Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Исторія Россіи

В. О. Ключевскій († 1911 г.)

Василій Осиповичъ Ключевскій (1841-1911), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1900), почетный академикъ (1908) С.-Петербургской АН. Родился 16 (29) января 1841 г. въ семьѣ священнослужителя. Обученіе проходилъ въ духовномъ училищѣ и въ духовной семинаріи. Въ 1861 г. поступилъ въ Московскій университетъ. Ученикъ С. М. Соловьева. Въ 1866 г. опубликовалъ книгу «Сказанія иностранцевъ о Московскомъ государствѣ»; въ 1871 г. — «Древнерусскія житія святыхъ какъ историческій источникъ». Съ 1871 г. преподавалъ въ Московской духовной академіи, съ 1879 г. — на каѳедрѣ русской исторіи въ Московскомъ университетѣ (послѣ смерти С. М. Соловьева); профессоръ (1882). Особой популярностью пользовался его «Курсъ русской исторіи», который онъ постоянно дополнялъ и совершенствовалъ (т. 1-4, 1904-1910). Ему удалось не только составить его на серьезной научной основѣ, но и достигнуть художественнаго изображенія нашей исторіи. «Курсъ» получилъ всемірное признаніе. Кромѣ систематическаго курса онъ читалъ также рядъ спецкурсовъ, въ томъ числѣ «Методологія русской исторіи», «Терминологія русской исторіи», «Исторія сословій въ Россіи», «Западное вліяніе въ Россіи послѣ Петра». Скончался въ Москвѣ 12 (25) мая 1911 г. Похороненъ на кладбищѣ Донского монастыря.

Сочиненія В. О. Ключевскаго

Проф. В. О. Ключевскій († 1911 г.)
Краткое пособіе по Русской Исторіи.

Древнѣйшія извѣстія о народахъ Восточной Европы.

