Церковный календарь
Новости


2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День первый.
Житіе преподобнаго отца нашего Агапита Печерскаго, безмезднаго врача.

Когда преподобный отецъ нашь Антоній Печерскій [1] былъ прославленъ даромъ исцѣленія, пришелъ къ нему въ пещеру изъ Кіева блаженный Агапитъ, желая получить душевное исцѣленіе чрезъ постриженіе въ иноческій чинъ; удостоившись желаемаго, онъ всѣмъ сердцемъ послѣдовалъ ангелоподобному житію преподобнаго Антонія, руководясь и его наставленіями. Агапитъ былъ очевидцемъ того, какъ этотъ великій мужъ самъ служилъ болящимъ и исцѣлялъ ихъ своею молитвою, причемъ скрывая дарованіе, данное молитвѣ его, вручалъ недужнымъ подъ видомъ лѣкарства травы отъ пищи своей. Видя это, блаженный Агапитъ началъ соревновать святому старцу въ подвигахъ и трудился такъ много лѣтъ; когда расхварывался кто-либо изъ братіи, блаженный оставлялъ келлію свою, въ которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходилъ къ болящему брату и служилъ ему: поднималъ его, укладывалъ, выносилъ на своихъ рукахъ, и непрестанно молилъ Бога объ исцѣленіи недужнаго; если же болѣзнь иногда и затягивалась, то чрезъ это Господь желалъ умножить вѣру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подра/с. 22/жая подвигамъ преподобнаго Антонія, блаженный Агапитъ сподобился быть участникомъ и равной съ нимъ благодати: молитвою своею онъ исцѣлялъ всѣхъ болящихъ, также подавая имъ травы, которыя варилъ въ пищу себѣ, за что, собственно, и былъ прозванъ врачемъ. О немъ распространилась молва въ Кіевѣ, и много болящихъ приходило къ нему, отходя здоровыми.

Въ то время жилъ во Кіевѣ нѣкій врачъ, происхожденіемъ и вѣрою армянинъ, настолько искусный въ своемъ дѣлѣ, что раньше не было равнаго ему. Достаточно было ему взглянутъ на болящаго смертнымъ недугомъ, какъ онъ тотчасъ узнавалъ и объявлялъ день и часъ его кончины, и всегда безошибочно; такого больного онъ уже ни за что не хотѣлъ лечить. Одинъ изъ болящихъ такого рода, первый бояринъ у великаго князя Всеволода [2], котораго армянинъ повергъ въ отчаяніе, предсказавъ смерть чрезъ восемь дней, былъ принесенъ въ Печерскій монастырь. Но блаженный Агапитъ, сотворивъ молитву о немъ, далъ ему въ пищу травъ, которыя вкушалъ самъ и исцѣлилъ его; и немедленно прошла о немъ слава по всей землѣ русской. Армянинъ, уязвленный стрѣлою зависти, началъ укорять блаженнаго и послалъ въ Печерскій монастырь одного осужденнаго на смерть, который долженъ былъ принять предъ Агапитомъ ядъ и умереть. Блаженный, видя этого человѣка умирающимъ, далъ ему съ молитвою о немъ той травы, которую вкушалъ самъ, и этимъ избавилъ отъ смерти обреченнаго на смерть. Съ тѣхъ поръ армянинъ особенно вооружился на блаженнаго и подговорилъ своихъ единовѣрцевъ подать самому Агапиту питье съ примѣсью смертнаго яда; блаженный же принялъ и остался невредимымъ. Вѣсть бо Господь благочестивыя отъ напасти избавляти (2 Петр. 2, 9), по слову Своему: аще и что смертно испіютъ, не вредитъ ихъ (Марк. 16, 18).

Потомъ разболѣлся въ Черниговѣ князь Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ [3]. Армянинъ хотя и старательно врачевалъ его, но безуспѣшно, такъ что недугъ все болѣе и болѣе увеличивался. Уже будучи при кончинѣ, князь просилъ тогдашняго игумена Печерскаго Іоанна прислать къ нему въ Черниговъ для врачеванія бла/с. 23/женнаго Агапита. Игуменъ призвалъ его и извѣстилъ о просьбѣ князя, но блаженный Агапитъ, котораго никто еще не видѣлъ выходящимъ изъ воротъ для врачеванія внѣ монастыря, со смиреніемъ сказалъ:

— «Если я пойду для этого дѣла къ князю, то и ко всѣмъ долженъ идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырскія ворота ради славы человѣческой, избѣгать которой обѣщался я предъ Богомъ до послѣдняго издыханія. Если позволишь, лучше я удалюсь въ иную страну и потомъ опять возвращусь сюда, когда минетъ эта нужда».

Посланный князя, убѣдившись, что не будетъ въ состояніи призвать къ своему господину самого блаженнаго Агапита, началъ просить, чтобы онъ далъ хотя травъ для исцѣленія. По убѣжденіямъ игумена, блаженный далъ посланному травъ отъ пищи своей; ихъ принесли къ князю, послѣдній вкусилъ и немедленно выздоровѣлъ, по молитвамъ блаженнаго.

Тогда князь Владиміръ Мономахъ пришелъ самъ въ Печерскій монастырь, желая видѣть того, чрезъ кого Богъ возвратилъ ему здравіе; онъ никогда не встрѣчался ранѣе съ блаженнымъ и теперь желалъ почтить его, щедро одаривъ. Но Агапитъ, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдалъ игумену принесенное для угодника Божія золото. Но спустя немного времени, тотъ же Владиміръ снова послалъ одного изъ своихъ бояръ со многими дарами къ блаженному Агапиту. Посланный нашелъ святаго Агапита въ келліи и положилъ предъ нимъ подарки князя. Блаженный сказалъ ему:

— «Чадо, никогда, ни отъ кого и ничего не бралъ я (за исцѣленіе), потому что исцѣлялъ силою не своею, но Христовою; не требую этого и нынѣ».

Бояринъ отвѣчалъ:

— «Отче! пославшій меня знаетъ, что ты ничего не требуешь; /с. 24/ но умоляю тебя прими это, чтобы утѣшить сына твоего, которому чрезъ тебя Богъ даровалъ здравіе; даръ же отдай, если тебѣ угодно, нищимъ».

Старецъ отвѣчалъ ему:

— «Если ты такъ говоришь, то приму съ радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, — чужое, и ничего не возьметъ онъ съ собою, когда будетъ разставаться съ жизнью; поэтому пусть и остальное раздастъ онъ нищимъ. Ибо Самъ Господь, Который находится среди обездоленныхъ, избавилъ его отъ смерти, я же самъ по себѣ никакого успѣха не имѣлъ бы; и прошу, чтобы онъ не ослушался этихъ наставленій моихъ, дабы не пострадать болѣе сильно».

Съ такими словами блаженный Агапитъ взялъ принесенное золото и вышелъ съ нимъ изъ келліи, какъ бы для того, чтобы спрятать его; вынесъ и бросилъ, самъ же бѣжалъ и скрылся. Спустя немного времени бояринъ вышелъ, увидѣлъ брошенные предъ воротами дары, поднялъ и отдалъ игумену Іоанну. Возвратившись къ князю, онъ разсказалъ ему все что видѣлъ у блаженнаго и что слышалъ отъ него; и всѣ уразумѣли, что это — истинный рабъ Божій, ищущій награды отъ одного Бога, а не отъ людей. Князь же, не осмѣливаясь ослушаться святаго, началъ раздавать нищимъ щедрую милостыню.

Послѣ многихъ богоугодныхъ трудовъ и подвиговъ, впалъ въ болѣзнь и самъ безмездный врачъ, блаженный старецъ Агапитъ. Узнавъ объ этомъ, вышеупомянутый врачъ армянинъ пришелъ посѣтить его и началъ спорить съ нимъ о врачебномъ искусствѣ, спрашивая, какимъ средствомъ лѣчится недугъ Агапита.

Блаженный отвѣчалъ:

— «Тѣмъ, какимъ подаетъ здравіе Самъ Господь, врачъ души и тѣла».

Армянинъ счелъ его совершенно не знающимъ врачеванія и сказалъ сопровождавшимъ его:

— «Онъ ничего не знаетъ въ нашемъ искусствѣ».

Потомъ, взялъ его за руку и сказалъ:

— «Говорю истину; на третій день онъ умретъ; если измѣнится слово мое, то я измѣню жизнь мою, и самъ стану такимъ же монахомъ».

Блаженный съ горячностью сказалъ:

— «Такъ вотъ способъ твоего врачеванія: больше говорить о /с. 25/ смерти, чѣмъ о помощи! Если ты искусенъ, дай мнѣ жизнь; если не можешь этого, зачѣмъ унижаешь меня и осуждаешь на смерть въ третій день? Меня же извѣстилъ Господь, что черезъ три мѣсяца отойду я къ Нему».

Снова сказалъ ему армянинъ:

— «Вотъ ты уже весь измѣнился; такіе никогда не выживаютъ дольше трехъ дней».

Святый Агапитъ дѣйствительно былъ въ крайнемъ изнеможеніи, такъ что безъ посторонней помощи не могъ даже двинуться. Между тѣмъ къ блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцѣленія нѣкоего больного изъ Кіева. Блаженный съ Божіею помощію немедленно всталъ, какъ бы и вовсе не болѣлъ, взялъ обычную свою траву, которую вкушалъ, и показалъ армянину, говоря:

— «Вотъ трава, которою я врачую: смотри и разумѣй».

Тотъ, посмотрѣвъ, сказалъ святому:

— «Это не изъ нашихъ травъ, но, думаю, изъ Александріи».

Блаженный, осуждая невѣжество его, далъ болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворилъ его здоровымъ. Потомъ онъ сказалъ армянину:

— «Сынъ мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничѣмъ инымъ не могу угостить тебя».

