Церковный календарь
Новости


2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА IV.
Усобицы между сыновьями Святослава и княженіе Владиміра Святославича.

До сихъ поръ было по одному князю на Руси; теперь, какъ скоро стало ихъ трое — Ярополкъ, Олегъ и Владиміръ, то и начинаются между ними усобицы. Ярополкъ пошелъ на Олега, и тотъ погибъ въ битвѣ съ братомъ; земля древлянская была присоединена къ Кіеву. Услыхавъ объ этомъ, Владиміръ Святославичъ, князь новгородскій, испугался и ушелъ за море къ Варягамъ, а Ярополкъ присоединилъ и Новгородъ къ своимъ владѣніямъ, но Владиміръ возвратился съ Варягами, занялъ опять Новгородъ, Полоцкъ, и пошелъ на Ярополка. Владиміръ былъ въ это время еще молодъ, и потому сильное вліяніе на него имѣлъ дядя съ материной стороны, Добрыня; при Ярополкѣ главнымъ совѣтникомъ былъ воевода Блудъ, который передался на сторону Владиміра, напугалъ своего князя и присовѣтовалъ ему отдаться въ руки младшему брату, но Владиміръ велѣлъ убить Ярополка. Такимъ образомъ опять на Руси остался одинъ князь.

Владиміръ, живя съ малолѣтства на сѣверѣ, былъ мало знакомъ съ христіанствомъ, и когда, по смерти Ярополка, утвердился въ Кіевѣ, то показалъ себя ревностнымъ приверженцемъ языческой религіи, поставилъ изукрашенные идолы на холмѣ, куда собирался народъ для жертвоприношеній; однажды вздумали даже принести человѣка въ жертву, кинули жребій, жребій палъ на христіанскаго мальчика, Варяга, но отецъ его не выдалъ сына, и погибъ вмѣстѣ съ нимъ отъ разъяренной толпы язычниковъ. Будучи съ начала ревностнымъ язычникомъ, Владиміръ слѣдовалъ и языческимъ обычаямъ, велъ жизнь невоздержную, имѣлъ много женъ. Но мало-по-малу языческая ревность остыла, и Владиміръ началъ думать о перемѣнѣ религіи; съ разныхъ сторонъ приходили къ нему предложенія на этотъ счетъ, потому что Русь была окружена разновѣрными народами — жидами у Козаръ, магометанами (въ Болгаріи Волжской), христіанами. Владиміръ долженъ былъ склониться на сторону христіанства: бояре, которыхъ онъ посылалъ въ разныя страны разузнать о разныхъ вѣрахъ, какая лучше, говорили ему: «Мы не можемъ забыть той красоты, которую видѣли въ Константинополѣ: всякій человѣкъ, какъ отвѣдаетъ разъ сладкаго, уже не будетъ больше принимать горькаго; такъ и мы здѣсь въ Кіевѣ больше не /с. 9/ останемся»; другіе говорили ему: «Если-бы дуренъ былъ законъ греческій, то бабка твоя Ольга не приняла бы его; она была мудрѣе всѣхъ людей».

Началась война съ Греками, Владиміръ пошелъ на греческій городъ въ Крыму Корсунь (или Херсонесъ, бывшій подлѣ нынѣшняго Севастополя) и когда городъ долго не сдавался, далъ обѣтъ, что если возметъ городъ, то приметъ христіанство; городъ сдался, и Владиміръ послалъ къ греческимъ императорамъ Василію и Константину требовать себѣ въ супружество сестру ихъ, царевну Анну, съ угрозою, что если не пришлютъ сестры, то онъ возьметъ и Константинополь, какъ взялъ Корсунь. Императоры отвѣчали, что не могутъ выдать сестры за язычника; тогда Владиміръ послалъ сказать имъ, что приметъ христіанство; и дѣйствительно, когда Анна пріѣхала въ Корсунь, то онъ крестился со многими боярами.

Возвратясь въ Кіевъ съ священниками греческими, Владиміръ крестилъ сыновей своихъ, и велѣлъ истребить идоловъ; духовенство ходило по городу и учило народъ, послѣ чего великій князь объявилъ, чтобъ на другой день всѣ некрещеные Кіевляне шли къ рѣкѣ креститься, а кто не явится, тотъ покажетъ себя противникомъ князя; всѣ крестились. Послѣ крещенія Кіевлянъ, духовенство ходило крестить народъ на сѣверъ до Новгорода и Ростова. Но на сѣверѣ христіанство принялось не такъ скоро, какъ на югѣ, гдѣ оно было уже давно извѣстно; язычество долго было еще сильно въ Ростовѣ и странахъ окрестныхъ, населенныхъ финскими племенами; изъ славянскихъ племенъ, Вятичи, жившіе въ сторонѣ отъ главной рѣчной дороги днѣпровской, какъ были послѣ всѣхъ покорены, такъ послѣ всѣхъ приняли и христіанство. На западѣ, въ странѣ Волынской христіанство было распространено при участіи самаго Владиміра, который ходилъ туда съ духовенствомъ. Тотчасъ послѣ крещенія народа въ Кіевѣ начали отбирать дѣтей у лучшихъ людей и отдавать духовенству для наученія грамотѣ, для утвержденія въ вѣрѣ.

Кромѣ похода на Корсунь, Владиміръ предпринималъ и другіе походы: подчинилъ окончательно тѣ славянскія племена, которыя, по отдаленію своему отъ главнаго воднаго пути днѣпровскаго, пользовались всякимъ случаемъ, чтобъ отказываться отъ платежа дани; были войны и съ чужими народами, Ятвягами и Болгарами, но важнѣе всѣхъ были оборонительныя войны съ Печенѣгами, которые часто приходили опустошать землю, бить, уводить въ плѣнъ людей. Вотъ почему эти войны Владиміра, которыя онъ велъ противъ Печенѣговъ для защиты отъ нихъ земли, очень занимали народъ, и объ нихъ сохранялась память въ украшенныхъ воображеніемъ /с. 10/ преданіяхъ. Надобно вспомнить, что до основанія Русскаго государства страны эти были всегдашнею и беззащитною жертвою степныхъ варваровъ, подобныхъ Печенѣгамъ. Чтобъ загородить дорогу варварамъ на Русь, Владиміръ строилъ городки по границѣ или украйнѣ, населялъ ихъ лучшими, храбрѣйшими людьми изъ подчиненныхъ ему племенъ: такъ ясны были и на первыхъ порахъ выгоды соединенія племенъ въ одно государство, которое располагало общими силами для защиты страны.

Владиміръ умеръ 15-го іюля 1015 года. Церковь причла его къ лику святыхъ какъ равноопостольнаго; въ народѣ осталась объ немъ память, какъ о государѣ чрезвычайно добромъ, милостивомъ.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 8-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.