѢЕВИЧЪ, всея Великія, и Малыя, и Бѣлыя Россіи САМОДЕРЖЕЦЪ, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій, ЦАРЬ Казанскій, ЦАРЬ Астраханскій, ЦАРЬ Сибирскій, ГОСУДАРЬ Псковскій, и ВЕЛИКІЙ КНЯЗЬ Смоленскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятскій, Болгарскій и иныхъ, ГОСУДАРЬ и ВЕЛИКІЙ КНЯЗЬ Новагорода Низовскія земли, Черниговскій, Рязанскій, Ростовскій, Ярославскій, Бѣлоозерскій, Удорскій, Обдорскій, Кондинскій и всея Сѣверныя страны ПОВЕЛИТЕЛЬ и ГОСУДАРЬ, Иверскія земли, Карталинскихъ и Грузинскихъ Царей, и Кабардинскія земли, Черкасскихъ и Горскихъ Князей, и иныхъ многихъ Государствъ и земель Восточныхъ, и Западныхъ, и Сѣверныхъ Отчичь и Дѣдичь, и НАСЛѢДНИКЪ, и ГОСУДАРЬ, и ОБЛАДАТЕЛЬ.

Объявляемъ во всенародное извѣстіе:

Всевышній Властитель, Творецъ и Правитель неба и земли, Богъ всякаго благоустроенія избиралъ Себѣ не только въ воюющей Церкви, здѣсь на землѣ, ратоборцовъ Ветхаго и Новаго Завѣта, и поборниковъ по вѣрѣ, отличая ихъ отъ другихъ особенною милостію, и чрезъ нихъ одобряя и мірскія власти на землѣ; но и въ торжествующей Церкви установилъ между Ангелами и Святыми Своими нѣкоторыя степени; придалъ имъ особливыя наименованія, признаки и преимущества, взирая, какъ одинъ передъ другимъ отличался вѣрою и усердіемъ въ приращеніи Его Церкви и въ разпространеніи Его славы, или какъ безбоязненно жертвовалъ даже жизнію своею, служа Ему.

Подражая сему и Христіанскіе Владѣтели, Самодержавныя и Вѣнчанныя Главы, которыхъ Богъ, Царь Царей, поставилъ Своими Намѣстниками на землѣ, установили различные чины, духовные и мірскіе, ордены и товарищества, снабдивъ ихъ особенными знаками и привиллегіями, и придавъ имъ такія имена, коими и на будущія времена сохраняется память какого-либо особеннаго духовнаго или мірскаго благоденствія и инаго пріятнаго случая, купно же и намѣреніе Устроителя и должность Кавалеровъ и товариществъ.

Ибо уже въ 313 лѣто отъ Рождества Христова, Святый Великій Царь и въ Христіанской Православной Церкви столь именитый Равноапостольный Константинъ, послѣ полученной на Максентія при городѣ Римѣ побѣды (при которой сѣчѣ видѣлъ онъ на воздухѣ знаменіе Креста съ надписаніемъ: ἐν τοῦτῳ νίκᾳ (то есть: симъ побѣдиши), установилъ орденъ Константиновыхъ Кавалеровъ; а Греческіе Императоры Исаакъ Комнинъ въ 1183, Алексѣй въ 1204, Левъ въ 1256 и Михаилъ въ 1293 годахъ правилами святаго Василія Великаго, покровительствомъ св. Георгія, и привилегіями оный снабдили.

Какъ главная цѣль и намѣреніе сего и другихъ Государей, при учрежденіи орденовъ, клонились сперва къ военнымъ дѣламъ, потому что они желали одобрить и отличить тѣхъ, кои оказали предъ другими похвальные и полезные геройскіе подвиги, или духовной Церкви противъ Сарацыновъ и невѣрныхъ, частію въ Крестовыхъ походахъ, частію въ провожаніи каравановъ, идущихъ на поклоненіе въ Обѣтованную Землю, и въ другихъ военныхъ походахъ, на морѣ и на сушѣ, или защищая Величество и Отечество на войнѣ; а особливо тѣхъ, кои оказали свою храбрость въ одолѣніи непріятелей Креста Христова и Отечества: то въ древнихъ дипломатическихъ грамотахъ воинами, ратниками, кавалерами, всадниками и меченосцами они именованы, и вообще золотою острогою (шпорами) жалованы были; а удареніемъ меча возводили ихъ въ кавалеры и давали имъ помѣстья, почему каждый кавалеръ обязанъ былъ служить своему Государю съ двумя щитоносцами и нѣкоторымъ числомъ коней во время военнаго похода, а въ мирное время являться при торжествахъ, потѣхахъ, при конскихъ ристалищахъ, каруселяхъ и сему подобныхъ дѣйствіяхъ.

Но Державные Государи благоразумно усмотрѣли, что вѣрные Министры и умные совѣтники, какъ въ правленіи земли и подданныхъ, и въ сохраненіи и умноженіи государственныхъ правъ, такъ и въ постановленіяхъ и переговорахъ съ иностранными Державами, въ возстановленіи и соблюденіи мира, Величеству и Государству оказывали иногда, безъ пролитія крови, перомъ, умомъ, остротою своею и совѣтами важнѣйшія и выгоднѣйшія услуги, нежели тѣ, кои употребляемы были частію при войскѣ къ исполненію Государевой воли, частію при Дворѣ для благочинія и услуги: ибо сіи Министры и въ военныхъ походахъ, находясь при своемъ Государѣ, подвергали себя столь же великой опасности, особливо, когда расположеніе и произведеніе войны зависѣло отъ Верховнаго Тайнаго Совѣта или Кабинета, и когда Генералитетъ получалъ насылаемыя отъ нихъ повелѣнія. Въ слѣдствіе сего со временемъ начали они мало по малу принимать охотно въ сіи ордены и другихъ, хотя не служащихъ въ войскѣ, либо за высокую ихъ породу, либо за отличныя въ гражданской службѣ заслуги, какъ то: Министровъ, Пословъ, Тайныхъ Совѣтниковъ, споспѣшествовавшихъ пользѣ Государя и Государства особенными и полезными предложеніями, и счастливымъ оныхъ исполненіемъ, пачеже способствовавшихъ къ общему благу; также духовныхъ особъ, какъ то: Кардиналовъ, Епископовъ и Прелатовъ, съ тѣмъ, дабы, взирая на сіи явные знаки милости и преимуществъ, ободрить и другихъ къ храбрымъ и вѣрнымъ услугамъ и къ прочимъ подвигамъ въ военное и мирное время; ибо благороднѣйшія и къ чести и славѣ стремящіяся души обыкли предпочитать уваженіе, характеръ и публичное возвышеніе и знаки Монаршей милости, отличающіе ихъ отъ прочихъ, многимъ другимъ награжденіямъ, имѣніямъ и подаркамъ.

И какъ мы съ начала Нашего Государствованія, особливо же возвратясь изъ иностранныхъ земель, обнародовали различные новые указы и регламенты по гражданскимъ и воинскимъ дѣламъ, и всячески старались лучше устроить Наши сухопутныя и морскія силы, и распространить науки и художества, въ пользу подданныхъ и Богомъ ввѣренныхъ Намъ народовъ, то слѣдуя примѣру вышепомянутаго Царя Константина и другихъ Самодержавныхъ Государей, также имѣя въ виду вышепомянутыя причины, побуждены были учредить Кавалерскій Орденъ въ воздаяніе и награжденіе однимъ за вѣрность, храбрость и разныя Намъ и Отечеству оказанныя заслуги, а другимъ для ободренія ко всякимъ благороднымъ и геройскимъ добродѣтелямъ; ибо ничто столько не поощряетъ и не воспламеняетъ человѣческаго любочестія и славолюбія, какъ явственные знаки и видимое за добродѣтель воздаяніе.

