Церковный календарь
Новости


2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 9-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 8-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 7-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 6-я (1987)
2017-09-12 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 9-я (1991)
2017-09-12 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 8-я (1991)
2017-09-12 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поуч. (2-е) на пер. мощей св. бл. кн. Александра Невскаго (1900)
2017-09-12 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поуч. (1-е) на пер. мощей св. бл. кн. Александра Невскаго (1900)
2017-09-11 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе "Безмолвный обличитель убійцы" (1900)
2017-09-11 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе "Возмездіе за грѣхъ" (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 20 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА II.
Призваніе Рюрика съ братьями и общія черты дѣятельности первыхъ князей русскихъ.

Въ то время, когда южныя славянскія племена платили дань Козарамъ, сѣверныя не могли защищаться отъ Нормановъ, жителей Швеціи, Норвегіи и Даніи, которыхъ славяне называли Варягами и Русью. Эти Варяги покорили себѣ Славянъ сѣверныхъ, жившихъ въ нынѣшнихъ Новгородской и Псковской губерніяхъ, покорили также сосѣднія финскія племена. Чрезъ нѣсколько времени племена эти, какъ славянскія, такъ и финскія, собрались вмѣстѣ и выгнали Варяговъ; но когда послѣ этаго стали управляться сами, то никакъ не могли мирно улаживаться; опять каждый родъ сталъ жить отдѣльно и силою раздѣлываться съ другими родами. Тогда племена собрались и сказали: «Поищемъ себѣ князя, который бы владѣлъ нами и судилъ по праву». Порѣшивши такъ, послали они за море къ Варягамъ-Руси сказать имъ: «Земля наша велика и обильна, а порядка въ ней нѣтъ: приходите княжить и владѣть нами». На этотъ зовъ въ 862 году собрались три князя варяго-русскихъ, три брата Рюрикъ, Синеусъ и Труворъ, и пришли съ родными своими. Рюрикъ утвердился въ Новгородѣ у Славянъ, жившихъ по Ильменю, Синеусъ среди финскаго племени на Бѣлоозерѣ; Труворъ у Славянъ, жившихъ въ нынѣшней Псковской губерніи, въ городѣ Изборскѣ. Скоро Синеусъ и Труворъ умерли, и Рюрикъ сталъ княжить одинъ; владѣнія его стали называться Русью. Рюрикъ умеръ въ 879 году, оставивъ малолѣтняго сына Игоря, и княжить сталъ родственникъ его Олегъ.

Съ утвержденія Рюрика княземъ среди сѣверныхъ племенъ славянскихъ и финскихъ начинается русская исторія, потому что этимъ положено основаніе Русскому государству. Нѣсколько сѣверныхъ племенъ славянскихъ и финскихъ соединились подъ властію одного князя; чрезъ это у нихъ прекратились междоусобія, силы ихъ собрались въ одно, а поэтому они стали сильнѣе всѣхъ другихъ племенъ; князья ихъ, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себѣ всѣ другія племена, которыя, живя отдѣльно другъ отъ друга, не могли сильно и долго сопротивляться. Такимъ образомъ племена, жившія прежде отдѣльно, соединились вмѣстѣ, составили одинъ народъ Русскій. Вслѣдствіе соединенія племенъ въ одинъ народъ, князья этаго народа, пользуясь соединенными силами его, отра/с. 6/жаютъ степные, кочевые народы, не даютъ имъ грабить и плѣнять славянскія племена, брать съ нихъ дань, какъ бывало прежде. Мало того: князья пользуются соединенными силами племенъ для того, чтобъ предпринимать походы на Греческую имперію, на Константинополь, вслѣдствіе этихъ походовъ завелись и мирныя, торговыя сношенія съ Греками; Русскіе стали ѣздить въ Константинополь, познакомились тамъ съ христіанствомъ православнаго восточнаго исповѣданія и стали принимать его. Такимъ образомъ христіанство явилось и усилилось сперва на югѣ русскихъ владѣній, ближайшихъ къ Греціи, а потомъ отсюда распространилось и по всѣмъ этимъ владѣніямъ.

Итакъ въ дѣятельности первыхъ русскихъ князей мы замѣчаемъ три главныя стороны: 1) покореніе племенъ славянскихъ, соединеніе ихъ подъ одну власть; 2) борьбу съ степными, азіатскими народами; 3) войны и сношенія съ Греціею, вслѣдствіе которыхъ распространяется христіанство.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 5-6.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.