Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Исторія Россіи

В. О. Ключевскій († 1911 г.)

Василій Осиповичъ Ключевскій (1841-1911), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1900), почетный академикъ (1908) С.-Петербургской АН. Родился 16 (29) января 1841 г. въ семьѣ священнослужителя. Обученіе проходилъ въ духовномъ училищѣ и въ духовной семинаріи. Въ 1861 г. поступилъ въ Московскій университетъ. Ученикъ С. М. Соловьева. Въ 1866 г. опубликовалъ книгу «Сказанія иностранцевъ о Московскомъ государствѣ»; въ 1871 г. — «Древнерусскія житія святыхъ какъ историческій источникъ». Съ 1871 г. преподавалъ въ Московской духовной академіи, съ 1879 г. — на каѳедрѣ русской исторіи въ Московскомъ университетѣ (послѣ смерти С. М. Соловьева); профессоръ (1882). Особой популярностью пользовался его «Курсъ русской исторіи», который онъ постоянно дополнялъ и совершенствовалъ (т. 1-4, 1904-1910). Ему удалось не только составить его на серьезной научной основѣ, но и достигнуть художественнаго изображенія нашей исторіи. «Курсъ» получилъ всемірное признаніе. Кромѣ систематическаго курса онъ читалъ также рядъ спецкурсовъ, въ томъ числѣ «Методологія русской исторіи», «Терминологія русской исторіи», «Исторія сословій въ Россіи», «Западное вліяніе въ Россіи послѣ Петра». Скончался въ Москвѣ 12 (25) мая 1911 г. Похороненъ на кладбищѣ Донского монастыря.

Сочиненія В. О. Ключевскаго

Проф. В. О. Ключевскій († 1911 г.)
Краткое пособіе по Русской Исторіи.

Реформы Петра Великаго.

Ходъ и связь реформъ. При первомъ взглядѣ на преобразовательную дѣятельность Петра она представляется лишенной всякаго плана и послѣдовательности. Постепенно расширяясь, она захватила всѣ части государственнаго строя, коснулась самыхъ различныхъ сторонъ народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась заразъ, въ одно время и во всемъ своемъ составѣ; въ каждой реформа подступала по нѣскольку разъ, въ разное время касаясь ея по частямъ. Изучая извѣстный рядъ преобразовательныхъ мѣръ, легко видѣть, къ чему онѣ клонились, но трудно догадаться, почему онѣ слѣдовали именно въ такомъ порядкѣ. Видны цѣли реформы, но не всегда уловимъ ея планъ. Чтобы уловить этотъ планъ, надобно изучать реформу въ связи съ ея обстановкой. Самое рѣшительное вліяніе на ходъ реформы оказала война, длившаяся почти все царствованіе Петра, сначала съ Турціей, потомъ со Швеціей, и завершившаяся походомъ на Персію. Война увазала порядокъ реформы, сообщила ей темпъ и самые пріемы. Преобразовательныя мѣры Петра слѣдовали одна за другой въ томъ порядкѣ, въ какомъ вызывали ихъ потребности, навязанныя войной. Она поставила на первую очередь преобразованіе военныхъ силъ страны. Военная реформа повлекла за собою два ряда мѣръ, изъ коихъ однѣ направлены были къ поддержанію регулярнаго строя преобразованной арміи и новосозданнаго флота, другія въ обезпеченію ихъ содержанія. Мѣры того и другого рода или измѣняли положеніе и взаимныя отношенія сословій, или усиливали напряженіе и производительность народнаго труда, какъ источника государственнаго дохода. Нововведенія военныя, соціальныя и экономическія требовали отъ управленія такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такія сложныя и непривычныя задачи, какія были ему не подъ силу при его прежнемъ строѣ и составѣ. Потому объ руку съ этими нововведеніями и частію даже впереди ихъ шла постепенная перестройка управленія, всей правительственной машины, какъ необходимое общее условіе успѣшнаго проведенія прочихъ реформъ. Другимъ такимъ общимъ условіемъ была подготовка дѣльцовъ и умовъ въ реформѣ. Для успѣшнаго дѣйствія новаго управленія, какъ и другихъ нововведеній, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные къ дѣлу, обладающіе нужными для того знаніями, и общество, готовое поддерживать дѣло преобразованія, понимающее его сущность и цѣли. Отсюда усиленныя заботы Петра о распространеніи научнаго знанія, о заведеніи общеобразовательныхъ и профессіональныхъ техническихъ школъ.