При семъ похвальномъ предпріятіи и настоящемъ названіи сего Ордена, достойно Мы съ должнымъ благодареніемъ на память привели: что Богъ первое и превеликое благодѣяніе орудіемъ Своимъ, святымъ Апостоломъ Андреемъ, который первый былъ съ братомъ своимъ Петромъ, коихъ Христосъ отъ рыболовнаго дѣла къ Апостольству призвалъ, послѣ Вознесенія Христова, (по свидѣтельству Григорія Назіанзина, Никифора и прочихъ церковныхъ писателей) нашему Россійскому Государству и народу явилъ въ томъ, что онъ въ Скѵѳіи, при Понтѣ Евксинскомъ (Черномъ морѣ), и въ Сармаціи первый проповѣдуя Евангеліе Христово, и на горѣ, близь Днѣпра рѣки, благословляя всю Россійскую землю, сѣмя святаго Евангелія разсѣялъ; а потому, какъ преданіе гласитъ, нѣкорые изъ жителей той страны въ тоже время, а по прошествіи нѣсколькихъ вѣковъ чрезъ Ольгу и Владиміра и вся Россійская земля отъ идолослуженія и слѣпоты къ святому крещенію и познанію Евангельскія истины и Христіанскія вѣры обращена была.

А дабы сему первому нашему Христіанскому наставнику и Апостолу Россійскія земли воздвигнуть тѣмъ болѣе именитую память для поздыхъ Нашихъ потомковъ: то Мы сей Нашъ новый Орденъ именемъ сего святаго Андрея назвать заблагоизобрѣли; наипаче же и для того, что Орденъ св. Андрея, яко патрона и заступника, въ Шотландіи уже пресѣкся; а другой отъ Филиппа Добраго, Герцога Бургундскаго и Брабантскаго, въ 1430 году въ честь Пресвятыя Богородицы и Апостола Андрея устроенный, въ Орденъ Золотаго Руна превращенъ отъ Цесаря Карла.

Не отреклись бы Мы въ самомъ началѣ сей Нашъ новый Орденъ по обыкновенію уставами, правилами и приличными должностями снабдивъ, обнародовать, ежели бы прежде Турецкою, а потомъ Шведскою войною и прочими случаями не были удержаны.

Нынѣ же Мы сей Нашъ Орденъ въ совершенное состояніе приведши, и уставами, правилами и законами, на которыхъ оный долженъ быть основанъ, утвердивъ, не отлагая времени издать благоволили; дабы цѣль и намѣреніе сего Нашего Ордена всѣмъ и всякому явно, и все тѣмъ порядочнѣе учреждено быть могло.

Глава I. О Начальникѣ Ордена.

Начальство Ордена пребудетъ навсегда присоединено къ Царской коронѣ, такъ что владѣющій Государь и Обладатель въ Россійскомъ Государствѣ, яко Начальникъ Ордена, Самодержецъ и Гросмейстеръ, останется на вѣчныя времена Главою сего Ордена; и для того каждому отъ Насъ пожалованному кавалеру въ окончаніи письма или доношенія своего къ Намъ, должно подписывать: моему Всемилостивѣйшему Начальнику Ордена и Государю, всеподданнѣйшій кавалеръ, вѣрно обязанный слуга до смерти.

Всякій наслѣдственный Государь долженъ будетъ, за день до коронаціи своей, при пожалованіи или учрежденіи новыхъ кавалеровъ, дабы оное торжество коронаціи сдѣлать тѣмъ знаменитѣе, утвердить какъ сей Орденъ и всѣ орденскіе уставы, такъ и прежде сего пожалованныхъ всѣхъ кавалеровъ; неизгладимый содержать ихъ характеръ по предписанію Учредителя; защищать ихъ, жаловать и являть имъ всякую отеческую особливую милость и благоволеніе; исключая, ежели кто по важнымъ какимъ-либо причинамъ доведетъ себя до лишенія сего Ордена.

Глава II. Объ орденскихъ знакахъ, одѣяніи, печати, гербѣ и прочихъ украшеніяхъ и какъ ихъ носить.

Орденскій знакъ имѣетъ двѣ стороны: передняя представляетъ изображеніе св. Андрея, висящаго на такъ называемомъ Андреевскомъ крестѣ, поставленномъ продолговатымъ изображеніемъ въ видѣ косаго креста, на которомъ сей святый Апостолъ, по единогласному преданію достовѣрныхъ церковныхъ писателей, былъ распятъ въ городѣ Патросѣ, въ правленіе Императора Тита Веспасіана, и вися въ живыхъ цѣлые три дни, проповѣдію своею съ креста обратилъ еще многихъ язычниковъ; а наконецъ 30 Ноября 80 года отъ Рождества Христова отшелъ отъ сего свѣта, пріобрѣвъ кровавый мученическій вѣнецъ. На задней же сторонѣ изображенъ двуглавый орелъ, съ тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тѣнью на крыльяхъ, а грудной щитъ изображаетъ Георгія Побѣдоносца, убивающаго копіемъ змія, то есть: праведную ревность и гнѣвъ на враговъ и другихъ злыхъ людей, и долгъ добрыхъ Правителей искоренять вредные пороки. На одномъ боку орла стоитъ А, начальная буква имени святаго Апостола Андрея, патрона сего Ордена; а на другомъ П, въ память Основателя и Покровителя онаго Ордена. Кругомъ креста, на орденской цѣпи написано россійскими буквами изреченіе или девизъ: за вѣру и вѣрность (къ Богу и Государю), что долженствуетъ напоминать кавалерамъ, дабы они по всей возможности охраняли и защищали Христіанскую вѣру, и пребывали чрезъ весь свой вѣкъ приверженными къ Богу и Главѣ своего Ордена всеподданническою вѣрностію.

Сей крестъ долженъ быть золотой, съ алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною, цѣною около 85 рублей, повѣшенъ сквозь крючки на петляхъ изъ цѣльнаго золота; Ангелы, держащіе надъ нимъ корону, должны быть вышиты серебромъ, корона золотомъ, а слова: за вѣру и вѣрность служатъ надписью или девизомъ. Однакожъ кавалеръ можетъ дать нѣсколько алмазовъ, или другихъ дорогихъ каменьевъ Казначею для употребленія на крестъ и украсить оный по своей волѣ.

Носить же сей орденъ на голубой лентѣ косвенно чрезъ плечо, отъ праваго на лѣвое до пояса; и симъ изображается ненарушимый союзъ соединенія и дружбы, коимъ обязаны товарищи между собою по правиламъ и должностямъ въ главѣ IV, ниже сего описаннымъ.

Одежда орденская есть: либо торжественная и чрезвычайная съ орденскою епанчею, при торжествахъ, бракахъ, крещеніяхъ, погребеніяхъ; или ординарная и вседневная, въ домѣ или внѣ дома употребляемая, какъ то въ походахъ и въ другихъ мѣстахъ, гдѣ кавалеры хотятъ быть въ неизвѣстности.

Въ домѣ и на дворѣ, во время приватнаго траура, можно оный орденъ носить на камзолѣ, не застегивая кафтана, или застегнувъ оный.

Орденскую осмиконечную звѣзду должно пришивать на кафтанѣ и епанчѣ; въ срединѣ оной золотое поле, въ которомъ серебряный крестъ.

