Церковный календарь
Новости


2018-11-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 6-я (1922)
2018-11-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 5-я (1922)
2018-11-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 117-й (1899)
2018-11-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 115-й (1899)
2018-11-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О Зарубежномъ церковн. законодательствѣ (1996)
2018-11-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Сомнит. православіе группы митр. Кипріана (1996)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Исторія Россіи

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)

Сергѣй Михайловичъ Соловьевъ (1820-1879), выдающійся русскій историкъ, академикъ (1872). Родился 5 (18) мая 1820 г. въ семьѣ московскаго священника. Учился въ Московскомъ университетѣ (1838-1842), по окончаніи котораго въ качествѣ домашняго учителя дѣтей графа А. П. Строганова въ 1842-1844 г. побывалъ за границей, гдѣ слушалъ лекціи нѣмецкихъ и французскихъ историковъ и философовъ въ Берлинѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Съ 1845 г. приступилъ къ чтенію курса русской исторіи въ Московскомъ университетѣ, защитилъ магистерскую диссертацію «Отношеніе Новгорода къ великимъ князьямъ», а въ 1847 г. докторскую — «Исторія отношеній между русскими князьями Рюрикова дома». Съ 1847 г. — профессоръ Московскаго университета. Авторъ множества историческихъ работъ («Исторія паденія Польши», 1863; «Императоръ Александръ I. Политика, дипломатія», 1877; «Публичныя чтенія о Петрѣ Великомъ», 1872 и др.). Главный трудъ — «Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ» (29 т., 1851-1879), въ которомъ на основѣ огромнаго количества историческихъ источниковъ ученый обосновалъ новую концепцію отечественной исторіи. Ея своеобразіе объяснялъ тремя факторами: «природа страны» (природно-географическія особенности), «природа племени» (этно-культурное своеобразіе русскаго народа) и «ходъ внѣшнихъ событій» (внѣшнеполитическія причины). Въ 1871-1877 г. Соловьевъ занималъ должность ректора Московскаго университета. Въ послѣдніе годы жизни — предсѣдатель «Московскаго общества исторіи и древностей Россійскихъ». Скончался 4 (17) октября 1879 г. Похороненъ въ Москвѣ на территоріи Новодѣвичьяго монастыря.

Сочиненія С. М. Соловьева

С. М. Соловьевъ († 1879 г.)
УЧЕБНАЯ КНИГА РУССКОЙ ИСТОРІИ.
Изданіе 8-е. М., 1880.

ГЛАВА XLIX.
Внутренняя дѣятельность Екатерины II.

1. Общій характеръ и наиболѣе вліятельные люди. Съ самаго вступленія Екатерины II на престолъ обнаружилась сильная внутренняя дѣятельность правительства, какой не бывало со временъ Петра Великаго. Цѣль у Петра и у Екатерины была одна: цивилизовать Россію по образцу, представляемому западными европейскими государствами; но разность въ дѣятельности этихъ двухъ знаменитѣйшихъ государей XVIII вѣка состояла въ томъ, что Петръ, находя то, другое, третье не хорошимъ въ Россіи, лучше на западѣ Европы, прямо переносилъ это лучшее по его мнѣнію на русскую почву; одно принималось легко на этой почвѣ, другое принималось съ большимъ трудомъ, требуя новыхъ болѣе благопріятныхъ для себя условій, иное вовсе не принималось на почвѣ для него неудобной, не приготовленной исторіею. Екатерина же II въ своей преобразовательной дѣятельности руководилась преимущественно началами, добытыми въ ее время европейскою наукою, при чемъ постоянно справлялась, что возможно для Россіи, по ея особеннымъ условіямъ. На долю Петра выпала первоначальная, черная, самая трудная работа: онъ встрѣчалъ сильное противодѣйствіе не только въ привычкахъ, но и во взглядѣ русскихъ людей на его дѣло. Но прошло полвѣка, привычекъ очень много оставалось старыхъ, но взгляды, особенно въ верхнихъ слояхъ общества, измѣнились вслѣдствіе вліянія той же науки и литературы западной; нравы смягчались и потому правительству легче было проводить свои планы, чѣмъ при Петрѣ и его ближайшихъ преемникахъ, когда общество было такъ еще мало приготовлено къ принятію новаго, /с. 344/ хотя и сильно чувствовало несостоятельность стараго. — Наиболѣе вліятельными людьми въ царствованіе Екатерины II были: въ началѣ царствованія братья Орловы, князь Григорій Григорьевичъ и графъ Алексѣй Григорьевичъ Чесменскій. Внѣшними сношеніями завѣдывалъ графъ Никита Ив. Панинъ; но кромѣ внѣшнихъ сношеній ни одинъ изъ важныхъ внутреннихъ вопросовъ не рѣшался безъ Панина; онъ же былъ воспитателемъ наслѣдника престола, великаго князя Павла Петровича. Панинъ держался Сѣвернаго союза, и значеніе его начало ослабѣвать съ тѣхъ поръ, какъ императрица нашла нужнымъ перемѣнить политику и сблизиться съ Австріею по дѣламъ Турецкимъ. Въ это время усиливается значеніе князя Григорія Александроврча Потемкина-Таврическаго, который обращалъ вниманіе преимущественно на югъ. Въ концѣ царствованія самымъ вліятельнымъ лицомъ былъ князь Зубовъ, а внѣшними сношеніями завѣдывали Безбородко и Марковъ. — Изъ генералъ-прокуроровъ Екатерининскаго времени всѣхъ замѣчательнѣе былъ князь Вяземскій; изъ лицъ духовныхъ — московкій митрополитъ Платонъ.

2. Наказъ къ сочиненію новаго Уложенія. Мы видѣли, что ни при Петрѣ, ни послѣ Петра никакъ не могли сочинить новаго Уложенія. Екатерина II, по ея собственнымъ словамъ, «въ первые три года своего царствованія узнала, что великое помѣшательство въ судѣ и расправѣ, слѣдовательно и въ правосудіи, составляетъ недостатокъ во многихъ случаяхъ узаконеній, въ другихъ же великое число оныхъ, по разнымъ временамъ выданныхъ, также несовершенное различеніе между непремѣнными и временными законами и, паче всего, что чрезъ долгое время и частыя перемѣны разумъ, въ которомъ прежнія гражданскія узаконенія составлены были, нынѣ многимъ совсѣмъ неизвѣстенъ сдѣлался; при томъ же и странные толки (пристрастныя толкованія) часто затмѣвали прямой разумъ многихъ законовъ; сверхъ того еще умножала затрудненія разница тогдашнихъ временъ и обычаевъ, несходныхъ вовсе съ нынѣшними». Чтобъ устранить этотъ недостатокъ, Екатерина со втораго года своего царствованія начала готовить наказъ или руководство къ сочиненію проекта новаго уложенія. Въ декабрѣ 1766 года объявлено было манифестомъ о намѣреніи императрицы учредить въ слѣдующемъ году въ Москвѣ коммиссію для сочиненія этого проекта. Депутатовъ въ коммиссіи велѣно было выслать изъ сената, синода, всѣхъ коллегій и канцелярій по одному; отъ каждаго уѣзда, гдѣ есть дворянство, по одному; отъ жителей каждаго города по одному; отъ однодворцевъ каждой провинціи по одному; отъ пѣхотныхъ солдатъ и разныхъ службъ служивыхъ людей и прочихъ, ландмилицію содержавшихъ, отъ каждой провинціи по /с. 345/ одному депутату: отъ государственныхъ крестьянъ изъ каждой провинціи по одному; отъ некочующихъ народовъ, какаго бы они закона ни были, крещеныхъ или некрещеныхъ, отъ каждаго народа съ каждой провинціи по одному депутату; опредѣленіе числа депутатовъ козацкихъ войскъ возложено на высшихъ командировъ ихъ. Каждый депутатъ получалъ отъ своихъ избирателей полномочіе и наказъ о нуждахъ и требованіяхъ ихъ общества, сочиненный, по выбору, пятью избирателями. 30 іюля 1767 года послѣдовало открытіе Коммиссіи.

