Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

Исторія Россіи

Е. Ф. Шмурло († 1934 г.)

Евгеній Францевичъ Шмурло (1853-1934), русскій историкъ, публицистъ, археографъ. Родился въ семьѣ мелкопомѣстнаго дворянина. Въ 1874 г. поступилъ въ С.-Петербургскій университетъ, спеціализировался по русской исторіи у проф. К. Н. Бестужева-Рюмина. Преподавалъ исторію въ гимназіяхъ С.-Петербурга (1879-1891) и на Высшихъ женскихъ курсахъ (1884-1886). Послѣ защиты въ 1888 г. магистерской диссертаціи «Митрополитъ Евгеній какъ ученый» былъ утвержденъ приватъ-доцентомъ С.-Петербургскаго университета. Одинъ изъ основателей Императорскаго Русскаго историческаго общества при С.-Петербургскомъ университетѣ (1889). Съ 1903 г. занималъ должность ученаго корреспондента АН при Ватиканскомъ архивѣ въ Италіи. Съ 1911 г. членъ-корреспондентъ РАН по разряду историко-политическихъ наукъ. Въ 1921 г. организовалъ Русскую академическую группу въ Римѣ и былъ ея предсѣдателемъ до 1924 г. Въ 1924 г. переѣхалъ въ Прагу, гдѣ занимался преподаваніемъ. Одинъ изъ организаторовъ Русскаго историческаго общества (РИО) (1925). Предсѣдатель РИО (1925-1931). Членъ Совѣта и Ученой комиссіи Русскаго заграничнаго историческаго архива, историко-филологическаго отдѣленія Русской учебной коллегіи, Русской академической группы въ Чехословакіи, почетный членъ Славянскаго института въ Прагѣ. Скончался 25 марта (7 апрѣля) 1934 г. въ Прагѣ. Похороненъ на Ольшанскомъ кладбищѣ.

Сочиненія Е. Ф. Шмурло

Е. Ф. Шмурло († 1934 г.)
Исторія Россіи (862-1917).

Эпоха первая. 862-1054.
Зарожденіе Русскаго государства.

II. Языческія вѣрованія русскихъ славянъ.

Для первобытнаго человѣка явленія окружающей его природы полны загадочности, таинственной прелести, и чѣмъ они загадочнѣе, тѣмъ охотнѣе надѣляетъ онъ ихъ сверхъ-естественными силами. Для него буквально все полно сознательной жизни; весь окружающіq его міръ населенъ живыми существами, съ такою же, какъ у него самого, волей, желаніемъ, съ такими же злыми и добрыми мыслями, какъ у всѣхъ людей вообще. Солнце, звѣзды, луна, сама земля — это живыя существа; горы, лѣсъ, камни, травы и цвѣты — то же самое; громъ и молнія, дождь и вѣтеръ, ростъ дерева и шумъ водопада, таяніе снѣга и вскрытіе рѣкъ; мрачность лѣса и прозрачность воздуха въ лѣтній день — все это таинственныя, непонятныя проявленія силы и жизни различныхъ существъ. Одни явленія поражали его силою, размахомъ: разливъ рѣки, завываніе вѣтра, зной и морозъ, безконечная степь, дремучій, полный ужасовъ лѣсъ; другія — странностью своихъ формъ: исполинское дерево съ лапистыми корнями, темная пещера, отпечатокъ фигуры на камнѣ; и чѣмъ недоступнѣе для человѣческихъ силъ были проявленія этой жизни природы, чѣмъ таинственнѣе и величественнѣе представлялись они людскому воображенію, тѣмъ сильнѣе приковывали къ себѣ вниманіе, тѣмъ больше вызывали почтенія и трепета. Первобытный человѣкъ «сознавалъ, что весь видимый міръ отъ былинки до небеснаго свѣтила одухотворенъ тою же человѣческою душою, ея мыслью, ея чувствомъ, ея волею. Язычникъ, какъ новорожденное дитя, пребывалъ еще на рукахъ, въ объятіяхъ матери-природы. Онъ чувствовалъ ея грозу и ласку, чувствовалъ, что эта вѣчная матерь наблюдаетъ за нимъ непрестанно, что каждое его дѣйствіе, помыслъ, намѣреніе и всякое дѣло и дѣяніе находятся не только въ ея власти, но и отражаются въ ея чувствѣ. Безотчетное и безграничное чувство любви и страха — вотъ чѣмъ былъ исполненъ этотъ ребенокъ, живя на рукахъ матери-природы» (Забѣлинъ). Эта близость къ природѣ и сознаніе могучаго вліянія ея на жизнь человѣка привели къ обоготворенію природы и возвели это чувство на степень религіи.

§ 2. Русскій Олимпъ. а) Силы небесныя: небо — Сварогъ; солнце — Дажь-богъ, иначе: Хорсъ, Волосъ (у зап. славянъ: Велесъ); громъ и молнія — Перунъ; вѣтеръ — Стрибогъ.

Сварогъ — общій всѣмъ отецъ; остальныя божества — его дѣти, Сварожичи.

