Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Исторія Россіи

В. О. Ключевскій († 1911 г.)

Василій Осиповичъ Ключевскій (1841-1911), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1900), почетный академикъ (1908) С.-Петербургской АН. Родился 16 (29) января 1841 г. въ семьѣ священнослужителя. Обученіе проходилъ въ духовномъ училищѣ и въ духовной семинаріи. Въ 1861 г. поступилъ въ Московскій университетъ. Ученикъ С. М. Соловьева. Въ 1866 г. опубликовалъ книгу «Сказанія иностранцевъ о Московскомъ государствѣ»; въ 1871 г. — «Древнерусскія житія святыхъ какъ историческій источникъ». Съ 1871 г. преподавалъ въ Московской духовной академіи, съ 1879 г. — на каѳедрѣ русской исторіи въ Московскомъ университетѣ (послѣ смерти С. М. Соловьева); профессоръ (1882). Особой популярностью пользовался его «Курсъ русской исторіи», который онъ постоянно дополнялъ и совершенствовалъ (т. 1-4, 1904-1910). Ему удалось не только составить его на серьезной научной основѣ, но и достигнуть художественнаго изображенія нашей исторіи. «Курсъ» получилъ всемірное признаніе. Кромѣ систематическаго курса онъ читалъ также рядъ спецкурсовъ, въ томъ числѣ «Методологія русской исторіи», «Терминологія русской исторіи», «Исторія сословій въ Россіи», «Западное вліяніе въ Россіи послѣ Петра». Скончался въ Москвѣ 12 (25) мая 1911 г. Похороненъ на кладбищѣ Донского монастыря.

Сочиненія В. О. Ключевскаго

Проф. В. О. Ключевскій († 1911 г.)
Краткое пособіе по Русской Исторіи.

Внутренняя дѣятельность правительства въ царствованіе Михаила.

Перемѣны въ управленіи. Разстроенное смутой состояніе государства побудило правительство царя Михаила произвести нѣкоторыя перемѣны въ управленіи, чтобы усилить въ немъ централизацію и тѣмъ сообщить его дѣятельности больше единства и энергіи. Старая династія покинула областное управленіе въ состояніи крайняго раздробленія: въ царствованіе Грознаго управленіе намѣстниковъ и волостей было найдено неудобнымъ и царь Іоаннъ попытался замѣнить его земскимъ самоуправленіемъ. Для веденія уголовно-полицейскихъ дѣлъ всѣ классы уѣзднаго общества выбирали изъ среды мѣстныхъ дворянъ губныхъ старостъ (по одному или по два на уѣздъ). Гражданскій судъ и сборъ прямыхъ государственныхъ налоговъ съ тяглаго населенія производили излюбленные головы или земскіе старосты съ присяжными помощниками, цѣловальниками, которые выбирались мѣстнымъ тяглымъ населеніемъ. Косвенные налоги, сборы, какіе получались отъ эксплуатаціи доходныхъ казенныхъ статей, питейный или кружечный, таможенный или торговый, пятенный (пятно — клеймо) съ продажи лошадей и т. п., поручались также избираемымъ изъ среды мѣстныхъ тяглыхъ міровъ вѣрнымъ, т. е. присяжнымъ головамъ съ цѣловальниками, которые вели порученныя имъ дѣла подъ личной имущественной отвѣтственностью или подъ отвѣтственностью избравшаго ихъ міра. Излюбленный голова съ цѣловальниками правилъ отдѣльнымъ тяглымъ городскимъ или сельскимъ міромъ. Въ свою очередь и служилые люди, образуя уѣздныя сословныя общества, имѣли свое сословное управленіе, выбирали въ каждомъ уѣздѣ городового прикащика, коменданта уѣзднаго города. Каждый мѣстный міръ, городской или сельскій, тяглый или служилый, дѣйствовалъ обособленно, имѣлъ свое особое управленіе. Всѣ эти міры ничѣмъ не объединялись между собою на мѣстѣ, кромѣ рѣдкихъ выборовъ губныхъ старостъ, и каждый изъ этихъ міровъ имѣлъ непосредственное отношеніе къ центральнымъ учрежденіямъ, приказамъ. Такимъ образомъ, со введеніемъ земскаго самоуправленія при царѣ Іоаннѣ уѣздъ сталъ еще менѣе цѣльной административной единицей, чѣмъ какой онъ былъ при старыхъ намѣстникахъ и волостеляхъ. Только въ пограничныхъ городахъ, гдѣ требовалась сильная военная власть, были введены воеводы, которые сосредоточивали въ своихъ рукахъ власть надъ всѣмъ уѣздомъ и по всѣмъ дѣламъ, какъ гражданскимъ, такъ и военнымъ. Въ продолженіе смуты всѣ области, даже внутреннія, подвергались опасности непріятельскаго нападенія; поэтому даже во внутреннихъ уѣздахъ стали являться воеводы, областные управители съ военной властью. Воеводство при царѣ Михаилѣ стало повсемѣстнымъ учрежденіемъ. Воевода сосредоточивалъ въ своихъ рукахъ власть надъ всѣмъ уѣздомъ и по всѣмъ дѣламъ. Онъ судилъ и рядилъ въ съѣзжей или приказной избѣ. Со введеніемъ воеводъ земское выборное управленіе не исчезло, но только было стѣснено и во многомъ подчинено воеводѣ, къ которому перешли судебныя дѣла, находившіяся въ вѣдомствѣ выборныхъ земскихъ судей. Въ кругу выборнаго земскаго управленія теперь остались дѣла уголовно-полицейскія, которыя велъ губной староста, финансовыя, т. е. казенные сборы, и дѣла земскія мѣстныя, которыя состояли въ выборахъ на разныя должности по земскому управленію, въ раскладкѣ податей между членами тяглаго общества, въ сборахъ на мірскія нужды, въ распоряженіи мірской землей, вообще въ веденіи мірского хозяйства. Это хозяйство велъ земскій староста съ цѣловальниками въ земской избѣ (земской управѣ) подъ контролемъ совѣтныхъ людей, выборныхъ земскихъ гласныхъ.