Таковъ общій планъ реформы, точнѣе, — ея порядокъ, установленный не напередъ обдуманными предначертаніями Петра, а самымъ ходомъ дѣла, гнетомъ обстоятельствъ. Война была главнымъ движущимъ рычагомъ преобразовательной дѣятельности Петра, военная реформа ея начальнымъ моментомъ, устройство финансовъ ея конечной цѣлью. Преобразованіемъ государственной обороны начиналось дѣло Петра, къ преобразованію государственнаго хозяйства оно направлялось; всѣ отдѣльныя мѣры были либо неизбѣжными слѣдствіями начальнаго дѣла, либо подготовительными средствами къ достиженію конечной цѣли. Самъ Петръ ставилъ свою преобразовательную дѣятельность въ такую связь съ веденной имъ войной. Въ послѣдніе годы жизни, собирая матеріалы о шведской войнѣ, онъ обдумывалъ планъ ея исторіи. Въ оставшихся послѣ него замѣткахъ по этому дѣлу читаемъ: «вписать въ гисторію, что въ сію войну сдѣлано, какихъ когда распорядковъ земскихъ и воинскихъ и духовныхъ, тако жъ строеніе фортецъ, гавановъ, флотовъ корабельнаго и галернаго и мануфактуръ всякихъ». Значитъ, въ гисторію войны предполагалось ввести, какъ дѣла тѣсно съ нею связанныя, мѣры для устройства не только военныхъ силъ, но и порядка земскаго и церковнаго, для развитія промышленности и торговли. Потому ходъ и внутреннюю связь реформъ Петра можно представить въ такомъ видѣ:

I. Военная реформа.

II. Мѣры для поддержанія регулярнаго строя сухопутной арміи и флота.

1) Распространеніе воинской повинности посредствомъ рекрутскихъ наборовъ на неслужилые классы (на холоповъ, на людей тяглыхъ, вольныхъ-гулящихъ и церковныхъ).

2) Перемѣны въ положеніи дворянства, направленныя къ поддержанію его служебной годности:

а) Отдѣленіе военной службы сословія отъ гражданской (инструкція герольдмейстеру 5 февр. 1722 г.);

б) Обязательная учебная подготовка дворянства къ той и другой службѣ (указъ 20 янв. 1714 г.);

в) Порядокъ отбыванія обязательной службы сословіемъ (февр. указъ 1714 г. о непроизводствѣ въ офицеры дворянъ, не служившихъ рядовыми въ гвардіи; табель о рангахъ 24 янв. 1722 г.);

г) Установленіе недѣлимости недвижимыхъ дворянскихъ имѣній (указъ 23 марта 1714 г. о единонаслѣдіи).

III. Подготовительныя мѣры для увеличенія государственныхъ доходовъ.

1) Перемѣны въ положеніи городского и сельскаго населенія, направленныя къ увеличенію количества податного труда (числа податныхъ плательщиковъ);

а) Отмѣна холопства и состоянія вольныхъ-гулящихъ людей посредствомъ распространенія податной повинности на оба эти состоянія указами о ревизіи (ук. 26 ноября 1718 г. о подушной переписи, 19 янв. 1723 г. о распространеніи подушной подати на всѣхъ крѣпостныхъ слугъ);

б) Расширеніе крестьянскаго хлѣбопашества подъ вліяніемъ подушной подати.

2) Мѣры для возвышенія качества или для усиленія производительности народнаго труда (улучшеніе земледѣлія, скотоводства, лѣсоохраненіе, разработка нетронутыхъ богатствъ страны — фабрики и заводы, устройство сбыта, пути сообщенія).

IV. Общія средства обезпеченія успѣшнаго исполненія военныхъ и экономическихъ реформъ.

1) Замѣна сословно-бюрократическаго центральнаго управленія бюрократическими учрежденіями въ центрѣ для устройства военныхъ силъ и финансовыхъ средствъ (Сенатъ, коллегіи).

2) Замѣна сословно-бюрократическаго областного управленія сословными учрежденіями, дворянскими и купеческими, для ближайшаго руководства народнымъ хозяйствомъ, земледѣльческимъ трудомъ и торгово-промышленнымъ оборотомъ (ландраты, магистраты).

