Церковный календарь
Новости


2017-03-29 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ Постной Тріоди 1650 г.) (1650)
2017-03-28 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ кн. житій святыхъ свт. Димитрія) (1875)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА VI.
Событія при сыновьяхъ Ярослава Владиміровича.

Ярославъ оставилъ пятерыхъ сыновей, и опять послѣ его смерти видимъ усобицы, какъ прежде видѣли по смерти Святослава и Владиміра; но теперь первая усобица не оканчивается единовластіемъ одного брата вслѣдствіе истребленія или бездѣтной смерти другихъ; сыновья Ярослава оставляютъ многихъ дѣтей, которые продолжаютъ усобицы отцовскія и передаютъ ихъ своимъ дѣтямъ; князья размножаются все больше и больше и усобицы между ними продолжаются много лѣтъ. Эти продолжительныя ссоры и бывавшія по временамъ мирныя сношенія между многими князьями даютъ намъ возможность узнать, какъ эти князья смотрѣли другъ на друга, за что ссорились? Отъ чего происходило, что какъ скоро послѣ государя оставалось нѣсколько сыновей, то они непремѣнно начинали ссориться и воевать другъ съ другомъ?

Узнаемъ, что не было опредѣлено закономъ, какъ, по смерти отца, младшимъ братьямъ вести себя въ отношеніи къ старшему. Законъ не опредѣлялъ, что младшіе братья обязаны повиноваться старшему великому князю, точно такъ же, какъ повинуются ему всѣ остальные подданные. Говорилось, что младшіе братья должны слушаться старшаго какъ отца, старшій долженъ любить младшихъ какъ дѣтей, но это было очень неопредѣленно: какъ скоро младшимъ казалось, что старшій обходится съ ними не какъ съ сыновьями, что больше хочетъ добра собственнымъ дѣтямъ, то и считали себя въ правѣ вооружаться противъ старшаго, а средства къ тому они имѣли; у каждаго было свое княжество, своя волость, въ которой онъ распоряжался совершенно независимо отъ великаго князя; кромѣ того подлѣ въ степяхъ кочевали хищныя орды, готовыя всегда, по первому призыву, становиться подъ знамена враждующихъ князей и пользоваться этимъ случаемъ, чтобъ опустошать русскую землю.

Владѣли князья русскою землею всѣ сообща, не раздѣляясь. Старщій или великій князь владѣлъ старшимъ княжествомъ, старшимъ /с. 13/ столомъ, какъ тогда выражались, Кіевомъ; другіе князья владѣли другими волостями по старшинству; ни великій князь, ни младшіе князья не владѣли своими волостями вѣчно и не передавали ихъ своимъ дѣтямъ; но когда умиралъ великій князь въ Кіевѣ, то его мѣсто заступалъ не старшій его сынъ, а старшій братъ, родной, двоюродный, троюродный, или старшій племянникъ, вообще старшій въ цѣломъ родѣ княжескомъ, при чемъ и другіе князья передвигались такимъ же образомъ по старшинству изъ одной волости въ другую, изъ худшей въ лучшую. Эта передвижка не могла происходить правильно, и отсюда новыя ссоры и войны. Обыкновенно требовалось, чтобъ князь занималъ волость по отчинѣ и дѣдинѣ: напримѣръ, если князь умиралъ, не достигнувъ старшинства въ родѣ и стола кіевскаго, то сынъ его не могъ быть послѣ великимъ княземъ кіевскимъ, и оставался навсегда владѣльцемъ одной какой-нибудь волости.

Изъ пятерыхъ сыновей Ярославовыхъ старшій, Изяславъ, былъ великимъ княземъ, владѣлъ Кіевомъ и Новгородомъ; второй, Святославъ, владѣлъ Черниговомъ, Тмутораканью и землями по Окѣ, страною Вятичей, Рязанью, Муромомъ; третій, Всеволодъ, владѣлъ Переяславлемъ Южнымъ или Русскимъ (такъ называли его въ отличіе отъ построеннаго послѣ Переяславля Залѣскаго), кромѣ того Всеволодъ владѣлъ землями по Волгѣ, также Ростовомъ, Суздалемъ, Бѣлоозеромъ; четвертый, Вячеславъ, получилъ Смоленскъ; пятый, Игорь, владѣлъ Владиміромъ Волынскимъ. Полоцкъ оставался въ отдѣльномъ владѣніи у потомковъ Изяслава, сына Св. Владиміра. Но послѣ Ярослава остался еще внукъ Ростиславъ, сынъ старшаго сына Ярослава, Владиміра, умершаго при жизни отцовской. Такъ какъ наслѣдникомъ великаго княженія былъ старшій въ родѣ и слѣдовательно дядя имѣлъ всегда преимущество предъ племянникомъ, то Ростиславъ не получилъ старшаго стола кіевскаго; и такъ какъ волости княжескія не были наслѣдственны, то Ростиславъ не получилъ даже и Новгорода, гдѣ княжилъ отецъ его при жизни Ярославовой: онъ долженъ былъ довольствоваться тѣмъ, что дадутъ ему дядья. Когда одинъ изъ нихъ, Вячеславъ Ярославичъ, князь смоленскій, умеръ, то на его мѣсто перешелъ младшій Игорь изъ Владиміра Волынскаго, не смотря на то, что у Вячеслава остались сыновья, а Владиміръ Волынскій отдали Ростиславу Владиміровичу. Но онъ небылъ доволенъ этою волостью, набралъ себѣ дружину, ушелъ съ нею на востокъ въ степь и овладѣлъ Тмутораканью. Отсюда сталъ онъ ходить войною на окрестные народы, но Греки отравили его; послѣ него остались сыновья — Володарь и Василько.

