Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА XIX.
Іоаннъ I Даниловичъ Калита.

Юрію въ Москвѣ наслѣдовалъ также братъ, Иванъ Даниловичъ, по прозванію Калита (мѣшокъ, сумка для денегъ). Остальные братья Калиты умерли еще при жизни Юрія, слѣдовательно онъ владѣлъ Московскимъ княжествомъ одинъ. Управляя Москвою при жизни Юрія, который безпрестанно былъ въ отлучкахъ, Калита успѣлъ сдѣлать для своего княжества важное пріобрѣтеніе: еще въ 1299 году митрополитъ Максимъ оставилъ опустошенный Кіевъ, гдѣ не могъ найти безопасности, и переѣхалъ жить во Владиміръ. Калита умѣлъ пріобрѣсть расположеніе преемника Максимова, Петра, который поэтому живалъ въ Москвѣ больше чѣмъ въ другихъ мѣстахъ, умеръ и погребенъ въ ней. Выборъ святаго мужа казался внушеніемъ Божіимъ, и новый митрополитъ, Ѳеогностъ, уже не хотѣлъ оставить гроба и дома чудотворцева. Это утвержденіе престола митрополичьяго въ Москвѣ имѣло важное значеніе: оно давало ей видъ главнаго города всей русской земли, ибо князей было еще много и одинъ не успѣлъ еще подчинить себѣ всѣхъ другихъ, а митрополитъ былъ одинъ; кромѣ того престолъ митрополичій способствовалъ возрастанію и обогащенію Москвы, ибо въ нее со всѣхъ сторонъ пріѣзжали лица, имѣвшія нужду до верховнаго святителя русской церкви; наконецъ митрополитъ дол/с. 47/женъ былъ дѣйствовать постоянно въ пользу того князя въ городѣ котораго жилъ. Другіе князья предвидѣли слѣдствія утвержденія митрополичьяго престола въ Москвѣ и сердились, но помочь было уже нельзя.

Но въ то время какъ московскій князь утвержденіемъ у себя митрополичьяго престола пріобрѣталъ такія важныя выгоды, въ Твери случилось происшествіе, которое было гибельно и для князя, и для княжества. Въ 1327 году пріѣхалъ туда ханскій посолъ Чол-Ханъ или Щелканъ, какъ его называютъ наши лѣтописи, двоюродный братъ Узбека, и, по обыкновенію всѣхъ пословъ татарскихъ, позволялъ себѣ и людямъ своимъ всякаго рода насилія. Тверичи вышли изъ терпѣнія, встали на Татаръ и всѣхъ ихъ истребили вмѣстѣ съ Чол-Ханомъ. Узбекъ очень разсердился, узнавъ объ участи Чол-Хановой; этимъ воспользовался Калита, поѣхалъ въ Орду и возвратился оттуда съ 50,000 татарскаго войска; Александръ бѣжалъ во Псковъ, и Тверское княжество было страшно опустошено. Калита и братъ Александровъ, Константинъ Михайловичъ, поѣхали въ Орду: Узбекъ далъ великое княженіе Калитѣ, Константину Михайловичу далъ Тверь и отпустилъ ихъ съ приказомъ искать князя Александра. Князья и Новгородцы послали во Псковъ уговаривать Александра, чтобъ ѣхалъ въ Орду, иначе всѣмъ имъ придется пострадать за него отъ Татаръ. Александръ хотѣлъ ѣхать въ Орду, но Псковичи не пустили его, говоря: «Не ѣзди, господинъ, въ Орду; чтобъ ни случалось, умремъ съ тобою вмѣстѣ». Видя, что Псковичи обѣщались умереть за Александра, и боясь потерпѣть неудачу подъ Псковомъ, Калита уговорилъ митрополита Ѳеогноста отлучить отъ церкви Александра и весь Псковъ, если они не исполнятъ требованія князей. Средство подѣйствовало, Александръ сказалъ Псковичамъ: «Братья мои и друзья! не будь на васъ проклятія ради меня; ѣду вонъ изъ вашего города и снимаю съ васъ крестное цѣлованіе». Псковичи со слезами отпустили Александра въ Литву, потому что онъ пришелся имъ по сердцу своею добротою.

