Церковный календарь
Новости


2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 8-ю. День Святой Троицы. Пятидесятница (1864)
2017-05-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 7-й седмицы. Троицкая поминальная суббота (1864)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Житія святыхъ

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

МѢСЯЦЪ ІЮНЬ.

День первый.
Память преподобнаго отца нашего Діонисія, игумена Глушицкаго, новаго чудотворца.

Сей преподобный отецъ нашъ Діонисій подвизался сперва вблизи озера, называвшагося Великимъ Кубенскимъ [1] и находившагося на разстояніи четырнадцати поприщъ [2] на востокъ отъ города Вологды. Впослѣдствіи онъ оставилъ это мѣсто и въ сопровожденіи инока, по имени Пахомія, сталъ обходить многія мѣста, расположенныя въ окрестностяхъ названнаго озера, ища такого, гдѣ бы въ уединеніи онъ могъ отдаться служенію Богу. Преподобный Діонисій и Пахомій пришли въ селеніе, называвшееся Лучицей [1], и здѣсь прежде всего построили себѣ келлію, а вскорѣ послѣ сего соорудили и церковь во имя святаго Николая, которую и освятили по благословенію ростовскаго епископа Григорія. Послѣ сего стали собираться къ нимъ иноки, чтобы жить съ ними и подвизаться для душевнаго спасенія. Устроивъ на указанномъ мѣстѣ монастырь, преподобный Діонисій учредилъ въ немъ общежитіе и, принявъ послѣ сего санъ священника [4], сталъ въ чистотѣ приносить жертву Господу.

Вскорѣ послѣ сего преподобный поставилъ настоятелемъ устроеннаго имъ монастыря ученика своего, вышеназваннаго Пахомія, и, преподавъ благословеніе мира братіи, самъ удалился изъ /с. 28/ монастыря на разстояніе пятнадцати поприщъ, на рѣку Глушицу, и тамъ остановился на ночлегъ. Въ тонкомъ снѣ онъ услышалъ какъ бы голосъ, раздающійся въ этомъ пустынномъ мѣстѣ и зовущій его. Онъ тотчасъ же пробудился, почувствовалъ великую радость и, сотворивъ молитву, водрузилъ на семъ мѣстѣ крестъ, который принесъ съ собою, а потомъ подъ однимъ деревомъ, — которое и до настоящаго времени растетъ внутри монастыря, имѣетъ черныя ягоды и называется черемухой, — соорудилъ себѣ небольшую келлію. Одинъ человѣкъ, страдавшій зубною болью, съѣлъ съ вѣрою ягоду съ этого дерева и тотчасъ же почувствовалъ себя здоровымъ. Послѣ сего преподобный Діонисій предался на семъ мѣстѣ строгому воздержанію, всенощному бодрствованію, посту и молитвѣ. И спустя немного времени одинъ за другимъ стали приходить къ нему на это мѣсто иноки, такъ что число учениковъ его стало умножаться. Видя это, преподобный построилъ на этомъ мѣстѣ церковь во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Ея Покрова [5], и устроилъ монастырь. Прошло нѣсколько лѣтъ послѣ сего, и число иноковъ увеличилось до того, что помѣщеніе въ церкви оказалось для нихъ малымъ, и они стали просить святаго Діонисія, чтобы онъ построилъ для нихъ другую церковь, бóльшую этой. Исполняя просьбу братіи, преподобный построилъ новую церковь [6], значительно бóльшую первой, чудно украсилъ ее иконами [7], снабдилъ книгами и нелѣностно сталъ поучать братію, наставляя ихъ въ томъ, что должно было принести имъ душевную пользу.

Однажды, когда преподобный собрался итти въ церковь къ богослуженію, на него напало множество бѣсовъ. Скрежеща зубами, они стали его бить, а затѣмъ, поднявши полъ, положили его тамъ и говорили ему:

— «Уйди изъ этого мѣста, иначе ты умрешь злою смертію!»

Но преподобный молитвою побѣдилъ ихъ слабую силу, и они тотчасъ же исчезли. Между тѣмъ братія, не видя святаго, пришли /с. 29/ въ его келлію и, нашедши его придавленнымъ половыми досками, подняли полъ, послѣ чего онъ сказалъ имъ:

— «Видите, братія, какую борьбу ведутъ съ нами враги наши, но пусть это не устрашаетъ насъ».

Послѣ сего преподобный Діонисій тайно отъ братіи ушелъ изъ монастыря и пришелъ въ пустынное мѣсто, находившееся въ четырехъ поприщахъ къ югу отъ большой лавры [8] на берегу той же рѣки Глушицы и называвшееся Сосновцемъ. Здѣсь онъ соорудилъ церковь во имя Іоанна Крестителя [9], построилъ келліи и переселилъ сюда изъ своего монастыря нѣкоторыхъ изъ братіи. Онъ сказалъ имъ, что здѣсь будетъ погребено тѣло его и повелѣлъ имъ все необходимое для своего содержанія получать изъ большой лавры. На этомъ послѣднемъ мѣстѣ своихъ подвиговъ еще за семь лѣтъ до своей кончины: преподобный самъ выкопалъ для себя могилу, чтобы она каждый день напоминала ему о томъ часѣ, когда въ нее будетъ положено тѣло его. Съ этого времени онъ еще болѣе усилилъ свои богоугодные подвиги въ постѣ, молитвѣ и бодрствованіи и много разъ всю ночь простаивалъ на морозѣ, утруждая этимъ плоть свою. Совершивъ силою Христовою множество чудесъ и причастившись предъ исходомъ души своей Пречистаго Тѣла и Крови, преподобный Діонисій преставился въ вѣчный покой» [10].

