Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА XXII.
Василій Димитріевичъ.

Сынъ Донскаго, Василій Димитріевичъ, въ самомъ началѣ княженія ввоего показалъ, что главною цѣлію его будетъ увеличеніе своего княжества на счетъ другихъ, собираніе русской земли. Черезъ годъ послѣ того, какъ посолъ Тохтамышевъ посадилъ его на великокняжескій столъ во Владимірѣ, Василій поѣхалъ въ Орду и купилъ тамъ ярлыкъ на княжество нижегородское, которое незадолго передъ тѣмъ выпросилъ себѣ въ Ордѣ же Борисъ Константиновичъ, двоюродный дѣдъ московскаго князя по матери; съ другой стороны Василій преклонилъ на свою сторону бояръ нижегородскнхъ, которые и выдали ему своего князя. По тому же ярлыку, кромѣ Нижняго, Василій пріобрѣлъ Городецъ, Муромъ, Мещеру, Тарусу. Но у Бориса нижегородскаго, оставалось двое племянниковъ, сыновья Димитрія Константиновича, слѣдовательно родные дядья по матери московскому князю. Послѣдній не оставилъ ихъ спокойно княжить въ Суздальской области, они выбѣжали оттуда въ Орду добиваться ярлыковъ на отчину свою, и долго безпокоили Василія вмѣстѣ съ сыновьями Бориса Константиновича; потомки ихъ не отставали отъ своихъ притязаній и при сынѣ Василія, но при внукѣ его всѣ должны были вступить въ службу московскую. Василій хотѣлъ было пріобрѣсти также и владѣнія Новгорода Великаго въ области Сѣверной Двины: это ему не удалось, за то онъ утвердилъ свое вліяніе во Псковѣ, который съ этихъ поръ начинаетъ принимать князей отъ руки великаго князя московскаго. Въ Твери по смерти Михаила Александровича, знаменитаго соперника Донскому, знаменитаго установленіемъ внутренняго порядка въ своемъ княжествѣ, начались усобицы: наслѣдникъ Михаила, великій князь тверской, по обычаю, хотѣлъ привести въ свою волю младшихъ братьевъ. Великій князь московскій не могъ воспользоваться усобицами тверскими по причинѣ дѣлъ татарскихъ и литовскихъ. Въ концѣ XIV вѣка для Азіи повторились времена Чингисхана: сынъ небогатаго чагатайскаго князька, Тимуръ или Тамерланъ, началъ въ половинѣ вѣка поприще свое мелкимъ грабежемъ и разбоями, а въ 1371 году владѣлъ уже землями отъ Каспійскаго моря до Манжуріи. Ему былъ обязанъ Тохтамышъ престоломъ Золотой Орды, но не хотѣлъ быть благодарнымъ, вооружился противъ Тамерлана, потерпѣлъ пораженіе и принужденъ былъ спасаться бѣгствомъ въ лѣсахъ болгарскихъ, и Тамерланъ во/с. 60/шелъ въ русскіе предѣлы; взялъ Елецъ, плѣнилъ его князя, опустошилъ окрестную страну. Нападеніе не было нечаянное, и Василій Димитріевичъ имѣлъ время приготовиться; онъ собралъ большое войско и сталъ на границахъ своего княжества, на берегу Оки. Но онъ не дождался врага: простоявши 15 дней въ землѣ рязанской, опустошивши оба берега Дона, Тамерланъ вышелъ изъ русскихъ предѣловъ въ тотъ самый день, когда Москвичи встрѣтили образъ Богородицы, принесенный изъ Владиміра; образъ этотъ остался съ тѣхъ поръ въ Москвѣ, въ Успенскомъ соборѣ, какъ главнѣйшая святыня столицы.

Послѣ разгрома Тамерланова, Золотая Орда долго не была опасна московскому князю. Нѣсколько хановъ перемѣнилось въ ней, а Василій не думалъ не только ѣздить самъ къ нимъ на поклонъ, но даже не посылалъ никого; на требованіе дани отвѣчалъ, что княжество его стало бѣдно людьми, не на комъ взять выхода, тогда какъ татарская дань шла въ казну великокняжескую; наконецъ обращеніе съ Татарами перемѣнилось: надъ послами и купцами ордынскими начали смѣяться въ областяхъ московскихъ, мстить имъ за прежнее разными притѣсненіями. Въ это время, какъ во время Мамаево, всѣми дѣлами въ Ордѣ заправлялъ князь Эдигей; долго терпѣлъ онъ презрительное обращеніе московскаго князя съ бывшими повелителями, наконецъ рѣшился напомнить о себѣ. Но подобно Тохтамышу, и Эдигей не осмѣлился явно напасть на Москву, встрѣтиться въ чистомъ полѣ съ ея полками; только отъ хитрости и тайны ждалъ онъ успѣха; въ 1408 году, онъ далъ знать Василію, что ханъ со всею Ордою идетъ на Литву, а самъ съ необыкновенною скоростію устремился къ Москвѣ. Василій Димитріевичъ, застигнутый врасплохъ, оставилъ защищать Москву, дядю Владиміра Андреевича да братьевъ своихъ, а самъ уѣхалъ въ Кострому. Эдигей осадилъ Москву, разослалъ отряды въ разныя стороны для опустошенія областей великокняжескихъ, и хотѣлъ зимовать подъ столицей, надѣясь взять ее голодомъ; но изъ Орды пришли дурныя вѣсти: кто-то напалъ тамъ на хана, и Эдигей принужденъ былъ спѣшить домой, взявши съ Москвичей 3.000 рублей за отступленіе, ибо Москвичи не знали, что онъ отступаетъ поневолѣ.

