Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Исторія Россіи

Н. И. Костомаровъ († 1885 г.)

Николай Ивановичъ Костомаровъ (1817-1885), знаменитый русскій историкъ, публицистъ и поэтъ, членъ-корреспондентъ Императорской С.-Петербургской академіи наукъ. Родился 4 (17) мая 1817 г. въ слоб. Юрасовкѣ Острогожскаго уѣзда Воронежской губерніи. Окончилъ Харьковскій университетъ. На первыхъ этапахъ своего творчества находился подъ вліяніемъ Герцена, Чернышевскаго и т. п., но впослѣдствіи порвалъ съ ними. Костомаровъ разсматривалъ русское государство какъ соединеніе «двухъ началъ» — вѣчевого и единодержавнаго. Главный упоръ въ своихъ историческихъ трудахъ онъ дѣлалъ на изслѣдованіе быта, народной психологіи и духа народа. Рѣзко выступалъ противъ еврейскаго засилья въ Малороссіи. Главное сочиненіе по русской исторіи — «Русская исторія въ жизнеописаніяхъ ея главнѣйшихъ дѣятелей». Въ 1839 г. опубликовалъ сборникъ стиховъ «Украинскія баллады», въ 1840 — «Вѣтка». Многіе его стихи проникнуты элегическими настроеніями, съ любовью воспѣваютъ малороссійскую старину. Въ нѣкоторыхъ произведеніяхъ онъ проводилъ идею всеславянскаго объединенія подъ эгидой русскаго самодержавія. Выступалъ противъ украинскаго сепаратизма. Онъ писалъ: «Судьба связала малорусскій народъ съ великорусскимъ неразрывными узами... Между этими народами лежитъ кровная, глубокая неразрывная духовная связь, которая никогда не допуститъ ихъ до нарушенія политическаго и общественнаго единства». Скончался Н. И. Костомаровъ 7 (20) апрѣля 1885 г.; похороненъ на Волковскомъ кладбищѣ въ Санктъ-Петербургѣ.

Сочиненія Н. И. Костомарова

Н. И. Костомаровъ († 1885 г.)
Русская исторія въ жизнеописаніяхъ ея главнѣйшихъ дѣятелей.

Книга первая: Господство Дома Св. Владимира (X-XVI-ое столѣтія).
I. Князь Владимиръ Святой.

Такой варварскій складъ общественной жизни измѣняется съ принятіемъ христіанской религіи, съ которою изъ Византіи — самой образованной въ тѣ времена державы — перешли къ намъ какъ понятія юридическія и государственныя, такъ и начала умственной и литературной дѣятельности. Принятіе христіанства было переворотомъ, обновившимъ и оживотворившимъ Русь и указавшимъ ей историческую дорогу.

Этотъ переворотъ совершенъ Владимиромъ, получившимъ наименованіе Святого, человѣкомъ великимъ по своему времени. Къ сожалѣнію, жизнь его мало намъ извѣстна въ подробностяхъ, и лѣтописи, сообщающія его исторію, передаютъ не мало такихъ чертъ, въ достовѣрности которыхъ можно скорѣе сомнѣваться, чѣмъ принимать ихъ на вѣру. Откидывая въ сторону все, что можетъ подвергаться сомнѣнію, мы ограничимся короткими свѣдѣніями, которыя при всей своей скудости, все-таки достаточно показываютъ чрезвычайную важность значенія Владимира въ русской исторіи.

Владимиръ былъ сынъ воинственнаго Святослава, кіевскаго князя, который предпринялъ походъ на хазаръ, господствовавшихъ въ юго-восточной Россіи, взялъ ихъ городъ Саркелъ на Дону, побѣдилъ прикавказскихъ народовъ: ясовъ и косоговъ, завоевалъ Болгарію на Дунаѣ, но долженъ былъ, послѣ упорной защиты, уступить ее греческому императору. На возвратномъ пути изъ Болгаріи въ Русь онъ былъ убитъ печенѣгами, народомъ тюркскаго племени. Будучи еще въ дѣтскомъ возрастѣ, Владимиръ былъ призванъ новгородцами на княженіе и уѣхалъ въ Новгородъ вмѣстѣ съ своимъ дядею Добрынею, братомъ его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между дѣтьми его началось междоусобіе. Кіевскій князь Ярополкъ убилъ брата своего, древлянскаго князя Олега. Владимиръ съ своимъ дядею убѣжалъ въ Швецію и возвратился въ Новгородъ съ чужеземною ратью. Вражда у нихъ съ Ярополкомъ возникла оттого, что дочь Рогволода, князя полоцкаго, Рогнѣдь, которой руки просилъ Владимиръ, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха — обрядъ свадебный; разуть — вмѣсто: выдти замужъ) сына рабы», попрекнувъ его низостью происхожденія по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимиръ завоевалъ Полоцкъ, убилъ Рогволода, полоцкаго князя, и женился насильно на Рогнѣди. Вслѣдъ затѣмъ онъ овладѣлъ Кіевомъ и убилъ своего брата Ярополка. Лѣтописецъ нашъ изображаетъ вообще Владимира жестокимъ, кровожаднымъ и женолюбивымъ; но мы не можемъ довѣрить такому изображенію, такъ какъ по всему видно, что лѣтописецъ съ намѣреніемъ хочетъ наложить на Владимира-язычника какъ можно болѣе черныхъ красокъ, чтобы тѣмъ ярче указать на чудотворное дѣйствіе благодати крещенія, представивъ того же князя въ самомъ свѣтломъ видѣ послѣ принятія христіанства.

