Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Патерики и житія святыхъ

О Кіево-Печерскомъ патерикѣ.

Кіево-Печерскій патерикъ (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

КРАТКІЯ СКАЗАНІЯ О ЖИЗНИ И ПОДВИГАХЪ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ДАЛЬНИХЪ ПЕЩЕРЪ, КІЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ.
Собраны инспекторомъ Минской Духовной Семинаріи, Модестомъ, (впослѣдствіи архіепископъ Волынскій и Житомирскій).

Предисловіе [1].

Ни въ одномъ изъ дошедшихъ до насъ Патериковъ преподобныхъ отцевъ печерскихъ нѣтъ описанія житій угодниковъ Божіихъ, почивающихъ въ Дальнихъ пещерахъ; никто и не говоритъ, чтобы они кѣмъ-либо составлялись. Но что эти жизнеописанія были, это несомнѣнно (Словарь Историческій Россійскихъ святыхъ, С.-Пб., 1836 г. Предисловіе). По преданію, въ древнія времена святыя мощи въ Дальнихъ пещерахъ лежали не въ гробахъ, а просто въ нишахъ на доскахъ. Эти ниши, гдѣ стоятъ и теперь гробы съ мощами святыхъ, закрывались тоже досками. На этихъ доскахъ въ нижней части, въ лежачемъ положеніи, изображались лики преподобныхъ печерскихъ; въ срединѣ вырѣзывались небольшія окна, чтобы чрезъ нихъ поклонники могли прикладываться къ святымъ мощамъ; а сверху надписывались чистымъ славянскимъ нарѣчіемъ имена святыхъ, коихъ были мощи, съ краткимъ жизнеописаніемъ святыхъ. Безъ сомнѣнія эти краткія сказанія о жизни и подвигахъ святыхъ или взяты изъ полныхъ жизнеописаній, или составлены по живому преданію. Если были жизнеописанія полныя, то они могли быть истреблены въ разныя разоренія Кіева (Описаніе Кіевской Лавры. Кіевъ 1847 г. страница 125); а надписи очень могли сохраниться вмѣстѣ съ мощами святыхъ потому, что мощи съ надписями скрывались въ мѣста недоступныя для непріятелей. Когда въ мирное время постепенно открывались святыя мощи, тогда открывались и надписи. Такъ въ 1643 году никто не зналъ, есть ли въ пещерахъ Дальнихъ мощи священномученика Лукіана, хотя тогда и нужно было объ этомъ знать, поелику составлялась тогда служба преподобнымъ отцамъ Дальнихъ пещеръ. А когда отысканы были его св. мощи, тогда нашли при нихъ и надпись, что св. Лукіанъ пострадалъ при нашествіи Батыя и былъ пресвитеромъ. Въ 1635 году Сильвестръ Коссовъ, епископъ Мстиславскій, напечаталъ жизнеописанія святыхъ отецъ Ближнихъ пещеръ. А въ 1643 году прибылъ въ Кіевъ іеромонахъ и протосингелъ Константинопольскій великой церкви, Мелетій Сиригъ и составилъ службу преподобнымъ отцамъ Дальныхъ пещеръ (Смотри описаніе Лавры, страница 114). Надписи, бывшія надъ гробами, служили ему основаніемъ при составленіи службы. Тогда же эти надписи списаны были иноками и изложены были въ особой рукописи славянопольскимъ языкомъ. Они могли нѣсколько разъ переписы/с. 187/ваться и нѣсколько измѣняться въ выраженіяхъ, въ видѣ поясненія или перевода словъ, становившихся непонятными для современниковъ, или просто по разумѣнію переписчика. Но число, порядокъ и содержаніе (нѣсколько подробнѣе) въ этихъ краткихъ славяно-польскихъ сказаніяхъ о святыхъ отцахъ такіе же, какъ и въ тропаряхъ канона имъ, составленнаго Мелетіемъ. Число святыхъ въ тѣхъ и другихъ 40, и святые отцы упоминаются въ такомъ порядкѣ: святые Лонгинъ, Игнатій, Силуанъ, Агаѳонъ, Зинонъ, Макарій, Ахила, Ипатій, Паисій, Меркурій, Лаврентій, Моисей, Иларіонъ, Діонисій (о немъ написано краткое сказаніе въ Патерикѣ), Арсеній, Пименъ, Аѳанасій, Сисой, Григорій, Павелъ, Леонтій, Геронтій, Несторъ, Титъ, Памво, Захарія, Ѳеодоръ князь Осторжскій, Софроній, Панкратій, Аммонъ, Мардарій, Руфъ, Веніаминъ, Ѳеофилъ, Мартирій діаконъ, Евфимій, Кассіанъ, Піоръ, Пафнутій, Іосифъ. Тоже должно сказать и о содержаніи надписей, списковъ съ нихъ и службы.

