Церковный календарь
Новости


2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА VIII.
Событія отъ смерти Владиміра Мономаха до взятія Кіева войсками Андрея Юрьевича Боголюбскаго.

По смерти Мономаха, случившейся въ 1125 году, кіевскій столъ прямо занялъ уже старшій сынъ его Мстиславъ; соперниковъ опять ему быть не могло: онъ былъ похожъ на отца, былъ любимъ народомъ, кромѣ того племя Мономахово было сильнѣе всѣхъ другихъ племенъ или линій княжескихъ, сильнѣе обширностію и богатствомъ волостей: Мстиславъ владѣлъ Кіевомъ, Новгородомъ и Смоленскомъ, въ Новгородѣ княжилъ сынъ его Всеволодъ, въ Смоленскѣ другой, Ростиславъ; братья Мстиславовы княжили: Ярополкъ въ Переяславлѣ, Вячеславъ въ Туровѣ, Андрей на Волыни, Юрій въ Ростовской и Суздальской землѣ. Пользуясь своею силою, Мстиславъ пріобрѣлъ себѣ еще княжество Полоцкое: онъ взялъ въ плѣнъ всѣхъ князей полоцкихъ и отправилъ ихъ въ Грецію въ изгнаніе, а въ Полоцкѣ посадилъ сына своего Изяслава. Сильные владѣніями, Мономаховичи, при Мстиславѣ, были сильны братскимъ единодушіемъ, тогда какъ между Святославичами черниговскими происходили усобицы: по смерти Олега и Давида Святославичей оставался третій братъ, Ярославъ Святославичъ, который, по обычаю, какъ старшій въ племени, и долженъ былъ княжить въ Черниговѣ; но племянникъ его, Всеволодъ Ольговичъ, выгналъ его изъ Чернигова, и Ярославъ долженъ былъ удовольствоваться сѣверо-восточными владѣніями своего племени — Рязанью и Муромомъ; отъ него пошли князья рязанскіе и муромскіе. Въ Галиціи сынъ Володаря Ростиславича, Владимірко, соединилъ всѣ земли подъ одною своею властію.

По смерти Мстислава Владиміровича, случившейся въ 1132 году, начинаются усобицы и въ самомъ потомствѣ Мономаха: и прежде мы видѣли усобицы между племянниками и дядьми, но прежде эти усобицы происходили отъ того, что дядья обижали племянниковъ, не давали имъ волостей; а теперь, по смерти Мстислава Владиміровича, наоборотъ, усобицы происходятъ отъ того, что племянники, сыновья старшаго брата, обнаруживаютъ попытку отнять у младшихъ дядей старшинство и столъ кіевскій. По смерти Мстислава, по обычаю, въ Кіевъ перешелъ княжить изъ Переяславля старшій по немъ братъ Ярополкъ; въ Переяславль же долженъ былъ перейдти слѣдующій за Ярополкомъ братъ Вячеславъ; но вмѣсто того Ярополкъ перевелъ /с. 19/ туда изъ Новгорода племянника своего, Всеволода Мстиславича; дядья, и особенно самый дѣятельный изъ нихъ, Юрій Владиміровичъ, возстали за это на племянниковъ, Мстиславичей; враждою между Мономаховичами воспользовались Святославичи черниговскіе, вспомнили свою обиду, что лишены были старшинства и Кіева сперва въ пользу Мономаха, а потомъ сыновей его, и вооружились; такимъ образомъ къ усобицѣ между племянниками и дядьями въ потомствѣ Мономаха присоединилась еще усобица между Мономаховичами и Ольговичами (ибо въ потомствѣ Святослава Ярославича главную роль играетъ линія сына его Олега). Этою же усобицею, ослабленіемъ силъ у Мономаховичей, воспользовались князья полоцкіе, возвратились изъ Греціи и заняли свои прежнія владѣнія.

Когда умеръ Ярополкъ Владиміровичъ въ 1139 году, и старшій по немъ братъ его Вячеславъ Владиміровичъ занялъ Кіевъ, то Всеволодъ Ольговичъ черниговскій выгналъ его оттуда, выставляя свое старшинство въ цѣломъ родѣ. Мономаховичи не могли помѣшать ему утвердиться здѣсь: какъ нарочно, самый старшій теперь изъ нихъ, Вячеславъ Владиміровичъ, былъ человѣкъ неспособный къ правленію; способнѣе его былъ другой братъ, Юрій Владимировичъ ростовскій, но ему мимо старшаго брата трудно было дѣйствовать, тѣмъ больше, что онъ былъ во враждѣ съ племянниками своими Мстиславичами; изъ этихъ племянниковъ старшій, Всеволодъ, умеръ въ Псковѣ; слѣдующій за нимъ братъ, Изяславъ Мстиславичъ, князь волынскій, былъ лучшій князь не только между Мономаховичами, но и между всѣми русскими князьями, больше всѣхъ князей напоминалъ народу дѣда своего Мономаха, слѣдовательно былъ способенъ бороться съ Ольговичами; но Изяславъ, какъ племянникъ, мимо дядей не могъ принять на себя главной роли: дядя Юрій ростовскій ни какъ не хотѣлъ допустить его до этого. Пользуясь такими обстоятельствами, Всеволодъ Ольговичъ прокняжилъ въ Кіевѣ до самой смерти своей и хотѣлъ, чтобъ послѣ него княжилъ здѣсь родной братъ его Игорь Ольговичъ. Но Кіевляне этого не хотѣли; они не любили вообще Ольговичей, какъ чужихъ князей и не отличавшихся такими привлекательными качествами, какъ Мономахъ и многіе изъ его потомковъ; кромѣ того, княжа въ Кіевѣ, Всеволодъ Ольговичъ не умѣлъ пріобрѣсть народной любви, позволяя чиновникамъ своимъ притѣснять жителей. И вотъ, какъ скоро Всеволодъ умеръ и братъ его Игорь хотѣлъ княжить на его мѣстѣ, то Кіевляне отказались повиноваться ему, не смотря на то, что онъ обѣщалъ имъ назначить чиновниковъ, какихъ они сами захотятъ. Они объявили своимъ княземъ Изяслава Мстиславича, который выгналъ Ольговичей изъ Кіева, при чемъ Игорь /с. 20/ Ольговичъ былъ взятъ въ плѣнъ; послѣ Кіевляне выразили свою ненависть къ Ольговичамъ тѣмъ, что убили Игоря, хотя онъ уже постригся въ монахи.