Кавалеры могутъ украшать природной и обыкновенной фамильной свой гербъ и печать орденскою цѣпью, съ привѣшеннымъ внизу крестомъ; и должны приказать оный гербъ росписать красками на мѣдной доскѣ или листѣ въ предписанномъ видѣ или величинѣ, и вручить Орденскому Церемоніймейстеру, дабы онъ былъ прибитъ въ орденской комнатѣ съ прочими.

Орденская печать да будетъ такова: двоеглавый Россійскій орелъ окружаетъ орденскій крестъ святаго Андрея съ орденскою цѣпью, на которой символъ (девизъ) вышеупомянутый, а на верху буквы П. А. съ надписью: великая печать достохвальнаго Ордена святаго Андрея.

Глава III. О кавалерахъ.

Хотя Намъ, какъ самовластному Государю и Главѣ, самовластно и единственно принадлежитъ избраніе въ кавалеры, и Мы не обязаны давать отчета въ Своихъ дѣлахъ и поступкахъ никому, кромѣ Всевышняго Бога, и твердо рѣшились, по Божіей милости, никого иного къ сему достоинству не избирать, кромѣ имѣющаго къ оному потребныя качества и добродѣтели, о коего постоянной вѣрности Мы увѣрены, и кого признаемъ къ тому достойнымъ: однакожъ, когда Мы пріимемъ намѣреніе возвесть кого въ сіе достоинство, то дадимъ о томъ знать въ Капитулъ присутствующихъ кавалеровъ для совѣтованія; и сіе для того, дабы ежели кому извѣстны какіе-либо слухи, нареканія, недовѣрки, недоумѣнія и другія причины, по которымъ предлагаемый недостоинъ къ полученію ордена, или что-нибудь имѣютъ на него, или вѣдаютъ о какомъ дѣлѣ, противномъ правиламъ сего Ордена, тотъ бы открылъ мнѣніе свое о немъ безъ отлагательства, письменно или словесно, по своему самолучшему знанію, по чести своей вѣрно; и Нашего учрежденія на то ожидали. И симъ образомъ какъ все нелѣпое предупреждено, такъ и принятіе кавалеровъ, безъ поношенія Ордену и новому кавалеру, будетъ честнѣе.

Что касается до личныхъ качествъ кавалеровъ, то можно въ сей Орденъ принимать тѣхъ, коихъ Гросмейстеръ почтетъ достойными и безпосредственно изберетъ. Имъ надобно быть благороднаго, знатнаго, Графскаго или Княжескаго званія, честнаго и безпорочнаго происхожденія; не имѣть тѣлесныхъ недостатковъ; и такимъ, кои бы въ званіи Сенаторовъ, Министровъ, Пословъ и прочихъ высокихъ достоинствъ, или въ чинѣ Адмираловъ, Генераловъ, въ арміи морской и сухопутной, или какъ Губернаторы въ Нашихъ государствахъ и странахъ нѣсколько лѣтъ, а по меньшей мѣрѣ десять, оказали полезныя и вѣрныя услуги.

Можно принимать въ сей орденъ почетными и чужестранныхъ, по высокому роду и по хорошимъ ихъ дѣламъ, знаменитыхъ Героевъ, Графовъ, Князей, такъ какъ и тѣхъ, кои имѣютъ чинъ Министра или Генерала; о чемъ ниже сего, особливо въ главѣ X, будетъ упомянуто.

Имъ всѣмъ надобно быть Христіанской вѣры, обѣщать въ ней жить и умереть, однакожъ они не должны презирать и той вѣры, которую они исповѣдуютъ.

Каждому позволено доношеніемъ, или прошеніемъ или инымъ образомъ о семъ орденѣ просить и заслуги свои представлять.

Обвиненные въ богохульствѣ, безбожіи, невѣрности, измѣнѣ Государю своему, въ воровствѣ, или въ подобныхъ сему злодѣйствахъ, или сдѣлавшіе что-либо противное чести кавалера, будутъ по справедливости исключены; такъ какъ и неимѣющіе столько деревень и доходовъ, чтобы одеждою, домомъ, имѣніемъ и экипажами важность сего Ордена поддержать могли.

Они могутъ быть или женатые или холостые; но нужно, чтобъ не моложе были двадцати пяти или тридцати лѣтъ отъ роду.

Царевичамъ и другимъ Принцамъ Крови не должно давать сего ордена, пока они еще въ колыбели (какъ то въ нѣкоторыхъ земляхъ дѣлается), или въ младенчествѣ. Ибо: 1) при пожалованіи сего ордена надлежитъ смотрѣть на личныя качества и на заслуги; 2) младенцы не разумѣютъ должности кавалерской по орденскому символу, и 3) Царскія дѣти и безъ ордена высокою своею породою отъ другихъ отличаются, и ожидая сего знака отличія, будутъ стараться заслужить оный.

Число кавалеровъ [1] предоставляется на волю Гросмейстера; однакожъ природныхъ, или Россійскихъ кавалеровъ должно быть не болѣе 12; а съ иностранными, безъ важныхъ и къ особливой чести Нашего Царскаго Дома и Ордена служащихъ причинъ, не свыше 24; дабы достоинство сего великаго Ордена имѣло тѣмъ болѣе уваженія, а отъ великаго множества кавалеровъ не пришелъ бы сей Орденъ въ презрѣніе.

При пожалованіи же каждый кавалеръ платитъ по двѣсти червонныхъ въ Орденскую казну, сверхъ другихъ расходовъ.

Глава IV. О должностяхъ кавалеровъ.

Крестъ носятъ кавалеры въ знакъ истинныхъ Христіанъ, а вышеозначенный символъ (девизъ) орденской напомннаетъ кавалерамъ, дабы они исполняли должности и обязательства свои, а именно, старались бы о томъ, чего требуетъ Христіанская вѣра и вѣрность къ Богу, къ Государю и къ ближнему:

1) Богу и Его Церкви обязаны кавалеры, по возможности силъ своихъ, способствовать къ распространенію Христіанской вѣры и споспѣшествовать миссіи въ Сибирь, Татарію и Китай, для обращенія невѣрныхъ, идолопоклонниковъ и язычниковъ; посѣщать монастыри и богадѣльни; обращать въ вѣру и искоренять поносителей и враговъ Христіанской истины; отвращая всякое зло, способствовать къ добру; противоборствуя всѣмъ грѣхамъ и порокамъ, вести съ оными безпрестанную войну; стараться дѣлать добрыя дѣла; безпорочно, трезво и порядочно жить, увѣщевая и просвѣщая другихъ; ибо безъ таковыхъ дѣлъ, вѣра ихъ будетъ вѣра мертвая.

А какъ университеты, гимназіи и училища почитаются вертоградомъ Церкви и гражданства, то и кавалерамъ надлежитъ помогать Нашему доброму намѣренію, и смотрѣть, дабы оныя были учреждены, какъ можно лучше, и по инструкціи Нашей содержаны и управляемы съ хорошимъ успѣхомъ.

2) Нашему Императорскому Величеству, яко Гросмейстеру Ордена, должны кавалеры обѣщать: почитать Насъ и Наслѣдниковъ Нашихъ въ Россійскомъ Государствѣ за Самодержцевъ и Начальниковъ Ордена; благоговѣть Намъ, стараяся о преимуществѣ, пользѣ и благѣ; отвращать убытокъ и вредъ; — въ случаѣ опасности, когда общая нужда того потребуетъ, поспѣшествовать не только по указу, но и отъ себя помощію, совѣтомъ и дѣломъ; и не страшиться для чести Божіей и спасенія Государя своего жертвовать тѣломъ и душею.