Наказъ Коммиссіи составленъ былъ Екатериною подъ вліяніемъ положеній современной европейской науки; преимущественно Екатерина пользовалась знаменитымъ сочиненіемъ Беккаріа «О преступленіяхъ и наказаніяхъ» и Монтескье «Духъ Законовъ». Въ Наказѣ говорится объ общихъ обязанностяхъ человѣка какъ гражданина, и о томъ, что лучшіе законы для государства суть тѣ, которые соотвѣтствуютъ его естественному положенію и сообразны съ нравами народа. Изъ естественнаго положенія Россійскаго государства выведено, что для него всякое правленіе, кромѣ монархическаго самодержавнаго, не только было бы вредно, но и въ конецъ разорительно. «Равенство всѣхъ гражданъ состоитъ въ томъ, чтобы всѣ подчинены были одинакимъ законамъ; вольность есть право дѣлать все то, что законы дозволяютъ. Весьма худая та политика, которая передѣлываетъ то законами, чтó надлежитъ перемѣнять обычаями; есть способы, перемѣну обычаевъ вводящіе: къ сему служатъ примѣры (такъ во второй половинѣ XVIII вѣка отвергнутъ способъ дѣйствія, господствовавшій въ началѣ вѣка; Петръ закономъ вводилъ перемѣну обычаевъ). Послабленіе состоитъ въ ненаказаніи преступленія, а не въ умѣренности наказанія. Послѣдуемъ природѣ, давшей человѣку стыдъ вмѣсто бича, и пускай самая большая часть наказанія будетъ безчестіе, въ претерпѣніи наказанія заключающееся. И если гдѣ сыщется такая область, въ которой бы стыдъ не былъ слѣдствіемъ казни, то сему причиною мучительское владѣніе, которое налагало тѣ же наказанія на людей беззаконныхъ и добродѣтельныхъ. А ежели другая найдется страна, гдѣ люди инако не воздерживаются отъ пороковъ, какъ только суровыми казнями: опять вѣдайте, что сіе проистекаетъ отъ насильства правленія, которое установило сіи казни за малыя погрѣшности. Часто законодавецъ, хотящій уврачевать зло, не мыслитъ болѣе ни о чемъ, какъ о семъ уврачеваніи, не смотритъ на худыя отсюда слѣдствѣ: порокъ въ общенародіи остается, отъ жестокости наказанія произрастшій; умы народа испортились, они пріобыкли къ насильству. Всѣ наказанія, которыми тѣло человѣческое изуродовать можно, должно отмѣнить. Употребленіе пытки противно здравому естественному разсужденію. Пытка есть /с. 346/ надежное средство осудить невиннаго, имѣющаго слабое сложеніе, и оправдать беззаконнаго, на силы и крѣпость свою уповающаго. Дѣлать присягу чрезъ частое употребленіе весьма общею не что иное есть какъ разрушать силу ея. Хотите ли предупредить преступленіе? Сдѣлайте, чтобъ законы меньше благодѣтельствовали разнымъ между гражданами чинамъ, нежели всякому особо гражданину. Сдѣлайте, чтобъ люди боялись законовъ, и ничего бы кромѣ ихъ не боялись. Хотите ли предупредить преступленія? Сдѣлайте, чтобъ просвѣщеніе распространилось между людьми. Наконецъ самое надежное, но и самое труднѣйшее средство сдѣлать людей лучшими есть приведеніе въ совершенство воспитанія. Въ толь великомъ государствѣ (россійскомъ), распространяющемъ свое владѣніе надъ толь многими разными народами, весьма вредный для спокойства и безопасности гражданъ былъ бы порокъ — запрещеніе имъ различныхъ вѣръ. Нѣтъ подлинно инаго средства, кромѣ разумнаго иныхъ законовъ дозволенія, православною нашею вѣрою и политикою не отвергаемаго, которымъ бы можно всѣхъ заблудшихъ овецъ паки привести къ истинному вѣрныхъ стаду. Гоненіе умы раздражаетъ, а дозволеніе вѣрить по своему закону умягчаетъ самыя жестоковыйныя сердца и отводитъ ихъ отъ заматорѣлаго упорства, утушая споры ихъ, противные тишинѣ государства и соединенію гражданъ».

И эта Коммиссія не сочинила Уложенія; но о пользѣ ея говоритъ Екатерина слѣдующее: «Коммиссія Уложенія подала мнѣ свѣтъ и свѣдѣніе о всей Имперіи, съ кѣмъ дѣло имѣемъ и о комъ пещись должно. Она всѣ части закона собрала и разобрала по матеріямъ, и болѣе того бы сдѣлала, ежели бы Турецкая война не началась. Тогда распущены были депутаты и военные поѣхали въ армію. Наказъ Коммиссіи ввелъ единство въ правила и въ разсужденія, не въ примѣръ болѣе прежняго. Стали многіе о цвѣтахъ судить по цвѣтамъ, а не яко слѣпые о цвѣтахъ. По крайней мѣрѣ стали знать волю законодавца и по оной поступать». Лучшимъ доказательствомъ послѣдняго служило то, что Тайная Експедиція, учрежденная вмѣсто прежней Тайной Концеляріи, дѣйствовала совершенно въ другомъ духѣ, преслѣдованія за слова прекратились.

