Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА XXXVI.
Царствованіе Ѳеодора Алексѣевича.

1. Перемѣны при дворѣ въ началѣ царствованія. Новый царь, воспитанникъ Симеона Полоцкаго, былъ очень хорошо, по тогдашнему времени, образованъ, но ему было только 14 лѣтъ и притомъ онъ имѣлъ очень слабое здоровье. Рождался вопросъ, кому владѣть довѣренностію царя; начались движенія партій. Самымъ довѣреннымъ лицомъ при царѣ Алексѣѣ, какъ мы видѣли, былъ Матвѣевъ: но Матвѣевъ былъ самый близкій человѣкъ къ мачихѣ царской, царицѣ Натальѣ Кирилловнѣ и ея сыну, царевичу Петру; поэтому Матвѣевъ былъ ненавистенъ родственникамъ первой жены царя Алексѣя, Милославскимъ и друзьямъ ихъ; теперь, когда вступилъ на престолъ сынъ Милославской, Милославскіе и друзья ихъ воспользовались своимъ временемъ, чтобъ низвергнуть Матвѣева; его обвинили въ чернокнижіи, въ нерадѣніи о здоровьѣ царскомъ, и сослали сперва въ Казань, а оттуда въ Пустозерскъ, лишивши имѣнія и боярства. Тщетно старикъ писалъ къ царю и вельможамъ оправдательныя и /с. 224/ умилостивительныя письма, въ которыхъ сравнивалъ свою участь съ участью Велисарія и умолялъ Ѳеодора уподобиться добротою императору Титу, жаловался, что его осудили безъ суда, не дали очной ставки съ обвинителями, что ему съ сыномъ и хлѣба на двѣ деньги купить негдѣ въ Пустозерскѣ; только въ концѣ царствованія участь его была облегчена: его перевели изъ Пустозерска въ городъ Лухъ и возвратили ему одну вотчину. Тогда же и умирающаго Никона позволено было перевезти съ Бѣлаго озера въ Воскресенскій монастырь; но онъ умеръ на дорогѣ въ Ярославлѣ. Но не Милославскимъ удалось занять самое видное мѣсто въ царствованіе Ѳеодора: это мѣсто заняли Языковъ и Лихачевъ.

2. Война и перемиріе съ Турками. Во время этихъ придворныхъ перемѣнъ, на югѣ продолжалась война съ Дорошенкомъ, противъ котораго подъ Чигиринъ отправились въ 1676 году князь Григорій Ромодановскій и гетманъ Саймоловичъ. Дорошенко, видя невозможность защищаться противъ нихъ, сдалъ Чигиринъ и отказался отъ гетманства. Но этимъ дѣло не кончилось, потому что Турки не хотѣли выпускать изъ рукъ своихъ Украйны. Въ августѣ 1677 года сорокатысячное турецкое войско осадило Чигиринъ, осажденные оборонялись отчаянно, а между тѣмъ къ нимъ на выручку спѣшили князь Ромодановскій и гетманъ Самойловичъ; Турки и Татары не могли помѣшать имъ переправиться черезъ Днѣпръ и, поражаемые съ одной стороны этими войсками, а съ другой осажденными, ушли отъ Чигирина. Въ іюлѣ слѣдующаго года вдвое большее число Турокъ опять осадило Чигиринъ; опять пошли къ нему на выручку Ромодановскій и Самойловичъ, но на этотъ разъ не могли помѣшать Туркамъ истребить Чигиринъ подкопами. Наконецъ въ началѣ 1681 года заключено было съ Турками и Татарами двадцатилѣтнее перемиріе, по которому Россія уступила Туркамъ западную Украйну, прежнія владѣнія Дорошенки, представлявшія пустыню.

