Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Начало болѣзней (1996)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ ред. газеты "Новое Русское Слово" (1996)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Іоанна многострадальнаго.
18-го іюля.

Преподобный Іоаннъ многострадальный, возлюбленный ученикъ Пресвятой Богородицы обители Печерской, Россійскій дѣвственникъ, поистинѣ много принялъ скорби ради подвига дѣвства, будучи обрученъ небесному Жениху. Самъ преподобный, уже не задолго до смерти, и написалъ свое многострадальное житіе.

/с. 117/ Много разъ приходилъ къ преподобному Іоанну, затворившемуся въ пещерѣ преподобнаго Антонія, нѣкто отъ братіи, боримый навѣтомъ дьявольскимъ на вожделѣніе плотское и молилъ святого, дабы помолился онъ ко Господу объ ослабленіи его. Преподобный Іоаннъ говорилъ ему: «Братъ, мужайся и да крѣпится сердце твое, потерпи Господа и сохрани пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ нашихъ и не предастъ въ ловиту зубомъ ихъ». Но тотъ отвѣчалъ: «Отче! повѣрь мнѣ, что если не поможешь мнѣ, то я не почію, переходя съ мѣста на мѣсто». Преподобный же сказалъ ему: «Зачѣмъ хочешь ты предать себя врагу въ снѣдь и уподобиться мужу, стоящему на краю пропасти; ибо врагъ придя къ тебѣ, свергнетъ тебя долу и тогда будетъ лютое паденіе и уже не встать будетъ тебѣ. Если же пробудешь здѣсь, во святомъ монастырѣ, то будешь подобенъ мужу, стоящему далеко отъ пропасти и уже врагъ не въ силахъ будетъ низринуть тебя. Такъ Господь за терпѣніе твое изведетъ тебя отъ рова страстей и отъ бренія нечистоты». Затѣмъ преподобный Іоаннъ самъ повѣдалъ этому брату свое житіе.

«Когда пришелъ я — говорилъ преподобный — въ сей св. Печерскій монастырь и началъ трудиться по чину святаго ангельскаго — иноческаго образа, то много пострадалъ, томимъ на блудъ, и не знаю, что не претерпѣлъ ради моего спасенія. По два и по три дня, а иногда и цѣлую недѣлю я не вкушалъ никакой пиши и, томимый жаждою, бодрствовалъ въ продолженіе всей ночи. Въ такомъ злостраданіи я, пробывъ до трехъ лѣтъ, не нашелъ себѣ покоя. Тогда, уйдя въ пещеру, гдѣ положенъ преподобный отецъ нашъ Антоній, пребывалъ въ ней день и ночь у гроба его, молясь, и вотъ услышалъ гласъ преподобнаго: «Іоанне, Іоанне! подобаетъ тебѣ здѣсь затвориться въ пещерѣ, да невидѣніемъ и молчаніемъ упразднится брань, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ Своихъ. Тогда я затворился въ этомъ — тѣсномъ и скорбномъ — мѣстѣ и вотъ пребываю здѣсь уже тридцатое лѣто и только недавно обрѣлъ покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами тѣлесными, удручая тѣло свое постомъ и бдѣніемъ. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, какъ изгнать ихъ, я рѣшилъ, снявъ одежды, наложить на тѣло мое тяжкія брони и съ того времени и донынѣ измождаю себя стужею и желѣзомъ. Когда же этого стало недовольно, то я поступалъ такъ: съ наступленіемъ великаго поста выкопалъ глубокую яму и, войдя въ нее, засыпалъ себя пескомъ, оставивъ свободными только руки и голову. И такъ, угнетаемый землей, пробылъ весь постъ, не двигая /с. 118/ ни единымъ составомъ. Много творилъ мнѣ пакостей дьяволъ, желая изгнать меня изъ ямы. Онъ поразилъ страшною болѣзнью ноги мои, такъ что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразилъ члены мои. Но, не думая и не печалясь объ этой болѣзни, я радовался душею, соблюдая ее чистою отъ скверны и желалъ лучше сгорѣть въ огнѣ томъ, нежели выйти изъ ямы, поруганный бѣсомъ. И вотъ въ то же время я увидѣлъ страшнаго и лютаго змія, дышащаго пламенемъ и искрами и хотѣвшаго пожрать меня. И это продолжалось нѣсколько дней. Въ свѣтоносную же ночь Воскресенія Христова вдругъ напалъ на меня тотъ страшный змій и, вложивъ голову мою и руки въ свою пасть, опалилъ мнѣ волосы на головѣ и бородѣ, какъ видишь меня теперь. Я же, находясь въ гортани того змія, возопилъ изъ глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! вскую оставилъ мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси единъ человѣколюбецъ; спаси мя грѣшнаго, Едине безгрѣшне, избави мя отъ скверны беззаконія моего, да не увязну въ сѣти лукаваго во вѣки, избави мя отъ поглощенія врага сего: се бо, яко левъ, рыкаетъ онъ, хотя мя поглотити: воздвигни силу Твою и пріиди во еже спасти мя, блесни молніи Твоя и прожени его, да исчезнетъ отъ лица Твоего».

