Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Исторія Россіи

Е. Ф. Шмурло († 1934 г.)

Евгеній Францевичъ Шмурло (1853-1934), русскій историкъ, публицистъ, археографъ. Родился въ семьѣ мелкопомѣстнаго дворянина. Въ 1874 г. поступилъ въ С.-Петербургскій университетъ, спеціализировался по русской исторіи у проф. К. Н. Бестужева-Рюмина. Преподавалъ исторію въ гимназіяхъ С.-Петербурга (1879-1891) и на Высшихъ женскихъ курсахъ (1884-1886). Послѣ защиты въ 1888 г. магистерской диссертаціи «Митрополитъ Евгеній какъ ученый» былъ утвержденъ приватъ-доцентомъ С.-Петербургскаго университета. Одинъ изъ основателей Императорскаго Русскаго историческаго общества при С.-Петербургскомъ университетѣ (1889). Съ 1903 г. занималъ должность ученаго корреспондента АН при Ватиканскомъ архивѣ въ Италіи. Съ 1911 г. членъ-корреспондентъ РАН по разряду историко-политическихъ наукъ. Въ 1921 г. организовалъ Русскую академическую группу въ Римѣ и былъ ея предсѣдателемъ до 1924 г. Въ 1924 г. переѣхалъ въ Прагу, гдѣ занимался преподаваніемъ. Одинъ изъ организаторовъ Русскаго историческаго общества (РИО) (1925). Предсѣдатель РИО (1925-1931). Членъ Совѣта и Ученой комиссіи Русскаго заграничнаго историческаго архива, историко-филологическаго отдѣленія Русской учебной коллегіи, Русской академической группы въ Чехословакіи, почетный членъ Славянскаго института въ Прагѣ. Скончался 25 марта (7 апрѣля) 1934 г. въ Прагѣ. Похороненъ на Ольшанскомъ кладбищѣ.

Сочиненія Е. Ф. Шмурло

Е. Ф. Шмурло († 1934 г.)
Исторія Россіи (862-1917).

Эпоха первая. 862-1054.
Зарожденіе Русскаго государства.

III. Варяги.

§ 2. Въ чемъ ихъ отличіе отъ норманновъ. Но различіе между норманнами и варягами не въ одномъ названіи: норманны — преимущественно берсеркеры, удальцы, захватчики, морскіе пираты. Не даромъ появленіе ихъ въ Зап. Европѣ вызывало въ населеніи паническій страхъ; не даромъ тамъ сложилась молитва: «De furore Normannorum libera nos, Domine» (отъ ярости норманской избави насъ, Господи). Свободное для всѣхъ море позволяло норманнамъ проникать всюду и безнаказанно. Варягамъ же, наоборотъ, путь въ Царьградъ лежалъ добрую половину по сушѣ, и, будь они исключительно шайкой грабителей и пиратовъ, прокладывай себѣ дорогу исключительно однимъ оружіемъ, имъ бы не добраться до Царьграда, а если и дойти, то значительно ослабленными въ силѣ и количествѣ. Между тѣмъ проѣздъ черезъ Русскую землю доставался имъ, сравнительно, легко — это потому, что изъ берсеркеровъ варяги превратились здѣсь въ дружинниковъ-торговцевъ: хотя и вооруженные съ головы до ногъ, они все же прокладывали себѣ путь не столько насиліемъ, сколько соглашеніемъ, связавъ свой личный интересъ съ интересомъ мѣстнаго населенія, и въ самую Византію приходили не столько грабить, сколько торговать, или нанимались тамъ, за плату, въ военную службу.

§ 3. Двоякое положеніе варяговъ на Руси. Не одна Византія притягивала варяговъ на Востокѣ: извлечь себѣ пользу умѣли они и въ Русской землѣ, при чемъ и здѣсь, хотя не отказывались при случаѣ прибѣгать къ силѣ, шли на встрѣчу мѣстнымъ нуждамъ. При постоянныхъ своихъ междоусобицахъ русскіе искали и находили себѣ въ варягахъ военную помощь и содѣйствіе (на этой почвѣ могла возникнуть легенда о призваніи Рюрика съ братьями); большіе города (Новгородъ, Кіевъ), гдѣ выросъ богатый торговый классъ, цѣнили варяговъ, какъ военную охрану ихъ торговыхъ каравановъ. Такимъ образомъ роль варяговъ на Руси была двоякая: гдѣ они завоеватели (Аскольдъ и Диръ въ Кіевѣ; Рогволодъ полоцкій), а гдѣ военная наемная дружина. Но грубая сила въ ту пору значила много; такая дружина, естественно, пріобрѣла, въ лицѣ своего вождя, конунга, властный голосъ въ дѣлахъ общественныхъ, и въ результатѣ, наряду съ туземными племенными князьками (Малъ въ Древлянской землѣ), вскорѣ появились князья варяжскаго происхожденія (Рюрикъ, Олегъ) и взяли окончательный перевѣсъ надъ тѣми.

