Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА XLVI.
Царствованіе Петра III Ѳеодоровича.

Это кратковременное царствованіе особенно замѣчательно двумя постановленіями о правахъ дворянства и объ уничтоженіи Тайной канцеляріи. Въ февралѣ 1762 года изданъ былъ манифестъ, въ которомъ говорилось, что при Петрѣ Великомъ и его преемникахъ нужно было принуждать дворянъ служить и учиться, отъ чего произошла большая польза, истреблено нерадѣніе къ пользѣ общей, невѣжество; знаніе и прилежаніе къ службѣ умножили искусныхъ и храбрыхъ генераловъ, также людей свѣдущихъ въ гражданскихъ и политическихъ дѣлахъ, благородныя мысли вкоренили въ сердцахъ патріотовъ безпредѣльную вѣрность и любовь къ государю и великое усердіе къ службѣ: «и потому, заключаетъ императоръ, мы не находимъ той необходимости въ принужденіи къ службѣ, какое до сихъ поръ потребно было». Чрезъ нѣсколько дней изданъ былъ другой манифестъ объ уничтоженіи Тайной розыскной канцеляріи. Канцелярія эта получила начало при Петрѣ Великомъ для розысковъ о государственныхъ преступленіяхъ, когда шла самая сильная борьба между старымъ и новымъ порядкомъ вещей, когда приверженцы старины не щадили преобразователя, возбуждали къ нему ненависть распространеніемъ въ народѣ самыхъ нелѣпыхъ противъ него выдумокъ. Но при этомъ, вмѣстѣ съ дѣйствительными преступниками, розыску (пыткѣ) подвергались люди простые, солдаты, крестьяне, передавшіе какой-нибудь слухъ, въ сердцахъ не подумавшіе о комъ и о чемъ идетъ рѣчь, не привыкшіе, особенно въ пьяномъ видѣ, удерживаться отъ бранныхъ выраженій; приводились въ канцелярію и люди невинные, на которыхъ донесено было по злобѣ; кле/с. 312/ветники подвергались такому же наказанію, какое ожидало обвиненныхъ, если бы вина была доказана; но это не прекращало ложныхъ доносовъ. Въ царствованіе императрицы Анны чрезъ Тайную канцелярію прошелъ цѣлый рядъ священниковъ, позабывшихъ отслужить молебны и обѣдни въ царскіе дни: всѣ они были разстрижены, биты кнутомъ и сосланы въ Сибирь. Въ манифестѣ Петра III говорилось: «Всѣмъ извѣстно, что къ учрежденію Тайной канцеляріи побудили Петра Великаго тогдашнихъ временъ обстоятельства и не исправленные еще въ народѣ нравы. Съ того времени годъ отъ году меньше становилось надобностей въ такихъ канцеляріяхъ; но такъ какъ Тайная канцелярія все оставалась въ своей силѣ, то злымъ людямъ подавался способъ или ложными затѣями протягивать въ даль заслуженныя наказанія, или клеветать на своихъ начальниковъ и непріятелей. Поэтому Тайная канцелярія уничтожается навсегда, ненавистное выраженіе: «слово и дѣло» (произносимое обыкновенно доносчиками) не должно значить ничего. Доносы по первому и второму пункту представляются въ ближайшее судебное мѣсто или къ ближнему военному командиру; доносы преступниковъ не выслушиваются; тѣхъ, на кототорыхъ донесено безъ свидѣтелей и письменныхъ доказательствъ, подъ караулъ не брать и подозрительными не почитать прежде разсмотрѣнія дѣла». Въ столицѣ вѣдѣніе дѣлъ по первымъ двумъ пунктамъ императоръ предоставилъ себѣ, чтобы показать примѣръ, «какъ должно кротостію изслѣдованія, а не кровопролитіемъ истину отдѣлять отъ клеветы и коварства».

Велѣно было также прекратить изслѣдованія о раскольникахъ-самосожигателяхъ; изданъ указъ о защитѣ раскольниковъ отъ обидъ. Раскольникамъ, бѣжавшимъ въ Польшу и другія заграничныя мѣста, позволено было возвратиться; имъ отведены были для поселенія земли въ Сибири и запрещено ихъ преслѣдовать, «ибо, говоритъ указъ, внутри всероссійской имперіи и иновѣрные, яко магометане и идолопоклонники состоятъ, а тѣ раскольники христіане, точію въ единомъ застарѣломъ суевѣріи и упрямствѣ состоятъ, что отвращать должно не принужденіемъ и огорченіемъ ихъ, отъ котораго они бѣгая за границу, въ томъ же состояніи множественнымъ числомъ проживаютъ безполезно».

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ крестьяне, побуждаемые ложными слухами, вышли изъ повиновенія помѣщикамъ, изданъ былъ манифестъ о прощеніи этихъ крестьянъ, если принесутъ раскаяніе и о наказаніи разсѣвателей ложныхъ слуховъ. Опальные прежняго царствованія были возвращены изъ ссылки; въ большой милости при дворѣ явился знаменитый Минихъ, въ которомъ несчастія и лѣта не ослабили энергіи и честолюбія.

/с. 313/ Что касается внѣшнихъ отношеній, то Петръ III, питая неограниченное уваженіе къ Фридриху II, тотчасъ по вступленіи своемъ на престолъ поспѣшилъ прекратить войну съ Пруссіею, отказался отъ всѣхъ завоеваній, велѣлъ русскимъ войскамъ, стоявшимъ въ Помераніи, сдать свои магазины Прусакамъ, послалъ вспоможеніе жителямъ Пруссіи, разореннымъ русскими войсками; заключенъ былъ тѣсный союзъ между Россіею и Пруссіею. Окончивъ войну съ Фридрихомъ II, Петръ III хотѣлъ немедленно же начать войну съ Даніею вслѣдствіе давней вражды между этою державою и герцогствомъ Голштинскимъ.

Окончаніе одной войны безъ всякой пользы для Россіи, вслѣдствіе личнаго расположенія; приготовленія къ другой войнѣ, не обѣщавшей для Россіи никакихъ выгодъ, начинаемой изъ личной вражды; поклоненіе Фридриху II и всему прусскому; преимущества, оказываемыя голштинскимъ войскамъ, и вообще иностранцамъ, возбуждали неудовольствіе, которое увеличивалось вслѣдствіе нерасположенія Петра III къ супругѣ своей, Екатеринѣ Алексѣевнѣ, умѣвшей пріобрѣсть уваженіе и любовь своими блестящими способностями, развитыми образованіемъ, и своею преданностію русскимъ интересамъ. 28 іюня 1762 года вспыхнуло возстаніе; Екатерина была провозглашена императрицею; Петръ, послѣ неудавшейся попытки къ сопротивленію, отрекся отъ престола въ пользу супруги своей, и скоро потомъ смерть постигла его въ загородномъ дворцѣ, 6 іюля, на 35 году отъ рожденія.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 311-313.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.