Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Діодору, еп. Тарскому (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День первый.
Страданіе святаго мученика Іустина и дружины его.

Когда идолопоклонники издали по всѣмъ странамъ и городамъ (греко-римской имперіи) нечестивое повелѣніе противъ благочестивыхъ и преданныхъ благому закону христіанъ о томъ, чтобы всякій, вѣрующій во Христа, принуждался приносить жертву идоламъ, были взяты святые мученики Іустинъ, Харитонъ и Харита (женщина), Евелпистъ, Іераксъ, Пеонъ и Валеріанъ, приведены въ Римъ и представлены на судъ градоначальника Рустика. Тотъ сказалъ Іустину:

— «Окажи повиновеніе богамъ и царскимъ повелѣніямъ, чтобы не подпасть осужденію».

Святый Іустинъ отвѣчалъ ему:

— «Никто и никогда не можетъ быть осужденъ, если повинуется заповѣдямъ Спасителя нашего Іисуса Христа».

— «Какого ученія ты держишься?» спросилъ градоначальникъ.

Іустинъ отвѣчалъ:

— «Я прилежно изучалъ всякія внѣшнія ученія и достигъ искусства во всякомъ знаніи, но потомъ присоединился къ истинному христіанскому ученію, — хотя бы оно и не одобрялось тѣми, кто заблуждается въ неправомъ мудрованіи».

Рустикъ возразилъ на это:

— «Такъ ты, окаянный, любишь ученія, противныя нашему мудрованію?»

/с. 18/

— «Да, люблю», отвѣчалъ святый Іустинъ: «ибо слѣдую справедливому ученію христіанъ». — «Что это за ученіе?» — «Правое ученіе, которое мы, христіане, нерушимо соблюдаемъ, таково: знать единаго Бога, Творца и Создателя всего видимаго и невидимаго, и исповѣдывать Господа Іисуса Христа Сына Божія, нѣкогда предвозвѣщеннаго пророками, Который пріидетъ судить человѣческій родъ. Онъ есть Проповѣдникъ спасенія и Учитель желающихъ утвердиться въ добродѣтели. О безконечномъ Божествѣ Его я, человѣкъ немощный, меньшій изъ всѣхъ, не могу говорить съ достаточной силою, но исповѣдую, что это предсказано пророками: они за много вѣковъ предвозвѣстили сошествіе на землю Того, Кого наименовалъ я Сыномъ Божіимъ».

Градоначальникъ спросилъ:

— «Куда сходятся христіане?»

Іустинъ отвѣчалъ:

— «Всякій приходитъ туда, куда хочетъ и можетъ. Развѣ ты думаешь, что мы всѣ собираемся въ одно мѣсто? Это дѣло несбыточное: ибо Богъ христіанскій не пребываетъ въ какомъ-либо мѣстѣ, но, будучи невидимымъ, наполняетъ небо и землю; вездѣ покланяются Ему вѣрные, и слава Его провозглашается повсюду».

Сказалъ градоначальникъ: «Все-таки отвѣть намъ, куда вы сходитесь, и гдѣ собираешь ты своихъ учениковъ».

Іустинъ отвѣчалъ:

— «Я доселѣ находился близъ дома нѣкоего Мартина, при банѣ, называемой Тиміотини, пришелъ же въ городъ Римъ во второй разъ, и другого мѣста, кромѣ названнаго, не знаю; всякаго, пожелавшаго прійти ко мнѣ, я присоединялъ къ истинному ученію».

— «Итакъ ты христіанинъ?»

Спросилъ Рустикъ:

— «Да, я христіанинъ», отвѣчалъ Іустинъ. Тогда градоначальникъ обратился къ Харитону:

— «И ты не христіанинъ ли?»

Отвѣчалъ святый Харитонъ:

— «Съ помощью Божіей, и я христіанинъ».

Потомъ спросилъ Рустикъ блаженную жену Хариту, — слѣдуетъ ли и она Христовой вѣрѣ? Харита также объявила себя христіанкой, по благодати Божіей. Потомъ Рустикъ спросилъ Евелписта:

— «А ты кто?» — «Я царскій рабъ», отвѣчалъ тотъ: «но, какъ христіанину, Самъ Христосъ даровалъ мнѣ свободу; Его мило/с. 19/сердіемъ и благодатію сталъ я участникомъ той же надежды, какъ и тѣ, которыхъ ты видишь».