Не должны они участвовать ни совѣтомъ, ни дѣломъ съ тѣми, кто противу Насъ зло умышляетъ или затѣваетъ: но естьли узнаютъ, что кто-нибудь предпринимаетъ сдѣлать вредъ Нашему здравію, жизни, достоинству и интересу, должны открыть о томъ немедленно въ надлежащемъ мѣстѣ, и побуждать свое семейство тоже самое исполнять, и не поступать ни на что предосудительное Намъ и Нашему Государству, или Нашимъ союзникамъ.

Не должны также безъ вѣдома Государя своего принимать ни отъ какого Государя ордена, ниже въ службу его вступать, или присягою ему обязываться.

3) Благосостоянію Отечества своего, какъ сыны и члены онаго, что повелѣваетъ долгъ каждому искреннему патріоту и предписываетъ совѣсть по Божескимъ и естественнымъ законамъ, должны споспѣшествовать по возможности.

Они должны брать къ себѣ одного или нѣсколькихъ молодыхъ дворянъ, благовоспитанныхъ и добронравныхъ, и примѣромъ своимъ наставлять ихъ въ политическихъ и военныхъ дѣлахъ, дабы они по возрастѣ своемъ могли быть способны служить Государю во всѣхъ должностяхъ.

Когда предстоитъ Государству бѣдствіе или какая опасность отъ моровой язвы, или отъ внѣшней либо внутренней войны, въ такомъ случаѣ должны они стараться отвращать оныя.

4) Сверхъ того должность ихъ состоитъ и въ томъ, дабы они никому не открывали тайны Ордена; въ назначенные кавалерскіе, или иные дни являлись бы въ вышеписанной торжественной, или орденской одеждѣ: а ежели того не сдѣлаютъ, платили бы штрафъ .... червонцевъ; исключая законныя причины, о коихъ заблаговременно имѣютъ они увѣдомлять орденскаго Канцлера.

Также надлежитъ имъ орденскіе знаки предписаннымъ образомъ носить, и смотрѣть, чтобъ приходы Орденской казны хорошо управляемы и умножаемы были; о противныхъ же дѣлахъ и погрѣшностяхъ орденскихъ товарищей доносить; и то дѣлать и совѣтовать, что къ вящей славѣ и уваженію онаго Ордена способствовать можетъ.

5) Въ обхожденіи взаимномъ не должны имѣть ни зависти, ни вражды, ни мщенія; жить въ нелицемѣрной дружбѣ, пріязни и союзѣ справедливою и братскою любовію, приводя себѣ на память, что они соединены лентою Ордена, подобно крѣпкими узами согласія и дружелюбія.

Когда на счетъ Ордена или кавалера что-либо будетъ разсѣваемо противное чести и доброму его имени; тогда надлежитъ имъ другъ другу о томъ тотчасъ открывать, составить изъ того общее дѣло и тѣмъ обуздать дерзость.

Ежели кто изъ кавалеровъ вздумаетъ вступить въ законный бракъ; долженъ дать Ордену о томъ извѣстіе и ожидать на то согласія.

Естьли кто изъ нихъ безбожно, нечестиво и беззаконно живетъ, того должно ласково увѣщевать; и ежели не послушается, доносить о томъ Орденскому Канцлеру.

6) Наконецъ, кавалеры должны почитать обязанностію имѣть попеченіе о благѣ ближняго своего: помогать бѣднымъ, отставнымъ, вдовамъ и сиротамъ, и прочимъ невинно утѣсненнымъ, защищая ихъ всячески; посѣщать военноплѣнныхъ и иныхъ невинныхъ колодниковъ, и безпристрастно способствовать имъ въ праведныхъ дѣлахъ; наклонять къ миру и согласію; вражду истреблять; пришельцамъ и иноземцамъ являть страннолюбіе; бѣднымъ благотворить и дѣлать добро; въ торжественные и кавалерскіе дни давать бѣднымъ, нищимъ и убогимъ достаточную милостыню [2], предпочитая однако тѣхъ, кои за Отечество ранены и на войнѣ изувѣчены.

Особливая же ихъ должность будетъ, чтобы каждой изъ нихъ по очереди всякаго мѣсяца смотрѣлъ за лазаретами и гошпиталями, и за больными, ранеными и увѣчными, дабы къ нимъ опредѣленное доходило пропитаніе; ибо начало и происхожденіе всѣхъ кавалерскихъ орденовъ въ Обѣтованной Землѣ, въ Крестовыхъ походахъ, издревле было, и въ томъ состояло, чтобъ кавалеры или всадники угощали пришельцовъ.

Сверхъ того Наши кавалеры могутъ, по произволенію своему, навѣщать плѣнныхъ и арестантовъ, а важныхъ преступниковъ, по окончаніи допроса и по полученному указу; примѣчая, чтобы судьи по пристрастію, или для прибыли своей, тѣхъ заключенныхъ не держали долго и не поступали бы съ ними жестоко. Имъ же кавалерамъ позволяется выслушивать жалобы узниковъ, дабы они могли получать въ надлежащемъ мѣстѣ судъ, смотря по тому, праведны ли, или неправедны ихъ жалобы.

Естьли кавалеры будутъ прошены быть посредниками и судьями въ рѣшеніи споровъ между знатными фамиліями; сіе будетъ имъ свободно по наилучшему ихъ свѣдѣнію, безъ похлѣбства и пристрастія.

А чтобы кавалеры во всѣхъ сихъ предписаніяхъ вѣрно поступали, то при пожалованіи своемъ, вмѣсто присяги, торжественно на словахъ сіе исполнять обѣщали бы.

Глава V. Объ обрядахъ при избраніи въ кавалеры.

При принятіи въ кавалеры слѣдующіе надлежитъ наблюдать обряды [3]:

По собраніи всѣхъ кавалеровъ у Его Царскаго Величества, яко Гросмейстера Ордена, въ Санктпетербургѣ, на мѣстѣ пребыванія Ордена, или тамъ, гдѣ присутствуетъ Дворъ, и по вшествіи ихъ оттуда въ церковь святаго Андрея на назначенное имъ мѣсто, Гросмейстеръ всходитъ подъ балдахинъ на тронъ; потомъ всѣ кавалеры того Ордена по обѣимъ сторонамъ становятся, а новопринимаемый кавалеръ, посреди ихъ стоя, одѣвается въ орденскую одежду съ помощью офиціаловъ.

Тогда Его Царское Величество, подавая новому сему кавалеру орденскую цѣпь съ крестомъ чрезъ плечо, и обнимая его, такъ привѣтствуетъ: «Мы жалуемъ тебя симъ; пріемлемъ тебя въ кавалеры достохвальнаго Ордена святаго Андрея, въ надеждѣ, что ты точно сохранишь уставы сего Ордена, и будешь такъ поступать, какъ должно кавалеру, и предполагаемую цѣль сего учрежденія совершенно исполнишь».

За таковую милость и честь новопожалованный кавалеръ Его Царскому Величеству свидѣтельствуетъ всеподданническую благодарность и допускается къ рукѣ.

Новопожалованный кавалеръ, вмѣсто присяги [4], протягивая руки, обѣщаетъ по правиламъ Ордена поступать, и во всю жизнь свою быть вѣрнымъ и послушнымъ. Отъ другихъ же кавалеровъ принимаетъ онъ поздравленіе, поклономъ свидѣтельствуемое, и благодаритъ ихъ вкратцѣ; напослѣдокъ кавалеры провожаютъ его въ назначенный для угощенія домъ, гдѣ, обнимая другъ друга, цѣлуютъ братолюбно; являя симъ, что они его съ радостію въ число кавалеровъ и въ сотоварищи свои приняли.