Изяславъ Мстиславичъ сталъ княжить въ Кіевѣ, но не могъ княжить покойно, потому что занялъ старшій столъ, по тогдашнимъ понятіямъ, незаконно мимо дядей: дядя Юрій ростовскій два раза выгонялъ его изъ Кіева, и напослѣдокъ Изяславъ, чтобъ избавиться отъ него, долженъ былъ призвать въ Кіевъ самаго старшаго дядю своего, неспособнаго Вячеслава, покаяться предъ нимъ, объявить, что согрѣшилъ, осмѣлившись мимо его занять старшій столъ. Вячеславъ, довольный честію старшинства, отдалъ все управленіе Изяславу; но Юрій не былъ доволенъ этою сдѣлкою, и требовалъ непремѣнно, чтобъ въ Кіевѣ княжилъ одинъ Вячеславъ, чтобъ Изяслава при немъ не было. На это требованіе никто не хотѣлъ согласиться, ни Вячеславъ, ни Изяславъ, ни Кіевляне, которые, увидавши разницу между Изяславомъ и Юріемъ, очень не взлюбили послѣдняго. Юрій былъ разбитъ и долженъ былъ отказаться отъ надежды одолѣть храбраго племянника. Во время этой усобицы дяди съ племянникомъ, въ постоянномъ союзѣ съ Изяславомъ Мстиславичемъ былъ венгерскій король Гейза II, женатый на сестрѣ его; постояннымъ же союзникомъ Юрія Владимировича былъ галицкій князь Владимірко Володаревичъ, успѣвшій только хитростію и обманомъ, къ которымъ прибѣгалъ въ крайности, удержаться на своемъ столѣ противъ соединенныхъ силъ Изяслава и Гейзы. Владимірко умеръ, оставивъ княжество свое нераздѣльнымъ сыну Ярославу, по прозванію Осмосмыслу.

Не долго послѣ Владимірка жилъ и Изяславъ Мстиславичъ: онъ умеръ въ 1154 году. Старикъ Вячеславъ принялъ къ себѣ въ сыновья и въ правители кіевскаго княжества вмѣсто Изяслава другаго брата его, Ростислава, князя смоленскаго, послѣ чего скоро умеръ. Ростиславъ, князь добрый и набожный, не былъ похожъ на брата храбростію и распорядительностію; онъ проигралъ сраженіе противъ старшаго тогда между черниговскими князьями, Изяслава Давыдовича (двоюроднаго брата Всеволоду Ольговичу), бросилъ Кіевъ и бѣжалъ въ старую свою волость — Смоленскъ. Изяславъ Давыдовичъ сѣлъ было въ Кіевѣ, но принужденъ былъ уступить его Юрію Долгорукому. На этотъ разъ Юрій остался княжить въ Кіевѣ до самой смерти своей, случившейся въ 1157 году. Ростиславъ Мстиславичъ, оставшійся по смерти Юрія старшимъ въ потомствѣ Мономаха, позволилъ занять Кіевъ опять Изяславу Давыдовичу. Но на Волыни княжилъ сынъ знаменитаго Изяслава Мстиславича, Мстиславъ Изяславичъ, храбростію и дѣятельностію похожій на отца: когда Изяславъ Да/с. 21/выдовичъ поссорился съ галицкимъ княземъ Ярославомъ, то Мстиславъ соединился съ послѣднимъ, выгналъ Изяслава Давыдовича изъ Кіева и посадилъ здѣсь дядю Ростислава, а по смерти его самъ сѣлъ въ Кіевѣ. Но занявши Кіевъ, Мстиславъ Изяславичъ находился въ такомъ же положеніи, какъ прежде отецъ его, ибо не былъ старшимъ въ потомствѣ Мономаха: старшимъ былъ двоюродный дядя его, Андрей Юрьевичъ Боголюбскій, сынъ Юрія Долгорукаго, княжившій, подобно отцу, на сѣверѣ, въ землѣ Ростовской. Подобно отцу, Андрей не хотѣлъ видѣть въ Кіевѣ племянника своего Мстислава, и воспользовавшись неудовольствіемъ, которое тотъ возбудилъ противъ себя въ князьяхъ южныхъ, послалъ противъ него большое войско въ 1169 году. Мстиславъ не могъ сопротивляться соединеннымъ силамъ одиннадцати князей. Кіевъ былъ взятъ и страшно разграбленъ.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 18-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.