/с. 30/ Наружность преподобнаго была такая: роста онъ былъ низкаго и тѣломъ весьма худъ, голову имѣлъ немалую, брови — полукруглыя, лице — продолговатое, щеки — впалыя, глаза — кроткіе, бороду — до груди, густую, волосы — свѣтлорусые и полусѣдые.



Тропа́рь, гла́съ 1:

Боже́ственною любо́вію отъ ю́ности распала́емь, Діони́сіе преподо́бне, вся́, я́же въ мíрѣ кра́сная, возненави́дѣвъ, Христа́ еди́наго возлюби́лъ еси́, и сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́, со звѣрьми́ живы́й, ве́сь Христо́ви [11]. Отону́дуже и Всеви́дящее Око [12], твоя́ труды́ ви́дѣвъ, да́ромъ чуде́съ и по преставле́ніи обогати́лъ тя́ е́сть. Тѣ́мже вопіе́мъ ти́: моли́ непреста́нно о всѣ́хъ на́съ, честну́ю па́мять твою́ при́сно въ пѣ́снехъ почита́ющихъ.

Конда́къ, гла́съ 8:

Все́ твое́ у́мное жела́ніе къ Бо́гу впери́въ, Тому́ невозвра́тно отъ души́ послѣ́довалъ еси́, въ пусты́ню всели́вся, и, та́мо а́нгельски пожи́въ, мно́гимъ пу́ть бы́лъ еси́ ко спасе́нію; сего́ ра́ди и Христо́съ тебе́ просла́ви и да́ромъ чуде́съ обогати́. Тѣ́мже вси́ вопіе́мъ ти́: ра́дуйся, Діони́сіе преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

Примѣчанія:
[1] Преподобный Діонисій, въ мірѣ Димитрій, родился въ 1362 году въ окрестностяхъ города Вологды. О его родителяхъ и жизни его до принятія иночества не сохранилось свѣдѣній. Онъ былъ постриженъ Діонисіемъ, игуменомъ Спасокаменной обители, находившейся на Кубенскомъ озерѣ, и въ этой обители подвизался 9 лѣтъ. Кубенское озеро названо «Великимъ» вѣроятно потому, что изъ всѣхъ озеръ Вологодскаго края оно — самое большое.
[2] Поприще — мѣра разстоянія въ 690 саженей.
[3] Селеніе Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенскаго озера у устьевъ рѣки Кубени. Здѣсь до прихода преподобнаго Діонисія существовалъ пришедшій въ запустѣніе монастырь, и Діонисій его возобновилъ.
[4] Преподобный Діонисій былъ рукоположенъ, въ іерейскій санъ ростовскимъ архіепископомъ, Григоріемъ и, по мнѣнію преосвященнаго Филарета (Житія святыхъ, іюнь, стр. 11) еще до окончанія постройки храма на Лучицѣ.
[5] Эта церковь построена была въ 1403 году. Кубенскій князь Димитрій, желая оказать помощь преподобному Діонисію, прислалъ для ея построенія своихъ мастеровъ, плотниковъ.
[6] Эта вторая церковь построена была чрезъ 9 лѣтъ послѣ первой, въ 1412 году.
[7] Преподобный Діонисій самъ писалъ иконы, такъ какъ былъ искуснымъ художникомъ. До сихъ поръ сохранились иконы, писанныя его рукою. Такъ, въ Прилуцкомъ монастырѣ показывается икона преподобнаго Димитрія, написанная имъ; въ Кирилло-Бѣлозерскомъ монастырѣ въ иконостасѣ собора есть образъ преподобнаго Кирилла — тоже его работы и др.
[8] Такъ названъ здѣсь Покровскій монастырь, изъ котораго удалился преподобный.
[9] Этотъ храмъ былъ построенъ въ 1420 году.
[10] Преподобный Діонисій скончался 74 лѣтъ отъ роду въ воскресный день 1-го іюня 1437 года. Московскій Соборъ, бывшій въ 1547 году при митрополитѣ Макаріи, причислилъ его къ лику святыхъ, а въ 16 столѣтіи была построена первая церковь во имя его. Мощи его почиваютъ подъ спудомъ въ Сосновецкомъ монастырѣ въ храмѣ во имя святыхъ Діонисія и Амфилохія. Въ монастырѣ хранятся двѣ иконы, — одна Покрова, а другая Знаменія Божіей Матери, — обѣ по преданію написанныя преподобнымъ Діонисіемъ.
[11] Весь Христови, т.-е. всего себя отдалъ Христу, всѣ силы свои посвятилъ исполненію заповѣдей Христовыхъ.
[12] Всевидящее Око, т.-е. всевидящій Богъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 27-30.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.