Церковный календарь
Новости


2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Отъ автора (1937)
2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Великій Другъ. (По случаю убійства Короля Александра) (1934)
2017-11-25 / russportal
Проф. Н. К. Кульманъ. О русскомъ правописаніи (1964)
2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА IX.
Отъ взятія Кіева войсками Андрея Боголюбскаго до кончины Михаила Юрьевича.

Казалось, что возобновятся старыя времена, когда отецъ Андрея, Юрій, боролся съ отцомъ Мстислава, Изяславомъ; но вышло иначе. Андрей, рожденный и воспитанный на сѣверѣ, приходилъ на югъ во время усобицы отца своего съ Изяславомъ Мстиславичемъ, когда уже ему было за тридцать лѣтъ, отличился здѣсь большою отвагою, но съ самаго начала показывалъ нерасположеніе къ югу, и когда отецъ его Юрій, утвердившись окончательно въ Кіевѣ, хотѣлъ, чтобъ Андрей помѣстился подлѣ него въ Вышгородѣ, то Андрей, вопреки волѣ отцовской, ушелъ изъ Вышгорода на сѣверъ и сталъ тамъ княжить. Теперь, вооружившись противъ Мстислава Изяславича во имя правъ своихъ за старшинство, Андрей не повелъ самъ войска къ Кіеву, и когда этотъ городъ, къ которому у прежнихъ князей было неопредолимое стремленіе, былъ взятъ его войскомъ и соперникъ изгнанъ, то Андрей не пріѣхалъ въ стольный городъ отцовскій и дѣдовскій, отдалъ Кіевъ брату Глѣбу, а самъ остался на сѣверѣ, оттуда распоряжаясь дѣлами на югѣ, какъ старшій и сильнѣйшій князь. Такимъ образомъ со временъ Андрея Боголюбскаго выступаетъ на главную сцену вмѣсто южной сѣверная Россія съ своими особенностями въ природѣ страны, въ характерѣ народонаселенія и въ отношеніяхъ политическихъ, отъ чего и русская исторія должна была съ этихъ поръ принять особенный характеръ. На сѣверѣ, въ княжествѣ Боголюбскаго /с. 22/ и отца его Юрія, главнымъ городомъ былъ Ростовъ Великій, за нимъ второе мѣсто по старшинству занималъ Суздаль, большая часть другихъ городовъ была построена въ позднѣйшее время, особенно при Юріи Долгорукомъ, между ними была и Москва, о которой въ первый разъ упоминается въ лѣтописи въ 1147 году. Жители Ростова, какъ жители другихъ старшихъ русскихъ городовъ, Кіева, Новгорода, Полоцка, Смоленска, въ важныхъ случаяхъ сходились по звону колокола на совѣщанія или вѣча, рѣшали тутъ дѣла, и приговору этихъ вѣчей повиновались города младшіе или пригороды. Такъ, когда Андрей безъ воли отцовской, пріѣхалъ съ юга на сѣверъ, то Ростовцы взяли его къ себѣ въ князья, вопреки распоряженію Юрія, который хотѣлъ, чтобъ Андрей остался на югѣ, а сѣверъ назначалъ младшимъ своимъ сыновьямъ — Михаилу и Всеволоду. Но Андрей не остался жить въ Ростовѣ, а утвердилъ свое пребываніе во Владимірѣ (Залѣсскомъ, на рѣкѣ Клязьмѣ), городѣ новомъ, непривыкшемъ рѣшать дѣла свои на вѣчахъ самостоятельно, въ которомъ слѣдовательно власть княжеская не могла встрѣтить для себя препятствія; потомъ Андрей выгналъ изъ своего княжества младшихъ братьевъ и племянниковъ отъ умершаго старшаго брата, Ростислава Юрьевича, выгналъ и старыхъ бояръ отцовскихъ: дѣлалъ онъ это, говоритъ лѣтописецъ, желая быть самовластцемъ. Хотѣлъ онъ быть самовластцемъ не на одномъ сѣверѣ, но и во всей Руси, и потому перемѣнилъ обращеніе свое съ другими князьями. До сихъ поръ младшіе смотрѣли на великаго князя только какъ на старшаго въ родѣ, а не какъ на государя, и потому онъ долженъ былъ обращаться съ ними по родственному, какъ съ братьями только, не требовалъ безусловнаго повиновенія. Но Андрей началъ смотрѣть на дѣло иначе и это обнаружилось вотъ по какому случаю.