Затѣмъ градоначальникъ спросилъ Іеракса, не христіанинъ ли и онъ. Іераксъ ему отвѣчалъ:

— «Поистинѣ, и я христіанинъ, ибо почитаю Того же Бога и покланяюсь Ему».

— «Васъ сдѣлалъ христіанами Іустинъ?» спросилъ градоначальникъ.

Іераксъ отвѣчалъ: «Я и былъ, и буду христіаниномъ».

Бывшій тутъ же святый Пеонъ сказалъ:

— «И я христіанинъ».

— «Тебя кто научилъ христіанству?»

— «Отъ родителей принялъ я это доброе исповѣданіе», отвѣчалъ Пеонъ. Потомъ сказалъ Евелпистъ: «И я отъ родителей моихъ получилъ наставленіе въ христіанствѣ, внимая же словамъ Іустина, еще сильнѣе укрѣпился въ христіанской вѣрѣ».

— «Гдѣ же твои родители?» спросилъ градоначальникъ.

— «Въ Каппадокіи».

Потомъ градоначальникъ спросилъ Іеракса:

— «Въ какой странѣ живутъ твои родители?»

Іераксъ ему отвѣчалъ:

— «Истинный Отецъ нашъ — Христосъ, а матерь — вѣра въ Него; земные родители мои преставились, я же пришелъ сюда изъ Иконіи Фригійской».

Обратился градоначальникъ къ Валеріану, побуждая и его къ отвѣту:

— «Ты также христіанинъ и къ богамъ не усердствуешь?»

Валеріанъ отвѣчалъ:

— «И я христіанинъ, почитаю единаго истиннаго Бога и Ему покланяюсь, вашихъ же боговъ презираю».

/с. 20/ Снова градоначальникъ обратился къ Іустину:

— «Слушай ты, называющійся краснорѣчивымъ и считающійся послѣдователемъ истиннаго ученія: если начиная съ головы по всему тѣлу покроешься язвами, то думаешь ли чрезъ это войти на небо?»

Іустинъ отвѣчалъ:

— «Если я претерплю названное тобою мученіе, то надѣюсь получить такое же воздаяніе отъ Господа моего, какое уготовано сохранившимъ Христово ученіе; ибо я знаю, что всѣхъ, благочестиво пожившихъ и какъ-либо пострадавшихъ за Бога, ожидаетъ до скончаніи всего міра сокровенная благодать Божія».

На это градоначальникъ Рустикъ сказалъ: «Итакъ ты полагаешь взойти на небо и получить нѣкоторую награду отъ Бога твоего?»

— «Не полагаю», возразилъ Іустинъ, «но знаю достовѣрно и надѣюсь на это безъ сомнѣнія».

Сказалъ Рустикъ:

— «Однако приступимъ къ предстоящему намъ дѣлу: соберитесь вмѣстѣ, и всѣ вмѣстѣ принесите жертву богамъ».

На это Іустинъ возразилъ:

— «Никто, разсуждающій здраво, не захочетъ лишиться благочестія и впасть въ заблужденіе и беззаконіе».

Рустикъ возразилъ:

— «Если вы не будете повиноваться нашимъ повелѣніямъ, то понесете муки безъ всякаго помилованія».

Іустинъ отвѣчалъ: «Воистину желаемъ претерпѣть муки за Господа нашего Іисуса Христа и спастись, ибо эти муки исходатайствуютъ намъ спасеніе и дерзновеніе на страшномъ судѣ Его, на который по повелѣнію Божію предстанетъ весь міръ».

Такъ же говорили и всѣ прочіе святые мученики, присовокупляя:

— «Исполняй скорѣе намѣреніе свое; мы христіане, — идоламъ приносить жертву не будемъ».

Выслушавъ это, градоначальникъ объявилъ приговоръ:

— «Не желающіе принести жертву богамъ и покориться царскому повелѣнію да будутъ наказаны жезлами и отведены на смертную казнь чрезъ обезглавленіе, какъ повелѣваютъ римскіе законы».

/с. 21/ Такъ святые мученики, славящіе Бога, были выведены на обычное мѣсто казней, приняли раны и, усѣченные сѣкирою, окончили страданія въ спасительномъ исповѣданіи. Потомъ нѣкоторые изъ вѣрныхъ тайно взяли ихъ честныя тѣла и погребли на достойномъ мѣстѣ, при содѣйствіи благодати Господа нашего Іисуса Христа, Емуже слава во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 17-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.