— «Отче», отвѣчалъ ему армянинъ: «мы въ этомъ мѣсяцѣ постимся четыре дня, и теперь я держу постъ».

Услышавъ это, блаженный спросилъ его:

— «Кто ты, и какой вѣры?»

Тотъ отвѣчалъ:

— «Развѣ ты не слышалъ обо мнѣ, что я армянинъ?»

Тогда блаженный сказалъ ему:

— «Какъ же ты осмѣлился войти сюда и осквернить мою келлію, да еще держишь меня за грѣшную мою руку? Выдь отъ меня, иновѣрный [4] и нечестивый».

/с. 26/ И тотъ, посрамленный, удалился.

Послѣ того блаженный Агапитъ прожилъ, какъ предрекъ ранѣе, три мѣсяца и, немного поболѣвъ, отошелъ ко Господу. Будучи на землѣ врачемъ безмезднымъ, онъ принялъ великую награду уже на небѣ, гдѣ нѣтъ болѣзни. Братія приготовили къ погребенію честное тѣло его и съ обычнымъ пѣніемъ положили въ пещерѣ преподобнаго Антонія [5]. По кончинѣ святаго, пришелъ армянинъ въ Печерскій монастырь и сказалъ игумену:

— «Отнынѣ я оставляю армянскую ересь и истинно вѣрую въ Господа Іисуса Христа, для Котораго желаю трудиться въ святомъ иноческомъ чинѣ. Блаженный Агапитъ явился мнѣ и сказалъ:

— «Ты обѣщался принять иноческій образъ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу. Я вѣрую, что явившійся мнѣ святъ, и если бы хотѣлъ онъ дольше жить здѣсь, то это даровалъ бы ему Богъ. Я полагалъ, что онъ не переживетъ трехъ дней, а Богъ прибавилъ ему три мѣсяца, а если бы онъ желалъ, то жилъ бы и три года. Но я думаю, что самъ онъ, какъ святый, захотѣлъ оставить насъ, стремясь въ царство святыхъ и если преставилъ его Богъ изъ временной жизни въ сей обители, за то даровалъ ему жизнь вѣчную въ обителяхъ небесныхъ. Поэтому желаю скорѣе исполнить повелѣніе этого святаго мужа».

Игуменъ, выслушавъ армянина, постригъ его въ иноческій образъ и долго наставлялъ врача тѣлесъ, чтобы онъ, послѣдуя блаженному Агапиту, былъ искусенъ во врачеваніи своей души. Армянинъ подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь въ томъ же Печерскомъ монастырѣ, здѣсь же принялъ блаженную кончину, предавъ душу свою въ руки врача душъ и тѣлесъ, Господа нашего Іисуса Христа, славимаго съ безначальнымъ Отцемъ и съ Пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Преп. Антоній, родомъ изъ Любеча (въ 40 верстахъ отъ Чернигова), постриженникъ св. горы Аѳонской. Придя въ Кіевъ, избралъ мѣстомъ поселенія одну пещеру въ лѣсистой горѣ близъ Днѣпра. Богоугодная, подвижническая жизнь преп. Антонія собрала около него многихъ, желавшихъ, подъ его руководствомъ, проводить иноческую жизнь. Такъ возникъ знаменитый Кіево-Печерскій монастырь. Скончался преп. Антоній 90-лѣтнимъ старцемъ, послѣ 46-лѣтнихъ подвиговъ въ пещерѣ, въ 1073 г. 7 мая. Память его 10 іюля.
[2] Всеволодъ Ярославичъ княжилъ первый разъ шесть мѣсяцевъ (1075-1076 гг.) и второй разъ съ 1078 по 1093 годъ.
[3] Владиміръ Всеволодовичъ княжилъ затѣмъ въ Кіевѣ съ 1114 по 1125 годъ.
[4] Армяне раздѣляютъ монофизитскую ересь, осужденную четвертымъ Вселенскимъ соборомъ въ Халкидонѣ (451 г.) и отвергаютъ всѣ послѣдовавшіе за нимъ Вселенскіе соборы. Сущность монофизитской ереси состоитъ въ ученіи, что Господь Іисусъ Христосъ, рожденный изъ двухъ природъ или естествъ, пребываетъ не въ двухъ — ибо человѣческая природа въ Лицѣ Бога-Слова такъ тѣсно соединилась съ Его Божественною природою, что только мысленно можетъ отъ нея отличаться. Въ древней Руси вообще существовалъ взглядъ на армянъ, какъ злыхъ еретиковъ: такъ, митрополитъ Кипріанъ (1386-1406) въ своихъ каноническихъ отвѣтахъ писалъ игумену Аѳанасію: «армянская же ересь гнуснѣйше паче всѣхъ ересей; сего ради не достоитъ православному крестьянину (т. е. христіанину) ни едино же общеніе имѣти съ ними».
[5] Преп. Агапитъ скончался не позднѣе 1095 года; мощи его почиваютъ въ пещерѣ св. Антонія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 21-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.