3. Обращеніе къ сенату; указъ о взяточничествѣ; новые штаты. Ордена. Провозглашая, что примѣръ есть самое лучшее средство для перемѣны нравовъ и обычаевъ къ лучшему, императрица въ 1763 году обратилась къ сенаторамъ съ слѣдующимъ указомъ: «Я не могу сказать, чтобъ вы не имѣли патріотическаго попеченія о пользѣ моей и о пользѣ общей; но съ соболѣзнованіемъ должна вамъ сказать и то, что не съ такимъ успѣхомъ /с. 347/ дѣла къ концу своему приходятъ, съ какимъ желательно. Причины состоятъ въ томъ, что присутствующіе въ сенатѣ имѣютъ междоусобныя несогласія, вражду и ненависть, и одинъ другаго дѣлъ не терпитъ, а потому и раздѣляются на партіи и стараются изыскать одинъ другому причины огорчительныя». — Екатерина съ перваго дня своего восшествія на престолъ должна была вооружиться противъ закоренѣлаго обычая взяточничества: 18 іюля 1762 года она уже издала слѣдующій указъ: «За долгъ себѣ вмѣняемъ непреложный и непремѣнный объявить въ народъ, съ истиннымъ сокрушеніемъ сердца нашего, что мы уже отъ давняго времени слышали довольно, а нынѣ и дѣломъ самымъ увидѣли, до какой степени въ государствѣ нашемъ лихоимство возрасло, такъ что едва малое самое мѣсто правительства, въ которомъ бы божественное сіе дѣйствіе, судъ безъ зараженія сей язвы отправлялся: ищетъ ли кто мѣста — платитъ; защищается ли кто отъ клеветы — обороняется деньгами; клевещетъ ли на кого кто — всѣ происки свои хитрые подкрѣпляетъ дарами. Многіе судящіе, освященное свое мѣсто, въ которомъ они именемъ Вышняго должны показывать правосудіе, въ торжище превращаютъ, вмѣняя себѣ ввѣренное отъ насъ званіе судіи безкорыстнаго и нелицепріятнаго за пожалованный будто имъ доходъ въ поправленіе дома своего, а не за службу, приносимую Богу, намъ и отечеству. Сердце наше содрогнулось, когда мы услышали, что новгородской губернской канцеляріи регистраторъ, приводя нынѣ къ присягѣ намъ въ вѣрности бѣдныхъ людей, бралъ и за то съ каждаго себѣ деньги». — Какъ средство противъ взяточничества были установлены новые штаты въ 1763 году; въ манифестѣ по этому случаю императрица говоритъ что прежде «люди не только съ нѣкоторымъ достаткомъ, но ниже имѣя дневное пропитаніе, отсылались къ дѣламъ, не получая притомъ никакого жалованья, какъ бы неимущіе въ богадѣльню, для одного только пропитанія, а не для исправленія дѣлъ; и по истинѣ сказать, казалось, что всякій живетъ только для себя, не помышляя о добрѣ общемъ». Для награды за военные подвиги учрежденъ былъ орденъ св. Георгія, за гражданскіе св. Владиміра. Ордена эти отличались отъ прежнихъ тѣмъ, что раздѣлялись на степени, и потому могли быть доступны не однимъ высшимъ сановникамъ.

4. Учрежденія для управленія губерній. Въ 1755 году обнародованы «Учрежденія для управленія губерній»; причины новыхъ учрежденій были высказаны правительствомъ слѣдующія: «по великой обширности нѣкоторыхъ губерній оныя недостаточно снабжены какъ правительствами, такъ и надобными для управленія людьми; въ одномъ и томъ же мѣстѣ, гдѣ вѣдомо правленіе губерніи, и казен/с. 348/ные доходы, и счеты обще съ благочиніемъ или полиціею, и сверхъ того еще уголовныя дѣла и гражданскіе суды отправляются». — Теперь судебныя мѣста были отдѣлены отъ правленій губернскихъ и мѣстъ, завѣдывавшихъ финансами; судъ гражданскій отдѣленъ отъ уголовнаго. Въ каждомъ уѣздѣ установлены уѣздные суды для дворянъ; городовые магистраты для средняго сословія, нижнія расправы для однодворцевъ и государственныхъ крестьянъ, казначейства для сбора и храненія доходовъ, нижніе земскіе суды для полиціи. Для повѣрки и перенесенія дѣлъ по жалобамъ надъ этими низшими мѣстами въ каждомъ губернскомъ городѣ были высшія: верхній земскій судъ, губернскій магистратъ, верхняя расправа. Кромѣ того въ губернскихъ городахъ явились три палаты: уголовная для дѣлъ уголовныхъ всѣхъ сословій; гражданская для дѣлъ гражданскихъ; казенная для финансовъ. Губернское правленіе сосредоточивало въ себѣ власть исполнительную и полицейскую. Для дѣлъ уголовныхъ особаго рода и для полюбовнаго рѣшенія тяжбъ учреждены въ губернскихъ городахъ совѣстные суды. Для попеченія о вдовахъ и сиротахъ дворянскихъ и купеческихъ установлены дворянскія опеки и сиротскіе суды; для устройства школъ; богадѣленъ и сиротскихъ домовъ — приказы общественнаго призрѣнія.

Россія раздѣлена была на 50 губерній, и при этомъ новомъ раздѣленіи не было обращено никакого вниманія ни на прежнее историческое дѣленіе, ни на пространство, а только на количество народонаселенія: велѣно было раздѣлить такъ, чтобы каждая губернія заключала въ себѣ отъ 300 до 400 тысячъ жителей съ подраздѣленіемъ на уѣзды въ 20 и 30,000 душъ. Двѣ, иногда три губерніи ввѣрялись главному управленію генералъ-губернатора или намѣстника, губернаторы и вице-губернаторы назначались императрицею; предсѣдателей губернскихъ мѣстъ и чиновниковъ, завѣдывавшихъ казенными доходами, избиралъ сенатъ; остальныя лица избирались частію губернскимъ правленіемъ, частію дворянствомъ и купечествомъ. Новое учрежденіе, какъ сопряженное съ большими трудностями, вводилось постепенно въ продолженіи 20 лѣтъ. Въ тѣсной связи съ учрежденіями губерній находилось всеобщее обмежеваніе земель, проектъ котораго, какъ мы видѣли, былъ составленъ еще при императрицѣ Елисаветѣ. Екатерина въ первые годы царствованія составила новыя правила, вслѣдствіе которыхъ приведены были въ извѣстность главныя, наиболѣе заселенныя земли имперіи. /с. 349/

5. Финансы. Въ 1768 году учрежденъ былъ ассигнаціонный банкъ съ капиталомъ въ милліонъ рублей золотомъ и серебромъ; банкъ этотъ выпустилъ сначала такую же сумму билетовъ, подъ именемъ ассигнацій; ассигнаціи должны были приниматься во всѣ платежи казенные и частные. Вторая Турецкая война нанесла сильный ударъ русскимъ финансамъ, при трехлѣтнемъ голодѣ въ Бѣлоруссіи и Украйнѣ, при необходимости дѣлать закупки хлѣба для арміи въ Польшѣ, отъ чего большое количество звонкой монеты ушло изъ имперіи; количество ассигнацій было увеличено, и онѣ упали въ цѣнѣ, такъ что въ 1795 году ассигнаціонный рубль равнялся только 68 копейкамъ серебромъ. — Вмѣсто кредитныхъ установленій императрицы Елисаветы, дворянскаго и коммерческаго банковъ, учрежденъ былъ при Екатеринѣ государственный заемный банкъ съ капиталомъ въ 33 милліона, съ ссудою за 5 процентовъ, съ разложеніемъ уплаты на 20 лѣтъ для дворянъ и на 22 года для городскихъ обывателей.

6. Дворянство. Права, данныя дворянству Петромъ III, были подтверждены; кромѣ того въ грамотѣ, данной этому сословію Екатериною въ 1785 году, постановлено, что дворянинъ ни въ какомъ случаѣ не лишается своего званія, кромѣ судебнаго обвиненія въ извѣстныхъ преступленіяхъ, передаетъ его женѣ и дѣтямъ, судится только равными себѣ, свободенъ отъ тѣлеснаго наказанія, не платитъ лично никакихъ податей и владѣетъ всѣмъ, что находится въ его имѣніи, какъ неотъемлемою собственностію. Дворянству дано право выбора изъ среды своей въ разныя почетныя областныя должности; установлено для этого въ каждой губерніи дворянское собраніе; присутствовать въ немъ можетъ каждый дворянинъ, но участвовать въ выборахъ можетъ только тотъ, кто въ государственной службѣ достигъ офицерскаго чина: это должно было заставлять дворянина служить.

