Церковный календарь
Новости


2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 38, на Рождество Спасителя (1844)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 37, на Еванг. слова (Матѳ. 19, 1) (1844)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ понедѣльникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 36, о себѣ самомъ (1844)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 35, на память мучениковъ (1844)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ 1-ю недѣлю Великаго поста (1864)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ субботу 1-й седмицы поста (1864)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 12-е, въ четвертокъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 11-е, въ среду 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 25 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА II.
Призваніе Рюрика съ братьями и общія черты дѣятельности первыхъ князей русскихъ.

Въ то время, когда южныя славянскія племена платили дань Козарамъ, сѣверныя не могли защищаться отъ Нормановъ, жителей Швеціи, Норвегіи и Даніи, которыхъ славяне называли Варягами и Русью. Эти Варяги покорили себѣ Славянъ сѣверныхъ, жившихъ въ нынѣшнихъ Новгородской и Псковской губерніяхъ, покорили также сосѣднія финскія племена. Чрезъ нѣсколько времени племена эти, какъ славянскія, такъ и финскія, собрались вмѣстѣ и выгнали Варяговъ; но когда послѣ этаго стали управляться сами, то никакъ не могли мирно улаживаться; опять каждый родъ сталъ жить отдѣльно и силою раздѣлываться съ другими родами. Тогда племена собрались и сказали: «Поищемъ себѣ князя, который бы владѣлъ нами и судилъ по праву». Порѣшивши такъ, послали они за море къ Варягамъ-Руси сказать имъ: «Земля наша велика и обильна, а порядка въ ней нѣтъ: приходите княжить и владѣть нами». На этотъ зовъ въ 862 году собрались три князя варяго-русскихъ, три брата Рюрикъ, Синеусъ и Труворъ, и пришли съ родными своими. Рюрикъ утвердился въ Новгородѣ у Славянъ, жившихъ по Ильменю, Синеусъ среди финскаго племени на Бѣлоозерѣ; Труворъ у Славянъ, жившихъ въ нынѣшней Псковской губерніи, въ городѣ Изборскѣ. Скоро Синеусъ и Труворъ умерли, и Рюрикъ сталъ княжить одинъ; владѣнія его стали называться Русью. Рюрикъ умеръ въ 879 году, оставивъ малолѣтняго сына Игоря, и княжить сталъ родственникъ его Олегъ.

Съ утвержденія Рюрика княземъ среди сѣверныхъ племенъ славянскихъ и финскихъ начинается русская исторія, потому что этимъ положено основаніе Русскому государству. Нѣсколько сѣверныхъ племенъ славянскихъ и финскихъ соединились подъ властію одного князя; чрезъ это у нихъ прекратились междоусобія, силы ихъ собрались въ одно, а поэтому они стали сильнѣе всѣхъ другихъ племенъ; князья ихъ, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себѣ всѣ другія племена, которыя, живя отдѣльно другъ отъ друга, не могли сильно и долго сопротивляться. Такимъ образомъ племена, жившія прежде отдѣльно, соединились вмѣстѣ, составили одинъ народъ Русскій. Вслѣдствіе соединенія племенъ въ одинъ народъ, князья этаго народа, пользуясь соединенными силами его, отра/с. 6/жаютъ степные, кочевые народы, не даютъ имъ грабить и плѣнять славянскія племена, брать съ нихъ дань, какъ бывало прежде. Мало того: князья пользуются соединенными силами племенъ для того, чтобъ предпринимать походы на Греческую имперію, на Константинополь, вслѣдствіе этихъ походовъ завелись и мирныя, торговыя сношенія съ Греками; Русскіе стали ѣздить въ Константинополь, познакомились тамъ съ христіанствомъ православнаго восточнаго исповѣданія и стали принимать его. Такимъ образомъ христіанство явилось и усилилось сперва на югѣ русскихъ владѣній, ближайшихъ къ Греціи, а потомъ отсюда распространилось и по всѣмъ этимъ владѣніямъ.

Итакъ въ дѣятельности первыхъ русскихъ князей мы замѣчаемъ три главныя стороны: 1) покореніе племенъ славянскихъ, соединеніе ихъ подъ одну власть; 2) борьбу съ степными, азіатскими народами; 3) войны и сношенія съ Греціею, вслѣдствіе которыхъ распространяется христіанство.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 5-6.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.