Церковный календарь
Новости


2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Великій Другъ. (По случаю убійства Короля Александра) (1934)
2017-11-25 / russportal
Проф. Н. К. Кульманъ. О русскомъ правописаніи (1964)
2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА I.
Состояніе страны, извѣстной теперь подъ именемъ Россіи, до половины IX вѣка по Р. X.

Взглянемъ на карту Россіи: вотъ, начиная отъ того мѣста, гдѣ оканчиваются Уральскія горы, до Каспійскаго моря находится большое ровное, степное пространство, какъ будто широкія ворота изъ Азіи въ Европу. На этомъ мѣстѣ и на востокъ отъ него живутъ еще народы грубые, кочевые, охотники грабить, брать въ плѣнъ сосѣдей; но теперь этимъ народамъ часъ отъ часа становится труднѣе вести такую жизнь, потому что сильное государство Русское не допускаетъ ихъ разбойничать; нѣкоторые изъ нихъ даже отказались отъ кочевой жизни и стали заниматься земледѣліемъ. Но въ древностивъ этой обширной странѣ, которую мы теперь называемъ Европейскою Россіею, не было государства, не было сильнаго осѣдлаго народа, и потому кочевые народы двигались свободно съ востока на западъ, занимали южную часть нынѣшней Россіи, и, собравшись иногда большими толпами, шли дальше, опустошали Европу южную и западную. Древніе образованные народы, Греки и Римляне, знали этихъ кочевниковъ, жившихъ въ нынѣшней Россіи, сначала подъ именемъ Скиѳовъ, потомъ — Сарматовъ, почему и страна называлась то Скиѳіею, то Сарматіею. Послѣ Рождества Христова здѣсь столкнулось много разноплеменныхъ народовъ, двигавшихся въ разныя стороны, преимущественно съ востока на западъ, изъ Азіи въ Европу; сильнѣе другихъ было движеніе Гунновъ и Аваровъ. Когда это движеніе поутихло, кочевые народы схлынули, то въ странѣ обозначилось ясно племя осѣдлое, на большомъ пространствѣ раскинувшееся; то были Славяне.

Когда пришли сюда Славяне — неизвѣстно; извѣстно только то, что они пришли съ юго-запада, съ береговъ Дуная, вытѣсненные оттуда какимъ-то сильнымъ врагомъ. Они поселились по рѣкамъ: Западному Бугу, Днѣстру, Днѣпру и рѣкамъ, въ него впадающимъ, /с. 4/ далѣе на сѣверѣ поселились по Западной Двинѣ и около озера Ильменя, на востокѣ поселились по Окѣ. Раздѣлялись они на нѣсколько племенъ, другъ отъ друга независимыхъ; племена дѣлились на роды; каждый родъ жилъ отдѣльно на своемъ мѣстѣ, подъ властію своего родоначальника или князя, имѣлъ свои обычаи; селенія укрѣплялись, огораживались, и такія огороженныя селенія назывались городами. Занимались Славяне преимущественно земледѣліемъ. Поклонялись божествамъ физическимъ, явленіямъ природы: главнымъ божествомъ у нихъ былъ Перунъ, богъ грома и молніи; поклонялись также солнцу подъ разными именами (Дажбога, Волоса), огню, вѣтру. Вѣрили въ загробную жизнь, думали, что души умершихъ могутъ ѣсть, пить, и потому считали обязанностью угощать ихъ. Общественнаго богослуженія, храмовъ, жрецовъ у нихъ не было; старшины или родоначальники были и жрецами, приносили жертвы.

Все пространство нынѣшней Европейской Россіи къ сѣверу, сѣверо-востоку и сѣверо-западу отъ жилищъ, славянскихъ было занято племенами финскими, на Волгѣ, въ нынѣшней Казанской губерніи, жили Болгары, народъ турецкаго племени; на западѣ, по Нѣману и въ нижнихъ частяхъ Западной Двины жила Литва, къ югу отъ нея жили Ятвяги, народъ неизвѣстнаго происхожденія.

Такъ какъ славянскія племена жили отдѣльными, небольшими родами, разбросаны были на обширныхъ пространствахъ и ссорились между собою, то были слабы, не могли дѣйствовать вмѣстѣ, заодно, собирать вдругъ всѣ свои силы для отпора врагамъ; нападутъ враги на одно племя, другія ему не помогаютъ, и каждое порознь подчиняется чужому народу. Такъ славянскія племена, которыя жили на юго-востокѣ, по Днѣпру, по рѣкамъ, въ него впадающимъ съ востока, и по Окѣ, должны были платить дань Козарамъ, народу, жившему на Дону, Волгѣ и въ Крыму. Народъ этотъ былъ смѣшанъ изъ разныхъ племенъ; между Козарами можно было также найдти людей разныхъ вѣръ — христіанской, еврейской, магометанской, языческой, и главный начальникъ народа, каганъ, исповѣдывалъ вѣру еврейскую. Жизнь вели Козары полуосѣдлую: у нихъ были города, но лѣтомъ жители оставляли ихъ и откочевывали въ степи.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 3-4.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.