7. Города. Одновременно съ дворянскою грамотою обнародовано было городовое положеніе, по которому купцы и мѣщане получили право собственнаго суда и управленія и право выборовъ въ извѣстныя должности. Купечество было раздѣлено на три гильдіи: къ первой принадлежали имѣвшіе капиталы не менѣе 10.000 рублей; ко второй имѣвшіе отъ 1000 до 10.000; къ третьей отъ 500 до 1000 рублей; имѣвшіе менѣе 500 рублей названы мѣщанами. При Екатеринѣ было основано слишкомъ 200 городовъ, болѣе по нуждамъ управленія, чѣмъ вслѣдствіе естественнаго развитія торговаго и промышленнаго, почему многіе изъ нихъ потомъ исчезли. Въ концѣ царствованія Екатерины на пространствѣ 300.000 квадратныхъ миль считалось 1200 городовъ.

/с. 350/ Учрежденная въ 1763 году коммиссія для разсмотрѣнія коммерціи россійскаго государства должна была во 1) изыскивать всѣ способы, дабы изъ имперіи больше произведеній россійскихъ въ натурѣ и въ дѣлѣ выпускаемо было; во 2) дабы купечество русское, какъ между собою внутри государства, такъ и у чужестранныхъ кредитъ надежный имѣло. Екатерина велѣла во всѣхъ городахъ завести хлѣбные магазины, «дабы, говорила она, цѣна хлѣба всегда въ моихъ рукахъ была». Относительно промышленности, начиная съ Петра Великаго, господствовала система правительственнаго надзора, учреждены были коллегіи, мануфактурная и горная, которыя именно должны были водворять въ Россіи и совершенствовать различныя отрасли промышленности; при Екатеринѣ II эта система надзора и направленія, даваемаго правительствомъ промышленности, прекратилась; закрылись — сначала бергъ-коллегія, потомъ мануфактуръ-коллегія. Коммерцъ-коллегія потеряла свое значеніе, а въ концѣ царствованія и совершенно закрыта.

8. Сельское народонаселеніе; иностранные колонисты. Въ 1762 году въ нѣкоторыхъ мѣстахъ происходили сильныя волненія между крестьянами на основаніи ложныхъ слуховъ о свободѣ отъ помѣщиковъ; при усмиреніи возставшихъ не обошлось безъ кровопролитія: въ Вяземскомъ уѣздѣ, въ Воскресенскомъ селѣ князей Долгорукихъ, крестьяне собрались до 2000 человѣкъ для сопротивленія военной командѣ, которая должна была стрѣлять изъ пушекъ, и крестьянъ побито было 20 человѣкъ, да не менѣе переранено. Въ началѣ Екатерина была сильно противъ крѣпостнаго права, въ которомъ видѣла явленіе, противное христіанской религіи. Но мысль о необходимости уничтоженія этого права не имѣла отголоска даже въ самыхъ образованныхъ людяхъ; а въ Коммиссіи Уложенія депутаты объявили о необходимости позволить духовенству и купечеству имѣть крѣпостныхъ людей.

Относительно земледѣлія Екатерина въ Наказѣ высказала слѣдующіе взгляды: «Весьма бы нужно было подписать помѣщикамъ закономъ, чтобъ они съ большимъ разсмотрѣніемъ располагали свои поборы, и тѣ бы поборы брали, которые менѣе мужика отлучаютъ отъ его дома и семейства; тѣмъ бы распространилось больше земледѣлія и число бъ народа въ государствѣ умножилось. А нынѣ иной земледѣлецъ лѣтъ пятнадцать дому своего не видитъ, а всякій годъ платитъ помѣщику свой оброкъ, промышляя въ отдаленныхъ отъ своего дома городахъ, бродя по всему почти государству. Не можетъ-быть тамъ ни искусное рукодѣліе, ни твердо основанная торговля, гдѣ земледѣліе въ уничиженіи, или не рачительно произво/с. 351/дится. Земледѣліе есть самый большій трудъ для человѣка; чѣмъ больше климатъ приводитъ человѣка къ избѣжанію сего труда, тѣмъ больше законы къ оному возбуждать должны; земледѣліе есть первый и главный трудъ, къ которому поощрять должно; второе есть рукодѣліе изъ собственнаго произращенія». Въ 1765 году, по ходатайству Григорія Орлова и 15 другихъ «патріотовъ», учреждено «С.-Петербургское Вольное Экономическое Общество» для поощренія полезныхъ знаній въ области экономіи и земледѣлія.

При Екатеринѣ въ пустынныхъ, но плодородныхъ пространствахъ имперіи явилось особаго рода земледѣльческое народонаселеніе — иностранные колонисты. Въ іюлѣ 1763 года учреждена канцелярія опекунства иностранныхъ колонистовъ; изданъ манифестъ о дозволеніи всѣмъ иностранцамъ, въ Россію въѣзжающимъ, поселяться, въ которыхъ губерніяхъ они пожелаютъ. Колонистамъ обѣщаны были деньги на проѣздъ, всевозможныя пособія при обзаведеніи на избранномъ мѣстѣ, безпроцентная ссуда капитала на 10 лѣтъ; они были свободны отъ всякой службы и отъ всякихъ податей на 30 лѣтъ; они могли судиться по своимъ законамъ, свободно исповѣдывать свою вѣру, выбирать своихъ пасторовъ. На первый разъ назначено было 200,000 рублей въ годъ на вспоможеніе колонистамъ. Переселенцы хлынули толпами, преимущественно изъ Пфальца; въ одной Саратовской провинціи поселилось до 10.000 семействъ. Когда движеніе остановилось, то въ 1774 году число колонистовъ простиралось до 26.000 человѣкъ.

9. Уничтоженіе гетманства и Запорожья. Вмѣстѣ съ этимъ населеніемъ степей мирными, трудолюбивыми колонистами, происходило окончательное преобразованіе въ бытѣ старыхъ населенниковъ степей, знаменитыхъ въ нашей исторіи козаковъ. Начальный человѣкъ въ Малороссіи по прежнему носилъ названіе гетмана, чтó прямо указывало на его войсковое значеніе, на историческое значеніе козачества въ этой странѣ. Со времени преобразованія Петра гетманъ потерялъ прежнее значеніе; въ продолженіи нѣкотораго времени его вовсе не было; потомъ явились опять гетманы, но отнюдь не съ прежнимъ значеніемъ; существенной перемѣны отъ появленія гетмана никакой не происходило, страна привыкла мало-по-малу къ этому безразличію: есть ли гетманъ, нѣтъ ли его. При Елисаветѣ назначеніе гетманомъ Кирилла Григорьевича Разумовскаго, человѣка въ Малороссіи неизвѣстнаго, всего лучше показывало, что гетманство здѣсь потеряло прежнее значеніе; при Екатеринѣ II, въ 1764 году, еще при жизни Разумовскаго, гетманство были окончательно уничтожено. Порѣшили и съ знаменитымъ Запорожьемъ. Мы /с. 352/ видѣли, что Сѣчь была взята и разорена войсками Петра Великаго и бывшіе при Мазепѣ Запорожцы должны были бѣжать, поддаться Крымскому хану и основали новую Сѣчь въ Алешкахъ. Въ царствованіе Анны имъ позволено было, по ихъ просьбѣ, возвратиться снова подъ русскую державу на старыя мѣста. Но Запорожцы не долго могли жить при прежнемъ широкомъ раздольѣ своемъ. Степи начали населяться, и вслѣдствіе этого въ 1764 году явилась Новороссійская губернія. Запорожцамъ стало тѣсно, потому что при своихъ промыслахъ-скотоводствѣ и звѣроловствѣ, безъ хлѣбопашества, они имѣли нужду въ огромныхъ пустыхъ пространствахъ. Начались столкновенія и жалобы. Къ тому же, съ возвращеніемъ Запорожцевъ появились разбойники, гайдамаки; предводителями гайдамацкихъ шаекъ были обыкновенно Запорожцы. Между тѣмъ Запорожье не переставало требовать, чтобъ всѣ, вновь населенныя степныя пространства были ему возвращены, т.-е. чтобъ Новая Россія обратилась въ такую же пустыню, какою была до 1740 года. Запорожскіе уполномоченные твердили: «Все это наше было и есть! если къ намъ будутъ посланы землемѣры безъ вѣдома Коша, то хоть и повѣсятъ ихъ, то нечего будетъ взять». Легко понять, какъ могущественное государство должно было отвѣчать на запорожскія требованія и угрозы. Императрица велѣла Потемкину постараться занять Сѣчь и все Запорожье вооруженною рукою, и 5 іюня 1775 года приказъ былъ исполненъ. Запорожье перестало существовать, часть козаковъ успѣла уйти изъ Сѣчи и пробраться въ турецкія владѣнія, гдѣ поддалась султану; оставшимся русское правительство позволило или возвратиться на прежнія мѣста жительства, или жить въ Новой Россіи на правахъ всѣхъ остальныхъ ея жителей. Въ 1783 году изъ нихъ составлено было особое ополченіе подъ именемъ Черноморскихъ козаковъ, а въ 1792 году этому черноморскому войску данъ былъ островъ Фанагорія съ землями между Кубанью, Азовскимъ и Чернымъ моремъ.