Древній міръ оставилъ намъ очень немного надежныхъ извѣстій о той части нашей равнины, которая раньше другихъ пришла съ нимъ въ соприкосновеніе, т. е. о сѣверномъ прибрежьи Чернаго моря. Греки въ гомерическія времена пугались Понта, какъ они называли это море, и изъ ихъ малоазіатскихъ колоній корабли долгое время не отваживались пускаться за Босфоръ Ѳракійскій. Греки долго считали Понтъ границей обитаемой земли. Но съ теченіемъ времени открылось нѣсколько путей, которыми въ греческое общество проникали свѣдѣнія о сѣверныхъ берегахъ Понта. Первый, наиболѣе ранній изъ этихъ путей проложили греческія колоніи, которыя съ VIII вѣка до Р. X. стали возникать по берегамъ Понта, сначала по южному, а потомъ по восточному и сѣверному. Греческіе купцы изъ колоній приносили въ Грецію разныя извѣстія о варварскомъ мірѣ, облегавшемъ съ сѣвера Черное море. Но извѣстія эти были сказочнаго характера и малонадежны. Аристотель упрекалъ современныхъ ему аѳинянъ за то, что они по цѣлымъ днямъ слушали росказни людей, приходившихъ съ береговъ Фазиса и Борисѳена (Ріона и Днѣпра). Эти фантастическіе разсказы едва ли обогатили греческій міръ вѣрными свѣдѣніями о сѣверныхъ берегахъ Чернаго моря. Гораздо надежнѣе былъ другой источникъ свѣдѣній: это греческіе путешественники-писатели, посѣщавшіе сѣверные берега Чернаго моря съ цѣлью изученія ихъ. Самымъ важнымъ изъ нихъ былъ Геродотъ (V в. до Р. X.), который посѣтилъ греческія колоніи въ устьяхъ Днѣпра и Буга и сообщилъ соотечественникамъ подробное описаніе южной Россіи. Еще до него, какъ узнаемъ изъ его же сочиненія, эти берега посѣтилъ любознательный поэтъ Аристей, сообщившій въ своихъ поэмахъ наблюденія надъ обитавшими тамъ народами. Третьимъ путемъ ознакомленія грековъ съ міромъ понтійскихъ варваровъ служили враждебныя столкновенія послѣднихъ съ первыми. Греки узнали кое-что объ этихъ варварахъ отъ Персовъ, возвратившихся изъ похода Дарія на Скиѳовъ (въ 513 г. до Р. X.). Потомъ (около 340 г.) со Скиѳами воевалъ македонскій царь Филиппъ, который, поразивъ варваровъ, привелъ огромный полонъ тысячъ въ двадцать головъ, который былъ весь обращенъ въ рабство. Среди Грековъ и раньше было много рабовъ съ сѣверныхъ береговъ Чернаго моря, и всѣ они были извѣстны подъ общимъ названіемъ Скиѳовъ. Подъ римскимъ владычествомъ этотъ послѣдній путь расширился. Во время войнъ съ Митридатомъ, который хотѣлъ поднять всѣхъ понтійскихъ варваровъ противъ всемірныхъ завоевателей, Римляне обогатились новыми обильными о нихъ свѣдѣніями. Но варвары эти начали дѣлать и сами нападенія на римскія провинціи. Эти нападенія начинаются въ I в. по Р. X. вторженіемъ Роксаланъ изъ-за Дуная въ Мизію (въ нынѣшнюю Сербію и Болгарію). За ними слѣдовали нападенія Даковъ, которые въ томъ же вѣкѣ успѣли образовать обширное государство, простиравшееся отъ нижняго Дуная до верховьевъ Вислы, и даже принудили императора Домиціана платить имъ дань. Эти нападенія еще ближе познакомили Римлянъ съ понтійскими варварами. Такими путями проникали въ греческое и римское общество свѣдѣнія, которыя были изложены нѣкоторыми греческими и римскими писателями. Есть извѣстіе, что ученикъ Аристотеля Клеархъ написалъ спеціальное сочиненіе о Скиѳіи. До насъ дошло обстоятельное описаніе Скиѳіи, сдѣланное въ IV книгѣ Геродота. За нимъ слѣдовалъ цѣлый рядъ историковъ и географовъ, которые описывали эту страну: въ I в. по Р. X. Страбонъ, Помпоній Мела, Тацитъ, во II в. Птолемей Александрійскій. Эти писатели проводятъ передъ нами длинный рядъ разныхъ народовъ, поочередно господствовавшихъ въ южной Россіи. Такъ по разсказамъ поэта Аристея, по сѣвернымъ берегамъ Понта нѣкогда обитали Киммеріяне, а на сѣверъ отъ нихъ Скиѳы. При Геродотѣ Скиѳы являются здѣсь господствующимъ населеніемъ. Послѣ, во времена римскаго владычеетва географы представляютъ господствующимъ здѣсь племенемъ какихъ-то Сарматовъ; за ними слѣдовали или изъ нихъ выдѣлились Роксаланы, Аланы, Языги и проч. Эти этнографическія имена задали трудную работу исторической критикѣ. Ученые пытались розыскать, какого происхожденія были народы, носившіе эти имена. Безплодность этихъ попытокъ происходила отъ того, что эти имена старались пріурочить къ тѣмъ этнографическимъ группамъ, которыя сложились исторически и обособились въ позднѣйшее время, — или къ германской, или къ славянской. Ученые ставили вопросъ, который невозможно рѣшить: были ли Киммеріяне Германцы, или Славяне, или же они принадлежали къ Кельтамъ? Въ такой постановкѣ есть внутреннее противорѣчіе: древнія племена пріурочиваются къ позднѣйшей этнографической классификаціи. Сами древніе географы не могли разобраться въ распредѣленіи этихъ племенъ. Тацитъ, описывая Сарматовъ и Германцевъ, затрудняется сказать, къ которому изъ этихъ племенъ принадлежали Венеды и Финны. Также Страбонъ, говоря о восточныхъ сосѣдяхъ Германцевъ Бастарнахъ, обитавшихъ въ южной Россіи, замѣчаетъ, что они чуть не германскаго племени. У Птоломея въ числѣ народовъ встрѣчаемъ племя, въ которомъ такъ легко заподозрить Славянъ — племя Ставанъ. Это имя соблазнило нѣкоторыхъ ученыхъ, которые признали въ немъ новгородскихъ Славянъ нашей древней лѣтописи. Разумѣется, нельзя сказать, что среди этихъ племенъ не было Славянъ, но невозможно и доказать, что они были, потому что трудно рѣшить, когда они обособились въ отдѣльное племя. Всѣ эти этнографическія изысканія были только упражненіемъ въ критическомъ остроуміи или попыткой рѣшить уравненіе съ тремя неизвѣстными.