3) Устройство учебныхъ заведеній (морская академія, школы артиллерійская и инженерная, медицинская, школа для подъячихъ, школы московскія математическія, латинскія, нѣмецкія, «гимназія» пастора Глюка, элементарныя школы цифирныя, гарнизонныя; предписаніе магистратамъ въ регламентѣ 1721 г. заводить городскія «малыя школы»).

V. Финансовыя нововведенія.

1) Новые прямые и косвенные налоги (до первой ревизіи — сборы гербовой, съ мельницъ, пчельниковъ, съ сходовъ и др.).

2) Объединеніе прямыхъ подушной податью на содержаніе арміи.

Военная реформа. Дворянская конница съ походными дворовыми людьми и полки иноземнаго строя, заведенные предшественниками Петра, были имъ преобразованы въ регулярную армію, которая вслѣдствіе продолжительной войны сама собою стала постоянной; къ ней прибавились два гвардейскихъ полка, образовавшіеся изъ потѣшныхъ, Преображенскій и Семеновскій. Стрѣлецкое войско послѣ мятежа 1698 г. было уничтожено. Прежній способъ комплектованія приборъ (вербовка охотниковъ) замѣненъ общимъ рекрутскимъ наборомъ, простиравшимся на неслужилые классы общества, не исключая безмѣстныхъ дѣтей духовенства и сверхштатныхъ причетниковъ. Въ этой всесословной арміи дворянство, за исключеніемъ доли, поступавшей на гражданскую службу, получило значеніе офицерскаго запаса. Со введеніемъ полковыхъ штатовъ (19 февр. 1711 г.) помѣстное верстаніе служилыхъ людей замѣнено было штатнымъ денежнымъ жалованьемъ; за особыя заслуги жаловали населенными землями на вотчинномъ правѣ. Въ концѣ царствованія Петра въ регулярныхъ полкахъ числилось до 212 тыс. чел., въ нерегулярномъ войскѣ, состоявшемъ преимущественно изъ козаковъ, до 110 тыс. Притомъ создана была новая вооруженная сила, флотъ (48 линейныхъ кораблей и до 800 галеръ съ 28 тыс. чел. экипажа). Содержаніе всѣхъ сухопутныхъ и морскихъ силъ стоило 6,5 мил. руб. (около 58 мил. на наши деньги), что составляло болѣе 2/3 всего государственнаго дохода и почти впятеро превосходило сумму, какая шла на войско по бюджету 1680 г. (700 тыс. р. — около 12 мил. на наши деньги).