10. Мѣры относительно духовенства. При Екатеринѣ II была приведена въ исполненіе мысль Петра Великаго объ отобраніи церковныхъ имѣній. Для этого императрица велѣла учредить особую коммиссію изъ духовныхъ и свѣтскихъ членовъ, подъ собственнымъ своимъ наблюденіемъ. Въ ноябрѣ 1762 года дана инструкція этой коммиссіи, гдѣ между прочимъ говорилось: «Сорокъ лѣтъ тому уже миновало, какъ Петръ Великій составилъ духовный регламентъ, и предпринялъ въ немъ такія правила, которыя бы въ простомъ нашемъ народѣ учрежденіемъ благоразумно воспитанныхъ и обученыхъ священниковъ прямый путь къ исправленію нравовъ открывали. Но къ соболѣзнованію нашему видимъ, что столь многія лѣты уже мино/с. 353/валися, а народъ въ томъ же еще пребываетъ заблужденіи». Въ исходѣ 1763 года въ коммиссію были доставлены описи всѣмъ церковнымъ, монастырскимъ и архіерейскимъ землямъ, вѣдомости о числѣ крестьянъ и количествѣ доходовъ; оказалось крестьянъ 910,866 душъ: между прочимъ Троицкая Лавра владѣла болѣе чѣмъ 120.000 крестьянъ, Кирилловъ Бѣлозерскій монастырь имѣлъ около 35,000. Положено было всѣ эти имѣнія взять изъ духовнаго вѣдомства и поручить такъ называемой Коллегіи экономіи, которая должна была собирать съ крестьянъ по 1 р. 50 коп. въ годъ съ души; отъ этой Коллегіи экономіи происходитъ употребляющееся и до сихъ поръ названіе «экономическихъ крестьянъ». Для монастырей и архіерейскихъ домовъ, раздѣленныхъ на три класса, для ружныхъ церквей и для чиновниковъ синодальнаго вѣдомства составлены были штаты; что же оставалось за этими расходами, опредѣлено на содержаніе духовныхъ училищъ, инвалидныхъ домовъ, госпиталей; бѣлое духовенство освобождено отъ сборовъ деньгами и хлѣбомъ на духовныя училища; отставныхъ военныхъ запрещено отсылать въ монастыри для прокормленія, а назначены имъ для жительства украйные города и пенсіи изъ экономическихъ доходовъ.

Присоединеніе западныхъ русскихъ областей по тремъ раздѣламъ Польши было важнѣйшимъ событіемъ въ исторіи русской церкви. Уніаты толпами начали обращаться въ старое православіе. Поляки, не имѣя возможности препятствовать этому силою, стали внушать, что соединеніе съ русскою имперіею будетъ непродолжительно, что западныя русскія области отойдутъ опять къ Польшѣ; но православное церковное начальство спѣшило разсѣять эти ложныя внушенія, успокоивая жителей, что они не потерпятъ никакой непріятности отъ обращенія къ вѣрѣ предковъ и что вторичное соединеніе ихъ съ Польшею невозможно. Въ два года, отъ 1794 до 1796, болѣе полутора милліона уніатовъ обратилось въ православіе.

11. Мѣры относительно раскола. Соотвѣтственно мыслямъ, высказаннымъ въ Наказѣ о вѣротерпимости, употреблялись кроткія мѣры относительно раскольниковъ: тѣмъ, которые не чуждались православной церкви, готовы были принимать священниковъ, но желали только оставаться при старыхъ обрядахъ и старопечатныхъ книгахъ, дозволено имѣть свои церкви. Особенная раскольничья контора была закрыта, и раскольниковъ велѣно вѣдать въ общихъ управленіяхъ безъ притѣсненія. Въ 1782 году раскольники были освобождены отъ двойнаго оклада, который съ нихъ собирался со временъ Петра Великаго. /с. 354/

12. Мѣры для умноженія и сохраненія народонаселенія. Народонаселеніе имперіи въ концѣ царствованія Екатерины простиралось до 36.000,000. Увеличивали его тѣмъ, что перезывали раскольниковъ, ушедшихъ за польскую границу, призывали иностранныхъ колонистовъ. Въ тоже время употребляли мѣры для его сохраненія. Вмѣсто прежней Петровской медицинской канцеляріи учреждена была 1768 году медицинская коллегія, которой обязанность состояла въ сохраненіи народа посредствомъ врачебной науки, воспитанія русскихъ докторовъ, хирурговъ и аптекарей, въ надзорѣ за исправностію аптекъ; въ Москвѣ былъ департаментъ этой коллегіи. Учреждены были фабрики для хирургическихъ инструментовъ. Каждый городъ обязанъ былъ имѣть городоваго и уѣзднаго врача; русскихъ лѣкарей для этого недоставало, вызвали многихъ изъ Германіи по контракту. Приказы общественнаго призрѣнія имѣли обязанность учреждать народные госпитали и больницы и надзирать за ними, заводить домы для неизлѣчимыхъ больныхъ и умалишенныхъ. Въ 1768 году введено было оспопрививаніе; чтобъ подать добрый примѣръ, императрица привила оспу себѣ и четырнадцати-лѣтнему сыну своему, наслѣднику престола Павлу Петровичу. Ни одинъ лѣкарь, ни одинъ священникъ въ Россіи не противился оспопрививанію, какъ это было въ западной Европѣ. Въ Петербургѣ учрежденъ былъ особый домъ для оспопрививанія; сначала денежными наградами приманивали родителей, чтобы они приносили туда дѣтей своихъ, но скоро это средство оказалось ненужнымъ. Въ 1772 году оспопрививаніе начало распространяться даже и между сибирскими инородцами.

