Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Григорія чудотворца.
8-го января.

Не только Неокесарія хвалится Григоріемъ чудотворцемъ, но и св. великая чудотворная Лавра Печерская величается тезоименитствомъ сего преподобнаго. Сей блаженный во время безмолвствованія преподобнаго Антонія въ пещерѣ, пришелъ къ преподобному Ѳеодосію, строившему тогда монастырь, и, принявъ иноческій образъ, наученъ былъ нестяжанію, чистотѣ, смиренію съ послушаніемъ и прочимъ добродѣтелямъ; особенно же прилеженъ онъ былъ къ молитвѣ. Благодаря такимъ многимъ подвигамъ, онъ рано сподобился дара чудотворенія. Прежде всего онъ получилъ отъ Бога побѣду надъ бѣсами, — такъ что тѣ издали кричали: «О, Григорій, изгониши ны молитвою твоею». Ибо чудотворецъ имѣлъ обычай творить заклинательныя молитвы. Не терпя поруганія, врагъ-діаволъ помышлялъ, какую бы злую пакость учинить преподобному Григорію, но, не будучи въ состояніи что-либо сдѣлать чудотворцу, онъ напустилъ на него злыхъ людей, чтобы тѣ украли все его имущество, хотя преподобный ничего не имѣлъ, кромѣ книгъ для чтенія и молитвы. Однажды ночью пришли воры въ келлію Григорія и, притаившись въ ней, дожидались, пока старецъ уйдетъ въ церковь къ утрени, чтобы потомъ взять его имущество. Но блаженный ощутилъ ихъ приходъ, ибо не спалъ всю ночь, стоя на молитвѣ посреди келліи. Тогда блаженный, желая привести воровъ къ покаянію, сталъ молиться о нихъ, говоря: «Боже, дай сонъ рабамъ Твоимъ, которые напрасно пришли /с. 109/ сюда, угождая врагу-діаволу». И Господь услышалъ его молитву. Воры заснули и проспали пять дней, и пять ночей, пока блаженный, при многихъ братіяхъ не разбудилъ ихъ, говоря: «Доколѣ еще будете всуе стеречь, чтобы украсть мое имѣніе? Уже пора, идите по домамъ своимъ». Они же, вставши, не могли идти, ибо не принимали пищи столь долгое время. Тогда блаженный поставилъ предъ ними брашно и, напитавъ, отпустилъ ихъ. Узнавши объ этомъ, властелинъ города приказалъ мучить воровъ. Когда разсказали о томъ преподобному Григорію, то онъ сильно опечалился, и прійдя къ властелину, далъ ему нѣкоторыя свои книги и просилъ освободить воровъ; остальныя же свои книги преподобный продалъ и деньги роздалъ убогимъ, говоря: «Это для того, чтобы еще кто не впалъ въ бѣду, желая обокрасть меня; да и Господь сказалъ: продадите имѣнія ваша и дадите милостыню, сотворите себѣ влагалища неветшающа, сокровище неоскудѣемо на небесѣхъ, идѣже тать не приближается, ни моль растлѣваетъ» (Лук. 12, 33). Пораженные такимъ чудомъ, воры уже не возвращались больше къ своимъ нечистивымъ дѣламъ, но съ покаяніемъ пришли въ тотъ же Печерскій монастырь и здѣсь работали съ братіей. Но врагъ не оставилъ своего злого начинанія. Блаженный Григорій имѣлъ небольшой вертоградъ, въ которомъ сѣялъ зеліе и садилъ плодовыя деревья. Однажды, по наущенію врага-діавола, пришли другіе воры и, взлѣзши въ вертоградъ, наполнили овощами свои мѣшки. Когда же они хотѣли уйти изъ вертограда, то вдругъ не могли двинуться съ мѣста, и такъ стояли два дня и двѣ ночи, угнетаемые ношею. Наконецъ, они начали кричать: «Отче, святый Григоріе, пусти насъ, мы покаемся въ грѣхѣ своемъ и больше никогда не сдѣлаемъ такой вещи». Черноризцы, услышавъ это, пришли и взяли ихъ, но не могли свести съ того мѣста. Тогда иноки спросили ихъ: «Какъ вы сюда пришли?» Воры