Управленіе. Продолжительная и тяжелая война, веденная Петромъ, и разнообразныя нововведенія, имъ предпринятыя, требовали усиленной дѣятельности управленія, къ какой не были приспособлены старыя правительственныя учрежденія Московскаго государства. Петръ перестраивалъ постепенно эти учрежденія, и къ концу его царствованія управленіе получило совершенно новый складъ. Во главѣ этого управленія вмѣсто Боярской Думы сталъ Сенатъ. Боярская Дума имѣла аристократическій составъ, состояла преимущественно изъ людей знатнаго боярскаго происхожденія, занимавшихъ высшія правительственныя должности; притомъ она привыкла дѣйствовать подъ непосредственнымъ руководствомъ и предсѣдательствомъ государя. Петръ рѣдко жилъ въ столицѣ; притомъ главными его сотрудниками были большею частью неродовитые дѣльцы. Поэтому стало необходимо замѣнить Боярскую Думу высшимъ правительственнымъ учрежденіемъ иного состава, уполномоченнымъ руководить управленіемъ и въ отсутствіе государя. Такимъ руководителемъ долженъ былъ стать Сенатъ, учрежденный передъ походомъ Петра въ Турцію указомъ 22 февраля 1711 года. Въ этомъ указѣ выражено и побужденіе, которомъ вызвано было это учрежденіе: «опредѣлили быть для отлучекъ нашихъ Правительствующій Сенатъ для управленія». Сенатъ, по мысли Петра, долженъ быть замѣнять государя въ его отсутствіе; поэтому всѣ обязаны были повиноваться указамъ Сената, какъ указамъ самого государя, подъ страхомъ смертной казни за ослушаніе. Сенатъ состоялъ первоначально изъ 9 членовъ, которые рѣшали дѣла единогласно, безъ чего приговоръ Сената не могъ имѣть дѣйствительной силы. Для тайнаго надзора за управленіемъ и особенно за сборомъ и расходованіемъ казенныхъ суммъ учрежденъ былъ многочисленный штатъ фискаловъ, распредѣленныхъ по разнымъ вѣдомствамъ и областямъ, во главѣ съ состоявшимъ при Сенатѣ и имъ выбираемымъ оберъ-фискаломъ; фискалы преслѣдовали замѣченныя ими злоупотребленія, донося объ нихъ Сенату и привлекая виновныхъ въ томъ чиновниковъ къ сенатскому суду. Съ тою же цѣлью надзора, преимущественно за судопроизводствомъ, учреждена была при Сенатѣ въ 1722 г. должность генералъ-рекетмейстера, который обязанъ былъ принимать жалобы на дѣйствія подчиненныхъ Сенату правительственныхъ и судебныхъ мѣстъ, о справедливыхъ жалобахъ докладывать Сенату и вообще быть ходатаемъ за обижаемыхъ. Обширныя полномочія, предоставленныя Сенату, какъ высшему правительственному и судебному учрежденію, дѣлали необходимымъ надзоръ и за его собственными дѣйствіями. Органомъ этого надзора должна была стать учрежденная въ томъ же 1722 году должность генералъ-прокурора, который былъ блюстителемъ закона и представителемъ верховной власти при Сенатѣ. Безъ его согласія никакое постановленіе Сената не имѣло силы; онъ наблюдалъ за правильностью дѣлопроизводства въ Сенатѣ, управлялъ сенатской канцеляріей и наблюдалъ за дѣйствіями фискаловъ и прокуроровъ при подчиненныхъ Сенату учрежденіяхъ.

Подъ наблюденіемъ и руководствомъ Сената дѣйствовали учрежденія центральныя и областныя. До Петра главныя части государственнаго управленія были распредѣлены между многочисленными приказами. Петръ ввелъ болѣе правильное и сосредоточенное распредѣленіе вѣдомствъ, учредивъ коллегіи по образцу существовавшихъ тогда въ Швеціи и въ другихъ странахъ западной Европы. Эти коллегіи устроялись въ 1718 и 1719 гг. Первоначально ихъ было девять: иностранныхъ дѣлъ, воинская, адмиралтейская — вѣдомство флота, юстицъ-коллегія, камеръ-коллегія — вѣдомство государственныхъ доходовъ, штатсъ-контора — вѣдомство государственныхъ расходовъ, ревизіонъ-коллегія — вѣдомство финансоваго контроля, коммерцъ-коллегія, мануфактуръ и бергъ-коллегія. Присутствіе каждой коллегіи состояло изъ 11 членовъ, рѣшавшихъ дѣло большинствомъ голосовъ: то были президентъ, вице-президентъ, 4 совѣтника и 4 ассессора, къ которымъ съ чиномъ совѣтника или ассессора присоединялся одинъ иностранецъ.

Петръ внесъ болѣе сосредоточенности и въ областное управленіе. До него Московское государство дѣлилось на многочисленныя и большею часть довольно мелкіе административные округа, называвшіеся уѣздами. Еще въ XVII в. чувствовали неудобства такого дробнаго областного дѣленія и думали устранить ихъ образованіемъ военныхъ округовъ, которые впрочемъ не получили надлежащей организаціи. Въ 1708 г. Петръ раздѣлилъ все государство на 8 крупныхъ областей, получившихъ названіе губерній и вмѣщавшихъ въ себѣ по нѣскольку нынѣшнихъ губерній. Въ 1719 г. введено было новое областное дѣленіе, въ которое вошли и земли, отвоеванныя у Швеціи. Россія раздѣлена была на 11 губерній, которыя подраздѣлялись на провинціи, а провинціи на уѣзды. И въ губерніяхъ введено было коллегіальное управленіе: при губернаторахъ по указу 1713 года учреждены были совѣты ландратовъ, выбиравшихся дворянствомъ губерніи, безъ которыхъ губернаторъ ничего не могъ рѣшить, имѣя значеніе только президента коллегіи ландратовъ. Участіе дворянства въ мѣстномъ управленіи не прекратилось и послѣ отмѣны ландратскихъ совѣтовъ въ 1719 году, а только перенесено было изъ губерніи въ уѣздъ; уѣздное дворянство ежегодно собиралось для выбора изъ своей среды земскаго-комиссара, который завѣдывалъ сборомъ податей и полицейскими дѣлами въ уѣздѣ.

