Церковный календарь
Новости


2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Русская литература

О. И. Сенковскій († 1858 г.)

Осипъ (Юліанъ) Ивановичъ Сенковскій (1800-1858), русскій писатель, журналистъ, ученый-востоковѣдъ, членъ-корреспондентъ С.-Петербургской Императорской Академіи Наукъ (1828). Родился 19 марта (1 апрѣля) 1800 г. въ старинной шляхетской семьѣ. Послѣ окончанія Виленскаго университета (1819) совершилъ путешествіе по Ближнему Востоку и Африкѣ. Блестяще изучивъ многіе восточные языки, Сенковскій съ 1822 г. по 1847 г. былъ профессоромъ С.-Петербургскаго университета по каѳедрѣ арабскаго, персидскаго, турецкаго языковъ. Позднѣе онъ изучилъ китайскій, монгольскій, тибетскій языки. Сенковскій опубликовалъ рядъ работъ по исторіи, этнографіи, филологіи мусульманскаго Востока на французскомъ и польскомъ языкахъ и переводы арабскихъ классиковъ. Въ 1834-1847 гг. (номинально — до 1856 г.) Сенковскій — редакторъ и издатель журнала «Библіотека для чтенія», въ которомъ печаталъ подъ псевдонимомъ Баронъ Брамбеусъ свои художественныя произведенія и статьи. Въ 1856-1858 гг. велъ въ журналѣ «Сынъ отечества» отдѣлъ «Листокъ барона Брамбеуса». «Листки» имѣли оглушительный успѣхъ, тиражъ изданія увеличился разомъ на нѣсколько тысячъ подписчиковъ. Скончался О. И. Сеньковскій 4 (17) марта 1858 г. и былъ погребенъ въ Санктъ-Петербургѣ на Волковскомъ кладбищѣ.

Сочиненія О. И. Сенковскаго

О. И. Сенковскій († 1858 г.)
[Предисловіе къ первому изданію повѣсти архимандрита Игнатія (Брянчанинова) «Іосифъ».]

Мы сочли нужнымъ остановить печатаніе начатой уже здѣсь повѣсти [1], чтобы поскорѣе дать мѣсто прекрасному труду одного изъ даровитѣйшихъ учителей благочестія на Руси, украсившаго уже не однажды это изданіе [2] твореніями пера своего. Имя его, столь прекрасно извѣстное, всегда было скрыто на этихъ страницахъ, но голосъ его, навѣрное отозвался каждый разъ въ душѣ читателей тѣмъ душевнымъ умиленіемъ, которое возбуждаетъ онъ въ слушателяхъ въ другомъ, болѣе святомъ, мѣстѣ.

Нѣсколько строкъ вступленія объяснятъ и цѣль почтеннаго автора, и причину помѣщенія здѣсь повѣсти совершенно новаго роду въ изящной словесности. Причина можетъ быть высказана очень коротко. Повѣсть — священнаго содержанія; но изложеніе этой священной повѣсти, вполнѣ литературное, и языкъ ея, увлекательны, художественны и приспособлены къ чтенію, любимому современными свѣтскими воображеніями.

Преподобный Ефремъ Сирскій, извѣстный писатель четвертаго столѣтія, составилъ Сказаніе о Прекрасномъ Іосифѣ, въ литературной формѣ того времени. Это Сказаніе или это Слово читается, по указанію церковнаго устава, на утрени, во вторникъ, на Страстной Недѣлѣ. Почему же не быть такому Сказанію въ литературной формѣ, намъ современной? Въ настоящей повѣсти сохранена строжайшая историческая точность, какъ того требуетъ и предметъ, заимствуемый изъ Святаго Писанія, и образованность нашего вѣка. Объясненіе прообразованій почерпнуто изъ Святыхъ Отцовъ.

Рѣдкость подобныхъ твореній, такъ спасительно и такъ нечаянно переносящихъ насъ изъ суеты и ея мимолетныхъ наслажденій въ вѣчный міръ духа и небесной добродѣтели, составляетъ уже весьма достаточный поводъ къ предпочтенію здѣсь подобнаго сочиненія всякому другому.

Цѣль писателя видна уже изъ этого. Умъ, исполненный высокаго дарованія, почерпающаго силу и прелесть свою въ благочестіи, не можетъ не смотрѣть съ прискорбіемъ на то, чтó въ новѣйшемъ искусствѣ вообще, и въ словесности въ особенности, слыветъ красотами и возбуждаетъ восторги. Герои Байрона, Гёте, Шатобріана и ихъ послѣдователей, почитаемые за образцы въ искусствѣ, не могутъ быть объявлены образцами въ нравственности. Возьмемъ ближайшихъ къ нашему сердцу и вкусу, знаменитыхъ, хотя и неравныхъ между собою, писателей, Пушкина и Лермонтова.