же отвѣчали: «Уже два дня и двѣ ночи стоимъ мы здѣсь». Черноризцы сказали: «Мы каждый день приходили сюда и не видѣли васъ, стоящихъ здѣсь». «И мы, отвѣчали воры, если бы видѣли васъ здѣсь, то просили бы у васъ со слезами ходатаиства ко св. старцу. Но вотъ мы уже изнемогли теперь и потому просимъ васъ, молите чудотворца святаго, да отпуститъ насъ». Тогда пришелъ преподобный Григорій и сказалъ имъ: «Такъ какъ вы праздны всю жизнь и, занимаясь кражей чужого имущества, сами не хотите трудиться, — то вотъ стойте теперь праздными до конца жизни вашей». Они же со слезами стали молить старца отпустить ихъ, обѣщая больше не заниматься такими дѣлами. Сжалившись надъ ними, старецъ сказалъ: «Если хотите трудиться и отъ труда вашего питать и другихъ, то пущу /с. 110/ васъ». Воры тогда съ клятвою отвѣтили: «Никогда, отче, не преслушаемъ тебя». Григорій сказалъ имъ: «Благословенъ Богъ, укрѣпившій васъ! Отселѣ будете работать на святую братію и отъ труда вашего приносить все нужное имъ на потребу», и затѣмъ отпустилъ ихъ. Съ этого времени воры эти работали и въ вертоградѣ преподобнато, и въ оградахъ монастыря до конца своей жизни. Покусился врагъ-діаволъ и въ третій разъ приступить къ блаженному тоже черезъ воровъ. Однажды пришли къ преподобному три человѣка. Искушая его, они стали просить помощи и двое изъ нихъ, указывая на третьяго, ложно говорили: «Отче! сей другъ нашъ осужденъ на смерть. Молимъ тебя, дай ему что-либо, дабы искупилъ себя отъ смерти». Блаженный, провидя духомъ, что ложь ихъ сбудется, прослезился жалостно и сказалъ: «Горе человѣку сему: ибо насталъ день его погибели». Они же отвѣчали: «Отче! Если ты дашь ему что-либо, то онъ не умретъ». Говоря это, они помышляли полученное раздѣлить между собою. Чудотворецъ, провидя духомъ, сказалъ: «Если и дамъ вамъ, то онъ все же умретъ. Однако скажите мнѣ, на какую смерть онъ осужденъ?» Они отвѣчали: «Онъ будетъ повѣшенъ на деревѣ». «Хорошо разсудили», сказалъ прозорливецъ, «ибо заутра сбудется это». Сказавъ это, онъ сошелъ въ пещеру, гдѣ онъ обычно творилъ молитву и, принесши оттуда книги, отдалъ ихъ просившимъ, говоря: «Возьмите это, а если оно будетъ вамъ не нужно, то возвратите мнѣ». Они взяли книги и, выйдя, смѣялись надъ преподобнымъ, говоря: «Продадимъ это и раздѣлимъ вырученное между собою». Проходя затѣмъ мимо вертограда преподобнаго и, видя плодовыя деревья, они сговорились между собою: «Прійдемъ въ эту ночь и унесемъ всѣ плоды». Оъ наступленіемъ ночи, воры пришли; Григорій же въ это время молился въ пещерѣ. Они затворили наружную дверь пещеры, гдѣ былъ старецъ, и одинъ изъ нихъ, которому преподобный предсказалъ повѣшеніе, влѣзъ на дерево, собирая плоды. И вотъ вѣтвь, за которую онъ держался, обломилась. Онъ началъ падать, а тѣ двое, устрашившись, бѣжали. Падающій же, зацѣпившись головою за вѣтви, повисъ и удавился. Между тѣмъ Григорій, затворенный въ пещерѣ, не могъ придти къ утрени въ церковь. Братія, выйдя послѣ утрени изъ церкви, отправились къ преподобному, желая знать причину необычнаго для него отсутствія въ церкви. И вотъ съ ужасомъ они замѣтили на деревѣ висящаго мертваго человѣка. Послѣ долгихъ поисковъ святаго старца, они нашли его затвореннымъ въ пещерѣ. Выйдя изъ пещеры, Григорій приказалъ снять висящаго съ дерева, а затѣмъ, увидя въ толпѣ смотрѣвшихъ и друзей