/с. 14/ Между тѣмъ въ степяхъ произошло обыкновенное тамъ явленіе: пришелъ съ востока новый хищный кочевой народъ — Половцы, побѣдилъ Печенѣговъ, и сталъ, подобно имъ, нападать на Русь. Великій князь Изяславъ съ братьями пошелъ противъ Половцевъ, но былъ разбитъ, и прибѣжалъ въ Кіевъ; Кіевляне потребовали у него оружія и лошадей, чтобъ опять идти на Половцевъ, но онъ имъ отказалъ; тогда они выгнали его. Изяславъ получилъ помощь отъ польскаго короля Болеслава Смѣлаго и занялъ опять Кіевъ, но не надолго; онъ поссорился съ братомъ своимъ, Святославомъ черниговскимъ, который вмѣстѣ съ третьимъ братомъ, Всеволодомъ, выгналъ его опять изъ Кіева, самъ сталъ здѣсь княжить, а Всеволодъ изъ Переяславля перешелъ на его мѣсто въ Черниговъ. Святославъ княжилъ не долго въ Кіевѣ; послѣ его смерти Изяславъ опять пришелъ въ Русь съ польскою помощію, Всеволодъ уступилъ ему Кіевъ, а самъ остался въ Черниговѣ.

Въ это время было въ живыхъ только два сына Ярослава, Изяславъ и Всеволодъ, трое другихъ — Святославъ, Вячеславъ и Игорь, умерли, но у нихъ остались сыновья, которымъ дядья не хотѣли давать волостей на Руси. Тогда двое изъ этихъ молодыхъ князей — Олегъ Святославичъ и Борисъ Вячеславичъ, ушли въ Тмуторакань, возвратились оттуда съ толпами Половцевъ и выгнали дядю Всеволода изъ Чернигова. Великій князь Изяславъ заступился за брата и пошелъ съ нимъ на племянниковъ, съ которыми сразился близь Чернигова на Нѣжатинѣ Нивѣ. Племянники были побѣждены, Борисъ Вячеславичъ палъ въ битвѣ, но былъ убитъ также и великій князь Изяславъ (1077 г.).

По смерти Изяслава великимъ княземъ сдѣлался братъ его Всеволодъ, послѣдній изъ сыновей Ярослава. Перешедши въ Кіевъ, онъ отдалъ Черниговъ сыну своему Владиміру Мономаху; старшій сынъ покойнаго Изяслава, Святополкъ, княжилъ въ Новгородѣ, откуда потомъ перешелъ въ Туровъ, поближе къ Кіеву, гдѣ долженъ былъ сѣсть по смерти дяди Всеволода, какъ требовалъ обычай; другому Изяславову сыну, Ярополку, великій князь отдалъ Владиміръ Волынскій; но здѣсь прежде княжилъ Игорь Ярославичъ, потомъ Ростиславъ Владиміровичъ; сынъ Игоря Давидъ и сыновья Ростислава-Рюрикъ, Володарь и Василько, также хотѣли утвердиться на Волыни; по этой причинѣ княженіе Всеволода, старика слабаго, было очень безпокойно, но у Всеволода былъ сынъ, знаменитый Владиміръ Мономахъ, лучшій изъ князей древней Руси, оставившій по себѣ самую добрую память въ народѣ, какъ образецъ князя по тогдашнимъ понятіямъ: онъ былъ набоженъ, каждый день вставалъ /с. 15/ до свѣта и ходилъ къ обѣднѣ, не могъ молиться безъ слезъ, былъ гостепріименъ, щедръ къ дружинѣ, къ духовенству, къ бѣднымъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ былъ хорошій хозяинъ, самъ смотрѣлъ за всѣмъ въ домѣ и потому, не смотря на щедрость, въ домѣ его всегда было много всякаго добра; былъ ласковъ, простъ въ обхожденіи со всѣми, не терпѣлъ пышности; будучи необыкновеннохрабръ, безпрестанно воевалъ съ Половцами, защищалъ отъ нихъ русскую землю; но не одна война занимала его: каждый день, послѣ обѣдни, онъ садился думать съ дружиною о дѣлахъ, потомъ судилъ жителей своего княжества и судилъ справедливо; когда другіе князья ссорились другъ съ другомъ, Мономахъ старался мирить ихъ, отвращалъ такимъ образомъ усобицы.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 12-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.