Братъ его Глѣбъ умеръ въ Кіевѣ; сыновья князя Ростислава Мстиславича, князья смоленскіе, выпросили у Андрея Кіевъ и окрестные города себѣ, Андрей согласился, и Романъ Ростиславичъ сѣлъ въ Кіевѣ, а младшіе его братья по другимъ городамъ. Но скоро Андрею дали знать, что братъ его Глѣбъ умеръ не своею смертію, и указали на нѣкоторыхъ бояръ кіевскихъ какъ на отравителей его. Андрей потребовалъ, чтобъ Ростиславичи выдали ему этихъ бояръ, но тѣ не послушались; тогда Андрей велѣлъ имъ идти вонъ изъ Кіевской области, и особенно сердился на одного изъ нихъ, Мстислава Ростиславича, самаго храбраго, который изъ дѣтства никого не боялся, кромѣ Бога одного. Ростиславичи не послушались, не вышли изъ Кіева; мало того, Мстиславъ опозорилъ посланника Андреева и велѣлъ сказать великому князю: «Мы признали тебя старшимъ, а ты сталъ обхо/с. 23/диться съ нами не какъ съ князьями, а какъ съ подручниками; такъ Богъ насъ разсудитъ». Андрей опять послалъ большое войско на югъ, но на этотъ разъ оно долго безъ всякаго успѣха стояло подъ стѣнами Вышгорода, гдѣ засѣлъ Мстиславъ Ростиславичъ, и наконецъ обратилось въ бѣгство. Скоро послѣ этого приближенные къ Андрею люди, ожесточенные его строгостію, сотавили заговоръ и убили его въ 1174 году.

Смертію Андрея хотѣли воспользоваться недовольные его правленіемъ бояре и Ростовцы, хотѣли выбрать себѣ такого князя, который бы не подражалъ Андрею, а велъ себя по старинѣ: они выбрали не сына Андреева Юрія, и не братьевъ его, Михаила и Всеволода, законныхъ наслѣдниковъ и по старшинству, и по распоряженію Юрія Долгорукаго: они выбрали Мстислава и Ярополка Ростиславичей, племянниковъ Андреевыхъ, отъ старшаго брата, Ростислава, давно умершаго, которые, по тогдашнимъ понятіямъ, не имѣли при жизни дядей права на престолъ и, будучи обязаны за свое возвышеніе боярамъ и Ростовцамъ, должны были поступать во всемъ по ихъ желанію. Ростиславичи, изгнанные, какъ мы видѣли, Андреемъ съ сѣвера, жили въ Черниговѣ вмѣстѣ съ дядьми своими Михаиломъ и Всеволодомъ, также изгнанными. Получивъ приглашеніе отъ бояръ и Ростовцевъ, они поѣхали на сѣверъ; но дядья также поѣхали туда, не желая отказываться отъ своихъ правъ. Бояре и Ростовцы не хотѣли и слышать о Юрьевичахъ — Михаилѣ и Всеволодѣ; но Владимірцы приняли къ себѣ Михаила, какъ своего законнаго князя. Владимірцы должны были сдѣлать это потому, что, въ случаѣ торжества Ростовцевъ, они должны были отказаться не только отъ первенства, которое далъ имъ Андрей, утвердивши у нихъ свое пребываніе, но даже и отъ независимости, потому что Ростовцы, озлобленные противъ нихъ за предпочтеніе, оказанное ихъ городу Андреемъ, говорили: «Владиміръ нашъ пригородъ, тамъ живутъ наши холопы, каменьщики, сожжемъ ихъ городъ и посадимъ у нихъ своего посадника». Бояре и Ростовцы съ своими князьями Ростиславичами осадили Михаила во Владимірѣ: Владимірцы оборонялись семь недѣль; наконецъ, доведенные до крайности голодомъ, отказались отъ Михаила, но удерживали, по крайней мѣрѣ, независимость, потому что старшій изъ Ростиславичей, Мстиславъ, сѣлъ княжить въ Ростовѣ; младшій его братъ, Ярополкъ, во Владимірѣ. Но Владимірцы не долго могли быть покойны: дружина Ярополкова, набранная въ южной Руси, гдѣ онъ прежде жилъ, грабила народъ, который особенно былъ выведенъ изъ терпѣнія тѣмъ, что самъ князь сталъ грабить великолѣпную церковь Богородицы, построенную во Владимірѣ Андреемъ /с. 24/ Боголюбскимъ. Владимірцы жаловались Ростовцамъ; но тѣ на словахъ были только за нихъ, а на дѣлѣ были рады ихъ бѣдѣ; тогда Владимірцы сговорились избавиться отъ Ростиславичей, и призвали опять Михаила. На этотъ разъ Михаилъ разбилъ Ростиславичей, выгналъ ихъ и утвердилъ свой столъ во Владимірѣ, а братъ его Всеволодъ сѣлъ въ Переяславлѣ Залѣсскомъ, также младшемъ городѣ; старшій Ростовъ былъ покинутъ. Это было въ 1175 году; а въ слѣдующемъ 1176 году Михаилъ умеръ.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 21-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.