Въ лицахъ Онѣгина и Печорина изображены эгоисты, современные каждому изъ двухъ поэтовъ. Взглянувшіе въ это зеркало, узнавшіе въ немъ себя, ощутили ли угрызеніе совѣсти? заронилась ли въ ихъ душу, какъ благословенное сѣмя, мысль исправленія? Сомнительно. Весело было автору Печорина, какъ онъ самъ говоритъ, рисовать современнаго человѣка: почему же и современному человѣку не весело, увидѣвъ себя нарисованнымъ, не дополнить въ себѣ, по рисунку художника, то, чего еще не доставало въ его испорченности? Самолюбіе восхищается собой, и радуется своимъ успѣхамъ. Овладѣвъ человѣкомъ, оно начинаетъ быстро стремиться къ своему печальному «совершенству», и стремится, доколѣ изъ человѣка не выработаетъ демона. Разумѣется, Онѣгина, и особенно Печорина, прочитываютъ молодые люди еще предъ вступленіемъ въ свѣтъ, или только что вступивъ въ него, и прочитываютъ со всѣмъ жаромъ перваго наслажденія новостью, со всею воспріимчивостью юности: этимъ чтеніемъ бываетъ ли произведено въ нихъ отвращеніе отъ эгоизма? Очень сомнительно! Напротивъ, можно съ достовѣрностью полагать, что бóльшая часть юныхъ читателей заразилась ядомъ эгоизма. Непремѣнно блеснула во многихъ мысль: вотъ вѣрный способъ успѣвать въ свѣтѣ!... и — впередъ! — по слѣдамъ Григорія Александровича. Мы не долго задумываемся, особенно въ лѣта молодости, при рѣшеніи судьбы своей; и эта мысль непремѣнно должна родиться въ душѣ неопытной при чтеніи «Героя нашего времени». Вѣдь ему все сходитъ съ рукъ, всякое предпріятіе удается; чего больше надо! А мастерская рука писателя оставила на изображенномъ ею образцѣ безнравственнаго, чуждаго религіи и правилъ человѣка, особенную красоту, мрачную, но приманчивую, — красоту ангела отверженнаго!

Григорій Александровичъ не только соблазняетъ при чтеніи его «подвиговъ» сильнымъ впечатлѣніемъ, которое остается и живетъ долго по прочтеніи романа; но кромѣ того живописецъ Печорина не рѣшилъ и для самаго себя вопроса: полезна ли, вредна ли его книга? Печоринъ умираетъ во время безтолковаго путешествія въ Персію. При жизни онъ былъ мертвъ для общества, а въ частности для ближнихъ. Мало того: заражалъ смертнымъ недугомъ своимъ всякаго, кому ни приходилось быть въ соприкосновеніи съ нимъ. И этого мало: несмотря на свое нравственное одиночество, на свое отчужденіе отъ людей, Печоринъ оставилъ по себѣ многочисленное потомство послѣдователей, которыхъ онъ ведетъ туда же, куда достигъ самъ.

Образцы порока портятъ человѣка; образцы добродѣтели исправляютъ его. Съ этою мыслью написана, и предлагается, повѣсть о Іосифѣ, всѣми началами противоположная двумъ повѣстямъ нашихъ знаменитыхъ поэтовъ, противоположная и впечатлѣніемъ и послѣдствіями. Это — не вымыселъ, а краснорѣчивое, отлично-изящное изложеніе истиннаго событія библейскихъ вѣковъ, съ сохраненіемъ исторической точности. Впечатлѣніе отъ нея должно быть положительно, существенно, вѣрно, сильно, не мечтательно; оно еще болѣе дѣйствуетъ истиною, чѣмъ увлеченіемъ повѣствователя и обольщеніемъ слога. Невѣріе и есть источникъ эгоизма. Кто умѣетъ вѣрить, тотъ нашелъ источникъ правильной любви къ себѣ и ближнему. Дѣйствія, истекающія изъ правой вѣры въ небесное, существенно противоположны дѣйствіямъ, происходящимъ изъ вѣры въ себя или фатализмъ. Удовлетворять однимъ порочнымъ стремленіямъ — значитъ ли любить себя? Скорѣе, значитъ — ненавидѣть. А такъ-то любятъ себя эгоисты. Они — враги себѣ и всѣмъ. Правильная любовь къ себѣ заключается въ подавленіи въ себѣ зла и въ возможномъ развитіи добра. Здравый разумъ по необходимости долженъ признать эту истину. Оправдываютъ ее самыя послѣдствія: человѣкъ поставляется въ согласіе съ самимъ собою, съ обществомъ, съ обстоятельствами, каковы бы они ни были; всѣ дѣйствія его носятъ на себѣ печать высокой добродѣтели; послѣдствія этихъ дѣйствій — постоянно и всегда благотворны. Вѣрующій живою вѣрою и руководствующійся въ поступкахъ вѣчными истинами, провозглашенными Небомъ, выноситъ съ твердостію и мужествомъ бѣдствія земнаго бытія; не злоупотребляетъ слабостями ближнихъ; не мститъ врагамъ; благодѣтельствуетъ имъ, напротивъ; владѣетъ сердечными чувствованіями съ благонамѣренною цѣлью, а не съ цѣлью преступнаго исполненія своихъ порочныхъ замысловъ; устроиваетъ благосостояніе общее и семейное; умѣетъ быть мудро строгимъ для исправленія людей, совратившихся съ пути правды; и нравственная сила его, эта великая сила добродѣтели, имѣетъ счастливое и продолжительное вліяніе на его потомство; и природнившаяся сердцу его добродѣтель доставляетъ ему кроткое и вмѣстѣ сильное наслажденіе: оно слышится въ душѣ его, какъ слышится благоуханіе мѵра изъ запечатаннаго сосуда. Историческимъ и духовнымъ образцомъ всего этого служитъ Іосифъ. Вмѣстѣ съ почтеннымъ авторомъ «священной повѣсти» желаемъ, чтобъ многіе изъ послѣдователей Печорина обратились въ послѣдователей Іосифа, для собственнаго ихъ блага.

Примѣчаніе:
[1] «Скитъ Геѳсиманскій» А. Н. Муравьева (прим. — А. К.).
[2] Т. е. «Библіотеку для чтенія» (прим. — А. К.).

Источникъ: «Библіотека для чтенія», журналъ словесности, наукъ, художествъ, промышленности, новостей и модъ. Томъ девяносто шестый. — СПб.: Въ Типографіи Карла Крайя, 1849. — С. 115-118.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.