Дипломъ или жалованная грамота, на пергаментѣ писанная, вмѣстѣ съ Уставомъ Ордена, вручается ему отъ орденскаго Секретаря.

Девизъ (или символъ), который каждой кавалеръ самъ себѣ избираетъ, ставится внизу герба; сіе и иностранные кавалеры наблюдать должны.

Буде пожелается торжественное учинить шествіе или кавалькаду, то можно слѣдующимъ учредить образомъ:

1. Швейцаръ или придверникъ и приставъ орденскій.

2. Герольдъ.

3. Казначей.

4. Церемоніймейстеръ.

5. Канцлеръ.

6. Гросмейстеръ Ордена.

7. Деканъ или Намѣстникъ его.

8. Прочіе же кавалеры и командоры попарно.

Глава VI. О торжественныхъ орденскихъ или кавалерскихъ дняхъ.

Кавалеры должны ежегодно однажды или два раза, зимою въ день св. Андрея, яко настоящій празднственный день Ордена, а лѣтомъ въ день св. Петра, яко въ тезоименитство Учредителя, собравшись всѣ вмѣстѣ, шествовать торжественно, въ препровожденіи всѣхъ служителей Ордена, въ церковь св. Андрея къ торжественному Богослуженію. — Тогда Орденскимъ Священникомъ говорится приличная тому празднеству и установленію о должности Христіанскихъ кавалеровъ проповѣдь, въ которой Христіанская обязанность честныхъ кавалеровъ пространнѣе изображается; а особливо то, что Всемогущаго милость и наказаніе, такожъ честь Ордена, или награжденіе онымъ, и лишеніе онаго предстоитъ всякому кавалеру, смотря по тому, естьли онъ будетъ поступать сообразно съ симъ Орденомъ и съ предполагаемою при томъ цѣлію или вопреки и проч.; Молитва же точно клонится къ сему торжеству о благополучномъ правленіи Его Царскаго Величества, о вожделѣнномъ успѣхѣ Его намѣреній, о благословеніи на Орденъ и на всѣхъ кавалеровъ, и прочее. Наконецъ, по прочтеніи Статутовъ Ордена, можно на праздное мѣсто Ордена приличнѣйше назначать и жаловать новыхъ кавалеровъ.

По окончаніи Божественной службы, всѣ кавалеры вмѣстѣ угощаются на счетъ Орденской казны; а послѣ сего угощенія всѣ они вообще посѣщаютъ другъ друга въ ихъ домахъ, и у послѣдняго разъѣзжаются, каждый въ свой домъ возвращаяся.

Въ случаѣ, когда бы Мы въ сіи орденскіе или кавалерскіе дни св. Андрея или свв. Петра и Павла въ назначенномъ мѣстѣ быть, и оные при Нашемъ Дворѣ, гдѣ бы оный ни былъ, торжествовать не могли, то отлагается такое празднество до перваго будущаго кавалерскаго дня; развѣ бы случилось то, чтобъ Мы Нашему Декану, то есть Намѣстнику Ордена, дали повелѣніе заступить Наше мѣсто, и тогда все, что онъ по имянному Нашему указу и по сочиненному отъ Церемоніймейстера обряду учинитъ и распорядитъ, имѣетъ быть Нами утверждено, и столь же дѣйствительно, какъ бы Нами Самими оное учинено было.

Глава VII. О привилегіяхъ, правахъ и преимуществахъ, также и о подаяніяхъ.

1) Кавалеры пользуются всѣми тѣми правами и преимуществами, которыя Дворянамъ, Боярамъ, Графамъ и Князьямъ въ Россійской Имперіи принадлежать могутъ; имѣютъ какъ предъ ними старшинство и преимущество, такъ и предъ тѣми, кои въ прочемъ по ихъ достоинствамъ должны имѣть первенство; какъ напримѣръ, естьли бы Генералъ-Порутчикъ или Генералъ-Маіоръ по особливой милости былъ удостоенъ ордена, то изключая дѣлъ касающихся до команды, идетъ онъ прежде своего Генерала. Между собою въ полныхъ собраніяхъ, какъ приходомъ въ церковь, такъ и въ засѣданіяхъ при подаваніи голосовъ и при подписываніи, имѣютъ они каждый свое мѣсто и достоинство, по времяни своего въ тотъ Орденъ принятія.

2) Освобождаются они отъ налоговъ и обыкновенныхъ гражданскихъ тягостей, не платятъ никакой пошлины за то, что для кухни и погреба, для постройки и меблированія ихъ домовъ изъ чужихъ краевъ выписываютъ, суммою на .... рублей; могутъ также по почтѣ въ годъ на 50 рублей переслать своихъ писемъ безъ платежа; имѣютъ право посѣщать всѣхъ плѣнныхъ и арестантовъ самопроизвольно, а государственныхъ преступниковъ по полученіи дозволенія.

3) Для оказанія кавалерамъ почести, можно имъ кромѣ титула, принадлежащаго имъ по ихъ роду, чину и достоинству, придавать слѣдующія почетныя слова: высокопожалованный, достойный, превосходный, достопочтенный кавалеръ.

4) А дабы сей Орденъ имѣлъ и нѣкоторые свои доходы или жалованныя помѣстья, то соизволяемъ Мы:

a) Въ Казну Ордена взнесть капиталъ до .... тысячъ, который долженъ быть вѣчнымъ и неприкосновеннымъ.

b) Командорство и дворянскія помѣстья, прежде сего принадлежавшія кавалерамъ Нѣмецкаго Ордена въ Лифляндіи, а потомъ доставшіяся Коронѣ, безъ всякаго нарушенія права третьяго, по разсмотрѣніи и очисткѣ, обратить въ пользу Ордена до .... тысячъ талеровъ.

c) Можно также и нѣкоторыя другія вотчины и праздныя помѣстья въ Россіи къ тому присовокупить; равномѣрно и часть деревень, которыя при разжалованіи кавалеровъ, смотря по свойству дѣла, описываются.

d) Пошлины и статутныя деньги, которыя каждый кавалеръ при его принятіи внесть долженъ, составятъ орденскую казну.

5) Изъ доходовъ вышеупомянутаго капитала и другихъ денегъ должно во первыхъ: производить жалованье офиціаламъ и служителямъ Ордена; во вторыхъ: заготовлять кресты, почести или знаки ордена; также украшать орденскую или кавалерскую церковь и столовую залу обоями, на которыхъ изображать производство въ кавалеры, ихъ собраніе, или другое тому приличное изобрѣтеніе портретами и другою живописью; въ третьихъ: дѣлать серебряныя и золотыя кавалерскія медали, изъ которыхъ во всякій кавалерскій торжественный день по двѣ между присутствующими раздѣлять. — На одной сторонѣ такой медали можетъ быть изображенъ портретъ Его Царскаго Величества, увязанный лавровымъ вѣнцомъ, такъ какъ Онъ въ церкви орденской жалуетъ въ кавалеры, съ надписью вокругъ: Петръ, Самодержецъ Всероссійскій, Ордена св. Андрея Гросмейстеръ и Основатель, или Всероссійскій гербъ со всѣми провинціями; на другой сторонѣ Андреевскій крестъ съ надписью: Святый Андрей воскресающій; внизу: въ награду за вѣрность, или во свидѣтельство добродѣтелей и храбрости.