3. Уничтоженіе мѣстничества. Послѣ чигиринскихъ походовъ, кончившихся не такъ, какъ бы хотѣлось, возникъ вопросъ о преобразованіи войска. Мы видѣли, что еще въ царствованіе Михаила Ѳеодоровича не только были приглашены иностранцы въ русскую военную службу, но изъ русскихъ людей были составлены полки, обученные иностранному строю; теперь же возникъ вопросъ о необходимости преобразованія въ цѣломъ составѣ русскаго войска. Въ началѣ 1682 года царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ поручилъ разсмотрѣніе этого вопроса князю Василію Васильевичу Голицыну и выборнымъ изъ военныхъ чиновъ. Выборные объявили, что, по ихъ мнѣнію, надобно раздѣлить полки не по прежнему на сотни, а на роты, /с. 225/ полкъ долженъ состоять изъ 6 ротъ, каждая рота изъ 60 человѣкъ, вмѣсто сотенныхъ головъ выбрать ротмистровъ и поручиковъ, которымъ между собою не мѣстничаться. Тутъ же выборные объявили, что необходимо уничтожить мѣстничество не только въ ратныхъ, но и въ посольскихъ и всякихъ дѣлахъ, чтобъ всякій отъ великаго до малаго чина былъ безпрекословно на томъ мѣстѣ, которое ему госусударь укажетъ. 12 января былъ созванъ соборъ изъ знатнаго духовенства и членовъ думы, на которомъ прочли мнѣніе выборныхъ, и царь объявилъ, что самъ дьяволъ посѣялъ среди русскихъ людей мѣстничество, отъ котораго во всякихъ дѣлахъ была большая пагуба, а ратнымъ людямъ въ битвахъ пораженіе, что дѣдъ его, отецъ и самъ онъ много заботились объ искорененіи этого зла, и спросилъ: «отмѣнить ли, по челобитью выборныхъ, мѣстничество, или оставить его по прежнему?» Патріархъ Іоакимъ отвѣчалъ, что мѣстничество есть источникъ всякаго зла, и потому онъ со всѣмъ духовенствомъ не знаетъ какъ благодарить государя за намѣреніе искоренить его; свѣтскіе члены собора объявили, что согласны съ патріархомъ; тогда государь велѣлъ принести разрядныя книги и сказалъ: «Для совершеннаго искорененія и вѣчнаго забвенія всѣ просьбы и записки по мѣстничеству приказываемъ предать огню». Присутствующіе сказали: «Да погибнетъ въ огнѣ это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее мѣстничество и впередъ да не вспомнится во вѣки!» Книги были тутъ же сожжены. Послѣ этого государь объявилъ, что прикажетъ составить нѣсколько родословныхъ книгъ, въ которыя внесутся фамиліи, смотря по ихъ знатности.

4. Славяно-Греко-Латинская Академія. Къ царствованію же Ѳеодора относится состояніе проекта высшаго училища или академіи. Монахъ Тимофей, возвратившись изъ Греціи, разсказалъ царю о жалкомъ положеніи, православной церкви на Востокѣ, происходящемъ отъ недостатка образованія; тогда Ѳеодоръ призналъ необходимымъ поддержать православіе на Руси распространеніемъ просвѣщенія; учреждено было училище, гдѣ собрано 30 человѣкъ дѣтей изо всѣхъ сословій; царь писалъ къ патріархамъ, чтобъ прислали въ Москву учителей, искусныхъ въ греческомъ и латинскомъ языкахъ, и въ наукахъ, особенно же твердыхъ въ православіи; ему хотѣлось, чтобъ это училище объемомъ преподаванія равнялось другимъ европейскимъ академіямъ. Написанъ былъ уставъ для Академіи, въ которомъ царь говоритъ, что онъ, подобно Соломону, вступивъ юношею на престолъ, ни о чемъ не хочетъ такъ заботиться, какъ о мудрости, царскихъ должностей родительницѣ, всякихъ благъ изобрѣтательницѣ и совершительницѣ. Начальникъ академіи, или блюститель, /с. 226/ и учители могли быть только Русскіе или Греки, и послѣдніе должны были имѣть отъ патріарховъ свидѣтельство въ православіи. Въ ученики Академіи могли вступать люди всѣхъ сословій и возрастовъ; никто не смѣлъ держать домашнихъ учителей иностранныхъ языковъ, но могъ если хотѣлъ, посылать дѣтей своихъ въ Академію; ученики, съ успѣхомъ окончившіе свое воспитаніе въ Академіи, жаловались въ приличные чины и, какъ мудрые, пользовались особенною царскою милостію. Всѣ ученые иностранцы, пріѣзжавшіе въ Россію, подвергались испытанію въ Академіи, и только вслѣдствіе одобренія ея принимались въ службу. Академія должна была смотрѣть, чтобъ иновѣрцы не распространяли своихъ ученій между православными, блюститель смотрѣлъ за поведеніемъ всѣхъ иностранцевъ, обратившихся въ православіе; блюститель и учителя наблюдали, чтобъ ни у кого не было запрещенныхъ церковію книгъ; всякій, улиленный въ хулѣ на православную вѣру, отдавался на судъ блюстителю и учителямъ, и если обвиненіе оказывалось вѣрнымъ, то преступникъ подвергался сожженію. — Такимъ образомъ новая московская Академія, не смотря на то, что не была училищемъ духовнымъ, а всенароднымъ, учреждалась однако въ видахъ церковныхъ, должна была служить церкви, охранять православіе отъ иновѣрныхъ ученій.

Царь Ѳеодоръ въ 1681 году лишился сына и жены (Агафіи Семеновны Грушецкой); не смотря на слабое здоровье царя, Языковъ убѣдилъ его вступить во второй бракъ съ Марѳою Матвѣевною Апраксиной въ февралѣ 1682 года, но послѣ свадьбы болѣзнь Ѳеодора усилилась, и онъ скончался 27 апрѣля того же года.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 223-226.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.