Управленіе городскимъ торгово-промышленнымъ населеніемъ при Петрѣ было выдѣлено изъ вѣдомства общихъ областныхъ управителей, воеводъ и губернаторовъ. Въ 1699 г. городамъ предоставлено было право вѣдаться своими выборными бурмистрами, сколько всякій городъ захочетъ ихъ выбрать. Эти бурмистры составляли ратушу, въ которой поочередно предсѣдательствовали, вѣдали городскихъ торгово-промышленныхъ обывателей судомъ и расправой и собирали съ нихъ казенныя подати и другіе доходы. Ратуши областныхъ городовъ были подчинены Бурмистрской палатѣ или ратушѣ г. Москвы. Къ концу царствованія Петра ратуши преобразованы были въ магистраты. Въ 1720 г. Сенату предписано было учредить образцовый магистратъ въ Петербургѣ. Этотъ магистратъ, получившій названіе Главнаго, долженъ былъ устроить магистраты въ областныхъ городахъ и руководить ими, какъ прежде московская Бурмистрская палата руководила городскими ратушами. Члены городового магистрата выбирались изъ первостатейныхъ гражданъ города. Вѣдомство магистратовъ было шире сравнительно съ прежниши ратушами: магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитіи торговли и прошленности, о благоустройствѣ и благочиніи городовъ и рѣшали не только гражданскія, но и уголовныя дѣла подчиненныхъ имъ городскихъ обывателей.

Указъ о единонаслѣдіи. Обязательная служба, военная и гражданская, которую несло дворянство, осложнилась при Петрѣ закономъ 20 января 1714 года объ обязательномъ школьномъ обученіи дворянъ, которое бы подготовляло ихъ къ этой службѣ. Упроченіе положенія дворянства, какъ земледѣльческаго сословія, было одною изъ цѣлей указа 23 марта 1714 года о единонаслѣдіи недвижимыхъ имѣній. Въ древней Руси различались два вида служилаго землевладѣнія, вотчина и помѣстье. Вотчина была наслѣдственною собственностью владѣльца, помѣстье временнымъ и условнымъ владѣніемъ, обыкновенно пожизненнымъ. Не задолго до Петра оба эти вида владѣнія стали сближаться другъ съ другомъ: съ одной стороны, во владѣніе вотчинное проникли черты помѣстнаго, съ другой — помѣстное землевладѣніе усвояло себѣ юрирческія особенности вотчиннаго. Юридическое сближеніе обоихъ видовъ и завершено было указомъ 23 марта. Этотъ указъ устанавливаетъ одинаковый порядокъ наслѣдованія всякихъ недвижимыхъ имѣній, не различая помѣстій и вотчинъ. Недвижимое имѣніе наслѣдуется по завѣщанію или по закону непремѣнно однимъ наслѣдникомъ безъ раздробленія. Владѣлецъ можетъ завѣщать всю свою недвижимость одному изъ сыновей, кому захочетъ, надѣляя всѣхъ остальныхъ дѣтей движимымъ имѣніемъ; если онъ умретъ безъ завѣщанія, все недвижиное имѣніе по закону переходитъ къ одному старшему его сыну. Если у владѣльца нѣтъ сыновей, онъ можетъ завѣщать имѣніе одной изъ своихъ дочерей по своему выбору; въ случаѣ смерти безъ завѣщанія недвижимое имѣніе по закону переходитъ къ старшей дочери. Бездѣтный владѣлецъ можетъ завѣщать недвижвмое имѣніе одному изъ своихъ родственниковъ; въ случаѣ смерти безъ завѣщанія недвижимость по закону переходитъ къ ближайшему изъ родственниковъ. Значитъ, указъ 23 марта устанавливалъ не майоратъ, т. е. исключительное право наслѣдованія старшаго сына, а единонаслѣдіе, т. е. недѣлимость недвижимыхъ имѣній. Въ указѣ выражены и побужденія, его вызвавшія. Онъ запрещалъ дробленіе дворянскихъ имѣній между наслѣдниками, сопровождавшееся упадкомъ служилыхъ дворянскихъ фамилій, и ослаблявшее ихъ служебную годность. Съ другой стороны, указъ имѣлъ въ виду, что сыновья, не получившіе недвижимаго имѣнія, «принуждены будутъ хлѣба своего искать службою, ученіемъ, торгами» или другой какой-либо полезной дѣятельностью.