Разныя наименованія солнца указываютъ, подобно миѳологіи другихъ народовъ, на разныя его свойства; но выдѣлены эти свойства въ миѳологіи неясно. Въ чемъ разница межъ Дажь-богомъ и Хорсомъ?! Отчетливѣе представляется Волосъ: солнце, какъ податель всѣхъ благъ, между прочимъ, матеріальнаго богатства; послѣднее состоитъ въ обладаніи скотомъ — вотъ почему Волосъ сталъ скотьимъ богомъ (такому представленію естественнѣе было сложиться на пастушескомъ югѣ, а не на лѣсистомъ сѣверѣ). Сравн. у финикіянъ: Белъ — олицетвореніе благодатнаго солнца, дающаго свѣтъ, тепло; Ваалъ — губящаго (зной, засуха); Мелькартъ — солнца, вѣчно движущагося. У грековъ Мелькартомъ былъ Геліосъ, а Белъ изъ солнца матеріальнаго выросъ въ солнце духовное, въ Феба-Аполлона, въ бога духовнаго свѣта, нравственнаго совершенствованія и вдохновенія (своими лучами Аполлонъ убиваетъ Пиѳона, духа тьмы; Аполлонъ и его музы).

б) Силы земныя: Мать-Сыра Земля (олицетвореніе производительныхъ силъ земли; сравн. греческую Деметру, римскую Цереру); Лѣшій, Водяной, Полевикъ.

в) Культъ предковъ: Родъ (божество-производитель), Щуръ, Рожаницы; Домовой, Русалки. Сравн. Лары и Пенаты у древнихъ римлянъ.

§ 3. Бѣдность русскаго Олимпа. А) Русскій Олимпъ много бѣднѣй и блѣднѣе Олимпа греческаго:

1. Греческій Олимпъ богатъ уже однимъ количествомъ своихъ божествъ, разнообразіемъ формъ въ олицетвореніи силъ природы.

2. Образы греческіе гораздо ярче, опредѣленнѣе; ихъ черты выражены рѣзче, полнѣе — божества же русскихъ славянъ лишь намѣчены; ихъ больше чувствуешь, чѣмъ видишь и осязаешь. Сравн.: Сварогъ и Зевесъ; Перунъ и тотъ же Зевесъ; Мать-Сыра Земля и Деметра; Дажь-богъ и Аполлонъ; лѣшій и панъ съ дріадами; водяной и нимфы.

3. Кромѣ того русскія божества лишены этическаго элемента: они олицетворяютъ только силы природы — значительная часть греческаго Олимпа, наоборотъ, поднялась ступенью выше, до олицетворенія духовныхъ силъ, моральныхъ качествъ и культурныхъ проявленій дѣятельности человѣческаго ума. Сравн.: Зевесъ въ роли pater familias, верховнаго судіи; Аѳина-Паллада — богиня разума; Аполлонъ — богъ свѣта духовнаго; Гермесъ — посланникъ боговъ, покровитель торговли; Гефестъ — богъ ремеслъ, кузнечнаго мастерства, и т. д.

Б) Развитію греческой религіи содѣйствовало:

1. Она росла на свободѣ, безъ внѣшнихъ помѣхъ, въ теченіе долгихъ вѣковъ, имѣла время окрѣпнуть.

2. Богатая фантазія грека съумѣла выработать яркіе образы и найти имъ прочныя формы.

3. Особое сословіе — классъ жрецовъ — спеціально посвятилъ себя ея культивированію.

4. Литература, наука, искусство, въ свою очередь, прочно закрѣпили образы боговъ въ сознаніи народномъ. Оттого греческій Олимпъ оказался такимъ живучимъ и позже такъ долго отстаивалъ себя въ борьбѣ съ христіанствомъ.

В) Въ Россіи, наоборотъ:

1. Христіанство захватило русское язычество, прежде чѣмъ оно успѣло достаточно развиться и окрѣпнуть, и потому легче могло подавить и заглушить его.

2. Вмѣсто жрецовъ здѣсь были одни только волхвы и кудесники.

3. Русскій Фидій и Пракситель способны оказались лишь на выдѣлку однихъ истукановъ грубой формы; ни литературы, ни науки на Руси до принятія христіанства еще не существовало.

§ 4. Отсутствіе жреческаго класса. Жрецовъ не было въ языческой Руси; были одни только волхвы или кудесники.

Различіе между волхвомъ и жрецомъ. Волхвъ — это мудрецъ, знающій будущее, гадатель, знахарь, ближе смертнаго стоящій къ таинственнымъ силамъ природы, — къ божеству, какъ выразился бы вѣрующій язычникъ; жрецъ — избранникъ Бога, представитель на землѣ его интересовъ; знаніе и могущество жреца исходятъ непосредственно отъ Бога.

Волхвъ еще не жрецъ, но всякій жрецъ можетъ быть и волхвомъ. Волхвомъ можетъ назвать себя каждый, и поддерживать въ другихъ это убѣжденіе соотвѣтственными дѣйствіями; жрецомъ же можетъ стать только тотъ, кого изберутъ и признаютъ въ этомъ званіи особые люди, имѣющіе на то право; а гдѣ есть такіе люди, тамъ они не только поддерживаютъ религію, но также и разъясняютъ ее, даютъ болѣе отчетливое представленіе о сложившихся образахъ, стараются вкоренить убѣжденіе въ ихъ справедливость и возвышенность, — иными словами развиваютъ и укрѣпляютъ въ обществѣ религіозныя вѣрованія. Потому то тамъ, гдѣ нѣтъ жрецовъ, а одни волхвы, религіозныя понятія и представленія туманны и непрочны.

Источникъ: Е. Шмурло. Исторія Россіи (862-1917). — Мюнхенъ: Изданіе Книжнаго Магазина «Градъ Китежъ», 1922. — С. 10-13.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.