Церковный календарь
Новости


2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА VII.
Событія при внукахъ Ярослава I Владиміровича.

По смерти Всеволода (случившейся въ 1093 году), Кіевляне хотѣли, чтобъ великимъ княземъ былъ Мономахъ; но онъ объявилъ, что не нарушитъ обычая, по которому великое княженіе переходило къ старшему въ родѣ: «Если я сяду въ Кіевѣ, говорилъ онъ, то будетъ у меня война съ Святополкомъ Изяславичемъ, потому что отецъ его сидѣлъ въ Кіевѣ, прежде моего отца», и Святополкъ сталъ княжить въ Кіевѣ, а Мономахъ остался въ Черниговѣ. Новый великій князь нисколько не былъ похожъ на Мономаха: это былъ человѣкъ корыстолюбивый и властолюбивый, не храбрый и не умный. Въ самомъ началѣ княженія своего необдуманно, вопреки совѣтамъ Мономаха и умныхъ старыхъ бояръ, вступилъ онъ въ войну съ Половцами и потерпѣлъ два пораженія. Эта бѣда, постигшая Русь, ободрила Олега Святославича, который все скрывался въ Тмуторакани; онъ нанялъ Половцевъ и напалъ съ ними наЧерниговъ, Мономахъ уступилъ ему этотъ городъ, удовольствовался Переяславлемъ; но война этимъ не кончилась, ибо Олегъ, ожесточенный долгимъ изгнаніемъ, несправедливостію дядей, не довѣрялъ двоюроднымъ братьямъ, не хотѣлъ съ ними вмѣстѣ воевать Половцевъ; усобица дошла и до далекаго сѣверо-востока, потому что Олегъ, выгнанный двоюродными братьями, Святополкомъ и Мономахомъ, изъ Чернигова, ушелъ въ землю муромскую и ростовскую и воевалъ тамъ съ сыновьями Мономаха. Потерпѣвши неудачу на сѣверѣ, Олегъ согласился наконецъ ѣхать на общій съѣздъ княжескій въ Любечъ. /с. 16/ Съѣхавшіеся князья говорили: «Зачѣмъ губимъ русскую землю, поднимая сами на себя ссору? Станемъ лучше жить единодушно и не дадимъ Половцамъ разносить русскую землю». Для прекращенія всякихъ споровъ князья рѣшили, чтобъ каждый владѣлъ тѣмъ, чѣмъ владѣлъ отецъ его; поэтому великій князь Святополкъ и Мономахъ остались при своемъ, одинъ въ Кіевѣ, другой въ Переяславлѣ. Олегу съ братьями, Давидомъ и Ярославомъ, отдали владѣнія отца ихъ, то-есть Черниговъ съ Вятичами, Рязанью, Муромомъ и Тмутораканью; княжество Владиміро-Волынское раздѣлилось: собственная Волынь осталась за Давидомъ Игоревичемъ, а западная часть, Галиція или Чермная Русь, отдана была Ростиславичамъ-Володарю и Васильку (братъ ихъ Рюрикъ уже умеръ).