Подушная подать. Расходы на войну и на реформы, особенно военныя, росли такъ быстро, что текущихъ средствъ казны не доставало на ихъ покрытіе. Въ началѣ 1710 г. сосчитали, что ежегодный средній доходъ за послѣдніе годы простирался до 3,100,000 руб., а расходъ до 3,800,000 р.; на армію и флотъ шло до 3 милліоновъ рублей (тогдашній рубль равнялся приблизительно 9 нынѣшнимъ). Для устраненія дефицита, равнявшагося почти четверти дохода, Петръ возвышалъ прежніе налоги и вводилъ новые, вообще изыскивалъ всякія средства поддержать равновѣсіе въ бюджетѣ. Онъ искалъ и возвышалъ людей, способныхъ указать ему новыя источники дохода, учинить казнѣ прибыль. Такіе люди назывались прибыльщиками. Званіе прибыльщика было при Петрѣ особой финансовой должностью, которая, по выраженію одного указа, состояла въ томъ, чтобы «сидѣть и чинить государю прибыли». Большею частью прибыльщики были дворовые люди московскихъ бояръ; нѣкоторымъ изъ нихъ Петръ за способности и заслуги давалъ важныя должности по управленію. Самымъ дѣятельнымъ и способнымъ изъ нихъ былъ Курбатовъ, дворовый человѣкъ боярина Бориса Петровича Шереметева, предложившій Петру проектъ о гербовой бумагѣ, которая, какъ важный источникъ государственнаго дохода, и была введена въ 1699 г. Впослѣдствіи Курбатовъ былъ назначенъ вице-губернаторомъ Архангельской губерніи. Другой прибыльщикъ Ершовъ былъ московскимъ вице-губернаторомъ. Къ концу царствованія Петра прежніе прямые налоги, распредѣлявшіеся по тяглымъ дворамъ, замѣнены были подушной податью. Для этого въ 1718 году предписано было произвести перепись подлежавшаго подати населенія. Эта перепись (первая ревизія) распространена была не только на сельскихъ и городскихъ обывателей, уже числившихся въ тяглѣ, но и на классы, прежде свободные отъ государственныхъ повинностей, на вольныхъ или гулящихъ людей и на холоповъ; послѣдніе такимъ образомъ юридически слились въ одинъ классъ съ крѣпостными крестьянами, отъ которыхъ они прежде отличались тѣмъ, что, состоя въ крѣпостной зависимости, не платили государственныхъ податей. На всѣ лица, подлежавшія подати, которыхъ насчитано было немного менѣе 5,800,000, положенъ былъ въ 1724 году безъ различія возраста подушный окладъ въ 74 коп. Податныя души, не состоявшія въ крѣпостной зависимости, обложены были еще дополнительнымъ сборомъ въ 40 к. для уравненія ихъ съ крѣпостными, которыя сверхъ подушной подати платили оброкъ своимъ владѣльцамъ или работали на нихъ; городскіе тяглые обыватели платили всего по 120 коп. съ души. Подушная подать, которая была выше прежней подворной и падала на множество лицъ, прежде свободныхъ отъ податей, значительно увеличила государственные доходы, которыхъ въ 1725 году считалось уже около 9 мил. рублей (81 милл. на наши деньги).

