Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Эразма.
24-го февраля.

Великое дѣло умѣть распоряжаться богатствами. Не всякій знаетъ, что и какъ съ ними сдѣлать. Иной готовитъ себѣ богатство, а съ нимъ и погибель. Лучшимъ примѣромъ того, какъ надо распоряжаться богатствомъ, служатъ св. угодники. /с. 161/ Изъ нихъ многіе въ мірѣ имѣли богатство, и всѣ они умѣли поступить съ ними на пользу не себѣ, а другимъ: таковъ былъ преподобный Эразмъ, черноризецъ Печерскій. Сей преподобный отъ руки вѣнчающаго милостію и щедротами получилъ большое богатство; но размысливъ, что иноку неприлично имѣть его, и возлюбивъ благолѣпіе дома Господня, онъ все, что имѣлъ, отдалъ на украшеніе церковное, оковавъ многія иконы въ церкви Печерской серебромъ и золотомъ. Въ то же время украшалъ онъ и душу свою, какъ церковь Бога живаго и образъ Его, но не серебромъ и золотомъ вещественнымъ, а чистотою и любовію и всякими добродѣтелями иноческаго закона, говоря о благолѣпіи своемъ съ пророкомъ: благъ мнѣ законъ устъ Твоихъ, паче тысящъ злата и сребра (Пс. 118, 72).

Сему преподобному случилось такое искушеніе послѣ того какъ онъ истратилъ свое имѣніе на украшеніе церкви и сдѣлался бѣднымъ, всѣ стали пренебрегать имъ. Злохитрый прелестникъ діаволъ началъ тогда внушать ему, что онъ не получитъ никакой награды за потраченное на украшеніе церкви богатство, а лучше было бы раздать его нищимъ. Блаженный, не понявъ искушенія, впалъ въ отчаяніе и началъ жить въ нерадѣніи и всякомъ небреженіи, проводя дни свои безчинно, но Богъ, щедрый и праведный, вспоминая прежнія добродѣтели блаженнаго, спасъ его отъ погибели такимъ образомъ: онъ навелъ на него лютую болѣзнь; больной, находясь при смерти, лежалъ, ничего не видя и не говоря, 7 дней, и едва дышалъ. Въ восьмой день пришла къ нему вся братія и, видя его тяжелую кончину, удивлялась, говоря: «Горе душѣ брата сего, ибо въ лѣности жилъ онъ и во грѣхахъ, а нынѣ же видитъ нѣчто душа его и мятется, будучи не въ силахъ выйти изъ тѣла». И вотъ, вдругъ, блаженный Эразмъ всталъ, какъ будто-бы и не болѣлъ, сѣлъ и сказалъ братіи: «Отцы и братіе! воистину какъ вы говорите, грѣшенъ я и не покаялся, но нынѣ явились мнѣ преподобные отцы наши Антоній и Ѳеодосій и сказали: мы молились о тебѣ Господу Богу, и Онъ даровалъ тебѣ время покаянія; потомъ видѣлъ я и Пречистую Богородицу, какъ на иконѣ, имѣющую на рукахъ Сына Своего, Христа Бога нашего, и множество святыхъ съ Нею, и Она сказала мнѣ: «Эразмъ! такъ какъ ты украсилъ церковь Мою и возвеличилъ ее иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою въ царствѣ Сына Моего, ибо нищихъ всегда имѣете съ собою, а церковь Мою не вездѣ имѣете; встань теперь, покайся и пріими великій ангельскій образъ, въ третій же день Я возьму тебя къ Себѣ, возлюбившаго благолѣпіе Моего дома». Сказавъ /с. 162/ это, блаженный Эразмъ началъ исповѣдывать предъ всею братіею грѣхи свои безъ всякаго стыда, затѣмъ всталъ и пошелъ въ церковь и былъ здѣсь постриженъ въ схиму, а въ третій день, по прореченію Пресвятой Богородицы, отошелъ ко Господу.

Такъ всякій пусть знаетъ, что украшеніе церкви Божіей иконами угодно Богу и вмѣняется человѣку въ заслугу предъ Богомъ, какъ вмѣнилось преподобному Эразму, молитвами коего да сподобимся и мы благодати о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 160-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.