Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Исторія Россіи

В. О. Ключевскій († 1911 г.)

Василій Осиповичъ Ключевскій (1841-1911), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1900), почетный академикъ (1908) С.-Петербургской АН. Родился 16 (29) января 1841 г. въ семьѣ священнослужителя. Обученіе проходилъ въ духовномъ училищѣ и въ духовной семинаріи. Въ 1861 г. поступилъ въ Московскій университетъ. Ученикъ С. М. Соловьева. Въ 1866 г. опубликовалъ книгу «Сказанія иностранцевъ о Московскомъ государствѣ»; въ 1871 г. — «Древнерусскія житія святыхъ какъ историческій источникъ». Съ 1871 г. преподавалъ въ Московской духовной академіи, съ 1879 г. — на каѳедрѣ русской исторіи въ Московскомъ университетѣ (послѣ смерти С. М. Соловьева); профессоръ (1882). Особой популярностью пользовался его «Курсъ русской исторіи», который онъ постоянно дополнялъ и совершенствовалъ (т. 1-4, 1904-1910). Ему удалось не только составить его на серьезной научной основѣ, но и достигнуть художественнаго изображенія нашей исторіи. «Курсъ» получилъ всемірное признаніе. Кромѣ систематическаго курса онъ читалъ также рядъ спецкурсовъ, въ томъ числѣ «Методологія русской исторіи», «Терминологія русской исторіи», «Исторія сословій въ Россіи», «Западное вліяніе въ Россіи послѣ Петра». Скончался въ Москвѣ 12 (25) мая 1911 г. Похороненъ на кладбищѣ Донского монастыря.

Сочиненія В. О. Ключевскаго

Проф. В. О. Ключевскій († 1911 г.)
Краткое пособіе по Русской Исторіи.

Порядокъ княжескаго владѣнія Русской землей по смерти Ярослава.

Довольно трудно сказать, какой порядокъ княжескаго владѣнія существовалъ на Руси при предшественникахъ Ярослава. Иногда власть какъ будто переходида отъ одного князя къ другому по старшинству. Такъ преемникомъ Рюрика былъ не малолѣтній сынъ его Игорь, а родственникъ Олегъ, по преданію его племянникъ. Иногда всею землею правилъ одинъ князь; но это было, повидимому, тогда, когда не было налицо другихъ взрослыхъ князей. Слѣдовательно, единовластіе до половины XI вѣка было политической случайностью, а не политическимъ порядкомъ. Какъ скоро у князя подрастало нѣсколько сыновей, каждый изъ нихъ обыкновенно еще при жизни отца получалъ извѣстную область въ управленіе. Такъ Святославъ, собираясь во второй походъ на Дунай противъ Болгаръ, роздалъ волости на Руси тремъ сыновьямъ своимъ; точно такъ же поступилъ съ своими сыновьями и Владиміръ.