Промышленность и торговля. Чтобы устранить дефицитъ и дать народу возможность вынести тяжесть новыхъ налоговъ, Петръ старался поднять производительность народнаго труда. Не было ни одной значительной отрасли народнаго хозяйства, въ которую онъ не ввелъ бы какихъ-либо улучшеній. Но болѣе всего заботился онъ о развитіи промышленности фабричной и заводской. Въ своей экономической политикѣ Петръ руководился двумя соображеніями: 1) Россія не уступаетъ другимъ странамъ, даже превосходитъ ихъ обиліемъ разныхъ природныхъ богатствъ, оставшихся доселѣ нетронутыми, и 2) разработку этихъ богатствъ должно вести само государство принудительными мѣрами. Онъ вызывалъ иностранныхъ мастеровъ и фабрикантовъ, предписывалъ своимъ капиталистамъ соединиться въ компаніи для торгово-промышленныхъ предпріятій, давалъ имъ льготы и субсидіи, строилъ на казенный счетъ фабрики и заводы и потомъ сдавалъ ихъ на льготныхъ условіяхъ способнымъ и знающимъ дѣло промышленникамъ. Изъ всѣхъ отраслей обрабатывающей промышленности Петръ особенно заботился объ успѣхахъ горнозаводскаго производства, которое нужно было ему дла вооруженія арміи и флота, и оно достигло при немъ значительныхъ размѣровъ. Въ Тульскомъ краю, гдѣ желѣзное дѣло основано было еще въ царствованіе Алексѣя, при Петрѣ оно расширилось: построены были желѣзные заводы казенный и частные мастерами Баташевымъ и Никитою Демидовымъ, а потомъ въ г. Тулѣ возникъ казенный оружейный заводъ, снабжавшій оружіемъ всю армію. Въ Олонецкомъ краю на берегу Онежскаго озера въ 1703 году построенъ былъ чугунноплавильный и желѣзодѣлательный заводъ, послужившій основаніемъ г. Петрозаводска. Вслѣдъ затѣмъ возникло нѣсколько желѣзныхъ и мѣдныхъ заводовъ, казенныхъ и частныхъ, въ Повѣнцѣ и другихъ мѣстахъ края. Особенно широкое развитіе получило горное дѣло на Уралѣ (въ нынѣшней Пермской губераіи). Здѣсь въ Верхотурскомъ уѣздѣ еще съ 1699 года начали строиться казенные желѣзные заводы, которые потомъ отданы были во владѣніе тульскому заводчику Н. Демидову. Вслѣдъ за казенными возникло здѣсь много частныхъ заводовъ; тѣ и другіе образовали обширный горнозаводскій округъ, управленіе которымъ сосредоточено было въ Екатеринбургѣ, городѣ, построенномъ въ 1723 году на рѣкѣ Исети управителемъ уральскихъ заводовъ генераломъ Генниномъ и названномъ въ честь императрицы Екатерины I. Къ заводамъ для работъ и для охраны отъ враждебныхъ инородцевъ, башкировъ и киргизовъ, приписано было до 25 тыс. душъ крестьянъ. Къ концу царствованія Петра въ Екатеринбургскомъ округѣ находилось 9 казенныхъ и 12 частныхъ заводовъ, а всѣхъ фабрикъ и заводовъ числилось въ Россіи 233.

Для поддержанія промышленности и увеличенія доходовъ казны Петръ заботилса объ усиленіи внѣшней торговли. Онъ придавалъ очень большое значеніе этой отрасли народнаго хозайства. Здѣсь прежде всего ему пришлось измѣнить самое направленіе торговыхъ сношеній съ западной Европой, которыя шли Бѣлымъ моремъ чрезъ Архангельскъ, единственную морскую гавань у Московскаго государства до Петра. По основаніи Петербурга, по мѣрѣ того какъ Петръ утверждался на балтійскихъ берегахъ, онъ хотѣлъ перевести внѣшнюю торговлю съ кружнаго бѣломорскаго пути на балтійскій, направивъ ее къ новой столицѣ. Не смотря на затрудненія, съ какими соединена была эта перемѣна, Петръ сдѣлалъ Петербургъ главнымъ портомъ для внѣшней торговли, и уже въ 1722 году число пришедшихъ сюда иностранныхъ кораблей дошло до 116, а въ 1724 году оно увеличилось до 240. Кромѣ того у Петра было еще шесть другихъ балтійскихъ портовъ (Кронштадтъ, Выборгъ, Нарва, Ревель, Перновъ и Рига), по которымъ вмѣстѣ съ петербургскимъ въ 1724 году числилось въ приходѣ 1700 купеческихъ кораблей изъ разныхъ странъ западной Европы.