Когда окончилъ я молитву, вдругъ свѣтъ божественный блеснулъ какъ молнія, и лютый змѣй тотъ исчезъ, и я не вижу его, благодатіею Божіею, и донынѣ. Слышалъ я тогда и голосъ Божій ко мнѣ: «Іоанне, Іоанне! вотъ была тебѣ помощь; смотри же, будь внимателенъ къ себѣ, дабы не случилось что-либо худшее въ будущемъ вѣкѣ». Я же, поклонившись, сказалъ: «Господи, почто мя оставилъ еси злѣ мучима быти?» Отвѣчалъ мнѣ Господь, говоря: «По силѣ терпѣнія твоего Я испыталъ тебя, дабы искушенный огнемъ, явился чистымъ, какъ золото. Ибо выше силы Богъ не попускаетъ человѣку искушеній, дабы не былъ онъ поруганъ зміемъ лукавымъ; но какъ премудрый господинъ вручаетъ крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ великія и тяжкія дѣла, немощнымъ и слабымъ — легкія. Ты же, чтобы избавиться отъ брани похоти тѣлесныя, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчитъ тебя отъ страсти блудныя, ибо онъ болѣе Іосифа сотворилъ и можетъ помогать страждущимъ страстью сею». Я же сталъ взывать: «Господи! помилуй меня молитвами преподобнаго сего». И вотъ пришелъ на меня неизреченный свѣтъ, который и нынѣ есть, не требуя свѣчи ночью и днемъ. И всѣ достойно приходящіе ко мнѣ насыщаются такого свѣта, освѣтившаго меня въ ночь Воскресенія Господня, ради будущаго вѣчнаго свѣта. Такъ окончивъ свое мно/с. 119/гострадальное житіе, преподобный Іоаннъ обратился къ одержимому страстями брату, говоря: «Брате! мы сами пригвождаемъ умъ нашъ къ плотолюбію, поэтому Господь праведнымъ судомъ своимъ попускаетъ на насъ и страсти; ибо мы никогда не творимъ плодовъ достойныхъ покаянія, но я говорю тебѣ, братъ, помолись сему преподобному Моисею и онъ поможетъ тебѣ». Затѣмъ, помолившись вмѣстѣ съ братомъ и, взявъ одну изъ костей отъ мощей преподобнаго Моисея, блаженный Іоаннъ далъ ее ему, говоря: «Приложи это къ своему тѣлу». Тотъ поступилъ такъ, и тотчасъ же ощутилъ, разженіе угасло и всѣ страсти блудныя въ плоти омертвѣли. Тогда вмѣстѣ — блаженный и братъ — воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса. Преподобный Іоаннъ многострадальный скончался 18 іюля; св. мощи его, неоскудно точащія исцѣленія, какъ столпъ крѣпости отъ лица вражія стоятъ непоколебимо и донынѣ тамъ, гдѣ самъ онъ закопалъ себя до рамень. Молитвами многострадальнаго сего затворника отца нашего Іоанна буди и намъ наставленнымъ быти къ достиженію небеснаго царствія, во славу единаго въ Троицѣ славимаго Бога, Ему же честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 116-119.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.