Земскіе соборы. Не прекратилась при царѣ Михаилѣ дѣятельность и общегосударственнаго учрежденія, возникшаго въ одно время съ мѣстными земскими учрежденіями царя Іоанна, земскаго собора, который въ первый разъ созванъ былъ въ 1550 г. При царѣ Михаилѣ земскіе соборы созывались даже чаще, чѣмъ прежде и послѣ него, но созывались уже въ другомъ составѣ, какого не имѣли въ ХѴІ в. Тогда въ составъ ихъ входили: Освященный соборъ духовенства, т. е. митрополитъ, а потомъ патріархъ съ епископами, Боярская Дума, начальники и дьяки московскихъ приказовъ, представители дворянства и столичнаго купечества. Изъ дворянства призывались на соборъ городовые воеводы и предводители уѣздныхъ дворянскихъ отрядовъ, слѣдовательно, не выборные депутаты, а должностныя лица. Точно также и отъ столичнаго купечества на соборѣ 1598 г. присутствовали должностныя лица, хотя и выборные, старосты и сотскіе московскихъ сотенъ и слободъ, т. е. гильдій и цеховъ, и 21 человѣкъ гостей, купцовъ высшаго разряда, которые по своему званію обязаны были исполнять финансовыя порученія правительства, служили отвѣтственными агентами казны. Такимъ образомъ, земскій соборъ въ ХѴІ вѣкѣ составлялся изъ двухъ высшихъ правительственныхъ учрежденій, руководившихъ управленіемъ церковнымъ и государственнымъ, и изъ отвѣтственныхъ исполнительныхъ органовъ центральнаго и мѣстнаго управленія. Такой составъ сообщалъ земскому собору характеръ совѣщанія правительства съ своими собственными агентами, органами центральнаго и мѣстнаго, военнаго и финансоваго управленія. Поэтому соборъ XVI вѣка не былъ представительнымъ собраніемъ въ строгомъ смыслѣ слова. Представительное значеніе онъ получаетъ только въ XVII вѣкѣ. Какъ извѣстно, царь Михаилъ былъ избранъ на престолъ земскимъ соборомъ. На этотъ соборъ призываемы были выборные изъ разныхъ городовъ и изъ всѣхъ чиновъ, изъ духовенства, дворянъ, дѣтей боярскихъ, гостей и московскихъ сотенъ, изъ посадскихъ и уѣздныхъ людей, т. е. отъ областныхъ городскихъ и сельскихъ обществъ. Такимъ образомъ, на земскихъ соборахъ XVII вѣка вмѣсто агентовъ правительства являются земскіе выборные. Надобно думать, что непосредственное участіе, какое въ смуту принимали всѣ классы общества въ государственныхъ дѣлахъ, было ближайшей причиной такой перемѣны въ составѣ собора. Вмѣстѣ съ этимъ измѣнился и характеръ соборнаго гласнаго. Ставъ выборнымъ представителемъ извѣстнаго земскаго міра, тяглаго или служилаго, онъ является на соборѣ не должностнымъ отвѣтственнымъ экспертомъ, свѣдущимъ человѣкомъ, а ходатаемъ избравшаго его міра, выразителемъ его нуждъ и интересовъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ установилось и политическое значеніе соборовъ. Соборъ не имѣлъ ни постояннаго участія въ управленіи, ни самостоятельнаго политическаго значенія. Коренное его значеніе было совѣщательное; потому соборы и созывались въ случаѣ надобности, когда правительство нуждалось въ совѣтѣ всей земли. Только избирательные соборы имѣли учредительное значеніе: это были исключительныя, чрезвычайныя собранія, которыя являлись единственными носителями верховной власти въ государствѣ, оставшемся безъ государя.