Такимъ образомъ на любецкомъ съѣздѣ была прекращена усобица на востокѣ, въ области Черниговской, потому что дѣти Святославовы, несправедливо выгнанныя, получили теперь владѣнія, именно тѣ земли, которыми владѣлъ отецъ ихъ, получили такимъ образомъ въ роду значеніе отцовское. Но не прекратились усобицы на западѣ, въ области Владиміро-Волынской, подѣленной между Давидомъ Игоревичемъ и Ростиславичами. Давидъ Игоревичъ боялся, что Ростиславичи отнимутъ у него и его половину, особенно боялся онъ самаго храбраго и предпріимчиваго изъ нихъ, младшаго Василька; нашлись люди, которые наговорили ему, что Ростиславичи, въ союзѣ съ Мономахомъ, хотятъ выгнать Святополка изъ Кіева и его, Давида, изъ Владиміра Волынскаго. Прямо съ любецкаго съѣзда Давидъ заѣхалъ въ Кіевъ къ Святополку, представилъ ему опасность, грозившую имъ обоимъ отъ Василька, напугалъ его, и тотъ согласился схватить Василька и выдать Давиду, который повезъ его въ свои владѣнія и тамъ ослѣпилъ. Такъ какъ это злодѣйство было самымъ дерзкимъ нарушеніемъ княжескаго рѣшенія жить дружно, которое они объявили въ Любечѣ, то Мономахъ съ Олегомъ и Давидомъ Святославичами немедленно пошли съ войскомъ къ Кіеву на Святополка; но мачиха Мономаха и митрополитъ уговорили ихъ прекратить ссору съ Святополкомъ, и такъ какъ онъ складывалъ всю вину на Давида, то князья и поручили ему наказать послѣдняго. Святополкъ выгналъ Давида, но захотѣлъ выгнать и Ростиславичей, чтобъ взять всю Владиміро-Волынскую область себѣ; но это ему не удалось, потому что Ростиславичи оборонялись храбро. Наконецъ и войны за Владиміро-Волынскую область прекращены были на второмъ княжескомъ съѣздѣ, бывшемъ въ Витичевѣ, близь Кіева, въ 1100 году. Здѣсь рѣшено было: у Давида, за его злодѣйство, отнять Владиміръ Волынскій и отдать сыну великаго князя, Ярославу. Такимъ образомъ при Святополкѣ, на /с. 17/ двухъ съѣздахъ княжескихъ, окончены были усобицы, происходившія на востокѣ за область Черниговскую, и на западѣ за область Владиміро-Волынскую. Усобицы эти, какъ мы видѣли, начались при великомъ князѣ Изяславѣ Ярославичѣ вслѣдствіе того, что сыновья не наслѣдовали волостей послѣ отцовъ своихъ, а дяди не хотѣли давать земель осиротѣлымъ племянникамъ.

Когда такимъ образомъ все успокоилось и на востокѣ и на западѣ, Мономахъ воспользовался миромъ между князьями и уговорилъ ихъ соединенными силами ударить на Половцевъ. Вслѣдствіе этого предпринимались два похода въ степи; во второй изъ нихъ русскіе князья доходили до самаго Дона и нанесли сильное пораженіе поганымъ, какъ называли тогда Половцевъ. Память объ этихъ славныхъ походахъ сохранилась на Руси въ поэтическихъ преданіяхъ, въ которыхъ прославлялся главный герой ихъ — Мономахъ.

Святополкъ умеръ въ 1113 году. Послѣ него по старшинству въ родѣ великое княженіе должно было принадлежать Святославичамъ черниговскимъ, потому что ихъ отецъ былъ старше отца Мономахова; но Кіевляне рѣшительно не захотѣли имѣть княземъ Олега Святославича, котораго не любили особенно за то, что онъ наводилъ Половцевъ на русскую землю, и хотѣли непремѣнно, чтобы княжилъ у нихъ Мономахъ, на дѣлѣ давно уже превосходившій всѣхъ князей достоинствами и подвигами. Когда Кіевляне дали ему знать о смерти Святополка и просили его пріѣхать къ нимъ княжить, то онъ отказался по тѣмъ же самымъ причинамъ, по какимъ отказался и прежде, по смерти отца своего Всеволода, именно, чтобъ не нарушить обычая, не подать повода къ усобицамъ; но когда въ Кіевѣ узнали объ отказѣ Мономаха, то, здѣсь вспыхнуло возстаніе, и Кіевляне опять послали сказать Мономаху, что если онъ не придетъ къ нимъ княжить, то будетъ большая бѣда, и онъ отдастъ за нее отвѣтъ Богу. Тогда Мономахъ пріѣхалъ въ Кіевъ и сталъ великимъ княземъ; Святославичи затаили на время обиду, потому что имъ нельзя было идти противъ Мономаха, самаго храбраго и самаго могущественнаго князя, къ которому народъ питалъ такое сильное расположеніе. Одинъ изъ полоцкихъ князей, именно князь минскій, осмѣлился начать войну съ Мономахомъ, но былъ взятъ въ плѣнъ; также дурно кончилъ и князь волынскій Ярославъ, сынъ прежняго великаго князя Святополка: онъ началъ ссориться съ сосѣдями своими, Ростиславичами, князьями галицкими, вступилъ въ союзъ съ Поляками, прогналъ жену свою, внуку Мономахову; великій князь выгналъ его изъ Волыни; Ярославъ воротился было съ полками, Венграми и Чехами (Богемцами), но былъ убитъ при осадѣ города.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 15-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.