Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Агапита, врача безмезднаго.
1-го іюня.

Когда прославился Антоній Печерскій своими исцѣленіями, пришелъ къ нему изъ Кіева въ пещеру блаженный Агапитъ, ища у него исцѣленія душевнаго чрезъ постриженіе во святой иноческій чинъ. Преподобный Антоній постригъ его; видя, какъ преподобный Антоній служилъ болящимъ, исцѣляя своею молитвою чрезъ зеліе, данное отъ брашна, блаженный Агапитъ, подражая /с. 105/ святому старцу, сталъ дѣлать подобное же. Когда кто заболѣвалъ отъ братіи, блаженный оставлялъ свою келлію и, придя къ болящему брату, служилъ ему во всемъ, непрестанно моля Бога о спасеніи болящаго. Когда болѣзнь продолжалась долго, и больной отчаивался, то блаженный укрѣплялъ его своею молитвою, возбуждая въ немъ вѣру. Такъ слѣдуя подвигамъ преподобнаго Антонія, Агапитъ получилъ отъ Бога даръ той же благодати. Онъ сталъ исцѣлять всѣхъ болящихъ своею молитвою, давая зеліе отъ своего стола. Оттого его стали звать врачемъ. Слава о немъ распространилась и въ городѣ, и многіе, приходя къ нему, получали исцѣленія. Въ то время въ городѣ Кіевѣ былъ нѣкто врачъ, родомъ и вѣрою армянинъ, человѣкъ весьма искусный во врачеваніи. Онъ, только взглянувъ на больного, сразу узнавалъ день и часъ его смерти, и если больной былъ уже безнадеженъ, то, зная это, онъ не брался лѣчить его. — Однажды въ монастырь Печерскій былъ принесенъ одинъ больной, бояринъ князя Всеволода. Этого больного врачъ армянинъ привелъ въ отчаяніе, предсказавъ ему смерть чрезъ 8 дней. Блаженный Агапитъ, сотворивъ надъ нимъ молитву и давъ ему въ снѣдь зеліе, которое ѣлъ самъ, исцѣлилъ его отъ болѣзни. Съ этого времени слава о блаженномъ врачѣ распространилась по всей землѣ русской. Армянинъ, возбуждаемый завистью, началъ укорять блаженнаго. Желая причинить преподобному Агапиту зло, онъ послалъ въ Печерскій монастырь одного больного, осужденнаго на смерть, приказавъ дать ему при этомъ смертнаго зелія, дабы, вкусивъ его предъ Агапитомъ, онъ умеръ. Тотъ такъ и сдѣлалъ. Тогда блаженный видя его умирающимъ, далъ ему зелія отъ своего стола, творя надъ нимъ молитву, и такъ избавилъ его отъ смерти. Съ этого времени врачъ армянинъ вооружился на преподобнаго еще болѣе и научилъ своихъ единомышленниковъ дать смертное зеліе самому Агапиту. Но блаженный, выпивъ его, остался невредимъ. Такъ избавляетъ благочестивыхъ отъ напасти Господь, Который сказалъ: аще что и смертно испіютъ — не вредитъ ихъ (Марк. 16, 18). Вскорѣ послѣ этого разболѣлся въ Черниговѣ князь Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ, котораго усердно, но безуспѣпшо, лѣчилъ врачъ армянинъ. Находясь уже при смерти, князь послалъ къ игумену Печерскому Іоанну, прося его прислать въ Черниговъ блаженнаго врача Агапита. Игуменъ призвалъ Агапита и передалъ ему просьбу князя, но блаженный, никогда не выходившій изъ монастыря, со смиреніемъ отвѣчалъ: «Если ради врачеванія я пойду къ князю, то долженъ буду идти и къ другимъ. Поэтому молю тебя, отче, позволь мнѣ не выходить изъ стѣнъ монастырскихъ ради человѣческія славы. Ибо я обѣ/с. 106/щался предъ Богомъ избѣгать ее до послѣдняго моего издыханія. Теперь же позволь мнѣ идти въ другую страну, чтобы, когда минетъ нужда сія, я возвратился сюда опять». Посланные отъ князя, видя, что нельзя призвать блаженнаго Агапита къ своему господину, стали просить зелія отъ стола преподобнаго врача. По настоянію игумена, Агапитъ далъ посланному этого зелія. Посланный принесъ его къ князю, тотъ вкусилъ и тотчасъ получилъ исцѣленіе. Тогда князь Владиміръ Мономахъ пришелъ самъ въ Печерскій монастырь, желая видѣть и почтить того, кто далъ ему здравіе (ибо онъ никогда не видалъ блаженнаго), но Агапитъ, не желая быть прославляемымъ на землѣ, скрылся. Тогда князь отдалъ принесенное золото игумену. Черезъ нѣсколько времени тотъ же князь Владиміръ прислалъ къ блаженному Агапиту одного изъ своихъ бояръ со многими дарами. Когда посланный, найдя Агапита въ келліи, положилъ предъ нимъ дары, блаженный сказалъ: «О, чадо! я, никогда ни отъ кого не беру за исцѣленіе; ибо исцѣляю силою не моею, но Христовою; не требую поэтому и нынѣ этого». Бояринъ отвѣчалъ: «Знаетъ, отче, и пославшій меня, что ты не требуешь ничего, но молю тебя ради утѣшенія твоего сына, которому чрезъ тебя Господь даровалъ здравіе, пріими это и раздай, какъ тебѣ угодно, нищимъ». Старецъ отвѣчалъ ему: «Если такъ, то съ радостью пріиму. И скажи