Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Моисея Угрина.
26-го іюля.

Нечистый врагъ-діаволъ особенно воюетъ на человѣка нечистаго, одержимаго блудною страстью, дабы помраченный ею человѣкъ не взиралъ на Бога во всѣхъ дѣлахъ своихъ: ибо только чистіи сердцемъ Бога узрятъ. На этомъ-то полѣ брани и подвизался особенно преподобный отецъ нашъ Моисей Угринъ, который до конца побѣдилъ силу нечистаго врага, оставивъ въ себѣ намъ образъ такой побѣды.

Преподобный Моисей былъ родомъ Угринъ. Онъ былъ весьма любимъ благовѣрнымъ и святымъ княземъ страстотерпцемъ Россійскимъ Борисомъ, которому служилъ вмѣстѣ съ братомъ своимъ Георгіемъ, убитымъ на рѣкѣ Ялтѣ, во время боя Бориса со Святополкомъ. Блаженный Моисей, одинъ спасшись изъ этой битвы, пришелъ въ г. Кіевъ къ Предиславѣ, сестрѣ Ярослава, и скрывался здѣсь отъ Святополка, молясь прилежно Богу, пока Святополкъ не былъ побѣжденъ благочестивымъ княземъ Ярославомъ. Когда же Святополкъ, убѣжавъ въ ляхскую землю, возвратился оттуда съ Болеславомъ и, изгнавъ Ярослава, занялъ Кіевскій престолъ, тогда Болеславъ, возвращаясь въ свою землю, захватилъ въ плѣнъ двухъ сестеръ Ярослава, а также и преподобнаго Моисея Угрина съ боярами. Блаженнаго вели, заковавъ желѣзными цѣпями по рукамъ и ногамъ и крѣпко охраняя, ибо онъ былъ здоровъ тѣломъ и красивъ лицомъ.

Одна жена благородная въ землѣ ляхской, красивая и молодая, имѣющая богатство и власть, увидѣвъ преподобнаго, уязвися /с. 113/ вожделѣніемъ похоти плотскія къ нему и начала увѣщевати его лестными словами, говоря: «О, человѣче! Зачѣмъ принимаешь такія муки, которыхъ, имѣя разумъ, ты могъ бы избѣжать». Моисей отвѣчалъ: «Такъ угодно Богу». Жена тогда сказала: «Если ты покоришься мнѣ, я избавлю тебя и сдѣлаю великимъ во всей ляхской землѣ, и ты будешь владѣть всею моею областью». Но блаженный, уразумѣвъ ея нечистое вожделѣніе, сказалъ ей: «Какой мужъ, послушавъ жены, поступилъ хорошо? Адамъ, послушавъ жены, былъ изгнанъ изъ рая; Самсонъ, одолѣвшій всѣхъ силою, нечистыми чарами жены былъ преданъ иноплеменникамъ; Иродъ, одержавшій много побѣдъ, поддавшись нечистой страсти, былъ порабощенъ женою и усѣкъ Іоанна Предтечу. Какъ я могу послушать нечистаго совѣта жены, который не зналъ отъ моего рожденія?» Но та сказала ему: «Я избавлю тебя отъ смерти и сдѣлаю славнымъ и буду имѣть тебя своимъ мужемъ, ибо не могу видѣть твоей погибели». Моисей же рѣшительно отвѣчалъ: «Знай, что я не исполню твоего желанія, ибо не хочу ни власти, ни богатства, но ищу чистоты душевной и тѣлесной; и да не погублю я пятилѣтняго труда, неповинно терпя теперь муки, чтобы избавиться отъ мукъ вѣчныхъ». Тогда жена, замысливъ злое, прибѣгла къ другому средству, говоря: «Если я выкуплю его изъ плѣна, то поневолѣ покорится мнѣ». Затѣмъ она послала къ хозяину плѣнныхъ и купила у него блаженнаго за три тысячи золотыхъ. Сдѣлавши Моисея своимъ рабомъ, она приказала сбросить съ него худыя одежды и надѣть многоцѣнныя ризы, питать его сладкими брашнами и еще больше стала соблазнять его на блудъ. Но блаженный, видя неистовство жены, прилежнѣе совершалъ молитву и постъ, принимая лишь сухой хлѣбъ и воду. Потомъ онъ сбросилъ надѣтыя на него одежды и, какъ нѣкогда Іосифъ, избѣжалъ грѣха. Тогда посрамленная жена впала въ ярость и приказала бросить блаженнаго въ темницу, намѣреваясь уморить его голодомъ. Но Господь, дающій пищу всякой плоти, пропитавшій нѣкогда Илію въ пустынѣ и Павла Ѳивейскаго и иныхъ многихъ рабовъ, уповающихъ на Него, не оставилъ и сего блаженнаго. Ибо одинъ изъ слугъ той жены, сжалившись надъ Моисеемъ, тайно приносилъ ему пищу. Другіе же изъ слугъ уговаривали преподобнаго, говоря: «Братъ Моисей! что возбраняетъ тебѣ жениться? ты молодъ, а сія вдова жила съ мужемъ только одно лѣто, красотою же лучше всѣхъ, богатство ея безчисленное и власть ея велика. Самъ князь не гнушался бы ею, а ты, плѣнникъ и рабъ, и не хочешь быть ея господиномъ. Если ты боишься нарушить заповѣдь Христову, то развѣ Христосъ не сказалъ: /с. 114/ Сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь и прилѣпится къ женѣ своей и будутъ оба въ плоть едину. Тоже и Апостолъ: Лучше жениться, нежели разжизатися. И о вдовахъ: Хочу юнымъ вдовицамъ посягати. Ты же не обязанъ чиномъ монашескимъ, но свободенъ; зачѣмъ, поэтому, предаешь себя столь великимъ мукамъ? Ибо если ты умрешь, то какая отъ того польза? Вѣдь и праведники: Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ имѣли женъ... Лучше покориться тебѣ женѣ и быть свободнымъ и господиномъ въ домѣ семъ». Но блаженный Моисей отвѣчалъ имъ: «Ей! братія и добріи мои друзи, добрѣ мнѣ совѣтуете, но я знаю, что хуже совѣта змія, даннаго Евѣ въ раю, вы предлагаете мнѣ теперь. Вы принуждаете меня покориться женѣ, но я не пріиму вашего совѣта, и если бы мнѣ случилось умереть въ этихъ узахъ и мукахъ, я не склонюсь на ея лесть, и хотя многіе праведники спаслись съ женами, я же, грѣшный, не спасусь съ ней; я не желаю ни царства, ни власти въ землѣ ляхской, но ищу вышняго царства небеснаго. Поэтому, если бы я лишился и жизни, то не послушаюсь совѣта жены сей и пребуду черноризцемъ; ибо Христосъ сказалъ въ Евангеліи: Всякъ, иже оставитъ домъ или братію, или сестры, или отца и матерь, или жену, или чада, или села имени Моего ради — сторицею пріиметъ и животъ вѣчный наслѣдитъ. Христа ли послушать мнѣ или васъ? То же говоритъ и Апостолъ: не оженивыйся печется о Господнихъ, какъ угодити Господеви, а оженивыйся печется о мірскихъ, какъ угодити женѣ. Итакъ, спрашиваю васъ, кому больше должно работать: Господу или женѣ? Знаю я сіе: «рабы, послушайте господей своихъ, но во благое, а не въ злое». Итакъ, знайте, что никогда не прельститъ меня красота женская и не отлучитъ отъ любви Христовой». Услышавъ это, жена, побуждаемая лукавымъ помысломъ, приказала посадить блаженнаго на коня и со многими слугами водить по селамъ и городу, говоря сму: «Все это твое, дѣлай, что хочешь». Также и людямъ говорила она: «Это господинъ вашъ, а мой мужъ». И всѣ, встрѣчая блаженнаго, кланялись ему. Но онъ, посмѣявшись безумію жены, сказалъ: «Всуе труждаешься: ибо не можешь прельстить меня тлѣнными вещами міра сего и не можешь украсть у меня нетлѣннаго духовнаго моего богатства, — разумѣй это и не трудись всуе». Жена съ яростію сказала: «Развѣ не знаешь, что ты проданъ мнѣ, и кто избавитъ тебя отъ моихъ рукъ? Я не отпущу тебя живаго, но послѣ многихъ мученій предамъ смерти». Блаженный же съ дерзновеніемъ отвѣчалъ ей: «Не боюсь никакого зла: ибо Господь со мною. Съ этого же времени я хочу работать Ему въ иноческомъ житіи». /с. 115/ Въ это время, по наставленію Божію, пришелъ къ блаженному Моисею со Святой Горы одинъ черноризецъ, іерей, и облекъ его во святой, ангельскій, иноческій образъ. Затѣмъ, много поучивъ его чистотѣ душевной и тѣлесной, убѣдивъ блаженнаго не предавать плещей своихъ врагу и не бояться той скверной жены, онъ ушелъ. Не смотря на всѣ розыски, нигдѣ не могли найти этого черноризца. Тогда жена, потерявъ всякую надежду склонить инока Моисея ко грѣху, стала мучить его тяжкими ранами: его растянули и стали бить желѣзомъ, такъ что земля покрылась кровью. Бившіе же говорили ему: «Покорись госпожѣ своей и сотвори ея волю, — если же преслушаешь, то на части раздробимъ все тѣло твое; не думай, что избѣжишь этихъ мукъ: ибо по многихъ мученіяхъ будешь преданъ смерти. Пожалѣй самъ себя, сними монашескія рубища, облекись въ многоцвѣтныя боярскія одежды, и избавишься отъ страданія». Преподобный же Моисей мужественно отвѣчалъ имъ: «Братія! не медля дѣлайте то, что вамъ приказано. Мнѣ же невозможно отречься монашества и любви Божіей; и никакое томленіе, ни огонь, ни мечь, ни раны не могутъ разлучить меня отъ Бога и сего великаго ангельскаго образа. Этой же безстыдной женѣ, показавшей свое безстыдство явно, передъ всѣми людьми, побуждая меня на оскверненіе и прелюбодѣяніе, я не покорюсь и окаянной воли ея не сотворю». Въ печали, желая отомстить за посрамленіе ея, жена написала такое посланіе къ князю Болеславу: «Самъ ты знаешь, князь, что мужъ мой убитъ на брани съ тобою, ты же далъ мнѣ волю выбрать себѣ мужа, кого хочу; вотъ я возлюбила одного юношу изъ твоихъ плѣнниковъ, и, отдавъ за него много золота и серебра, взяла его къ себѣ въ домъ, желая имѣть мужа. Онъ все это ни во что вмѣнилъ. Тогда его много мучили голодомъ и ранами, шесть лѣтъ онъ былъ въ оковахъ, но и это не смирило его; теперь же онъ постриженъ нѣкіимъ черноризцемъ; и такъ, что прикажешь съ нимъ сдѣлать?» Князь приказалъ пріѣхать женѣ той и привезти съ собою Моисея. Увидѣвъ Моисея, онъ началъ принуждать преподобнаго взять ту жену, наконецъ же сказалъ ему: «Кто такъ нечувственъ, какъ ты, что отказываешься отъ многихъ благъ и чести и предаешь себя горькимъ мукамъ? Теперь же знай, что предъ тобою или жизнь, или смерть. Если исполнишь волю госпожи своей, то получишь великія почести и власть, если же преслушаешь, то пріимешь смерть». Затѣмъ князь сказалъ женѣ: «Купленный тобою плѣнникъ не можетъ быть свободенъ, но какъ госпожа рабу своему, дѣлай съ нимъ, что хочешь, дабы и прочіе рабы не дерзали преслушать господъ своихъ». Преподобный отецъ нашъ Моисей отвѣчалъ князю: Какая польза человѣку /с. 116/ (глаголетъ Господь), аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ; или, что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою? Ты же что мнѣ обѣщаешь славу и честь, когда и самъ скоро умрешь, и жена сія будетъ убита». Предсказанія преподобнаго дѣйствительно сбылись; но прежде преподобный много былъ мученъ неистовою женою, получая по сто ранъ всякій день; такъ, что онъ лежалъ, какъ бы мертвый, отъ истеченія крови; но все это перенесъ преподобный ради вѣнца небеснаго. Между тѣмъ князь Болеславъ, желая угодить сей женѣ, воздвигъ великое гоненіе на черноризцевъ и изгналъ ихъ всѣхъ изъ своей области. Господь однако вскорѣ отомстилъ за рабовъ Своихъ. Однажды ночью Болеславъ внезапно умеръ, и въ землѣ ляхской произошелъ великій мятежъ: возставшіе люди губили епископовъ и бояръ своихъ, а съ ними убили и ту безстыдную жену. Преп. Моисей, этотъ добрый воинъ Христовъ, въ страданіи и подвигѣ своемъ богоугодномъ достигъ 60 лѣтъ. 5-ть лѣтъ онъ былъ въ узахъ у плѣнившаго неповинно его, показавъ при этомъ терпѣніе Іовлево, 6-е же лѣто мужественно пострадалъ за чистоту паче Іосифа, 10-тъ же лѣтъ пребывалъ въ безмолвіи, въ пещерѣ. Этимъ десятилѣтнимъ подвигомъ въ пещерѣ онъ просіялъ, какъ первый Моисей сей десяточисленнымъ закономъ, преданнымъ ангелами отъ св. Синайской горы. Поэтому преподобный Моисей сподобился быть поистинѣ Боговидцемъ, и, какъ достойный блаженства чистыхъ сердецемъ, — на зрѣніе Божіе лицемъ къ лицу переселился 26-го дня мѣсяца іюля, еще при жизни преподобнаго Антонія. Мощи его и доселѣ лежатъ нетлѣнно въ пещерѣ преподобнаго Антонія, подавая всѣмъ побѣду надъ блудными и нечистыми страстями.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 112-116.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.