Писцовыя книги. Частый созывъ земскихъ соборовъ при царѣ Михаилѣ вызывался нуждой правительства въ содѣйствіи земства. Послѣ смуты, когда нужно было возстановлять разрушенный государственный порядокъ, правительство на каждомъ шагу встрѣчалось съ вопросами, съ которыми не могло справиться безъ этого содѣйствія. Для возстановленія порядка прежде всего необходимо было привести въ извѣстность наличныя силы и средства, которыми могло располагать правительство. Изъ нихъ самое важное значеніе имѣло для него тяглое населеніе, служившее основой государственнаго хозяйства. Описатъ и устроить это населеніе было первой заботой правительства. Когда отецъ царя Филаретъ Никитичъ возвратился изъ Польши, оба государя созвали соборъ (1619 года) и приговорили послать писцовъ и дозорщиковъ, которые бы описали всѣ города, разобрали обывателей и размѣстили ихъ по мѣстамъ, гдѣ они прежде жили и тянули тягло, платили подати. Въ силу этого постановленія въ 1620-хъ годахъ предпринята была общая перепись тяглаго населенія въ государствѣ съ цѣлью привести въ извѣстность и устроить податныя силы государства. Памятниками этой переписи остались писцовыя книги, которыхъ отъ царствованія Михаила сохранилось болѣе пятисотъ. Писцовая книга описываетъ городъ и его уѣздъ, ихъ населеніе, земли, угодья, торговыя и промышленныя заведенія и лежащія на нихъ повинности. Описывая городскія и уѣздныя населенія, посады, слободы, села, деревни, починки, писцовая книга подробно пересчитываетъ въ каждомъ поселеніи тяглые дворы и «людей» въ нихъ, домохозяевъ съ живущими при нихъ дѣтьми и родственниками, обозначаетъ пространство принадлежащей селенію земли пахотной, пустопорожней, сѣнокосной и лѣсной и наконецъ размѣръ тягла, падающаго на селеніе по землѣ и промысламъ его тяглыхъ обывателей. Эти писцовыя книги и служили основаніемъ для податного обложенія городскихъ и сельскихъ тяглыхъ обществъ.

Источникъ: В. О. Ключевскій. Краткое пособіе по Русской исторіи: Частное изданіе для слушателей автора. — Изданіе пятое. — М., 1906. — С. 109-113.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.