Извѣстія Геродота о Скиѳіи. Готы. Гунны. Авары. Въ извѣстіяхъ древнихъ географовъ о народахъ, населявшихъ южную Россію до Р. X. и въ началѣ нашей эры, цѣнны собственно указанія на условія жизни этихъ загадочныхъ племенъ: подъ дѣйствіе тѣхъ же условія станутъ, несомнѣнно, и наши предки, которые появятся въ болѣе позднее время. Геродотъ написалъ превосходную картину южно-русской степи и быта ея обитателей. Удивляясь обширности равнины, которую онъ наблюдалъ, онъ всего болѣе поражается величиной и многочисленностью рѣкъ, орошающихъ Скиѳію. Въ населеніи Скиѳіи онъ различаетъ двѣ вѣтви, изъ коихъ одну составляли Скиѳы — пахари, а другую — пастухи или скотоводы; одни были осѣдлые землевладѣльцы, другіе кочевники; пастухи господствовали надъ пахарями. Послѣдніе жили по Днѣпру и далѣе на западъ до Днѣстра, а кочевники обитали на востокъ отъ Днѣпра до Дона, за которымъ въ степяхъ далѣе къ востоку обитали другіе болѣе дикіе кочевники, очевидно, будущіе преемники кочевыхъ Скиѳовъ. Эти указанія очень любопытны: стóитъ только зачеркнуть племенныя названія, и можно подумать, что Геродотъ излагаетъ начало новой исторіи, повторяетъ разсказъ Повѣсти о началѣ Русской земли [1], какъ съ племенъ жившихъ по Днѣпру и его притокамъ, Полянъ, Сѣверянъ, Радимичей, брали дань обитавшіе въ степяхъ Хозары, въ тылу и у которыхъ за Волгой жили еще болѣе дикіе кочевники Печенѣги, потомъ наводнившіе донскія и днѣпровскія степи. Такимъ образомъ у Геродота явственно намѣчены тѣ самые три факта, которыми открывается наша исторія: 1) важное значеніе рѣкъ нашей равнины, 2) господство кочевниковъ надъ осѣдлымъ населеніемъ и 3) смѣна однихъ кочевниковъ другими. Такъ Скиѳы смѣнили Киммеріянъ, самихъ Скиѳовъ смѣнили Сарматы. Родственны ли были по своему племенному происхожденію Сарматы и Скиѳы, или были совершенно различные народы, объ этомъ ничего нельзя сказать утвердительно; но и Сарматы смѣнили другія племена, этнографическое происхожденіе которыхъ также очень темно. Около начала нашей эры въ припонтійскихъ степяхъ усиливаются Роксаланы и Аланы (вѣроятно, разныя надванія одного и того же племени), но Готы уничтожаютъ ихъ господство. Племя Готовъ, по сказаніямъ, первоначально обитало гдѣ-то на берегахъ Балтійскаго моря. Во II или III вѣкѣ по Р. X. на этомъ морѣ начали появляться корабли удалыхъ мореходовъ, которые Финскимъ заливомъ по рѣкамъ нашей равнины проникали въ Черное море и громили Греческую имперію. Въ IV в. ихъ вождь Германарихъ завоеваніями образовалъ обширное царство, — первое исторически извѣстное государство, основанное европейскимъ народомъ въ предѣлахъ нынѣшней Россіи; въ именахъ покоренныхъ Германарихомъ племенъ, перечисляемыхъ латинскимъ историкомъ Готовъ Іорнандомъ (VI в.), можно разобрать позднѣйшія названія финскихъ обитателей нашей равнины: Мери, Веси, Мордвы и проч. Въ такой этнографической обстановкѣ являются у того же писателя и наши Славяне подъ именами Венетовъ, Антовъ и Склавенъ (Sclaveni). Венеты, несмотря на свою многочисленность, были покорены Готами. Но прежде чѣмъ владычество Готовъ упрочилось, появились Гунны, разгромили Готовъ, перевалили за Карпаты, прошли западную Европу и образовали новое эфемерное государство. Уже къ концу V вѣка, по смерти Атиллы, и это царство разрушилось. Спустя столѣтіе племена, освободившіяся отъ гуннскаго ига, были захвачены новымъ азіатскимъ потокомъ — Аварами, которые въ VI в. успѣли распространиться до Карпатъ и нижняго Дуная. Въ преданіи объ Аварахъ или Обрахъ, какъ ихъ называетъ наша начальная лѣтопись, является одно изъ восточно-славянскихъ племенъ подъ своимъ именемъ Дулѣбовъ. Аварское владычество продолжалось до VIII вѣка, въ концѣ котораго Авары потерпѣли пораженіе отъ Карла Великаго въ Панноніи. Въ то время какъ разрушалось аварское владычество, восточные славяне являются подъ игомъ новыхъ кочевниковъ Хозаръ. Таковъ былъ рядъ племенныхъ потоковъ, среди которыхъ выступаютъ восточные Славяне, какъ обитатели нашей равнины. Когда въ предѣлы этой равнины пришли Хозары, они застали восточныхъ Славянъ уже на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ они обитали по разсказу нашей Повѣсти о началѣ Русской земли. Когда и какъ они появились здѣсь?

Примѣчаніе:
[1] Такъ будемъ называть повѣствованіе, излагающее древнѣйшія преданія о Русской землѣ и служащее введеніемъ въ начальную русскую лѣтопись XII в. Оно составлено около половины XI в. и носитъ въ лѣтописи сложное заглавіе: «Се повѣсти временныхъ лѣтъ, откуду есть пошла Русская земля, кто въ Кіѳвѣ нача первѣе княжити и откуду Русская земля стала есть». Эта Повѣсть, какъ она читается въ начальной лѣтописи, переработана и пополнена составителемъ послѣдней.

Источникъ: В. О. Ключевскій. Краткое пособіе по Русской исторіи: Частное изданіе для слушателей автора. — Изданіе пятое. — М., 1906. — С. 9-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.