По смерти Ярослава власть надъ Русской землей уже не сосредоточивается въ однѣхъ рукахъ. Единовластіе, имѣвшее иногда мѣсто до Ярослава, не повторяется: родъ Ярослава размножается все болѣе и земля Русская дѣлится между всѣми наличными князьями. Посмотримъ, прежде всего, какъ раздѣлилась она между Ярославичами тотчасъ по смерти Ярослава. Ихъ было тогда налицо шестеро: пять сыновей Ярослава и внукъ Ростиславъ отъ старшаго Ярослава сына Владиміра, умершаго еще при жизни отца. Мы не считаемъ выдѣлившихся раньше князей полоцкихъ, потомковъ старшаго Ярослава брата Изяслава, перваго Владимірова сына отъ Рогнѣды. Старшій Ярославичъ Изяславъ сѣлъ въ Кіевѣ, присоединивъ къ нему и Новгородскую волость; значитъ, въ его рукахъ сосредоточились оба конца рѣчного пути «изъ Варягъ въ Греки». Второму сыну Ярослава Святославу досталась область днѣпровскаго притока Десны, земля Черниговская съ отдаленной Муромо-Рязанской окраиной и съ азовской колоніей Руси Тмутороканью, возникшей на мѣстѣ старинной византійской колоніи Таматарха (Тамань). Третій Ярославичъ Всеволодъ сѣлъ въ Переяславлѣ южномъ (нынѣ уѣздный городъ Полтавской губерніи) и получилъ въ прибавокъ къ этой волости отдаленный край Суздальскій и Бѣлозерскій въ верхнемъ Поволжьѣ. Четвертый Вячеславъ сѣлъ въ Смоленскѣ, пятый Игорь на Волыни, гдѣ правительственнымъ центромъ сталъ построенный при Владимірѣ городъ Владиміръ (на р. Лугѣ, притокѣ Западнаго Буга). Сирота-племянникъ Ростиславъ получилъ отъ дядей отдаленный Ростовскій край среди владѣній Всеволода Переяславскаго. Легко замѣтить двойное соображеніе, какимъ руководились Ярославичи при такомъ раздѣлѣ Русской земли: они распредѣлили ея части между собою по своему относительному старшинству и по сравнительной доходности этихъ частей. Чѣмъ старше былъ князь, тѣмъ лучше и богаче волость ему доставалась. Раздѣлъ, слѣдовательно, основанъ былъ на согласованіи порядка старшинства князей съ экономическимъ значеніемъ областей. Старшему брату достался первый по богатству городъ на Руси Кіевъ съ областью. Писатель начала XI вѣка Титмаръ Мерзебургскій считаетъ Кіевъ чрезвычайно большимъ и крѣпкимъ городомъ, въ которомъ около 400 церквей и 8 рынковъ. За Кіевомъ по богатству и значенію слѣдовалъ Черниговъ, доставшійся второму Ярославичу и т. д. Какъ владѣли Ярославичи Русской землей при дальнѣйшихъ перемѣнахъ въ наличномъ составѣ ихъ семьи? Въ 1057 тоду умеръ четвертый Ярославичъ Вячеславъ смоленскій, оставивши сына. Старшіе Ярославнчи перевели въ Смоленскъ Игоря съ Волыни, а на его мѣсто на Волынь перевели изъ Ростова племянника Ростислава. Въ 1060 г. умеръ другой младшій Ярославичъ Игорь смоленскій, также оставившій сыновей. Старшіе братья не отдали Смоленска ни этимъ сыновьямъ, ни Ростяславу. Послѣдній, однако, считалъ себя въправѣ перемѣститься по очереди съ Волыни въ Смоленскъ, осердился на дядей и убѣжалъ въ Тмуторокань собирать силы для мести. Въ 1073 году Ярославичи Святославъ и Всеволодъ заподозрили старшаго брата Изяслава въ какихъ-то козняхъ, направленныхъ противъ братьевъ, и выгнали его изъ Кіева. Тогда вь Кіевѣ сѣлъ Святославъ, а въ Черниговъ перешелъ на его мѣсто Всеволодъ. Вь 1076 году Святославъ умеръ; на его мѣсто изъ Чернигова перешелъ Всеволодъ. Но скоро Изяславъ вернулся на Русь съ польской помощью. Тогда Всеволодъ уступилъ ему Кіевъ и воротился въ Черниговъ. По смерти Изяслава въ 1078 году Всеволодъ, единственный изъ сыновей Ярослава, остававшійся въ живыхъ, снова перемѣстился на старшій столъ въ Кіевъ. Въ 1093 году умеръ Всевододъ. На сцену тогда выступаетъ поколѣніе внуковъ Ярослава и на кіевскій столъ садится сынъ старшаго Ярославича Святополкъ Изяславичъ. Достаточно перечисленныхъ случаевъ, чтобы видѣть, какой порядокъ владѣнія установился между Ярославичами. Они не являются постоянными, неподвижными владѣльцами областей, доставшихся имъ по раздѣлу: съ каждой перемѣной въ наличномъ составѣ княжеской семьи младшіе родичи, слѣдовавшіе за умершимъ, передвигались изъ волости въ волость. Это передвиженіе слѣдовало извѣстной очереди, совершалось въ порядкѣ старшинства князей. Въ этой очереди выражалась мысль о нераздѣльности княжескаго владѣнія Русской землей: Ярославичи владѣли ею не раздѣляясь, а передѣляясь, чередуясь по старшинству. Эта очередь устанавливала измѣнчивое соотношеніе наличнаго числа князей съ количествомъ княжескихъ волостей или владѣній. Всѣ наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лѣствицу. Точно также вся Русская земля представляла лѣствицу областей по степени ихъ значенія и доходности. Порядокъ княжескаго владѣнія основывался на точномъ соотвѣтствіи ступеней обѣихъ этихъ лѣствицъ, генеалогической и территоріальной, лѣствицы лицъ и лѣствицы областей. Наверху лѣствицы лицъ стоялъ старшій изъ наличныхъ князей, великій князь кіевскій. Это старшинство давало ему, кромѣ обладанія лучшей волостью, извѣстныя права надъ младшими родичами. Онъ носилъ званіе великаго, т. е. старшаго князя, названнаго отца своей братіи; онъ судилъ младшихъ родичей, которые «ходили въ его послушаніи», разбиралъ между ними ссоры, заботился объ ихъ осиротѣлыхъ семьяхъ, былъ высшій попечитель Русской земли, «думалъ-гадалъ о Русской землѣ», о чести своей и своихъ родичей. Но руководя Русью и родичами, великій князь въ болѣе важныхъ случаяхъ дѣйствовалъ не одинъ, а собиралъ князей на общій совѣтъ, заботился объ исполненіи постановленій этого родственнаго совѣта, вообще дѣйствовалъ, какъ представитель и исполнитель воли всего державнаго княжескаго рода.

Источникъ: В. О. Ключевскій. Краткое пособіе по Русской исторіи: Частное изданіе для слушателей автора. — Изданіе пятое. — М., 1906. — С. 34-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.