Съ большою достовѣрностью можно принять вообще извѣстіе о томъ, что Владимиръ, будучи еще язычникомъ, былъ повелителемъ большого пространства нынѣшней Россіи и старался какъ о распространеніи своихъ владѣній, такъ и объ укрѣпленіи своей власти надъ ними. Такимъ образомъ онъ повелѣвалъ Новгородскою землею — берегами рѣкъ: Волхова, Невы, Мсты, Луги, — землею Бѣлозерскою, землею Ростовскою, землею Смоленскою въ верховьяхъ Днѣпра и Волги, землею Полоцкою на Двинѣ, землею Сѣверскою по Деснѣ и Семи, землею полянъ или Кіевскою, землею Древлянскою (восточною частью Волыни) и, вѣроятно, также западной Волынью. Радимичи, жившіе на Сожи, и вятичи, жители береговъ Оки и ея притоковъ, хотѣли отложиться отъ подданства и были укрощены. Владимиръ подчинилъ дани даже отдаленныхъ ятвяговъ, полудикій народъ, жившій въ лѣсахъ и болотахъ нынѣшней гродненской губерніи. Не должно, однако, думать, чтобы это обладаніе имѣло характеръ государственный: оно ограничивалось собираніемъ дани, гдѣ можно было собирать ее, и такое собираніе имѣло видъ грабежа. Самъ Владимиръ укрѣпился въ Кіевѣ съ помощью чужеземцевъ-скандинавовъ, называемыхъ у насъ варягами, и роздалъ имъ въ управленіе города, откуда съ своими вооруженными дружинами они могли собирать дани съ жителей.

Въ 988 году Владимиръ принялъ христіанство. Обстоятельства, предшествовавшія этому событію и сопровождавшія его, разсказываются съ баснословными чертами, которыя вполнѣ свойственны изустнымъ преданіямъ, записаннымъ уже довольно долгое время спустя послѣ означеннаго событія. Достовѣрно только то, что Владимиръ крестился и въ то же время вступилъ въ бракъ съ греческою царевною Анною, сестрою императоровъ: Василія и Константина. Крещеніе его по всѣмъ вѣроятіямъ происходило въ Корсунѣ, или Херсонесѣ, греческомъ городѣ на юго-западномъ берегу Крыма; и оттуда Владимиръ привелъ въ Кіевъ первыхъ духовныхъ и необходимыя принадлежности для христіанскаго богослуженія. Въ Кіевѣ онъ крестилъ своихъ сыновей и народъ. Жители безъ явнаго противодѣйствія крестились въ Днѣпрѣ, отчасти потому, что въ самомъ Кіевѣ уже значительно распространено было христіанство и христіане не составляли тамъ незначительнаго меньшинства, а болѣе всего оттого, что у русскихъ язычниковъ не было жреческаго сословія, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота съ языческой точки зрѣнія и возбуждало бы толпу къ сопротивленію. Самое древнее русско-словянское язычество не имѣло опредѣленнаго характера, общаго для всѣхъ, въ смыслѣ положительной религіи, и состояло изъ множества суевѣрій и представленій, которыя при невѣжествѣ и впослѣдствіи легко уживались съ наружнымъ принятіемъ христіанства. Большинство вступало въ новую вѣру и совершало обрядъ крещенія, не понимая чтó дѣлаетъ. Борьба язычества съ христіанствомъ выражалась пассивно: продолжительнымъ соблюденіемъ языческихъ пріемовъ жизни и сохраненіемъ языческихъ суевѣрій; такая борьба происходила многіе вѣка послѣ Владимира; но она не мѣшала русскому народу принять крещеніе, въ которомъ сначала онъ не видѣлъ ничего противнаго, потому что не понималъ его смысла. Только постепенно и для немногихъ открывался дѣйствительно свѣтъ новаго ученія.