6) Можно также послѣ держанной Кавалерской Думы назначить нѣкоторую сумму денегъ, смотря по обстоятельствамъ, на выкупъ плѣнныхъ, на содержаніе и призрѣніе инвалидовъ; въ пользу посольствъ для обращенія невѣрныхъ къ Христіанской вѣрѣ; на снабденіе обѣднѣвшихъ дворянскихъ дѣтей и на прочее.

Глава VIII. О кончинѣ и погребеніи кавалера.

Когда кто изъ кавалеровъ умретъ, то сыновья и оставшіеся потомки не могутъ себѣ присвоять никакого права и преимущества предъ другими къ достоинству, которое имѣлъ ихъ покойный отецъ: но должны собственными своими заслугами достигать почестей; а потому наслѣдники обязаны при объявленіи о смерти кавалерской обратно отослать орденскій знакъ къ Казначею Ордена; или, когда бы онаго знака найти не можно было, нѣчто тому подобное, или сумму, чего оный стоитъ, заплатить, хотя и никто въ невинной и нечаянной утратѣ онаго отвѣчать не обязуется, даже и въ такомъ случаѣ, когда бы оный потерянъ на войнѣ, при взятіи въ полонъ, отъ пожару и покражи, или какими другими неотвратимыми случаями, хотя бы оные и довольно доказаны были.

Когда наслѣдники въ возвращеніи креста въ мѣсячный срокъ будутъ дѣлать затрудненіе, то, по прошенію Казначея, должна быть учреждена коммисія и немедленное слѣдствіе, яко за справедливый долгъ.

Также должно отъ наслѣдниковъ въ Казну Ордена выдать изъ деревень покойнаго по крайней мѣрѣ сто червонныхъ, когда какой кавалеръ въ духовной болѣе не откажетъ.

Естьли же кто безъ всякихъ наслѣдниковъ и завѣщанія умретъ, то Общество Ордена во всемъ наслѣдствуетъ. Когда таковой смертной случай воспослѣдуетъ въ столицѣ, гдѣ всѣ кавалеры находятся, то они на погребеніе и къ обѣду прежде прочихъ приглашаются.

Позволяется въ какой-нибудь церквѣ или въ орденской дѣлать гробницы, арматуры, украшенія и прочее, и вѣшать гербы умершихъ и еще въ живыхъ находящихся кавалеровъ кавалерскіе знаки, какъ-то: крестъ и цѣпь могутъ на гробѣ, какъ въ домѣ, такъ и на катафалкѣ, быть положены; а при погребальной церемоніи предъ тѣломъ на бархатной подушкѣ Герольдомъ Ордена или Маршаломъ погребенія быть несены.

При погребеніи идутъ кавалеры непосредственно за ближними родственниками, а потомъ, по совершеніи онаго, бываетъ обѣдъ въ домѣ умершаго.

Глава IX. О разжалованіи кавалера.

Ежели бы, сверхъ всякаго чаянія, симъ достоинствомъ почтенная особа дошла до такихъ преступленій, чтобъ начала поступать противу Христіанскаго закона и вѣрности къ Богу и къ Всепресвѣтлѣйшему своему Государю, въ чемъ она учинила присягу, поползнулась бы на отступленіе и отпаденіе отъ Христіанской вѣры, на богохуленіе, на измѣну, на оскорбленіе своего Государя, на возмущеніе и тому подобныя тяжкія преступленія: то такого должно въ собраніи, по большинству голосовъ, прочимъ въ примѣръ объявить дѣйствительно недостойнымъ онаго; орденъ у него торжественно отнять; кавалерскаго достоинства лишить; имя его изъ кавалерскаго списка вычернить, съ присовокупленіемъ причинъ, подавшихъ къ тому поводъ, и потомъ надлежащему начальству для наказанія, по его преступленію, отдать [5].

Естьли же преступленіе его будетъ такого рода, что по оному воспослѣдуетъ конфирмація, то Ордену должно изъ имѣнія его получить вдвое противу того, что при кончинѣ кавалера предписано. Такого-жъ наказанія имѣетъ ожидать и тотъ кавалеръ, который изъ мѣста сраженія убѣжитъ, своей должности при военныхъ и другихъ случаяхъ не исполнитъ, и который поступитъ противу указу о поединкахъ; сдѣлаетъ обманъ, или въ другихъ какихъ кавалеру неприличныхъ грубыхъ дѣлахъ обвиненъ и обличенъ будетъ.

Естьли такой преступникъ будетъ въ отлучкѣ или убѣжитъ, то, по троекратномъ формулярномъ требованіи, въ собраніи осуждается и опредѣленіе исполняется надъ его портретомъ. Однако однѣ только обвиненія и взятіе подъ стражу кавалера, когда онъ себя отъ доносу или отъ подозрѣнія очиститъ и оправдается, не должны ему служить ни къ какому предосужденію.

Естьли кавалеръ, по троекратномъ напоминаніи и послѣ взысканія Статутами положенной пени, или изъ презрѣнія, неуваженія, или по небреженію, нѣкогда съ благодарностію принятый орденъ, чрезъ цѣлый годъ не захотѣлъ бы носить, то посему должно его, призвавъ въ собраніе, принесть на него жалобу но большинству голосовъ, сдѣлать надъ нимъ приговоръ, и, смотря по обстоятельству дѣла, орденъ у него отобрать. Равнымъ образомъ и съ иностранными кавалерами, по предварительномъ разсмотрѣніи дѣла, такимъ же поступать образомъ.

Естьли же кто, послѣ своего разжалованія или по отобраніи пожалованнаго Нами ему ордена, осмѣлился бы надѣть на себя самъ крестъ св. Андрея изъ тщеславія, или корыстолюбія, или подъ видомъ какого-либо злаго и обманчиваго намѣренія кавалерскій титулъ ложно себѣ присвоивать: тогда всякому позволяется взять его, по письменному требованію, или другимъ какимъ удобнымъ образомъ, и привесть подъ стражу, дабы такому дерзкому самозванцу можно было учинить должное наказаніе.

Но естьли разжалованный кавалеръ окажетъ себя новыми заслугами паки достойнымъ ордена, и будетъ удостоенъ прежней милости, тогда дипломъ на возвращеніе ему прежняго его достоинства и на уничтоженіе худаго его поступка долженъ быть прочтенъ въ кавалерскомъ собраніи; и орденъ безъ новаго уже производства отъ Канцлера ему отдается.

Когда иностранный кавалеръ сдѣлается невѣренъ Государю, и надъ нимъ учиненъ будетъ судъ и приговоръ, для его чести предосудительный, тогда крестъ св. Андрея долженъ быть у него взятъ.

Иностранный кавалеръ св. Андрея въ такомъ случаѣ, когда его Государь войдетъ съ Россіею въ войну, долженъ извиниться и не служить противу Насъ своему Государю; но естьли бы однакожъ Государь его принудилъ противу Насъ служить, то сіе при Нашемъ орденѣ не должно быть предосудительно его чести, хотя бы онъ и пожелалъ удержать и носить орденъ.

Когда какой Король или Князь, имѣющій сей орденъ, дошелъ бы съ Нами до ссоры, непріязни и до войны, равномѣрно и иностранный Генералъ или Министръ началъ бы Государю своему или другому какому непріятелю служить, то сдѣлавъ о семъ собраніе, по большинству голосовъ учинить опредѣленіе.

Глава X. Объ иностранныхъ и почетныхъ кавалерахъ.