Полтора года пробылъ Александръ въ Литвѣ, и когда гроза пріутихла, возвратился къ женѣ въ Псковъ, жители котораго приняли его съ честію и посадили у себя на княженіе. Десять лѣтъ спокойно княжилъ Александръ во Псковѣ, но тосковалъ по своей родной Твери и безпокоился на счетъ будущности дѣтей своихъ. «Если умру здѣсь, говорилъ онъ, то что будетъ съ дѣтьми моими? всѣ знаютъ, что я выбѣжалъ изъ княжества моего и умеръ на чужбинѣ, такъ дѣти мои будутъ лишены своего княжества»; Псковъ же, по формамъ своего быта, не могъ быть наслѣдственнымъ княжествомъ для сыновей его. /с. 48/ Въ 1336 году Александръ послалъ въ Орду сына Ѳеодора попытаться, нельзя ли какъ-нибудь умилостивить хана, и, узнавши, что есть надежда на успѣхъ, поѣхалъ самъ къ Узбеку, вымолилъ прощеніе и возвратился съ ярлыкомъ на великое княжество Тверское, которое Константинъ Михайловичъ долженъ былъ ему уступить. Но возвращеніе Александра служило знакомъ къ возобновленію борьбы между Москвою и Тверью: въ 1339 году Калита отправился въ Орду: по его внушенію, Александръ получилъ приказъ явиться туда же, и по пріѣздѣ былъ убитъ вмѣстѣ съ сыномъ Ѳеодоромъ. Калита же возвратился изъ Орды съ великимъ пожалованіемъ и честію; Тверское княжество досталось опять Константину Михайловичу, который называется собирателемъ и возстановителемъ тверской волости.

Прежде, когда великій князь задумывалъ усиливаться, то находилъ препятствіе этому въ другихъ князьяхъ, начиная съ родныхъ братьевъ; но теперь московскій князь такъ усилился, что самовластные поступки его въ другихъ княжествахъ не встрѣчали ни откуда сопротивленія; ни одинъ князь не могъ соперничать съ Калитою ни въ Россіи, ни въ Ордѣ, ибо ни у одного не было столько денегъ, какъ у Калиты. Вельможи московскіе позволяли себѣ разнаго рода насилія въ Ростовѣ, разогнали многихъ изъ его жителей въ другія страны; Тверь также терпѣла насилія отъ Москвы по смерти Александра. Новгородцы, избавленные Москвою отъ бѣды, которою грозила имъ Тверь въ борьбѣ этихъ двухъ княжествъ, были постоянно за Москву; но какъ скоро Калита осилилъ Тверь, то спѣшилъ показать Новгородцамъ, что перемѣнилось только имя, и что ни одинъ сильный великій князь не будетъ ихъ другомъ. Уже давно Новгородцы привыкли откупаться деньгами отъ великихъ князей, съ которыми не могли сладить, а деньги теперь были очень нужны князьямъ, ибо съ деньгами можно было все сдѣлать въ Ордѣ. Калита требовалъ денегъ съ Новгородцевъ, и за отказъ опустошилъ ихъ владѣнія, строилъ слободы на ихъ земляхъ, посылалъ рать свою въ Двинскую область, которою очень дорожили Новгородцы, получая оттуда серебро и дорогіе мѣха. Но если въ Ростовѣ, Твери и Новгородѣ не были довольны Калитою, то очень довольны были имъ въ Московской и Владимірской великокняжеской области: съ началомъ его княженія наступила здѣсь великая тишина; о Татарахъ не было слышно; тишина эта и внѣшняя безопасность дали князю возможность заняться устроеніемъ порядка и внутренней безопасности, истребленіемъ вредныхъ для общества людей, живущихъ на чужой счетъ. Калита умѣлъ воспользоваться обстоятельствами, тѣмъ, что приготовлено было для Москвы Даніиломъ и Юріемъ, далъ современникамъ почувствовать первыя добрыя слѣд/с. 49/ствія единовластія и потому перешелъ въ потомство съ именемъ перваго собирателя русской земли. Собственно Калита завоеваніемъ не пріобрѣлъ ничего и въ этомъ отношеніи не можетъ называться собирателемъ земли русской; но онъ копилъ деньги и скупалъ небольшія княжества у князей ихъ, напримѣръ Бѣлоозеро, Галичъ.

Въ то самое время, какъ на сѣверо-востокѣ русская земля начала собираться около Москвы, такое же собираніе русскихъ волостей въ одно цѣлое происходило на юго-западѣ, посредствомъ князей литовскихъ. Потомки короля Даніила не могли поддержать могущество Галицкаго княжества и собрать около него юго-западную Русь, не смотря на то, что и Волынь перешла къ нимъ же, ибо сынъ Василька Романовичъ, Владиміръ, умеръ бездѣтнымъ. Но въ то время, какъ на Руси остановилось движеніе, Литва усиливалась все болѣе и болѣе, утвердилась въ русскихъ княжествахъ Полоцкомъ, Туровскомъ, отчасти Волынскомъ. Въ 1315 году литовскимъ великимъ княземъ является Гедиминъ, при которомъ Волынь и Кіевская область подпали литовскому владычеству. Но варвары Литовцы, при столкновеніи съ болѣе образованными Русскими, не могли не подчиниться ихъ гражданственности: русская православная вѣра и русскій языкъ начинаютъ распространяться между литовскими князьями и подданными ихъ. Что же касается до королевства Галицкаго, то оно, по прекращеніи потомства короля Даніила, было присоединено къ Польшѣ королемъ послѣдней, Казимиромъ Великимъ въ 1340 году.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 46-49.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.