До нашего времени сохранилось только шесть досокъ, на которыхъ остались изображенія святыхъ и краткое описаніе ихъ подвиговъ: святаго Лонгина вратаря, Агаѳона чудотворца, Арсенія трудолюбиваго, Веніамина, Тита воина и священномученика Лукіана. Шестая надпись, съ извѣстіемъ о святой кончинѣ Ѳеофила, епископа Новгородскаго, напечатана въ описаніи Лавры (стр. 112). Но и этихъ надписей достаточно, чтобы увѣриться, что содержаніе ихъ, и содержаніе списковъ съ нихъ, и службы Мелетія одно и тоже. Напримѣръ, о преподобномъ Титѣ воинѣ въ надписи говорится такъ: «преподобный Титъ воинъ, бывши на брани, пораженъ бѣ во главу оружіемъ, едва не смертнѣ, и сего ради остави воинствованіе; мало нѣчто возмогъ, пріиде въ монастырь печерскій, и пріятъ бывъ отъ ту живущихъ преподобныхъ отецъ, облечеся въ чинъ иноческій, и доблестно подвизався постомъ и молитвами, — противу невидимыхъ супостатъ вооружися; слезами же безпрестанными толику сниска благодать, яко извѣщено бысть ему прежде смерти о отпущеніи грѣховъ его. Посемъ преселися духомъ на небо къ торжествующимъ ликомъ. Доброподвижное же тѣло его здѣ положенное, почиваетъ». Въ малороссійскомъ же сказаніи о немъ такъ написано: «преподобный Титъ воинъ, которому когда была на войнѣ голова пробита, пересталъ воиномъ быти и пришовъ въ монастырь, и до смерти плакался грѣховъ своихъ, ажъ было ему ознаймено предъ смертію, иже отпуститъ Господь Богъ грѣхи его». (Смотри рукописный словарь преподобныхъ отцевъ Дальнихъ пещеръ, въ библіотекѣ Дальнихъ пещеръ подъ № 96 отдѣленныхъ о житіяхъ святыхъ, страница 21, о преподобномъ Титѣ 21). Тоже говорится и въ канонѣ (смотри 5-й тропарь 5-й пѣсни канона преподобныхъ отцевъ Дальныхъ пещеръ).

Современно надписямъ должно быть появленіе другой Лаврской рукописи подъ названіемъ: «тропари и кондаки святымъ отцамъ Дальнихъ пещеръ». Содержаніе ихъ одинаково съ надписями. (Смотри тамъ же 1-16). Поелику въ Дальнихъ пещерахъ есть много затворниковъ, то св. отцы, коихъ мощи есть въ Дальныхъ пещерахъ, жили въ 11-мъ, а больше въ 12-мъ столѣтіи, когда затворничество, бывшее при Антоніѣ и Ѳеодосіѣ, еще бо/с. 188/лѣе усилилось. (Смотри Исторію Русской Церкви Макарія епископа Винницкаго Спб. 1857 года томъ II, страница 63-66; томъ III, страница 34). Впрочемъ въ канонѣ и въ краткихъ сказаніяхъ не упоминается о святой Евфросиніи, игуменіи Полоцкой, священномученикѣ Лукіанѣ, Анатоліѣ, Мартиріѣ затворникѣ и Ѳеодорѣ молчаливомъ. Это потому, что, во время составленія службы преподобнымъ отцамъ Дальнихъ пещеръ (въ 1643 году), мощи сихъ святыхъ, будучи скрыты, не были, можетъ быть, извѣстны. По крайней мѣрѣ Кальнофойскій въ своей Тератургимѣ въ 1638 году не упоминаетъ объ нихъ. Также въ 1643 году не было уже въ Дальнихъ пещерахъ святыхъ мощей преподобныхъ отецъ Исидора, Евлогія и Даніила, о которыхъ упоминаетъ Кальнофойскій. (См. Theraturh 1638 rok. trakt. pierws paragr wtor. list 15, 16). Вѣроятно, при нашествіяхъ непріятельскихъ, бывшихъ съ 1638 до 1688 года мощи этихъ святыхъ, гдѣ-нибудь скрыты были, но потомъ не отысканы. (Смотри описаніе Лавры, страница 114). Для насъ драгоцѣнны и оставшіеся свѣдѣнія о святыхъ отцахъ Дальнихъ пещеръ. Извлекаемъ и передаемъ здѣсь все, что сказано объ нихъ въ поименованныхъ нами: рукописной тетради тропарей и кондаковъ, издавна находившейся въ библіотекѣ Дальныхъ пещеръ, и въ другомъ рукописномъ же сказаніи о жизни 40 святыхъ Дальнихъ пещеръ, которое мы принимаемъ за списокъ съ надписей надгробныхъ досокъ, выраженный славянопольскимъ языкомъ. Эти двѣ рукописи отысканы въ библіотекахъ Ближнихъ и Дальнихъ пещеръ 1850 г. начальникомъ Дальнихъ пещеръ, іеромонахомъ Иннокентіемъ, переплетены въ одну книгу, которая подъ № 96 хранится въ библіотекѣ Дальнихъ пещеръ. Имъ же собраны и доски съ надписями, еще не истребленныя и лежавшія въ разныхъ мѣстахъ, и тоже сохраняются на Дальнихъ пещерахъ. Въ Тератургимѣ Кальнофойскаго, въ описаніи Кіево-Печерской Лавры, въ Печерскомъ Патерикѣ, въ канонѣ преподобнымъ печерскимъ, въ Кіевскомъ Сборникѣ 1840 года, собраны и сохранены также нѣкоторыя свѣдѣнія о святыхъ отцахъ Дальнихъ пещеръ. Чтобы имѣть нѣкоторыя свѣдѣнія объ угодникахъ Божіихъ Дальнихъ пещеръ и доставить назиданіе другимъ на основаніи разныхъ указаній и свѣдѣній (которыя приведены въ концѣ сего сочиненія), составлены мною эти «Краткія сказанія о жизни и подвигахъ святыхъ отцевъ Дальнихъ пещеръ Кіево-печерской Лавры».

Примѣчаніе:
[1] Эти «Краткія сказанія о жизни и подвигахъ святыхъ отцевъ Дальнихъ Пещеръ, Кіево-Печерской Лавры» были изданы въ 1901 г. Кіево-Печерской Успенской Лаврой.

Источникъ: Кіево-Печерскій Патерикъ, или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 186-188.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.