Гросмейстеръ Ордена можетъ пожаловать или послать сей орденъ къ иностраннымъ Королямъ, и Князьямъ Принцамъ, также къ славнымъ Министрамъ и Генераламъ [6], кои оказываютъ Намъ, Нашему Царскому Дому, народу и союзникамъ нѣкоторую благосклонность и охоту къ услугамъ. Сіе пожалованіе ордена Королямъ и Князьямъ можетъ быть во первыхъ: высокою ихъ особою при свиданіи самихъ ихъ Государей; во вторыхъ: чрезъ уполномоченіе въ особѣ отъ иностранныхъ Государей отправленнаго Министра [7]; въ третьихъ: посылкою ордена съ патентомъ чрезъ Герольда или Кабинетнаго Курьера къ пребывающему при томъ Дворѣ или по близости Министру, или къ другому для того иябранному кавалеру, Министру или Генералу, и къ сему дѣлу нарочно уполномоченному Коммисару въ чинѣ чрезвычайнаго Посланника, который, въ присутствіи прочихъ, подписанную Верховнымъ Начальникомъ Ордена и скрѣпленную Канцлеромъ грамоту вручая, возлагаетъ на него орденъ и краткою рѣчью, смотря по состоянію кандидата, рекомендуетъ быть въ дружбѣ съ Его Царскимъ Величествомъ, яко Главою Ордена, имѣть уваженіе къ Ордену и прочее, поступая впрочемъ по силѣ данной ему инструкціи.

Но оные Короли, Князья, иностранные Министры и Генералы, которымъ сей орденъ дается, или къ коимъ пересылается, не считаются между вышеупомянутыми 12-ю домашними кавалерами, и число оныхъ точно не опредѣлено; также не обязаны они и исполнять орденскаго положенія и правилъ инако, какъ сколько имъ угодно, и прилично ихъ состоянію и прочимъ прежнимъ обязательствамъ и должностямъ, и какъ обыкновенно при другихъ Дворахъ въ такихъ случаяхъ водится.

А какъ съ Нашей стороны бываетъ пересылка ордена св. Андрея къ Королямъ, Князьямъ и къ другимъ знатнымъ особамъ по особливой къ нимъ довѣренности, въ засвидѣтельствованіе Нашего искренняго братскаго дружества, то и они, принимая оный, обѣщаютъ также съ ихъ стороны только то, чтобы съ Пресвѣтлѣйшимъ Верховнымъ Начальникомъ Ордена жить въ доброй довѣренности, въ искреннемъ дружествѣ и въ Христіанскомъ согласіи; въ случаѣ же нужды, сколько имъ возможно, безъ предосужденія Собственному ихъ высокому Дому, помогать Ему. Обѣщаютъ притомъ иностранные Министры, Генералы и прочіе чиновники, сколько дозволитъ ихъ Высокихъ Владѣтелей и Государей интересъ, ихъ должность, обязанность и прежде бывшее обязательство и прочія обстоятельства, по возможности помогать же; также и уваженію чести, знаменитости и славѣ всего Ордена споспѣшествовать, и оныя сохранять.

Сверхъ того должно постановить, дабы орденъ св. Андрея никто не носилъ въ кафтанной петлицѣ, и ежели кто другой старшій орденъ носитъ, тогда сей снявъ съ себя, купно съ портретомъ, гербомъ и девизомъ прислалъ бы къ Канцлеру Ордена.

Впрочемъ должно имъ, когда они того пожелаютъ, и когда все должное по надлежащему исполняютъ, оказывать уваженія болѣе, нежели природнымъ Россіянамъ или признаннымъ таковыми.

Сіе все тѣ, коимъ повелѣно будетъ Нашимъ именемъ вручить орденъ, должны по точному наставленію и по обстоятельствамъ пристойными изъяснить выраженіями.

Глава XI. Объ офиціалахъ и служителяхъ Ордена.

Служители Ордена, офиціалы и прочіе избираются кавалерами по большинству голосовъ, и представляются Его Величеству, яко Гросмейстеру Ордена на конфирмацію, какъ то:

1) Канцлеръ Ордена, коего должность состоитъ въ томъ:

a) Приказывать акты достовѣрные, документы, матрикулъ, или табель кавалеровъ, и приходную книгу Ордена въ Канцеляріи и въ Архивѣ исправно весть, и оныя въ безопасномъ мѣстѣ тщательно хранить. Въ кавалерской книгѣ должны стоять но статутамъ гербъ и девизъ Его Царскаго Величества, яко Гросмейстера Ордена, потомъ кавалеровъ, по порядку ихъ принятія; достоинства и заслуги на одной сторонѣ, а на другой гербъ.

b) Происходящія между кавалерами въ разсужденіи Ордена ссоры или личныя обиды, по учиненномъ Намъ донесеніи, орденское Собраніе или отъ онаго назначенные Коммисары должны примирять, и безъ дальней апелляціи разсмотрѣвъ, рѣшить.

c) Въ разсужденіи пожалованія ордена и праздныхъ мѣстъ приказывать дѣлать надлежащій списокъ; заготовлять объявленія корреспондентамъ, и оныя печатью Ордена утверждать; принимая завѣщанія кавалеровъ, обнародовать, и по желанію завѣщателя по онымъ исполнять; также быть главнымъ опекуномъ дѣтей умершихъ кавлеровъ.

d) При пожалованіи и при другихъ торжествахъ, когда нужно, сказываетъ рѣчи и похвальныя слова; при торжественныхъ церемоніяхъ носитъ на лѣвой рукѣ печать ордена въ четвероугольномъ кошелькѣ, на которомъ вышитъ кресть ордена на золотомъ шнурѣ; дѣлаетъ въ собраніяхъ предложенія; сочиняетъ опредѣленія; входитъ въ разсмотрѣніе, когда кто противу Статутовъ поступаетъ; — разсуждаетъ съ тѣми, кои желаютъ свои маетности, или часть оныхъ, Ордену въ ленъ или другимъ какимъ образомъ отдать; и чинитъ свою присягу Верховному Начальнику Ордена въ собраніи.

Его одѣяніе, кавалерскіе знаки, гербъ, патентъ и прочее имѣють быть изображены особо.

2) Церемоніймейстеръ, или Предводитель, который съ прочими офицерами, какъ совѣтниками Кавалерской Канцеляріи, распоряжаетъ церемоніями при пожалованіи въ кавалеры и при другихъ торжествахъ. Онъ подчиненъ Канцлеру; напоминаетъ съ скромностію кавалерамъ, когда они въ разсужденіи церемоніала въ чемъ-либо ошибутся; смотритъ, дабы въ торжественные дни и при погребеніяхъ тронъ Его Царскаго Величества, креслы кавалеровъ въ церквѣ или кавалерской залѣ, равномѣрно знаки ордена и гербы въ надлежащемъ были порядкѣ; заказываетъ дѣлать новыя креслы; получаетъ 750 червонныхъ жалованья. При кончинѣ же, или разжалованіи кавалера, долженъ вмѣстѣ съ Казначеемъ кресты ордена обратно требовать и въ Казну отдавать, и поступать во всемъ по содержанію Статутовъ и по силѣ данной ему инструкціи о церемоніалѣ, сочиненномъ для него отъ Канцлера Ордена.