13. Мѣры для народнаго воспитанія. Въ Наказѣ своемъ Екатерина объявила, что самое надежное средство сдѣлать людей лучшими — это усовершенствованіе воспитанія, и потому мы должны ожидать мѣръ для этого усовершенствованія. Правила, которыми хотѣло руководиться правительство въ дѣлѣ воспитанія, высказаны въ «учрежденіяхъ, касающихся до воспитанія», составленныхъ Ив. Ив. Бецкимъ, знаменитымъ устроителемъ воспитательныхъ заведеній въ Россіи въ описываемое время. Вотъ что говорится въ этихъ уставахъ: «Преодолѣть суевѣріе вѣковъ, дать народу своему новое воспитаніе и, такъ сказать, новое порожденіе, есть дѣло совокупленное съ невѣроятными трудами, а прямая оныхъ польза остается потомству. Съ давняго уже времени имѣетъ Россія академію и разныя училища, и много употреблено иждивенія на посылку россійскаго юношества для обученія наукамъ и художествамъ; но мало, буде не совсѣмъ ничего, существительныхъ отъ того плодовъ собрано. Разбирая прямыя тому причины, не можемъ мы жаловаться на Провидѣніе и малую въ россійскомъ на/с. 355/родѣ къ наукамъ и художествамъ способность; но можно неоспоримо доказать, что къ достиженію того не прямые токмо пути избраны были, а чего совсѣмъ недостовало, о томъ совсѣмъ и помышляемо не было. Изъ посланныхъ еще при Петрѣ Великомъ дворянъ съ хорошимъ возвратились успѣхомъ въ томъ, чему они обучаться назначены были; но по возвращеніи, имѣя путь и право къ бóльшимъ чинамъ и заслугамъ, не могли они въ томъ упражняться. Другіе, изъ подлости (простонародья) къ наукамъ взятые, также весьма скоро успѣвали въ оныхъ, но скорѣе еще въ прежнее невѣжество и самое небытіе возвратились, отчего и людей такого состоянія, которое въ другихъ мѣстахъ третьимъ чиномъ или среднимъ называется, Россія до сего времени и произвести не могла. Искуство (опытъ) доказало, что одинъ только украшенный или просвѣщенный науками разумъ не дѣлаетъ еще добраго и прямаго гражданина, но во многихъ случаяхъ паче во вредъ бываетъ, если кто отъ самыхъ нѣжныхъ юности своей лѣтъ воспитанъ не въ добродѣтеляхъ, и твердо оныя въ сердце его не вкоренены. При такомъ недостаткѣ смѣло утвердитъ можно, что прямаго въ наукахъ и художествахъ успѣха и третьяго чина людей въ государствѣ ожидать всуе себя и ласкать. Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитаніе. Держась сего неоспоримаго правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способомъ воспитанія, такъ сказать, новую породу или новыхъ отцовъ и матерей, кои бы дѣтямъ своимъ тѣ же прямыя и основательныя воспитанія правила въ сердце вселить могли, какія получили они сами, и отъ нихъ дѣти передалибъ паки своимъ дѣтямъ, и такъ слѣдуя изъ родовъ въ роды въ будущіе вѣки. Великое сіе намѣреніе исполнить нѣтъ совсѣмъ инаго способа, какъ завести воспитательныя училища для обоего пола дѣтей, которыхъ принимаютъ отнюдь не старѣе, какъ на пятомъ или на шестомъ году». — Въ другомъ мѣстѣ Бецкій рѣзко выражаетъ различіе между заимствованіемъ внѣшней цивилизаціи, которое господствовало при Петрѣ и его преемникахъ, и внутреннимъ совершенствованіемъ посредствомъ просвѣщеннаго воспитанія, чего начали желать во второй половинѣ XVIII вѣка: «Петръ Великій, говоритъ Бецкій Екатеринѣ, создалъ въ Россіи людей: Ваше Величество влагаете въ нихъ души». Бецкій признавалъ необходимымъ, чтобъ воспитатели были Русскіе, ибо дѣти не могутъ признавать иностранцевъ родителями своими. Потомъ иностранцы не могутъ сообразоваться съ воспитанниками своими въ народныхъ обычаяхъ, религіозныхъ и житейскихъ.

Въ 1763 году былъ учрежденъ въ Москвѣ воспитательный домъ на 8000 дѣтей; по его образцу въ 1767 году учрежденъ воспитательный /с. 356/ домъ въ Петербургѣ. Въ 1764 въ Петербургѣ, въ Воскресенскомъ монастырѣ (Смольный) основано воспитательное заведеніе для 240 дѣвицъ изъ дворянства, а въ слѣдующемъ году подобное же для дѣвицъ изъ городскаго сословія. Въ 1762 году основаны инженерный и артиллерійскій кадетскіе корпуса. При Екатеринѣ же получили начало народныя учебныя заведенія: по плану назначенной для этого предмета коммиссіи, предположено было открыть въ уѣздныхъ городахъ малыя народныя училища изъ двухъ классовъ для обученія дѣтей свободнаго состоянія наукамъ математическимъ, естественнымъ, словеснымъ, отчасти изящнымъ искуствамъ; изданы были коммиссіею очень хорошія, по тому времени, учебныя книги, при содѣйствіи педагоговъ, вызванныхъ изъ-за границы. Назначено было основать университеты въ Екатеринославлѣ, Псковѣ, Черниговѣ и Пензѣ. Но недостатокъ денежныхъ средствъ не позволилъ привести въ исполненіе всѣхъ этихъ намѣреній: и главныя народныя училища открыты въ немногихъ городахъ, а университеты ни въ одномъ.

14. Литературная дѣятельность Екатерины. Теперь посмотримъ какъ литература Екатерининскаго времени содѣйствовала народному воспитанію, посмотримъ, какъ авторъ Наказа, сама императрица, въ своихъ литературныхъ произведеніяхъ хотѣла содѣйствовать этому воспитанію. Здѣсь насъ прежде всего останавливаетъ инструкція князю Салтыкову при назначеніи его къ воспитанію великихъ князей: «Высокому рожденію ихъ Высочествъ, говоритъ Екатерина, паче иныхъ предлежатъ два великіе пути: первый — справедливости, второй — любви къ ближнему. Главное достоинство наставленія дѣтей состоять должно въ любви къ ближнему, въ общемъ благоволеніи къ роду человѣческому, въ доброжелательствѣ ко всѣмъ людямъ, въ ласковомъ и снисходительномъ обхожденіи ко всякому, въ добронравіи непрерывномъ, въ чистосердечіи, въ благодарномъ сердцѣ, въ истребленіи горячности сердца, пустаго опасенія, боязливости, подозрѣнія. Пороки вообще уменьшаютъ смѣлость и храбрость; добродѣтели же умножаютъ твердость духа и укрѣпляютъ разсудокъ, истинную его смѣлость и храбрость. Истинная смѣлость состоитъ въ томъ, чтобы пребывать въ томъ, что долгъ человѣку предписываетъ. Отдалять надлежитъ отъ глазъ и слуха въ младенчествѣ и отъ отроковъ въ первые годы все то, что мысли устрашить можетъ, какъ-то: всякія пугалища, душу и умъ утѣсняющія, которыми обыкновенно дѣтей стращаютъ и отъ коихъ дѣлаются они робки». — Съ воспитательною цѣлію Екатерина сочиняла нравоучительныя сказки: въ сказкѣ о царевичѣ Февеѣ представлено образцовое поведеніе вслѣдствіе воспитанія. Екатерина написала также нѣсколько историческихъ представ/с. 357/леній; въ представленіи изъ жизни Рюрика этотъ князь является образцомъ правителя, и потому онъ не убиваетъ возставшаго противъ него Вадима, а говоритъ: «Пусть Рюрикъ въ сей день окажется, каковъ есть; онъ, видя винныхъ предъ собою, съ горячею ревностію возмется всегда за изслѣдованіе общему добру причиненнаго ущерба: но кой часъ вина уже извѣстна, винный изобличенъ, и надлежитъ, вынувъ мечъ, приступить ко мщенію, тогда мечъ тотъ, который не выпалъ никогда изъ моей десницы противъ общихъ непріятелей, падаетъ изъ дрожащихъ рукъ моихъ, и въ винномъ вижу я лишь человѣка». Въ комической оперѣ: «Горе-богатырь Косометовичъ» Екатерина осмѣяла поведеніе врага своего, Густава III, короля шведскаго.