§ 4. Появленіе варяговъ не было «завоеваніемъ». По добровольному ли соглашенію или насильно осѣдали варяги въ Русской землѣ, во всякомъ случаѣ появленіе ихъ тамъ не имѣло ничего похожаго на завоеваніе Зап. Римской Имперіи германскими племенами: тамъ цѣлое племя овладѣвало территоріей, захватывало власть, присвоивало себѣ земельныя богатства и, поработивъ туземное населеніе, лишивъ его правъ и свободы, становнлось въ положеніе особаго привилегированнаго класса побѣдителей, при чемъ новая аристократія обыкновенно рѣзкой стѣною отграничивала себя отъ побѣжденныхъ. Въ Россіи, наоборотъ, даже въ лучшемъ случаѣ варяги являлись ничтожною горсточкой, которая постепенно таяла въ массѣ туземнаго славянскаго населенія, заранѣе обреченная на безслѣдное исчезновеніе (уже внукъ Рюрика, Святославъ, носитъ чисто славянское имя). Сравн. аналогичное явленіе въ Нормандіи: норманскій элементъ — побѣдители распылился и тамъ; норманны приняли языкъ и культуру побѣжденныхъ французовъ, оставивъ по себѣ воспоминаніе въ одномъ только названіи завоеванной ими области — Нормандіи.

§ 5. Варяги-Русь и Русь-Земля. Варяговъ наши предки называли Русью, Русскими (финское названіе: Руотси); названіе людей, дружинниковъ перенесено было потомъ на страну: самая земля стала тоже называться Русью, Русскою землею. Такимъ образомъ слѣдуетъ строго различать Русь-страну и Русь-людей: страна была славянская, люди — норманны, германскаго происхожденія. Здѣсь объясненіе, почему имена рѣкъ, горъ и урочищъ, равно и имена мѣстныхъ людей чисто славянскаго корня:

Волховъ, Ловать, Днѣпръ, Десна; Новгородъ, Смоленскъ, Черниговъ, Кіевъ, Любечъ, Переяславль; Боричевъ увозъ, Щековица, Хоривица; Кій, Щекъ, Хоривъ.

Имена же первыхъ князей и пословъ «отъ рода Рускаго», перечисленныхъ въ договорахъ Олега и Игоря съ греками, наоборотъ, чисто скандинавскаго происхожденія:

Князья: Рюрикъ — Hrörekr; Синеусъ — Signiutr; Труворъ — Thorvadr; Олегъ — Helgi; Игорь — Jngvarr; Аскольдъ — Höskuldr; Диръ — Dyri.

Послы: Карлы, Инегелдъ, Фарлоѳъ, Веремудъ, Рулавъ, Фостъ, Шихбернъ, Турбернъ, Шибридъ, Турбидъ, Фурстѣнъ и проч.

Здѣсь также объясненіе и названіямъ Днѣпровскихъ пороговъ, которыя приводитъ императоръ Константинъ Багрянородный въ своемъ сочиненіи «Объ управленіи Византійской имперіи»: тѣ, что обозначены «по славянски», дѣйствительно, славянскаго корня:

Островунипрагъ, Неясыть, Вулнипрагъ, Веручи, Напрези; а тѣ, что обозначены «по русски», сразу выдаютъ свое скандинавское происхожденіе:

Ульборси, Айфаръ, Варуфоросъ, Леанти, Струвунъ.



Исторія даетъ не одинъ примѣръ того, какъ чужое имя людей усваивалось страною, въ которой они появлялись: славянская Болгарія заимствовала свое имя отъ тюркскихъ болгаръ; французская Нормандія — отъ скандинавскихъ норманнъ; иберо-романская Андалузія — отъ германцевъ-вандаловъ.

Источникъ: Е. Шмурло. Исторія Россіи (862-1917). — Мюнхенъ: Изданіе Книжнаго Магазина «Градъ Китежъ», 1922. — С. 13-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.