3) Секретарь, писарь Ордена и регистраторъ, распоряжаетъ по приказанію Канцлера письменными дѣлами; разсматриваетъ и отправляетъ оныя; вписываетъ въ орденскую книгу (въ которой содержатся статуты) имена принимаемыхъ кавалеровъ; и одну изъ таковыхъ книгъ даетъ кавалерамъ, по взнесеніи ими канцелярскихъ пошлинъ. Онъ держить протоколъ; отмѣчаетъ, когда кто принять? съ какими церемоніями? и заплачены ли надлежащія пошлины? Списываетъ опредѣленія, послѣдовавшія объ обвиненныхъ кавалерахъ, всѣ ли явились въ кавалерскіе дни? во время ли получены извиненія отъ отсутствующихъ? и признаны ли оныя справедливыми? — Онъ же прилагаетъ печать къ дипломамъ и патентамъ на орденъ на зеленомъ воску въ серебряномъ или золотомъ ковчегѣ. Дипломы же для иностранныхъ изготовляетъ на Россійскомъ, Нѣмецкомъ, Латинскомъ или на другихъ языкахъ.

4) Долженъ притомъ быть Казначей, хранитель гардероба, у коего на рукахъ казна, украшенія и мантіи, какъ кавалеровъ, такъ и другихъ служителей Ордена. Онъ долженъ ежегодно отдавать вѣрный въ приходѣ и расходѣ денегъ отчетъ, который имѣеть быть Канцлеромъ разсмотрѣнъ и подписанъ, и тогда изъ онаго одна копія за исправною скрѣпою въ Архивъ Ордена полагается, а другая такого жъ содержанія дается Казначею для его оправданія.

Такимъ же образомъ имѣетъ онъ весть и исправную записку принадлежностямъ, недвижимымъ имѣніямъ, подаркамъ, завѣщаніямъ Ордена и прочее.

Казначей, при его принятіи, долженъ учинить присягу въ Канцеляріи Ордена при нѣкоторыхъ къ тому назначенныхъ кавалерахъ. Его подчиненные Камериръ, Економъ и Приходчикъ находятся подъ его вѣдѣніемъ. Сіи трое имѣютъ также свои голоса.

5) Герольдъ, который при торжественныхъ церемоніяхъ заступаетъ мѣсто Маршала, можетъ также быть употребленъ и въ посылки, какъ напримѣръ: орденъ иностраннымъ отвезть и наложить; равномѣрно у того, кто сверхъ чаянія сдѣлается онаго недостойнымъ, съ достоинствомъ, яко знакомъ онаго и одеждою, торжественно отобрать. — Одѣяніе его особливое. Онъ получаетъ по 400 рейхсталеровъ.

6) Швейцаръ, придверникъ или педель стоитъ у дверей и исполняетъ то, что его начальникъ ему прикажетъ.

7) Священникъ Ордена, который имѣетъ сіе достоинство, называется Грандъ Омонье или великій раздаватель милостыни. Носитъ онъ у себя на одеждѣ крестъ ордена, нѣсколько отмѣнный, на медали.

Можно бы было учредить и Маршала Ордена, который предноситъ мечь при пирахъ и угощеніяхъ; все нужное распоряжаетъ и имѣетъ о томъ попеченіе.

Глава XII. Заключеніе.

Хотя Мы нынѣ сіи правила и положенія установили непремѣннымъ положительнымъ закономъ и всегдашнимъ основаніемъ сего Нами учрежденнаго Ордена святаго Апостола Андрея: однако-жъ Мы, яко Верховный Законодатель, предоставляемъ Намъ сіе Наше учрежденіе въ сомнительныхъ и недостаточныхъ статьяхъ, по Собственному Нашему соизволенію и благоразсужденію, и по имѣемой Нами Верховной неограниченной власти истолковать, оное перемѣнить, ограничить, умножить и распространить, число кавалеровъ увеличить, также во встрѣчающихся случаяхъ, по силѣ Верховной власти, по Собственному Нашему соизволенію, уничтожить.

Во свидѣтельство всего того Мы сіи учрежденія Ордена Собственноручнымъ Нашимъ подписаніемъ и приложеніемъ печати сего великаго Ордена утвердили.

Учинено въ Нашемъ столичномъ городѣ Санктъ-Петербургѣ, по Рождествѣ Спасителя Нашего Іисуса Христа въ 1720, по претерпѣнныхъ мученіяхъ св. Апостоломъ Андреемъ въ 1650, царствованія Нашего въ 30, а учрежденія сего Ордена въ 21-мъ году.

Примѣчанія:
[1] Во Франціи бываетъ всѣхъ сто кавалеровъ Ордена Святаго Духа, и въ ономъ есть Кардиналы, Архіепископы и прочія духовныя особы; также орденскій Канцлеръ и Церемоніймейстеръ. — Въ Даніи 24 кавалера Ордена Слона, кромѣ Королевской фамиліи; Даненброкскаго же Ордена 72, по числу учениковъ Христовыхъ. — Въ Пруссіи 30 кавалеровъ Чернаго Орла, въ число коихъ Королевскія дѣти и Принцы, яко природные кавалеры, не включаются.
[2] Во Франціи каждый кавалеръ столько даетъ бѣднымъ ефимковъ, сколько имѣетъ лѣтъ отъ роду.
[3] Во Франціи должны кавалеры по исповѣди причаститься Святыхъ Таинъ, и ставши на колѣняхъ на бархатную подушку принять орденъ и учинить присягу и орденскій обѣтъ предъ открытымь Евангеліемъ, въ присутствіи Короля. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ дается имъ въ руки и зажженная свѣча, и имѣютъ при себѣ двухъ воспріемниковъ, яко руководителей и свидѣтелей и проч., также должны они ежедневно читать по нѣскольку разъ Отче нашъ, Богородице Дѣво, и нѣкоторые псалмы, и строго церковныя наблюдать заповѣди.
[4] Присяга при возведеніи въ кавалеры, кажетея, не нужна, потому что: 1) при избраніи кавалера единственно честность его замѣчается; 2) кавалеры прежде сего по должностямъ своимъ уже присягу въ вѣрности чинили, и 3) иностранные кавалеры присяги оной дѣлать не могутъ, а по сему и должно сохранять въ томъ равенство.
[5] Во Франціи щитъ и гербъ у такого преступника отнимаютъ и ломаютъ; потомъ выставляется черная доска, на которой изъясняется худой его поступокъ и учиненный за то приговоръ бѣлыми литерами.
[6] Во Франціи, Англіи, Даніи и Пруссіи должны иностранные Министры и Генералы до Имперскихъ Графовъ принимать орденъ самолично, на мѣстѣ.
[7] Курфирсту Бранденбургскому, въ 1691 году, присланъ отъ Англійскаго Короля Вальгельма орденъ Подвязки чрезъ Посла.

Источникъ: Списки Кавалерамъ четырехъ Орденовъ: Св. Апостола Андрея Первозваннаго, Св. Великомученицы Екатерины, Св. Благовѣрнаго Великаго Князя Александра Невскаго и Св. Анны, съ самаго учрежденія ихъ — по 1797 годъ (въ которомъ открытъ Орденскій Капитулъ и Канцелярія Россійскаго Ордена). Съ приложеніемъ Статутовъ первыхъ двухъ Орденовъ и Ордена Св. Анны, съ означеніемъ кончины нѣкоторыхъ Кавалеровъ и съ присовокупленіемъ, для удобнѣйшаго пріисканія, Алфавита фамиліямъ, упоминаемыхъ здѣсь Кавалеровъ, собранные изъ Орденскихъ и Церемоніальныхъ Дѣлъ, съ жалованныхъ на чины и достоинства Грамотъ, Министерскихъ реляцій, С.-Петербургскихъ и Московскихъ Вѣдомостей, также и изъ другихъ бумагъ и книгъ въ Московскомъ Коллегіи Иностранныхъ дѣлъ Архивѣ хранящихся, Дмитріемъ Бантышемъ-Каменскимъ. — М.: Въ типографіи Н. С. Всеволожскаго, 1813. — С. 13-55.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.