15. Общій характеръ литературы Екатерининскаго времени. Мы видѣли, что въ первой половинѣ XVIII вѣка литература явная, печатная, главною задачею своею считала восхваленіе новаго порядка, введеннаго Петромъ, считала необходимымъ вооружаться противъ людей, ему противившихся. Но во второй половинѣ вѣка взглядъ перемѣнился; общество, развиваясь, почувствовало новыя потребности; односторонность, недостаточность, темныя стороны господствующаго направленія обозначились и не могли не возбудить противъ себя лучшихъ людей. Отсюда литература Екатерининскаго времени имѣла задачею: во-первыхъ провозглашать новыя начала, признанныя необходимыми для поддержанія общества, именно внутренее совершенствованіе человѣка посредствомъ просвѣщенннаго воспитанія; потомъ вооружаться, съ одной стороны, противъ отсталыхъ людей, которые принадлежали болѣе XVII, чѣмъ XVIII вѣку, для которыхъ эпоха преобразованія проходила даромъ; а съ другой стороны, вооружаться и противъ вредныхъ явленій, порожденныхъ господствовавшимъ направленіемъ эпохи преобразованія, вооружаться противъ людей, принявшихъ однѣ формы образованности, въ нравственномъ же отношеніи представлявшихъ самое печальное явленіе.

16. Сумароковъ, Фонъ-Визинъ, Державинъ. Это направленіе, какъ мы видѣли, уже обозначилось въ царствованіе Елисаветы, обозначилось въ сочиненіяхъ Сумарокова, который продолжалъ свою дѣятельность, и при Екатеринѣ. Многочисленныя драматическія піесы его игрались вездѣ, при дворѣ, на публичныхъ театрахъ, въ школахъ; въ этихъ піесахъ Сумароковъ обыкновенно высказывалъ мысли, которыя были тогда въ ходу въ западной Европѣ. Тѣмъ же направленіемъ отличались сочиненія двухъ другихъ драматическихъ писателей Екатерининскаго времени: Княжнина и Николева. Въ многочисленныхъ комедіяхъ своихъ Сумароковъ продолжалъ вооружаться противъ главныхъ пороковъ времени и хотя сильно по/с. 358/дражалъ Мольеру, хотя бралъ у него характеры, однако между дѣйствующими у него лицами мы встрѣчаемъ много русскихъ людей и тогдашнюю обстановку русскаго общества. Лихоимцы суть главныя лица Сумароковскихъ комедій, ханжи и педанты взяты изъ Мольера, но петиметры русскіе. Сумароковъ же знакомитъ насъ и съ тою сферою, которую описалъ Даниловъ въ своихъ запискахъ, и изъ которой вышли «Бригадиръ» и «Недоросль» даровитаго Фонъ-Визина.

Сочиненія Фонъ-Визина важны для исторіи общества въ томъ отношеніи, что въ нихъ рѣзко проведена господствовавшая тогда у лучшихъ людей мысль о необходимости созданія новой породы людей посредствомъ просвѣщеннаго воспитанія, мысль, что все зло, происходитъ отъ недостатка такого воспитанія; въ сочиненіяхъ своихъ Фонъ-Визинъ такъ же сильно ратуетъ противъ двухъ огней, между которыми стояло русское общество: противъ пороковъ и предразсудковъ, наслѣдованныхъ отъ до-Петровской старины, и противъ вредныхъ явленій, происходившихъ вслѣдствіе односторонняго сближенія съ западною цивилизаціею. Въ комедіи «Бригадиръ», въ сынѣ бригадира и въ совѣтницѣ въ самомъ отвратительномъ видѣ выставлены слѣдствія привитія чужихъ модныхъ взглядовъ къ людямъ, не получавшимъ никакого нравственнаго воспитанія, и воспитывающимъ себя по французскимъ романамъ. Въ знаменитомъ «Недорослѣ» своемъ авторъ представляетъ урода, произведеніе стариннаго грубаго, исключительно физическаго воспитанія; но къ этому старинному воспитанію присоединено и новое, какъ требовалось отъ дворянства въ первой половинѣ XVIII вѣка, воспитаніе форменное, вредное по выбору воспитателя, иностранца бывшаго прежде кучеромъ. Знаменитѣйшій изъ поэтовъ Екатерининскаго времени, великолѣпный Державинъ, воспѣвая блистательныя побѣды и торжества, въ то же время твердитъ о необходимости нравственныхъ основъ для общества, требуетъ правды, и встрѣчаетъ новорожденнаго внука Екатерины (Александра Павловича) желаніемъ: «Будь на тронѣ человѣкомъ!»

17. Историческіе труды. Екатерина считала необходимымъ знаніе русской исторіи, при пытливости и многосторонности ума своего сама любила заниматься вопросами изъ нея; за нѣсколько минутъ до смерти занималась сочиненіемъ «Записокъ касательно Россійской исторіи». Что же было сдѣлано при ней для русской исторіи? Старикъ Мюллеръ былъ переведенъ въ Москву, сдѣланъ начальникомъ драгоцѣннаго архива иностранной коллегіи, гдѣ былъ совершенно въ своей сферѣ. Мюллеръ издалъ Татищева, издалъ «Ядро Россійской исторіи» Манкіева, сообщилъ много матеріаловъ Новикову для его «Вивліоѳики», Голикову — для его «Дѣяній Петра Великаго». Яви/с. 359/лись попытки изъ собранныхъ матеріаловъ сдѣлать что-нибудь стройное, написать русскую исторію, явилась «Исторія Россійская отъ древнѣйшихъ временъ», князя Щербатова. Авторъ былъ человѣкъ умный, образованный, трудолюбивый, добросовѣстный, но недаровитый и неприготовленный наукою къ своему труду, принимавшійся за него какъ любитель только. Не смотря на то, трудъ Щербатова занимаетъ почетное мѣсто въ нашей исторической литературѣ. Слѣдя добросовѣстно и внимательно за ходомъ событій русской исторіи, Щербатовъ останавливался на явленіяхъ особенно поразительныхъ, не похожихъ на явленія, въ исторіи другихъ народовъ встрѣчающіяся, старался объяснить ихъ, подходилъ къ нимъ съ разныхъ сторонъ, ошибался, но пролагалъ дорогу другимъ, возбуждалъ споръ.