Однимъ изъ главныхъ препятствій, мѣшавшихъ успѣхамъ внѣшней торговли, былъ недостатокъ удобныхъ внутреннихъ путей сообщенія. Заботясь объ устройствѣ сухопутныхъ дорогъ, Петръ обдумывалъ сложный планъ искусственныхъ водныхъ сообщеній. Вскорѣ по завоеваніи Азова, когда онъ намѣревался направить торговое движеніе къ азовскимъ портамъ, начаты были работы по устройству канала, который долженъ былъ соединить Волгу съ Дономъ посредствомъ ихъ притоковъ Камышинки и Иловли. Но когда съ началомъ Сѣверной войны все вниманіе Петра обратилось къ Балтійскому морю, это предпріятіе, занимавшее до 15 тыс. работниковъ, было брошено. Съ основаніемъ Петербурга естественно возникла мысль связать новую столицу и ея портъ воднымъ путемъ съ внутренними областями и вскорѣ Петръ приступилъ къ устройству Вышневолоцкой судоходной системы, прорывъ каналъ, связавшій притокъ Волги Тверцу съ р. Цной, которая, образуя своимъ расширеніемъ озеро Мстино, выходитъ изъ него подъ названіемъ Мсты и впадаетъ въ Ильмень. Движеніе судовъ по этому водному пути, установившему сообщеніе Волги съ Невой, затруднялось бурнымъ Ладожскимъ озеромъ, причинявшимъ судоходству большія потери. Для избѣжанія ихъ Петръ въ 1718 году задумалъ провести обводный Ладожскій каналъ, которымъ суда приходили бы прямо изъ Волхова въ Неву, минуя Ладожское озеро. Работы по устройству этого канала, которыми руководилъ Минихъ, были окончены уже по смерти Петра, въ 1728 году. Петръ задумывалъ соединить Волгу съ Невой еще другимъ воднымъ путемъ, перекопавъ волокъ (водораздѣлъ) между рѣками Вытегрой, притокомъ Онежскаго озера, и Ковжей, впадающей въ Бѣлоозеро, также началъ еще въ 1701 году работы по устройству воднаго сообщенія Дона съ Окой чрезъ притокъ послѣдней Упу, дѣлалъ разысканія съ цѣлью соединенія Бѣлаго мора съ Каспійскимъ; но эти замыслы, входившіе въ составъ обширнаго плана искусственныхъ водныхъ сообщеній, не были осуществдены, начатыя работы оставлены недоконченными.

Финансы. Увеличеніе государственнаго дохода въ продолженіе 15 лѣтъ почти втрое (съ 3,100,000 до 9 милл.) возстановило равновѣсіе въ бюджетѣ Петра. Подушная подать, доставлявшая казнѣ бóльшую половину дохода (4,656,000 въ 1725 г.) дала прямымъ налогамъ значительный перевѣсъ въ составѣ бюджета надъ остальными источниками дохода. Вся сумма подушной подати шла на содержаніе сухопутной арміи съ артиллеріей: флоть содержался на таможенные и питейные сборы. Съ 1680 по 1725 г. доходы казны, въ переводѣ на наши деньги, возросли съ 25 до 81 милл. руб. Главныя средства, сдѣлавшія народный трудъ способнымъ вынести такой ростъ казенныхъ требованій, состояли въ расширеніи и улучшеніи прежнихъ производствъ и во введеніи новыхъ, направившихъ массу мало или непроизводительно занятыхъ рабочихъ рукъ на разработку нетронутыхъ богатствъ страны. Для обезпеченія этого дѣла Петръ, какъ писалъ онъ въ манифестѣ о вызовѣ иностранцевъ (1702 г.), особенно заботился о распространеніи среди своихъ подданныхъ «понынѣ имъ неизвѣстныхъ познаній», которыя сдѣлали бы ихъ болѣе искусными во всѣхъ торговыхъ и промышленныхъ дѣлахъ. Въ развитіи торговой и промышленной техники онъ видѣлъ главное превосходство Запада, то, чему Россіи еше долго придется у него учиться, и въ экономическихъ успѣхахъ, достигнутыхъ усвоеніемъ этой техники, надобно видѣть одну изъ величайшихъ заслугъ Преобразователя.

Источникъ: В. О. Ключевскій. Краткое пособіе по Русской исторіи: Частное изданіе для слушателей автора. — Изданіе пятое. — М., 1906. — С. 131-142.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.