мертвеца, сказалъ имъ: «Смотрите, какъ окаянная ваша ложь сдѣлалась правдою; ибо Богъ поругаемъ не /с. 111/ бываетъ (Гал. 6, 7). Если бы вы не затворили меня, то я пришелъ бы и помогъ ему, и онъ не умеръ бы. Но такъ какъ врагъ-діаволъ научилъ васъ хранить суетная и ложь, поэтому и милость свою вы оставили». Они, видя исполненіе словесъ блаженнаго, пали къ ногамъ его, прося прощенія. Въ наказаніе преподобный осудилъ ихъ на работы Печерскому монастырю, дабы трудомъ они добывали хлѣбъ свой и отъ трудовъ своихъ питали другихъ. Здѣсь они и умерли, трудясь вмѣстѣ съ братіей. О смерти преподобнаго разсказывается слѣдующее. Случилось однажды, что монастырскій сосудъ былъ оскверненъ нечистымъ животнымъ. Для очищенія этого сосуда, блаженный пошелъ къ Днѣпру почерпнуть здѣсь воды. Въ то же время пришелъ сюда князь Ростиславъ Всеволодовичъ намѣреваясь зайти въ Печерскій монастырь ради молитвы и благословенія, ибо въ то время онъ хотѣлъ вмѣстѣ съ братомъ своимъ Владиміромъ Мономахомъ идти войною противъ половцевъ. Слуги Ростислава, видя старца, начали смѣяться надъ нимъ и досаждать срамными словесами, научаемые врагомъ-діаволомъ. Старецъ, провидя пророчески духомъ, что близокъ часъ ихъ смерти, говоритъ къ нимъ: «О, чада! Если вамъ нужна молитва, то зачѣмъ вы творите злое и неугодное Богу? Плачьте о своей погибели и кайтесь въ своихъ согрѣшеніяхъ, чтобы получить отраду въ страшный день; ибо для васъ скоро наступитъ судъ: всѣ вы будете потоплены въ водѣ вмѣстѣ съ княземъ вашимъ». Слыша это, и считая слова преподобнаго не за пророчество, а за насмѣшку, Ростиславъ разгнѣвался сильно и сказалъ: «Мнѣ ли, умѣющему хорошо плавать, предсказываешь ты смерть отъ воды! Самъ ты примешь эту смерть». И тотчасъ, не имѣя страха Божія въ сердцѣ, онъ приказалъ связать старцу руки и ноги, повѣсить на шею камень и бросить его въ воду. Такъ былъ потопленъ преподобный чудотворецъ. Между тѣмъ братія искала его два дня и не находила. Прійдя на третій день къ келліи и войдя въ нее, нашли преподобнаго здѣсь мертваго, связаннаго по рукамъ и ногамъ, съ камнемъ на шеѣ. Одежды его были мокры, а лице свѣтлое, и все тѣло, какъ бы живое. Всѣ удивились столь великому чуду: какимъ образомъ и кѣмъ былъ перенесенъ сюда старецъ, такъ какъ и келлія была закрыта. Воздавши хвалу Богу, творящему чудеса во святыхъ Своихъ, братія вынесла чудотворныя мощи и положила ихъ въ пещерѣ, гдѣ пребываютъ онѣ и донынѣ нетлѣнными.

Ростиславъ, не сознавая своей вины и дыша яростью, не вошелъ въ монастырь, какъ хотѣлъ сначала, и, не принявъ благословенія, удалился. Владиміръ же Мономахъ, братъ его, зашелъ въ монастырь и получилъ благословеніе. Во время битвы у Триполя, /с. 112/ перейдя рѣку Стугну, князья были побѣждены половцами. Владиміръ, братъ Ростислава, ради молитвъ и благословенія Печерскихъ святыхъ, спасся, а Ростиславъ со всѣмъ воинствомъ былъ потопленъ въ рѣкѣ Стугнѣ. Такъ исполнилось предсказаніе преподобнаго Григорія чудотворца: въ нюже мѣру мѣри злый убійца, возмѣрися ему. Незлобивый же чудотворецъ Григорій обрѣлъ источникъ жизни и, наслаждаясь потокомъ сладости вѣчныя, яже превыше небесъ, хвалитъ имя Господне, Ему же подобаетъ слава, хвала, нынѣ и присно и въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 108-112.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.