Ослабленные Татары могли вредить Россіи только внезапными, разбойническими нападеніями; опаснѣе была Литва, которая домогалась завоеваній прочныхъ. Ягайло, угрожаемый Нѣмецкимъ Орденомъ, подъ покровительство котораго отдался Витовтъ, примирился съ двоюроднымъ братомъ. Въ это время шелъ важный для восточной Европы вопросъ о томъ, кто будетъ мужемъ молодой польской королевы Ядвиги, дочери короля Людовика; польскіе вельможи заставили Ядвигу отдать свою руку Ягайлу литовскому, потому что тотъ обѣщалъ принять ка/с. 61/толицизмъ самъ и со всѣмъ литовскимъ народомъ и соединить на вѣки свои владѣнія, т. е. Литву и Русь, съ Польшею. Онъ исполнилъ обѣщаніе, заставилъ тѣхъ Литовцевъ, которые еще не приняли христіанства по православному исповѣданію, принять его по латинскому; но вслѣдствіе этого въ областяхъ литовско-русскихъ стали теперь другъ подлѣ друга два враждебныя исповѣданія, что послужило неодолимымъ препятствіемъ къ внутреннему, прочному сліянію западной, литовской Россіи съ Польшею, хотя Ягайло и преемники его сильно старались поддержать внѣшнее ихъ соединеніе. Но если Ягайлу и Полякамъ хотѣлось присоединить Литву къ Польшѣ, то Литовцамъ не хотѣлось потерять своей самостоятельности, и они поддерживали замыслы Витовта, который, заставивъ Ягайла признать себя великимъ княземъ литовскимъ въ зависимости отъ Польши, тяготился этою зависимостью и хотѣлъ получить для себя независимую королевскую корону. Этотъ-то Витовтъ, стремясь съ одной стороны къ самостоятельности и королевскому титулу въ Литвѣ, съ другой стремился увеличить свои владѣнія на востокѣ на счетъ областей русскихъ, не смотря на то, что родная дочь его, Софья, была замужемъ за Василіемъ Димитріевичемъ, великимъ княземъ московскимъ. Въ Смоленскѣ въ это время происходили усобицы между князьями вслѣдствіе всеобщаго тогда стремленія великихъ князей заставить служить себѣ удѣльныхъ, слабѣйшихъ. Этимъ воспользовался Витовтъ и захватилъ Смоленскъ обманомъ, выставивши себя посредникомъ между его князьями; старшій изъ этихъ князей, Юрій, съ помощію рязанскаго великаго князя Олега, отнялъ было Смоленскъ у Витовта, но не надолго; когда Юрій уѣхалъ въ Москву просить Василія Димитріевича о помощи, Витовтъ подступилъ къ Смоленску и овладѣлъ имъ окончательно съ помощію тамошнихъ бояръ. Но одного Смоленска было мало Витовту: онъ обратилъ свои властолюбивые виды на Новгородъ Великій и на самую Москву. Принявши въ свое покровительство изгнаннаго Тохтамыша, онъ взялся доставить ему Золотую Орду съ условіемъ, чтобъ тотъ помогъ ему овладѣть Москвою. Но возвратить Тохтамышу престолъ ордынскій Витовту не удалось, потому что онъ потерпѣлъ страшное пораженіе отъ Эдигея на берегахъ Ворсклы въ 1399 году. Отдохнувши отъ этого пораженія, Витовтъ напалъ на Псковскую область; Новгородцы и Псковичи послали просить помощи въ Москву, и Василій Димитріевичъ объявилъ войну тестю; три раза полки московскіе сходились съ литовскими, но битвы не было, потому что и Витовтъ и Василій отличались одинаковою осторожностію. Витовтъ былъ такимъ образомъ удержанъ отъ дальнѣйшихъ замысловъ на восточную Россію; рѣка Угра, на которой встрѣтился онъ въ послѣдній разъ съ великимъ княземъ москов/с. 62/скимъ, назначена была границею между литовскими и московскими владѣніями, такъ эта граница была близка отъ Москвы! Но здѣсь былъ послѣдній предѣлъ распространенія литовскихъ владѣній въ русскихъ областяхъ.

Василій Димитріевичъ умеръ въ 1425 году. Главными совѣтниками его были: сначала бояринъ Ѳедоръ Андреевичъ Кошка, а потомъ сынъ его Иванъ.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 59-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.