пославшему тебя, чтобы и отъ прочаго имѣнія, какое онъ имѣетъ, раздавалъ нищимъ; ибо Самъ Господь, Который живетъ среди нихъ, избавилъ его отъ смерти. Я же самъ по себѣ ничего бы не сдѣлалъ, и теперь усердно молю не ослушаться меня, дабы не пострадать ему больше». Сказавъ это, блаженный Агапитъ взялъ принесенное золото и выйдя изъ келліи, какъ бы желая скрыть его, бросилъ предъ вратами, самъ же убѣжалъ, скрывшись. Бояринъ, выйдя изъ келліи и видя лежащіе предъ вратами дары, взялъ ихъ и принесъ игумену Іоанну. Возвратившись къ князю, бояринъ разсказалъ ему все, что видѣлъ и слышалъ о блаженномъ, и всѣ почитали того, какъ истиннаго раба Божія, требующаго мзды отъ Бога, а не отъ человѣка. Князь же, не дерзая ослушаться св. Агапита, началъ нещадно раздавать отъ своего имѣнія нищимъ. Послѣ многихъ трудовъ и подвиговъ богоугодныхъ, разболѣлся самъ безмездный врачъ, блаж. старецъ Агапитъ. Врачъ армянинъ пришелъ тогда къ нему, какъ бы для посѣщенія, и сталъ спорить съ нимъ о врачебной хитрости, спрашивая: «Какимъ зеліемъ врачуется этотъ недугъ?» Блаженный отвѣчалъ: «Тѣмъ, какое укажетъ Господь — Врачъ души и тѣла». Тогда армянинъ, считая преподобнаго за невѣжду во врачеваніи, /с. 107/ сказалъ своимъ: «Онъ ничего не понимаетъ въ этомъ искусствѣ». Затѣмъ, взявъ Агапита за руку, сказалъ: «Истинно говорю тебѣ, что въ третій день ты умрешь. Если же измѣнится слово мое, то самъ я измѣню жизнь мою и буду такимъ же монахомъ, какъ ты». Блаженный съ гнѣвомъ отвѣчалъ: «Въ этомъ ли состоитъ твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусенъ, то исцѣли меня, если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая чрезъ три дня смерть; ибо Господь возвѣстилъ мнѣ, что отойду къ Нему только черезъ три мѣсяца». Тогда армянинъ снова сказалъ: «Ты измѣнился уже весь и изнемогъ, и такіе не могутъ прожить долѣе 3-го дня». Между тѣмъ принесли блаженному Агапиту столь больному самому, нѣкоего болящаго изъ города Кіева для исцѣленія. Блаженный пречудною Божіею помощью тотчасъ всталъ, какъ будто и не болѣлъ и, взявъ обычное свое зеліе, употребляемое въ пищу, показалъ армянину, говоря: «Вотъ зеліе врачеванія моего, виждь и разумѣй». Тотъ же, посмотрѣвъ, сказалъ святому: «Это не изъ нашихъ зелій, но можетъ быть изъ Александріи». Тогда преподобный, посмѣявшись его невѣжеству, далъ болящему свое зеліе и, помолившись, тотчасъ исцѣлилъ его. Затѣмъ, обращаясь къ армянину, сказалъ: «Чадо! молю тебя, ѣшь и ты это зеліе со мною», но тотъ отвѣтилъ: «Мы, отче, постимся въ этомъ мѣсяцѣ 4 дня, а потому теперь у насъ постъ». Услышавъ это, блаженный спросилъ его: «Кто же ты и какой вѣры?» — «Развѣ ты не слышалъ обо мнѣ?» — отвѣчалъ тотъ: «Я — армянинъ». Тогда блаженный сказалъ ему: «Какъ осмѣлился ты войти сюда и осквернить мою келлію и держать грѣшную мою руку! Уйди отъ меня, иновѣрный и нечистивый!» Тотъ, посрамленный, ушелъ. Послѣ этого Агапитъ, проживъ, по предсказанію своему, ровно 3 мѣсяца, отошелъ ко Господу въ первый день мѣсяца іюня. Будучи безмезднымъ врачемъ на землѣ, на небѣ, гдѣ нѣтъ болѣзни, онъ получилъ награду. Честныя мощи его братія положила въ пещерѣ преподобнаго Антонія. Чрезъ нѣсколько времени послѣ смерти блаженнаго Агапита, врачъ армянинъ снова пришелъ въ Печерскій монастырь и сказалъ игумену: «Теперь я оставлю армянскую ересь, и истинно вѣрую въ Господа Іисуса Христа, желая Ему работать во святомъ иноческомъ чинѣ. Ибо мнѣ явился блаженный Агапитъ, говоря: «Ты обѣщался принять иноческій образъ и если солжешь, то погубишь душу свою»; я же теперь вѣрую, что явившійся мнѣ поистинѣ святъ, ибо когда онъ захотѣлъ прожить 3 мѣсяца, то Господь ему это время далъ, и если бы онъ захотѣлъ прожить три года, то Господь послушалъ бы его. Поэтому онъ самъ захотѣлъ /с. 108/ уйти отъ насъ, какъ святой, желая царствія святыхъ. И если Господь преставилъ его отъ сего временнаго житія, то далъ ему животъ вѣчный въ обителяхъ небесныхъ. Поэтому я желаю вскорѣ исполнить повелѣніе сего святаго мужа». Слыша это отъ армянина, игуменъ постригъ его въ иноческій чинъ, внушивъ ему, какъ врачу чужихъ тѣлъ, быть искусну во врачеваніи своей собственной души, подобно блаженному Агапиту. Поживъ Богоугодно долгое время, сей инокъ въ монастырѣ Печерскомъ принялъ блаженную кончину въ честь и во славу Врача душъ и тѣлесъ нашихъ Господа Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 104-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.