Владимиръ дѣятельно занимался распространеніемъ вѣры, крестилъ народъ по землямъ, подвластнымъ ему, строилъ церкви, назначалъ духовныхъ. Въ самомъ Кіевѣ онъ построилъ церковь св. Василія и церковь Богородицы, такъ-называемую «Десятинную», названную такъ оттого, что князь назначилъ на содержаніе этой церкви и духовенства ея десятую часть княжескихъ доходовъ. Для прочнаго укрѣпленія новопринятой вѣры, Владимиръ вознамѣрился распространить книжное просвѣщеніе, и съ этою цѣлью въ Кіевѣ и въ другихъ городахъ приказалъ набирать у значительныхъ домохозяевъ дѣтей и отдавать ихъ въ обученіе грамотѣ. Такимъ образомъ на Руси, въ какихъ-нибудь лѣтъ двадцать, возросло поколѣніе людей, по уровню своихъ понятій и по кругозору своихъ свѣдѣній, далеко шагнувшихъ впередъ отъ того состоянія, въ какомъ находились ихъ родители; эти люди стали не только основателями христіанскаго общества на Руси, но также проводниками переходившей вмѣстѣ съ религіею образованности, борцами за начала государственныя и гражданскія. Эта одна черта уже показываетъ во Владимирѣ истинно великаго человѣка: онъ вполнѣ понялъ самый вѣрный путь къ прочному водворенію началъ новой жизни, которыя хотѣлъ привить своему полудикому народу, и проводилъ свое намѣреніе, несмотря на встрѣчаемыя затрудненія. Лѣтописецъ говоритъ, что матери, отпуская дѣтей въ школы, плакали о нихъ, какъ о мертвыхъ.

Владимиръ послѣ крещенія является чрезвычайно благодушнымъ. Проникнутый духомъ христіанской любви, онъ не хотѣлъ даже казнить злодѣевъ, и хотя сначала согласился-было на увѣщанія корсунскихъ духовныхъ, находившихся около него въ Кіевѣ, но потомъ, съ совѣта бояръ и городскихъ старцевъ, установилъ наказывать преступниковъ только денежною пенею — вирою, по старымъ обычаямъ, разсуждая при этомъ, что такого рода наказаніе будетъ способствовать умноженію средствъ для содержанія войска.

Сохраняя племенную словянскую веселость, Владимиръ примирялъ ее съ требованіями христіанскаго благочестія. Онъ любилъ пиры и празднества, но пировалъ не съ одними своими боярами, а хотѣлъ дѣлиться своими утѣхами со всѣмъ народомъ — и съ старыми и малыми; онъ отправлялъ пиршества преимущественно въ большіе церковные праздники или по случаю освященія церквей (что въ то время было памятнымъ событіемъ). Онъ созывалъ народъ отовсюду, кормилъ, поилъ всѣхъ пришедшихъ, раздавалъ неимущимъ потребное, и даже заботясь о тѣхъ, которые почему-нибудь сами не въ состояніи были явиться на княжій дворъ, приказывалъ развозить по городу пищу и питье. Но такое мирное препровожденіе времени не мѣшало ему, однако, воевать противъ враговъ. Тогда кіевскую Русь безпокоили печенѣги, народъ кочевой и наѣздническій. Уже около столѣтія нападали они на русскій край, и при отцѣ Владимира, во время его отсутствія, чуть-было не взяли Кіева. Владимиръ отразилъ ихъ съ успѣхомъ, и заботясь какъ объ умноженіи ратной силы, такъ и объ увеличеніи населенія въ краѣ, прилежащемъ Кіеву, населялъ построенные имъ по берегамъ рѣкъ Сулы, Стугны, Трубежа, Десны города или укрѣпленныя мѣста переселенцами изъ разныхъ земель — не только русско-словянскихъ, но и чудскихъ. Въ 992 году онъ отнялъ у польскаго короля червенскіе города, нынѣшнюю Галицію, и присоединилъ къ Руси этотъ край, населенный хорватами, вѣтвью русско-словянскаго племени.

Передъ концомъ жизни Владимиръ понесъ сильное огорченіе: сынъ его Ярославъ оказалъ непослушаніе отцу, и Владимиръ готовился идти на него. «Теребите путь и мостите мосты», приказывалъ онъ; но смерть застигла его въ этихъ сборахъ. Онъ умеръ 15 іюля 1015 года въ своемъ подгородномъ селѣ Берестовѣ.

Источникъ: Н. И. Костомаровъ. Русская исторія въ жизнеописаніяхъ ея главнѣйшихъ дѣятелей. Книга первая. Господство Дома Св. Владимира. X-XVI-ое столѣтія. — Шестое изданіе. — СПб.: Типографія М. М. Стасюлевича, 1912. — С. 1-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.