Горячій споръ завязался между Щербатовымъ и Болтинымъ. Генералъ Болтинъ, человѣкъ съ сильнымъ дарованіемъ, сдѣлался извѣстенъ своими возраженіями на книгу Леклерка о древней и новой Россіи, вышедшую въ Парижѣ 1784 году. Опровергая Леклерка, который низко ставилъ древнюю Россію, ея исторію, Болтинъ необходимо долженъ былъ защищать ее, находить свѣтлыя стороны въ этой жизни, въ этой исторіи, къ которой такъ враждебно до сихъ поръ относилась эпоха преобразованія, повторявшая, что преобразователь привелъ Россію изъ небытія въ бытіе. Болтину было тѣмъ легче принять защиту древней Россіи, что общество, сознавши вредную сторону преобразовательнаго направленія, готово было сочувствовать той жизни, противъ которой ратовало это преобразовательное направленіе. Болтинъ первый высказалъ положенія о сильной степени развитія древняго русскаго общества, положенія, которыя потомъ такъ часто повторялись. Такъ, разсматривая договоры нашихъ первыхъ князей съ Греками, Болтинъ говоритъ: «Въ тогдашнее уже время имѣли Русскіе правленіе, на коренныхъ законахъ и на непремѣнныхъ правилахъ утвержденное, народъ раздѣленъ былъ на разныя сословія, каждое сословіе пользовалось особенными правами, преимуществами и отличностями; всѣ вообще имѣли судъ и расправу; успѣхъ имѣли въ торговлѣ внутренней и внѣшней, мореплаваніи, художествахъ, ремеслахъ, и въ разсужденіи тогдашняго вѣка, въ нарочитомъ просвѣщеніи» и проч. Темныя стороны западнаго общества, перенесенныя въ Россію въ эпоху преобразованія, давали Болтину сильное оружіе въ защиту стараго противъ новаго. Леклеркъ порицаетъ Уложеніе за то, что оно даетъ тиранскую власть мужу надъ женою; Болтинъ выставляетъ порчу семейной нравственности въ его время на Западѣ и въ Россіи; Болтинъ заступается и за русскій языкъ, основываясь на возможности переводовъ на славянскій языкъ твореній отцовъ церкви; говоритъ, /с. 360/ что употребленіе русскими людьми французскихъ словъ въ разговорѣ введено не по нуждѣ, а по буйственному пристрастію ко всему, что называется французскимъ. По поводу замѣчанія Леклерка, что въ древней Россіи запрещенъ былъ въѣздъ иностраннымъ ученымъ въ Россію, а Русскимъ выѣздъ за границу для наукъ, Болтинъ прямо укоряетъ новую Россію за перемѣну къ худшему: «Съ тѣхъ поръ, какъ юношество свое стали посылать въ чужіе краи, а воспитаніе ввѣрять чужестранцамъ, нравы наши совсѣмъ перемѣнились, съ мнимымъ просвѣщеніемъ насадились въ сердцахъ нашихъ новыя предубѣжденія, новыя страсти, слабости, прихоти, кои предкамъ нашимъ были неизвѣстны: погасла въ насъ любовь къ отечеству, истребилась привязанность къ отеческой вѣрѣ, обычаямъ. Мы старое позабыли, а новаго не переняли, и, ставъ не похожими на себя, не сдѣлались тѣмъ, чѣмъ быть желали. Сіе все произошло отъ торопливости и нетерпѣнія: захотѣли сдѣлать то въ нѣсколько лѣтъ, на что потребны вѣка; начали строить зданіе нашего просвѣщенія на пескѣ, не сдѣлавъ прежде надежнаго ему основанія. Петръ Великій думалъ, что для просвѣщенія дворянъ довольно будетъ заставить ихъ путешествовать по иностраннымъ государствамъ, но опытъ оправдалъ стариковъ нашихъ мнѣніе, что вмѣсто ожиданной пользы вышелъ изъ того вредъ. Тогда позналъ Петръ Великій, что надобно начать хорошимъ воспитаніемъ, а кончить путешествіемъ, чтобъ видѣть желаемый плодъ».

Въ примѣчаніяхъ на Леклерка Болтинъ нѣсколько разъ задѣлъ и князя Щербатова; тотъ защищался, это произвело споръ, вслѣдствіе котораго появились два тома примѣчаній Болтина на исторію Щербатова.

Изъ записокъ, относящихся къ царствованію Екатерины II, самыя замѣчательныя статсъ-секретарей императрицы — Храповицкаго, Державина и Грибовскаго; записки эти всего ближе знакомятъ насъ съ характеромъ Екатерины, ея взглядами и побужденіями; потомъ записки княгини Дашковой, извѣстной своими близкими отношеніями къ императрицѣ, своими литературными трудами и бывшей президентомъ академіи; наконецъ записки Порошина, находившагося при воспитаніи великаго князя Павла Петровича и подробно описавшаго это воспитаніе, разговоры воспитателя, Н. И. Панина и другихъ лицъ, посѣщавшихъ наслѣдника.

Мы видѣли, что среди мыслящихъ людей Екатерининскаго вѣка, явилось недовольство направленіемъ первой половины столѣтія, признаніе его вредной односторонности; но одни изъ нихъ средствомъ поправить дѣло признаютъ распространіе началъ такъ называвшейся тогда философіи, разрушавшей старые предразсудки; другіе заподо/с. 361/зрѣваютъ эту философію въ томъ, что она, разрушая предразсудки, съ тѣмъ вмѣстѣ подрываетъ и основаніе добродѣтелей; третьи отъ недовольства эпохою преобразованія естественно переходятъ къ мысли, что эта эпоха не права передъ обезславленною ею до-Петровскою Россіею. Подлѣ этихъ направленій существовало также направленіе мистическое. Изъ людей этого мистическаго направленія особенно замѣчателенъ Новиковъ, начавшій свою дѣятельность изданіемъ сатирическихъ журналовъ, которыхъ выходило много при Екатеринѣ: цѣль ихъ была осмѣяніе тѣхъ же недостатковъ общества, которые осмѣивала и комедія. Потомъ Новиковъ приступилъ къ изданію сборника историческихъ матеріаловъ, извѣстнаго подъ именемъ «Древней Россійской Вивліоѳики». Въ Москвѣ, вмѣстѣ съ профессоромъ тамошняго университета Шварцомъ, Новиковъ основалъ въ 1781 году Дружеское ученое общество, цѣлію котораго было печатаніе учебныхъ книгъ и даровая раздача ихъ по учебнымъ заведеніямъ. Около Новикова собралось много даровитыхъ и трудолюбивыхъ молодыхъ людей, которые занимались переводами книгъ и участвовали въ изданіяхъ Новикова; въ числѣ этихъ молодыхъ людей былъ и Карамзинъ.

Императрица Екатерина не любила мистиковъ, не любила тайныхъ масонскихъ обществъ, смѣялась надъ ихъ членами въ своихъ комедіяхъ; по ея мнѣнію было непонятно, зачѣмъ люди, объявляющіе, что желаютъ добра ближнимъ, окружаютъ себя таинственностію и мракомъ, тогда какъ имъ никто не препятствуетъ дѣлать всевозможное добро безъ всякихъ фокусовъ. Новиковъ, въ концѣ царствованія, подвергся преслѣдованію по отношеніямъ политическимъ.

Источникъ: Учебная книга Русской исторіи. Сочиненіе Сергѣя Соловьева.— Изданіе восьмое. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1880. — С. 343-361.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.